ЕТКС. СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ (4-й разряд)
ЕТКС | Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих |
Выпуск 2 | Слесарные и слесарно- сборочные работы |
§ 102 | СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ (1-й разряд, 2-й разряд, 3-й разряд, 4-й разряд, 5-й разряд, 6-й разряд, 7-й разряд) |
Характеристика работ. Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов. Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании. Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде. Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов. Разбраковка деталей после разборки и мойки. Слесарная обработка деталей по 7 — 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей.
Должен знать: устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов; электрические и монтажные схемы автомобилей; технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатов, узлов и приборов; методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов и приборов; правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов; назначение и правила применения сложных испытательных установок; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; конструкцию универсальных и специальных приспособлений; периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей; систему допусков и посадок; квалитетов и параметров шероховатости.
1. Блоки цилиндров двигателей — ремонт и сборка с кривошипношатунным механизмом.
2. Валы распределительные — установка в блок.
3. Генераторы, статоры, спидометры — разборка.
4. Гидроподъемники самосвального механизма — испытание.
5. Гидротрансформаторы — осмотр и разборка.
6. Головки блока цилиндров дизельного двигателя — сборка, ремонт, испытание на герметичность, установка и крепление.
7. Двигатели всех типов — ремонт, сборка.
8. Колеса передние — регулировка угла сходимости.
9. Колодки тормозные барабанов, амортизаторы, дифференциалы — ремонт и сборка.
10. Компрессоры, краны тормозные — разборка, ремонт, сборка, испытание.
11. Коробки передач автоматические — разборка.
12. Коробки передач механические — сборка, испытание на стенде.
13. Кузова автомобилей самосвалов, механизмы самосвалов — установка, регулировка подъема и опускания.
14. Мосты передние и задние сцепления, валы карданные — ремонт, сборка и регулировка.
15. Оси передние — проверка и правка под прессом в холодном состоянии.
16. Подшипники коренные — замена вкладышей, шабрение, регулировка.
17. Поршни — подбор по цилиндрам, сборка с шатунами, смена поршневых колец.
18. Приборы и агрегаты электрооборудования сложные — проверка и регулировка при техническом обслуживании.
19. Редукторы, дифференциалы — ремонт, сборка, испытание и установка в картер заднего моста.
20. Реле-регуляторы, распределители зажигания — разборка, ремонт.
21. Сальник коленчатых валов, ступицы сцепления, пальцы шаровые рулевых тяг, поворотные кулачки — замена.
22. Тормоза гидравлические и пневматические — разборка.
23. Управление рулевое — ремонт, сборка, регулировка.
24. Шатуны в сборе с поршнями — проверка на приборе.
25. Шатуны — смена втулок в верхней головке шатуна с подгонкой по поршневому пальцу; окончательная пригонка по шейкам коленчатого вала по отвесу в четырех положениях.
26. Электропровода автомобилей — установка по схеме.
Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»
Среди множества технических специальностей чаще всего, пожалуй, простому смертному приходится контактировать с двумя людьми: водопроводчиком и автомехаником. Первый является к вам в дом, когда вы затопили соседей из-за лопнувшей трубы. Ко второму вы едете сами, когда в машине начинает что-то стучать или скрипеть.
Как бы там ни было, любая движущаяся техника рано или поздно выходит из строя, требует обслуживания и замены расходных материалов. А, значит, профессия автомеханика будет нужна всегда.
Работа автомеханика и его основные обязанности
В официальных документах эта профессия называется «Слесарь по ремонту автомобилей», что вполне закономерно.
Работа слесаря по ремонту автомобилей напрямую связана с обработкой металла, деталей и различных механизмов. Хороший автомеханик может изготовить некоторые детали с нуля, либо качественно заменить отдельные сложные компоненты.
Хотя узлов и агрегатов в современном автомобиле настолько много, и они зачастую крайне сложны, так что автомеханик редко способен обслужить все в одиночку. Отсюда возникает с десяток смежных профессий. Вот лишь некоторые из них:
Специалист по диагностике. Он проводит первый осмотр автомобиля, прозванивает цепи электропитания, проверяет основные параметры (давление, уровень масла и т.д.), снимает показания с датчиков (компьютерная диагностика) и делает заключение о возможных поломках.
Автоэлектрик. Данная специальность имеет совершенно иную квалификацию (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования). Специалист полностью обслуживает всю электротехническую систему оборудования (датчики, система зажигания, аккумуляторы и т.д.).
Специалист по ремонту двигателей (моторист). Занимается восстановлением и регулировкой работы двигателей, коробок передач и всех агрегатов, связанных с подачей топлива.
Слесарь по ходовой. Занимается ремонтом подвески, тормозной системы и прочих узлов ходовой части машины.
Вулканизаторщик и монтировщик шин. Чинят колеса (диски, покрышки, камеры), занимаются балансировкой.
В действительности специализаций следи автомехаников ещё больше. Кто-то хорошо чинит отечественные машины, кто-то иностранные. Третьи специализируются на автомобилях определенной марки, четвертые – хорошо делают тюнинг и умеют чуть ли не с нуля строить гоночные аппараты. Пятые и вовсе чинят только тяжелую технику, грузовики или автобусы. Все зависит от места работы и интересов работника.
Однако во всех случаях для работы слесарем по ремонту автомобилей требуются обширные навыки и познания в движущейся технике.
Чем шире будут знания специалиста – тем выше будет его востребованность на рынке труда.
Дополнительная сложность в том, что хорошему автомеханику требуется физическая сила и выносливость для работы, поэтому профессия эта преимущественно мужская. Хотя, конечно, встречаются и девушки-автомеханики, особенно если речь идет о каких-то тонких работах, не требующих особой физподготовки.
Так или иначе в круг обязанностей слесаря по ремонту автомобилей входит:
замена масла, расходников и прочего оборудования;
регулировка клапанов и прочих механизмов двигателя;
изготовление вручную некоторых элементов и деталей (к примеру, хомутиков и креплений, кронштейнов, выточка болтов и т.д.);
проверка правильности сборки узлов и агрегатов;
диагностика всех систем (тормоза, электрика, двигатель, трансмиссия и т.д.).
Условия труда автомехаников
Работа автомеханика предполагает постоянный контакт с металлическими деталями, смазочными жидкостями, острыми и движущимися частями. Образ чумазого от масла мастера на СТО в общих чертах соответствует действительности, хотя все зависит от того, за какие агрегаты он отвечает.
Однако, чем бы ни занимался слесарь по ремонту автомобилей, ему всегда нужно соблюдать технику безопасности. Нужно пользоваться средствами защиты: перчатками, очками, надевать спецодежду и обувь.
Режим работы слесаря по ремонту автомобилей слишком индивидуален. Все зависит от конкретного предприятия. Если речь о государственных авторемонтных заводах – там обычно стандартная пятидневка, либо 12-часовые смены. В частном секторе и сервисных центрах компаний тоже преимущественно посменная работа (включая дневные и ночные смены), а зарплата напрямую зависит от количества выполненных заказов.
В отдельных случаях автомеханик может работать на себя или брать подработки.
По работе слесарь по ремонту автомобилей также часто контактирует с заказчиками. Это неотъемлемая часть профессии. Так что профессия автомеханика, как ни странно, требует не только ремонтных навыков, но и умения находить общий язык с людьми.
В целом, конечно, работу слесаря по ремонту автомобилей не назовешь простой. Здесь и тяжелые физические нагрузки, и выматывающие смены, и работа с документацией, и, порой, неадекватные клиенты.
Обучение автомехаников: среднее специальное образование и курсы переподготовки
Профессию автомеханика достаточно сложно освоить. Она требует и мастерства, и опыта, и обширных теоретических познаний.
Получить первоначальную подготовку можно как в среднем специальном учебном заведении, так и в вузах технической направленности. Как правило, это институты, связанные с автомобильной и автодорожной отраслями.
Впрочем, на рынке труда работодатель все равно будет отдавать предпочтение соискателям с реальными навыками, а не с дипломом, так что наличие высшего образования вряд ли можно назвать серьезным преимуществом.
Альтернативный вариант – курсы профессиональной переподготовки для автомехаников, которые зачастую организовывают крупные авторемонтные комбинаты, либо частные учебные центры. Предпочитают готовить специалистов с нуля, либо переучивать и специализированные сервисные центры.
Разряды слесарей по ремонту автомобилей
В ЕТКС перечислено семь разрядов слесарей по ремонту автомобилей с 1-го по 7-й. На начальном этапе автомеханику даже не требуется специальное образование. Он занимается самыми элементарными операциями (замена масла, разборка маслофильтров, воздушных фильтров, замена расходников) причем под руководством более опытного мастера.
На высшей ступени квалификации (7 разряд) слесарь по ремонту автомобилей в своей работе умеет практически всё от диагностики до регулировки и ремонта сложных узлов и агрегатов.
Вакансии слесарей по ремонту автомобилей, зарплата
Автомеханики – это профессия, которая будет востребована всегда. Вакансий автомехаников всегда в избытке на сайтах объявлений. При этом, конечно, заработная плата сильно зависит от того, что умеет работник.
Опытным и квалифицированным автомеханикам за работу предлагают до 100 тысяч рублей. Начинающим вряд ли предложат больше 30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии автомеханика
У любой рабочей специальности есть как плюсы, так и минусы. Работа слесаря по ремонту автомобилей не исключение. В плюсы здесь можно записать:
технически интересную работу;
достойную заработную плату при условии высокой квалификации;
возможность карьерного роста (руководство бригадой).
физически тяжелая работа;
риск несчастных случаев и травм;
зарплата и трудоустройство сильно зависят от опыта и навыков;
Еткс слесарь по ремонту автомобилей все разряды
В 18 веки стали появляться первые транспортные средства. Они очень часто ломались, поэтому нужны были люди, способные их починить. Потребность в работе таких специалистов стала еще острее ко второй половине 20 века, когда производство автомобилей приняло массовый характер.
Стали представлять ценность люди, которые могли разобраться в сложном автомобильном устройстве. Это были автомеханики и автослесари. На сегодняшний день данные профессии раздробились на узкоспециализированных специалистов.
Профессиональный праздник
В последнее воскресенье октября все работники автомобильного транспорта отмечают свой профессиональный праздник – день автомобилиста.
В их число входят не только водители, но и ремонтные и инженерно-технические работники и руководители автотранспортных организаций.
Требования к профессии
Если Вы хотите работать автослесарем, то должны:
- в обязательном порядке иметь средне- специальное образование;
- досконально разбираться в устройстве автомобиля и характеристиках деталей и материалов;
- уметь обращаться с приборами и инструментами, а также другим оборудованием, необходимым для ремонта автомобиля и его диагностики.
Должностные обязанности
Чтобы вы имели более чёткое представление о профессии автослесарь, предлагаем ознакомиться с перечнем должностных обязанностей, которые выполняет этот специалист:
- Профессиональная диагностика неисправности автомобиля;
- Составление отчета о перечне и сложности поломок, донесение информации до руководства для составления калькуляции затрат на ремонт;
- Качественное выполнение мероприятий по устранению поломок;
- Безукоризненное выполнение всех норм по правилам техники безопасности и охране труда на рабочем месте;
- Поддержание рабочего места и инструментов в порядке, обеспечение их сохранности и работоспособности;
- Передача исправного автомобиля клиенту.
Какую ответственность несет
Автослесарь отвечает за:
- правдивость информации относительно выполненных им работ;
- исполнение своих должностных обязанностей;
- невыполнение указаний руководства;
- нарушение техники безопасности и противопожарных инструкций;
- нарушение правил трудового распорядка.
Полномочия
Автослесарь имеет право:
- требовать у руководителя инструменты и запчасти для ремонта автомобилей, а также необходимую для работы документацию;
- взаимодействовать с другими подразделениями, которые занимаются таким же видом деятельности для повышения своей компетенции.
Слесарь по ремонту автомобилей 5-й разряд
Характеристика работ.
Регулировка и испытание на стендах и шасси сложных агрегатов, узлов и приборов автомобилей и замена их при техническом обслуживании. Проверка деталей и узлов электрооборудования на проверочной аппаратуре и проверочных приспособлениях. Установка приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включая их в сеть. Выявление и устранение сложных дефектов и неисправностей в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования. Сложная слесарная обработка, доводка деталей по 6 – 7 квалитетам. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации. Диагностирование и регулировка систем и агрегатов грузовых и легковых автомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность движения.
Что должен знать:
- конструктивное устройство обслуживаемых автомобилей и автобусов
- технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулировку сложных агрегатов и электрооборудования
- электрические и монтажные схемы любой сложности и взаимодействие приборов и агрегатов в них
- причины износа сопряженных деталей и способы их выявления и устранения
- устройство испытательных стендов.
Примеры работ
- Агрегаты и приборы электрооборудования – установка по полной схеме, включение в сеть, проверка и регулировка их при техническом обслуживании.
- Валы коленчатые с маховиками – балансировка.
- Генераторы, статоры, спидометры – ремонт, сборка, испытание, устранение дефектов.
- Гидроподъемники самосвального механизма – сборка и испытание.
- Гидротрансформаторы – ремонт, сборка.
- Двигатели всех типов и марок – испытание на стенде, регулировка, диагностирование.
- Приборы для проверки трансмиссии, рулевого управления, расходомеры и газоанализаторы – обслуживание, тарировка, ремонт.
- Мосты передние и задние – замена и регулировка подшипников; тормоза, рулевые управления, системы освещения и сигнализации – диагностирование.
- Распределители зажигания, реле-регуляторы – проверка на стенде, регулировка, устранение дефектов.
- Тормоза гидравлические и пневматические – ремонт, сборка, установка и регулировка.
- Цилиндры, коренные и шатунные подшипники – проверка после испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное крепление всех соединений.
Как стать автослесарем
Если верить статистике, то автослесарями становятся в основном мужчины, обладающие крепким физическим здоровьем.
Для того, чтобы стать отличным профессионалом в этой сфере предстоит:
- Закончить школу и получить аттестат (достаточно базы 9 классов);
- Пройти курсы или обучение в профессиональном училище на слесарском отделении;
- Практиковаться под контролем опытного мастера и быть помощником автослесаря.
Национальный исследовательский университет «МЭИ» Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов (Институт энергомашиностроения и механики НИУ «МЭИ»).
Московский государственный университет пищевых производств Эксплуатация транспортных машин и комплексов (Институт прикладной биотехнологии имени академика РАН И.А. Рогова).
Российский университет дружбы народов Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Инженерная академия РУДН).
Оренбургский государственный университет Машиностроение (Аэрокосмический институт).
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Машиностроение (Институт новых материалов и технологий УрФУ).
Плюсы и минусы профессии
Обычно при выборе профессии человек ориентируется на изучении плюсов и минусов, с которыми придётся сталкиваться в процессе выполнения должностных обязательств.
Поэтому предлагаем ознакомиться с этими важными пунктами.
Плюсы
- Нет надобности получать высшее образование. Достаточно пройти обучение на курсах профессиональной подготовки или в училище;
- Высокая востребованность на рынке труда. Как уже было сказано ранее, автосервисы открываются с высокой скоростью, предлагая рабочие места для специалистов по ремонту автомобилей.
- Достойный уровень оплаты труда, при высокой востребованности мастера, так как в основном оплата идёт за объём выполненной работы.
- При наработке собственной клиентуры можно открыть свой автосервис и работать на себя.
- Есть возможность заводить полезные знакомства и коммуникации.
Минусы
- Работа требует отличного физического здоровья и отсутствия хронических заболеваний (аллергии, бронхиальной астмы, заболеваний опорно-двигательного аппарата);
- Профессия является трудоёмкой, требующей физической и умственной нагрузки;
- Негативное влияние паров химических смазок и масел на дыхательные пути;
- Иногда приходится трудиться на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях.
- Монотонность некоторых работ может привести к притуплению внимания, что несёт за собой опасность получения травм различной степени тяжести.
- Высокий уровень материальной ответственности. Неправильно сделанная диагностика и некачественная работа могут привести к незапланированным материальным взысканиям со стороны руководства и клиента.
Где могут работать автослесари?
Автослесари трудятся на СТО, в автосервисах, востребованы они в штате компаний, которые имеют собственный автопарк. В первые 2-3 месяца после обучения автослесарь пребывает в статусе ученика или помощника, по истечению этого срока начинает работать по специальности.
Сколько зарабатывают автомеханики?
На начальном этапе заработная плата автослесаря составляет 25-35 тыс. рублей. По мере набора опыта этот показатель будет повышаться. Мастера, имеющие хороший стаж, в среднем получают 80-100 тыс. рублей. в месяц. Механик-автослесарь с собственной базой клиентов и связями способен открыть свой бизнес. Если все сделать правильно, доход может составлять от нескольких сотен тысяч рублей в месяц.
Зарплата на 30.06.2020
Россия
25000—120000 ₽
Москва
30000—150000 ₽
Профессиональные риски
В большинстве случаев работа автослесарей сопряжена с плохими условиями труда. Многие детали машин имеют значительный вес, а перемещать их зачастую приходится вручную. Повышенными физическими нагрузками сопровождается ремонт грузовых автомобилей, автобусов.
Мастера вынуждены дышать парами технических жидкостей, лакокрасочных материалов, растворителей. Они контактируют с горюче-смазочным сырьем, способным вызывать ожоги и аллергические реакции. Чтобы починить автомобиль работникам приходится в течение долгого времени находиться в неудобных позах.
Подведём итоги
Исходя из информации, представленной в статье, которую мы представили максимально понятным языком для детей и взрослых, вы узнали автослесарь это кто.
Мы рассказали о плюсах и минусах, которые могут повлиять на выбор данной специальности, а так же о том, как стать хорошим, востребованным и конкурентоспособным автослесарем.
Возможно вам будет интересна статья: Автомаляр, особенности профессии, описание.