Диагностика мотора своими силами: 4 полезных прибора
За последнее десятилетие появилось много недорогого оснащения, помогающего определить неисправности разных систем автомобиля: от коробки и двигателя до газобаллонного оборудования.
Такие приборы доступны рядовому автолюбителю, желающему повозиться со своей машиной. Но даже тем, кто не собирается самостоятельно заниматься электронной диагностикой, полезно иметь хотя бы представление о ней — чтобы понимать, куда обращаться при возникновении неисправности и как избежать развода на деньги.
Сканеры, работающие со смартфоном или компьютером
Самое распространенное и недорогое средство диагностики — адаптер ELM 327. Он стоит в среднем около 1000 рублей и подходит ко всем машинам, в которых есть разъем OBD II. Адаптер умеет считывать и обрабатывать сигналы блоков управления автомобиля, передаваемые по диагностическим линиям, и транслировать их по протоколам Bluetooth, Wi-fi или по USB-кабелю в смартфон, планшет или ноутбук.
Чтобы смартфон или ноутбук понимал сигналы адаптера, на него нужно установить программное обеспечение. Часто на диске к ELM прилагается несколько стандартных программ. А за специфическими — пожалуйте в интернет. Наряду с бесплатным есть и платный (200–300 рублей) софт, отличающийся расширенным функционалом и лучшим качеством работы.
Программы заточены под конкретную марку автомобиля или выполняют определенный круг задач. Причем они помогают не только провести диагностику, но и перенастроить отдельные системы и оборудование автомобиля. Например, изменить базовые параметры или активировать скрытые производителем функции, которые уже заложены в «железе». Сдвинуть температуру включения вентилятора системы охлаждения, подкорректировать алгоритм работы вариатора, даже провести небольшой чип-тюнинг двигателя — все это позволяет сделать ELM. Выручит адаптер и при подборе подержанного автомобиля — им можно проверить, нет ли ошибок в «мозгах», совпадает ли VIN-номер с документами.
Почти все программы имеют русскоязычный интерфейс. Правда, расшифровка кодов ошибок часто выдается на английском. Не очень удобно, но хуже другое: код ошибки определяется правильно, а вот расшифровка иногда не соответствует коду. Поэтому лучше перепроверять информацию, благо в интернете можно найти список неисправностей практически для любой марки.
Сканеры ELM 327 предлагают в двух версиях — 1.5 и 2.1. Первые поддерживают гораздо больше протоколов, а потому и вероятность успешного соединения с конкретным автомобилем выше.
ELM 327 — не единственный в своем роде прибор. Существуют и другие адаптеры для диагностики через ОВD-разъем. Например, популярная у владельцев автомобилей концерна Volkswagen программа «Вася-диагност» с ELM не работает. Для нее понадобится приобрести собственный адаптер — КKL 409.1.
Автосканеры
Специализированные сканеры у официальных дилеров могут стоить до полумиллиона рублей и чаще всего предназначены для диагностики автомобилей только одной марки. Оставим это профессиональное оборудование за рамками нашего обзора: рассмотрим недорогие (до 6000 рублей) устройства, которые работают со всеми автомобилями, оснащенными разъемом OBD II. Часто их называют «лаунчеры», по названию фирмы Launch, которая выпускает широкий диапазон диагностического оборудования.
Принципиально ничего дополнительного по сравнению с адаптерами типа ELM сканеры-лаунчеры не предлагают. Просто они более удобны в использовании. При подключении не требуют спаривания по Bluetooth или Wi-Fi — сразу загорается дисплей, на который выводится VIN-номер машины. Кнопками выбираете в меню нужные параметры и запускаете диагностику. Сканер прочитает и покажет все коды ошибок, причем интерпретация кода точнее, чем у программ, работающих с ELM. Меню части сканеров русифицировано, но ошибки будут описаны на английском языке. Программное обеспечение можно периодически обновлять, скачивая с сайта производителя свежие прошивки.
Многие мастера приобретают лаунчеры еще и для того, чтобы произвести впечатление на клиента. Выглядит сканер, конечно, солиднее, чем смартфон, подключенный через адаптер к автомобилю. Однако прибор — это лишь инструмент. И к нему обязательно должны прилагаться умелые руки.
Маршрутные компьютеры
Диагностировать неисправности в системе управления двигателем, а также следить за множеством параметров автомобиля могут и маршрутные компьютеры. Средняя цена качественных приборов — 5000 рублей. Их устанавливают в салоне автомобиля на видном месте и подключают к разъему OBD II. Конечно, основная их функция — работать трип-компьютерами. В диагностике они явно уступают сканерам.
Но посильную помощь окажут: и коды неисправностей считают, и ошибки из памяти блоков сотрут.
Прошивки маршрутников тоже постоянно обновляются и позволяют диагностировать не только двигатель, но и автоматические коробки передач и вариаторы. У некоторых машин маршрутники «видят» блоки АБС и систем пассивной безопасности.
Одно из преимуществ маршрутника перед сканером: он всегда подключен к автомобилю и сообщает об ошибках в системе управления двигателем в режиме реального времени. Некоторые приборы выдают голосовые предупреждения при выходе рабочих параметров двигателя за допустимые пределы.
Активные датчики зажигания
Сканеры — это мастера широкого профиля. А есть и узконаправленные специалисты — недорогие приборы, позволяющие проводить точечную диагностику. Например, сканер засек пропуски воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре. А как определить причину этих пропусков?
Это можно сделать с помощью активного USB-датчика зажигания. Работает устройство в паре с андроид-смартфоном или планшетом, на который необходимо установить соответствующую программу. Диагностика происходит бесконтактным способом: чувствительную часть датчика прикладывают к проверяемой детали. А на экране отобразится график изменения напряжения в электрической цепи. Таким образом можно найти неисправность в катушках зажигания, форсунках, датчиках положения коленчатого и распределительного валов.
Эти приборы обычно покупают сервисмены — они нужны для углубленной диагностики, и обычным автолюбителям приобретать их нецелесообразно. Тем более что и цена у них не такая уж низкая. Например, активный USB-датчик зажигания стоит около 10 000 рублей.
Компьютерная диагностика двигателя автомобиля: что в нее входит
Эта процедура позволяет отслеживать основные характеристики работы мотора (в некоторых ситуациях даже корректирует ее). При возникновении неисправности профессионалы автосервиса смогут провести тестирование без разбора авто.
Автоматизированная система с цифровыми датчиками дает возможность за короткое время проверить силовой агрегат на проблемы и вовремя их устранить.
Узнайте стоимость компьютерной диагностики двигателя онлайн за 3 минуты
Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!
Что такое компьютерная диагностика и как её проводят
Когда не было возможности проверить работу своими руками, используя электронные диагностические датчики, потенциальную опасность для двигателя определяли только по определенным признакам. В этой ситуации при устранении одной проблемы оставался риск упустить другие поломки.
Электронная система управления мотора “собирает” статистические данные по работе “сердца” авто, анализируя полученные данные. Это позволяет определить узел, в котором идентифицирован сбой.
В каких областях применяют компьютерную диагностику, когда речь идет об автомобиле
Целью такой проверки является информация о:
- состоянии машины на текущий момент;
- способах повышения функциональной эффективности автосистем;
- необходимых мерах по устранению неисправностей.
На дисплей выводятся коды ошибок, которые расшифровывают специальным ридером кодов, диагностического стенда и сканера. На основании этой информации принимается решение о необходимых превентивных или корректирующих работах. Таким образом осуществляется проверка не только “движка”, но и КПП, подвески и пр.
Что показывает компьютерная диагностика двигателя
Еще раз повторим, что подобная опция позволяет оптимизировать процедуру автодиагностики и узнавать точную информацию. Сканер с корректно настроенным ПО, распознающим и анализирующим полученную информацию.
Что показывает компьютерная диагностика автомобиля? Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаем смотреть на сигналы, свидетельствующие о неисправности. У подвески это:
- неравномерный износ шин;
- появление гулов на крутых поворотах или при езде по неровному покрытию;
- смещение оси на виражах;
- преждевременное срабатывание АБС;
- возрастание свободного хода руля.
С “сердцем” автомобиля серьезная проверка требуется при увеличении времени разогрева, расхода топлива и признаках неустойчивой работы. А также при потере мощности, белом/черном “выхлопе”, обнаружении посторонних шумов, повышении/понижении холостых оборотах.
Функции компьютерной диагностики
Подобную проверку делают для предотвращения компьютерного сбоя и отказа сложных функциональных механизмов. Такие мероприятия включают получение и обработку сообщений об ошибках работы главных систем и узлов.
Для проведения такой работы понадобятся следующие средства контроля:
- многофункциональные стенды;
- диагностические сканеры;
- портативные считыватели/ридеры.
Перечисленные выше устройства работают через специальный разъем автомобиля. Специализированный компьютер и программное обеспечение позволяют зафиксировать нежелательные функциональные изменения в работе автосистем. Также можно удалять коды, чтобы их скорректировать.
Компьютерная диагностика — описание
Скорость системы позволяет собрать данные в пределах получаса и интерпретировать полученные данные по одному из автомобильных узлов за считаные секунды. В результате мастер без особых трудностей составит правильный план ремонта.
При проверке обязательно учитывается давление:
- барометрическое (в норме совпадает с атмосферным);
- впускного коллектора (при теплом “движке” и на холостом ходу с выключенными автоприборами должно составлять 30-33 кПа).
Также обязательно учитывается накопленная коррекция подачи топлива, которая должна стремиться к нулю.
Что выявляет компьютерная диагностика
Кроме комплексных сведений, можно протестировать отдельные узлы, системы и детали:
- бортовую электронику;
- коробку;
- ходовую (в т. ч. ее вспомогательные элементы) и пр.
Помимо очевидных поломок, такая проверка позволяет предупредить дорогой ремонт. Если на приборной панели загорелся индикатор Check Engine (или другие лампочки), нужно проверить авто в ближайшее время. Таким образом вы защитите себя от неприятных неожиданностей на дороге и сэкономите деньги, не допустив серьезной поломки.
Что входит в компьютерную диагностику двигателя авто? Этот процесс нацелен на поиск проблемных узлов, после которой понятно, какие запчасти надо заменить и степень аварийности ситуации. Например, отсутствие компрессии или износ вкладышей свидетельствуют о высокой вероятности отказа поршней. В экстренных ситуациях специалист предупредит автовладельца о необходимости срочных мер.
Что включает компьютерная диагностика автомобиля
Комплексное обследование состоит из проверки:
- отопительной и охлаждающей систем;
- силового агрегата;
- электрооборудования (проводка и целостность ее обмотки, стартеры, генераторы и прочие необходимые элементы);
- ходовой, тормозов, сцепления (в том числе АБС и Airbags).
Ранее мы выяснили, что проверяет компьютерная диагностика автомобиля. Такая услуга в любом автосервисе включает внешний осмотр, тестирование двигательной функции, детальное обследование ходовой и комплексное программное тестирование. Обязательно исследуют световое оборудование на работоспособность. Дают оценку состояния салона и кузовного покрытия. Часть обнаруженных проблем профессионал может сразу ликвидировать, утвердив это с автовладельцем (например, полируют фары и кузов, устраняют существенные загрязнения, ремонтируют мелкие царапины, меняют стекла).
Что входит в компьютерную диагностику ДВС автомобиля? Перечень обязательных работ приведен ниже:
- общий осмотр (капота и пространства под ним, наличие/состояние датчиков, хомутов, проводов);
- проверка форсунок мультиметром;
- комплексное тестирование сканером (проверяется электрооборудование);
- диагностика фильтрующей системы (степень загрязнения, дату монтажа и пр.);
- исследование свечей (для этого понадобятся наименование бренда и цвет автомобиля, провести внешний осмотр);
- проверка сканером-тестером (определяет тип и дату установки ЭБУ, на этом этапе вносят правки в ПО машины);
- диагностика степени цилиндрической компрессии.
Напутствие
Будьте внимательны к сигналам бортовой системы о возможных проблемах и не откладывайте надолго поиск их источника. Проводите регулярное компьютерное исследование авто, чтобы предотвратить отказ ключевых автомобильных систем. Доверьте эту работу техцентру, так как для качественного результата требуются специальные навыки и оборудование.
Агрегатор Uremont.com предлагает для поиска СТО воспользоваться следующими сервисами:
- онлайн-бланком заявки на проведение работ;
- оценками и отзывами пользователей о партнерских автомастерских;
- чатом с профессионалами;
- картой для поиска удобного адреса техцентра и пр.
Экспресс-курс для автодиагноста. Теория
Представляем вашему вниманию серию видеоуроков по автомобильной диагностике.
Курс будет полезен начинающим диагностам, специалистам с опытом и владельцам автосервисов.
Это не просто обучение – как нажимать кнопки на сканере. Это глобальные материалы, которые научат интерпретировать результаты диагностики и дадут фундаментальные знания!
Антикризисный сканер MaxiDAS DS808BT, используемый в видеоуроках, можно приобрести в нашем магазине: https://elm327rus.ru/autel-maxidas-ds808bt/
Курс состоит из 2 частей: Теория (34 лекции) и Практика. По мере выхода новых уроков страница будет обновляться и дополняться видеозаписями.
О лекторе:
Константин Курганов – аттестованный преподаватель Autel и эксперт по диагностике автомобильных электронных систем.
Уже 25 лет Константин занимается обучением автоэлектриков и автодиагностов. И теперь его уроки доступны бесплатно для всех диагностов.
1/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС
2/34: Процесс сгорания в бензиновом ДВС
3/34: Основные системы управления бензиновым ДВС
4/34: Структура системы управления бензиновым ДВС
5/34: Как управляется бензиновый ДВС
6/34: Режимы работы бензинового ДВС
7/34: Контуры системы управления бензинового ДВС
8/34: Топливный контур
9/34: Воздушный контур
10/34: Электрический контур
11/34: Нагрузка на двигатель
12/34: Датчики положения коленвала и распредвала (CKP, CMP)
13/34: Структура систем управления бензинового ДВС. Датчики положения педали газа (APS)
14/34: Структура систем управления бензинового ДВС. Датчик положения дроссельной заслонки
15/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик абсолютного давления (MAP)
16/34 Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчики системы управления. Датчики температуры
17/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик массового расхода воздуха (MAF). Теория
18/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик кислорода (L-зонд). Теория
19/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Широкополосный датчик кислорода L-зонд и LSU
20/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик детонации
21/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик плохой дороги
22/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Датчик NOX
23/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Диагностика систем зажигания
24/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Диагностика топливного контура
25/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Диагностика систем холостого хода. Теория
26/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Скважность управляющих сигналов. Теория
27/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Диагностика системы улавливания паров топлива
28/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Системы снижения токсичности. Теория
29/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Лямбда-регулирование. Краткосрочная коррекция
30/34: Алгоритм топливной коррекции по датчику кислорода. Лямбда-адаптация. Долгосрочная коррекция
31/34: Диагностика системы управления бензиновым ДВС. Диагностика по параметрам топливной коррекции