Где собирают Фиат Дукато
Итальянские авто – особенная тема. Точнее, отечественный парадокс. Несмотря на то обстоятельство, что именно итальянцы были основоположниками производства машин на небезызвестном заводе АвтоВАЗ, в России популярность марки не слишком-то высока. И уж совсем чудно смотрятся ситуации, когда отечественные автолюбители покупают безвестных «китайцев», но в то же время настороженно относятся к продукции всемирно известной автомобильной марки.
И если с легковыми моделями все более-менее сносно, то грузовой сегмент наши потребители вообще не знают. Там, где собирают Фиат Дукато, очень бы хотели изменить эту ситуацию в свою пользу. Но сперва мы расскажем об этой машине подробнее.
Итак, Fiat Ducato – этакая «итальянская Газель». В смысле, небольшой коммерческий автофургон, который впервые появился еще в 2006 году. Только сделанный качественнее, да и по внешнему виду не застрявший в недалеком прошлом. Словом, машина симпатичная, выглядит добротно. Но как там с «внутренним миром»?
Все в полном порядке. Комплектуется авто сугубо дизельными моторами, мощность которых – 120 л/с. Двигатели экономичные, на сто километров пути сжигают не более девяти литров солярки. Новый, 2015 года, Дукато, который подвергся небольшому редизайну, отныне выглядит еще изящнее. Кроме того, инженеры значительно расширили ассортимент движков, так что сейчас каждый сможет подобрать фургон, идеально подходящий для выполнения именно его задач.
Расположение производства, особенности модели
Так где сегодня собирают Фиат Дукато? Делается это в двух местах:
- В российской Елабуге.
- На турецких автомобильных предприятиях.
В отличие от того же Альбеа, продажи которого в России никаких рекордов не побили, этот фургончик уже пришелся по душе многим отечественным предпринимателям. Причин тому много. Во-первых, елабужская сборка Фиат Дукато прекрасно адаптирована к нашим условиям. Например, по сравнению с базовой моделью, у этого варианта значительно увеличен клиренс.
Кроме того, тяговитый дизельный мотор позволяет перевозить большие партии товара за один раз, причем даже разбитые сельские дороги не помешают транспортировке. Небольшой расход горючего лишь повышает привлекательность фургона для потенциального покупателя. Так как у этого грузовичка передний привод, он без особых усилий взбирается на любые пригорки, даже будучи груженым.
Конструкция машины надежная и крепкая, в самый раз для России! Если заливать в бензобак нормальное топливо и вовремя менять масло, то грузовик наверняка не будет отвлекать вас никакими поломками. После «Газелей», особенно 90-х годов выпуска, это просто сказка! Таким образом, авто можно смело рекомендовать всем предпринимателям. Машина не подведет, всегда доставит груз к месту назначения.
Где и как собирают FIAT Ducato для России
Завод Sevel Plant, расположенный близь адриатического побережья Италии, занимает колоссальную территорию в 1 260 000 квадратных метров, хотя непосредственно под производство здесь пока освоено «всего» 375 545 «квадратов». Впрочем, если FIAT будет наращивать выпуск машин теми темпами, что наблюдаются сейчас, ему и оставшихся «пустых» земель окажется мало. Достаточно сказать, что в минувшем году со здешних конвейеров сошло 290 309 машин, а в этом планируется выпустить как минимум столько же!
Впрочем, нас в первую очередь интересуют не «очки», «голы», «секунды», а показатели качества выпускаемой продукции. И, знаете ли, создается впечатление, что это производство FIAT — чуть ли не последнее место на земле, где строят не одноразовые машины.
Об этом говорит хотя бы тот факт, что только в прошлом году число клиентских обращений по гарантийным случаям сократилось по сравнению с 2015-м годом почти на 20%. А в 2017 их, рассчитывают итальянцы, будет меньше еще на 10—12 процентов.
Не мудрено поэтому, что в последние годы российские дилеры бренда жалуются, что их клиенты стали гораздо реже менять старые «фиатовские» фургоны на новые. Понятно, конечно, что в процессы обновления автопарков свои коррективы внес бушующий в стране кризис. Однако в сегменте легкого коммерческого транспорта, не поменянная вовремя машина, это не экономия, а прямой убыток, учитывая серьезные пробеги каждой единицы техники и затраты на техобслуживание и ремонт «старушек».
Но, похоже, в случае с FIAT Ducato этот принцип не действует — машины надежно перевозят грузы и людей, не разоряя владельцев частыми ремонтами и не требуя замены. И тому есть ряд вполне объективных объяснений.
Начать хотя бы с комплектующих. Почти половина деталей, поступающая на завод SEVEL, made in Italy. Еще четверть — от других европейских партнеров. Но при том, что качество изготовления деталей, попадающих на конвейер, вроде бы априори не вызывает сомнений, на FIAT существует жесткий входной контроль. Так, скажем, панели (и особенно сложной конфигурации), из которых варится кузов, проверяют не только на соответствие заданным размерам, геометрическим и другим параметрам, но и на точное — до микронов — расположение точек соединения друг с другом. И уж совершенно неприлично-пристальное внимание обращают на движущиеся кузовные элементы. Понятное дело, что весь «контроль и учет» ведет электроника.
И тут вообще надо сказать, что доля ручного труда на этом заводе уверенно стремится к нулю. В цехах кузовной сборки, например, он не превышает и десяти процентов — автомобили варят роботы. Между прочим — самодиагностируемые. Машины научены оценивать свое состояние и в случае какого-нибудь «недомогания» вызывают ремонтную бригаду. И это, не считая плановых регламентных работ по замене масла или ТО их моторов. И эффект от использования робототехники впечатляющий — последние 13 лет конвейер тут функционирует как точнейшие швейцарские часы — не убегая вперед и не опаздывая ни на секунду.
А работа без авралов, как вы понимаете, самым прямым образом сказывается на качестве всех сварочных процессов и процедур. А их, между прочим, немало. Для справки: кузов «ФИАТ Дукато» сваривается, а если быть точнее — спаивается в 12 000 точках. В основном, повторимся, методом точечной сварки, поскольку она и экономичнее, и, главное, надежнее новомодной лазерной. Последнюю в FIAT применяют в местах, постоянно находящихся на виду у человека — главным образом у оконных проемов.
И кстати: знаете ли вы, что водительская и пассажирская дверь Ducato не «цельнолитые», а состоящие для надежности из двух частей? Первая, узкая и массивная, крепится к кузову, а вторая (та, что с окошком), приваривается к ней. А вообще сварочными работами на кузовном производстве заняты — ни много, ни мало — 722 робота. И еще 59 увлечены покраской машин (люди берутся за кисточки и краскопульты только там, куда рука робота пока еще не в силах дотянуться.
А вот где человек до сих пор правит бал, так это в цехах финальной сборки — здесь, увы, слишком много мелких и тонких операций, которые инженерная мысль не смогла механизировать. И с точки зрения работодателя- это самый затратный производственный участок, поскольку очень много ресурсов уходит на борьбу с пресловутым человеческим фактором. Достаточно сказать, что тут стоит пост, в обязанности которого входит проверка всех без исключения авто, сходящих с конвейера. Задействованная в этом процессе бригада «прозванивает», «просматривает», «прощупывает» и «пронюхивает» готовый автомобиль со всех сторон. Работа адская если учесть, что в этом цеху машина получает более 4000 различных деталей, включая двигатель, трансмиссию и ходовую.
И если «фиатовская ОТК» обнаруживает дефект, то вызывает бригадира напортачившей бригады для его устранения. Происходит это весьма живенько.
Никто никому не звонит, не врубает сирену и не посылает гонца. Просто в цехе начинает играть веселенькая музычка, а на специальном табло загорается код ошибки с указанием виновных в ней.
Любопытно, что после устранения брака память о нем навсегда остается в виде так называемого BAR-кода в электронном паспорте машины. Что, кстати сказать, очень полезно для ее будущего владельца, поскольку к этой «истории болезни» имеют доступ официальные дилеры марки во всем мире, включая российских. То есть в случае неожиданной и непредвиденной поломки у них есть возможность довольно быстро понять, не связана ли она с «детством» подопечной.
И столь пристальное внимание к качеству выпускаемой продукции понятно. В частности и потому, что основным рынком сбыта FIAT Ducato является Германия, где итальянцы практически на равных бьются с Mercedes, занимая после его Sprinter второе место по продажам и надеясь в будущем году стать первыми. Правда, речь тут идет о сегменте кемперов и других домов на колесах. Но в контексте качества продукции это не важно, поскольку абсолютно все Ducato, поставляемые более чем в 80 стран мира, включая Россию, собираются на одном конвейере по единым правилам и технологиям.
То есть за шасси, идущим в ФРГ, может идти бортовая версия для Мексики, а следом — фургон для России. И рабочий, оснащающий конкретный экземпляр, может и не знать, куда он отправится — в Африку или на Украину. Для него главное — точно следовать технологической карте.
И, наверное, после всего выше сказанного уже ни у кого не возникнет вопросов, почему итальянцы не боятся давать на свою коммерческую технику два года гарантии без ограничения пробега…
РОССИЙСКИЙ DUCATO ПОШЕЛ В СЕРИЮ!
Компания «Северсталь-авто» (новое название Sollers) реализовала еще один амбициозный проект: 27 мая в Елабуге было официально открыто серийное производство легкого коммерческого автомобиля Fiat Ducato, который обещает стать самым массовым на российском рынке среди иномарок подобного класса и, возможно, составит конкуренцию даже ГАЗели. Производственные мощности «Соллерс-Елабуга» рассчитаны на выпуск 75.000 автомобилей в год!
Старый конь борозды не испортит.
Правда, оговоримся сразу: ставший на конвейер в Елабуге автомобиль — это Fiat Ducato предыдущего, второго поколения (1994-2005), который Sollers, тем не менее, рекомендует как «новый коммерческий автомобиль российского производства». Очень дипломатичное замечание (для «российского производства» он, возможно, и в самом деле новый), хотя могли бы и честно признаться: да, платформа слегка устаревшая, зато отработанная и проверенная. А еще могли бы напомнить, что в свое время Fiat Ducato II (вместе со своими «братьями-близнецами» Citroen Jumper и Peugeot Boxer) произвел фурор в Европе и выиграл титул Van of the Year. Но было это действительно давно — в 1994 году.
Появление Ducato II стало настоящим прорывом на рынке коммерческого транспорта. Передний привод (непривычный по тем временам) и установленный поперечно двигатель позволили сделать пол грузового отсека очень низким и максимально использовать полезное пространство; вместо традиционной «кочерги» КПП на полу появился джойстик на приборной панели; наименьшие среди конкурентов свесы, дающие возможность вплотную подъезжать к бордюру, въезжать на пандус и т.д., сделали автомобиль высокоманевренным и максимально приспособленным для работы в городе — благодаря всем этим особенностям Fiat Ducato II приобрел имидж одного из наиболее универсальных в своем классе (фургоны полной массой 2,8-3,5 т). Автомобиль пользовался большой популярностью, о чем свидетельствуют цифры продаж — самый объективный критерий удачности любой модели. За все время производства Ducato II разошелся почти двухмиллионным тиражом: было продано 1.227.094 автомобиля в кузове Х230 (1994-2002 г.в.) и 758.565 рестайлинговых Х244 (2002-2005 г.в.).
С 2006 года на итальянском заводе SEVEL (он принадлежит альянсу Fiat-PSA Peugeot Citroen) в серию было запущено третье поколение Fiat Ducato (заводской индекс Х250), а лицензию на производство Х244 приобрела российская «Северсталь-авто». Вот этот автомобиль и будут выпускать в Елабуге. Выбор объясняется просто: себестоимость предыдущего поколения Ducato существенно ниже нового. Новые Ducato III будут импортировать из Италии, но только в дорогих топовых версиях.
Полный цикл
Почему проект «российского Ducato» вызывает такой пристальный интерес? Мало ли в России предприятий, собирающих потихонечку «заморские» машины? А дело в том, что «Северсталь-авто» (Sollers) намерена локализовать всю производственную цепочку по выпуску автомобиля. Сварка, окраска, сборка — все это есть на площадке в Елабуге. Следующий шаг — организация здесь же штамповочного производства, которое должно заработать уже в нынешнем году.
Вообще, как заявил гендиректор «Северсталь-авто» (Sollers) Вадим Швецов на церемонии открытия, компанией ставится задача в период от месяца до года перенести в Россию производство большинства узлов и агрегатов Fiat Ducato, в том числе двигателя, на долю которого приходится почти 30% себестоимости автомобиля. Уровень локализации проекта должен составить 90% — цифра не может не впечатлять.
Общие инвестиции в этот проект, как сообщалось ранее, должны были составить порядка 150 млн. долларов. Самые свежие данные: в организацию производства автомобилей на площадке в Елабуге будет вложено 8 млрд. российских рублей, еще 2,5 млрд. будет направлено в подготовку производства автокомпонентов. Правда, эти цифры касаются и сборки грузовиков Isuzu, которую «Северсталь-авто» (Sollers) организовала на этой же площадке в ОЭЗ «Алабуга» (проектная мощность — 50 тыс. автомобилей в год).
По словам Вадима Швецова, выпуском Fiat Ducato в настоящее время занято примерно 600 человек, но при расширении производства штат работников в перспективе может увеличиться до 6 тысяч.
Модельная гамма
Fiat Ducato в Елабуге планируется выпускать в 14 базовых модификациях с возможностью выбора длины колесной базы и высоты кузова (по 3 варианта). Это будут не только фургоны и микроавтобусы, но и шасси с обычной и двойной кабиной. Кроме того, завод собирается организовать производство автомобилей специальных серий, которые будут создаваться персонально для нужд каждого клиента.
Однако на первом этапе (до конца 2008 года) в серию будет запущено лишь 9 модификаций автомобиля: 4 типа фургонов, комби, микроавтобус, а также три модификации, созданные специально для российского рынка, — школьный автобус, «скорая» и маршрутное такси. В нынешнем году должно быть выпущено 10.000 автомобилей. Запланированные цвета базовых версий — белый, красный, синий и желтый. На проектную мощность завод должен выйти к 2012 году.
Скромная начинка
Fiat Ducato от «Северсталь-авто» (Sollers) специально адаптирован к российским условиям эксплуатации. Все автомобили будут оснащаться генератором повышенной мощности и аккумулятором увеличенной емкости, что должно облегчить запуск двигателя в холодное время года, а также системой догрева охлаждающей жидкости, гарантирующей быстрый прогрев мотора и поддержание комфортной температуры в салоне при остановке автомобиля. Кроме того, как дань российским дорогам предусмотрена штатная установка на все автомобили защиты картера двигателя.
В остальном — это хорошо знакомый трудяга Ducato II. Привод передний, сцепление однодисковое сухое с гидроприводом. Рулевое управление типа «шестерня/рейка» с усилителем, 5-скоростная механическая КПП. Передняя подвеска независимая, типа McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости; задняя — жесткая балка с продольными листовыми рессорами. Передние тормоза дисковые; задние — барабанные на коротко- и среднебазных версиях и дисковые на длиннобазных.
«Начинка» в базовых версиях весьма скромная. У фургонов нет ни ABS, ни подушки безопасности водителя. Из «наворотов» в «стандарте» лишь иммобилайзер да регулировка рулевой колонки по высоте. На микроавтобусы ABS ставится в «базе», плюс двухточечные ремни безопасности для пассажиров. Но подушка безопасности водителя — только в комплектации High.
Грузоподъемность фургона в зависимости от исполнения варьируется в пределах 990-1505 кг, а внутренний объем грузового отсека — от 7,5 до 14 куб. м. Пассажировместимость микроавтобуса — 15 человек.
Все Fiat Ducato российской сборки оснащаются пока одним-единственным двигателем, хотя к итальянскому Ducato II в свое время предлагалось семь моторов. В Елабуге на автомобили ставят надежный и неприхотливый рядный дизель F1A 2.3JTD 16V (объем — 2,3 л, мощность — 110 л.с. (81 кВт), крутящий момент — 270 Нм при 1800 об/мин), который соответствует экологическому стандарту Евро-3. Его отличительная особенность — конструкция с использованием промежуточного охладителя и системы прямого впрыска топлива (Common Rail), что обеспечивает автомобилю неплохую топливную экономичность: 7,8-8,5 л/100 км в смешанном цикле для фургонов и 8,4 л/100 км для микроавтобусов.
Sollers дает на свои Ducato двухлетнюю гарантию без ограничения пробега. Межсервисный интервал — 15 тыс. км.
Конкуренты
Вызов ГАЗели, о котором шла речь в самом начале, — это не шутка. Да, Ducato стоит дороже — 489.900 российских рублей за самую скромную модель (короткая база, низкая крыша, объем грузового отсека — 7,5 куб. м). Цена ГАЗели-фургона начинается от 330.000 российских рублей. Однако у Ducato есть козырь — экономичный дизельный мотор, которым будут оснащаться все без исключения автомобили. Плюс умеренные затраты на техническое обслуживание. Аналитики «Северсталь-авто» (Sollers) рассчитали, что один километр пробега Ducato будет обходиться владельцу в $0,13, в то время как стоимость одного километра у «среднего российского аналога» — $0,17. Следовательно, общая стоимость владения Fiat Ducato за 120 тыс. км окажется на 35% ниже стоимости владения «российскими аналогами» (что за автомобили имеются в виду, наверное, понятно).
Конечно, можно возразить, что расчеты делали заинтересованные специалисты, которые в своих выкладках сравнивали Ducato с бензиновой ГАЗелью, хотя ГАЗ выпускает и дизельную версию. С другой стороны, дизельные ГАЗели — капля в огромном море обычных малотоннажников, сходящих с конвейера в Нижнем (в 2007 году здесь было выпущено 210.419 легких коммерческих автомобилей). Массовая же дизелизация в очередной раз откладывается: называется 2009 год, но своего дизеля у ГАЗа пока нет.
А вот Maxus, выпускаемый британской фирмой LDV (с 2006 года принадлежит «Группе ГАЗ»), и в самом деле мог бы составить конкуренцию российскому Ducato: он также имеет передний привод и дизель и в базовой комплектации стоит сегодня всего 504 тыс. российских рублей. Однако эта цена, судя по всему, заявлена в расчете на перспективную (с середины 2009 года) сборку Maxus в Нижнем Новгороде — автомобили, изготовленные в Бирмингеме и импортированные в Россию, вряд ли уложатся в полмиллиона рублей просто потому, что на «родине» стоят от 17 тыс. фунтов (более $33 тыс.).
Что касается других импортируемых в Россию малотоннажников, то Ducato из Елабуги и дешевле, и имеет более низкую стоимость владения — примерно на 20% меньше по сравнению с ближайшим иностранным аналогом (опять же если верить расчетам специалистов Sollers).
Продажи
Продавать Fiat Ducato на российском рынке «Северсталь-авто» (Sollers) собирается через 51 авторизованный дилерский центр в 29 городах. До конца года автомобиль будет представлен в 42 городах России, число автоцентров возрастет до 110. Планируется, что более 10% продаж будет осуществляться через собственную лизинговую компанию Sollers Finance, которая сможет предложить клиентам гибкий график платежей и конкурентные тарифы.
Сергей БОНДАРЕВ.
***
Крестный отец Путин.
«Крестным отцом» российского Fiat Ducato стал премьер-министр РФ Владимир Путин, который принял участие в официальной церемонии открытия серийного производства автомобилей в Особой экономической зоне «Алабуга» вместе с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, генеральным директором «Северсталь-авто» Вадимом Швецовым и вице-президентом компании Fiat Эцио Барра.
***
Новое название — официально
С 22 мая ООО «Северстальавто-Елабуга», производящее коммерческие автомобили Fiat Ducato, официально получило новое юридическое название ООО «Соллерс-Елабуга» («Sollers-Елабуга»).
Переименовано и ОАО «ЗМА», выпускающее корейские внедорожники SsangYong и легковые автомобили Fiat: его новое название — ОАО «Coллерс-Набережные Челны» («Sollers-Набережные Челны»).
Напомним, что новый бренд Sollers был разработан компанией «Северсталь-авто» для переименования головной компании холдинга, ее автосборочных предприятий, а также для продвижения проекта по созданию собственной дилерской сети и развития новых видов сервиса и услуг для клиентов. Официальное переименование ОАО «Северсталь-авто» в ОАО «Соллерс» (Sollers) ожидается в июне.
***
Инженерная академия
В Елабуге будет создан образовательный центр «Инженерная академия Sollers», который займется подготовкой квалифицированных инженерных и технических специалистов для автомобильной промышленности. Протокол о намерениях по организации данного учебного заведения подписали генеральный директор Sollers («Северсталь-авто») Вадим Швецов и вице-президент Fiat Эцио Барра. Академия будет создаваться при содействии Туринского политехнического института (Италия).