Дым из-под крышки маслозаливной горловины: причины и решение проблемы
При открытии крышки заливной горловины из двигателя идёт дым? Дым из-под крышки маслозаливной горловины – это не хорошей признак для автомобиля и двигателя. Что же это значит? Всё зависит от количества дыма. Небольшое количество дыма не должно вызывать беспокойства, однако, если дыма слишком много – то проблеме нужно уделить пристальное внимание.
Как оценить количество дыма, выходящего из маслозаливной горловины?
Определить, является ли дым, выходящий из-под крышки маслозаливной горловины фатальным симптомом или нет довольно просто. Заведите двигатель и в течение некоторого времени дайте машине поработать на холостом ходу. Медленно ослабьте крышку маслозаливной горловины, а затем полностью открутите её. Если из двигателя выходит лишь небольшое количество испарений, то нет причин для беспокойства.
Тем не менее, если выходит значительное количество испарений под давлением, то это плохой знак. Необходимо немедленно обратиться в автомастерскую, если в испарениях есть признаки загрязнения.
Помните: нельзя открывать крышку, когда двигатель горячий. После окончания осмотра надо обязательно вернуть крышку на место. Кроме того, необходимо устранить любые остатки масла.
Причины появления дыма из-под крышки маслозаливной горловины
Существуют две возможные причины, по которым из маслозаливной горловины может появиться дым:
- Горячее масло проходит через изношенные уплотнения штока клапана и кольца
- Масло проходит через изношенные кольца и уплотнения штока клапана
Чёткая работа деталей двигателя зависит от определённых допусков между этими деталями. Масло должно поступать ко всем деталям так, чтобы они перемещались без трения. Правильное распределение масла не позволит механизму заклинить или заблокироваться.
Со временем детали подвергаются износу, а уплотнения истончаются. В результате некоторые допуски между деталями становятся слишком большими и масло может затечь туда, где его не должно быть: например в камеру сгорания. Когда масло просачивается через поршневые кольца и клапаны и попадает в камеру сгорания, то оно превращается в дым при каждом воспламенении топливно-воздушной смеси. Чем быстрее будет ехать автомобиль, тем больше будет сгорать масла и появляться дыма.
Как решить проблему с выходом дыма из-под крышки маслозаливной горловины?
Необходимо проверить состояние штоков клапанов и поршневых колец и заменить их в том случае, если они повреждены или изношены. Самое лучше решение — это одновременная замена обоих деталей, поскольку более старые детали не смогут справиться с давлением, создаваемым недавно заменёнными.
Например, если заменить только штоки клапанов, то давление будет поддерживаться там, где это необходимо. Однако, тем не менее, старые кольца не смогут продемонстрировать такую же прочность, и пропустят чрезмерное давление. Если поменять кольца, оставив при этом старые клапана, то всё будет наоборот.
Такой временный ремонт – это просто выброшенные деньги. Если из маслозаливной горловины выходит большое количество дыма, то необходимо заменить все взаимосвязанные детали. Альтернативный вариант: можно попробовать установить подержанный двигатель со сравнительно небольшим пробегом.
Как определить, из-за чего дымит двигатель: маслосъемные колпачки, кольца, вентиляция картера или турбина
Сизый дымок из выхлопной трубы несет плохую весть: двигатель ест масло. Этот звоночек тревожен не только потому, что канистра смазки стоит дорого. Дело в том, что масляная смесь попадает в камеру сгорания и способствует образованию кокса, который отлаживается на поршнях и клапанах. Отсюда жалобы на плохую приемистость, высокий расход топлива, а в запущенных случаях – калильное зажигание, прогар клапанов и перегрев поршня.
Отчего масло интенсивно расходуется на угар
В исправном двигателе маслосъемные колпачки и кольца ответственно снимают остатки смазки со штока клапана и стенок цилиндра соответственно. На высоких оборотах производительность этого процесса падает, но в общем зачете расход масла не превышает нормы, предписанной производителем. У одних это 1 л/10 000 км, у других – это 0,3 л/10 000 км, а третьи вовсе могут ничего не доливать между сервисными интервалами, поскольку не крутят мотор выше 3 500 об/мин.
Естественно, когда потребление смазки вдруг выросло, скажем, до 1л/1 000 км, да еще и сизый дым пошел из выхлопной – это сигнал о нарушении маслосъемных функций. Причин тому несколько:
- Залегли маслосъемные кольца.
- Задубели колпачки.
- Износились направляющие втулки клапанов.
Все бы ничего, но эти детали расположены в разных модулях двигателя. Так, МСК – это деталь головки блока цилиндров, а колечки – элемент поршневой, расположенной в блоке цилиндров. А это значит, что менять все вместе накладно как во временном аспекте, так и в финансовом. К примеру, заменить колпачки на BMW N46B20 по принципу от А до Я обойдется в 25 000 рублей, а слазить в поршневую – минимум 60 000 рублей. И это без запчастей.
В итоге, неплохо было бы определить без разборки, какая именно группа деталей дала сбой. Возможно ли это – тема следующего параграфа.
Маслосъемные колпачки или кольца: как определить, из-за чего появился сизый дым
Если вы бегло изучали вопрос, то наверняка заметили, что противоречивой информации предостаточно. К примеру, вокруг той же компрессии сплошные споры: одни утверждают, что при нормальном давлении в цилиндрах повода лезть в поршневую нет, другие твердят, что это вовсе не показатель при имеющемся раскладе. А касательно взаимосвязи между температурой мотора, положением педали газа и временем появления сизого дыма так и вовсе не понятно, что к чему.
Сразу же отметим, что никакой связи между компрессией и дефектными маслосъемными кольцами нет. Во-первых, колечки, которые соскребают масло с цилиндров, изнашиваются или залегают первыми, а компрессионные продолжают работать как положено. Во-вторых, даже при слегка подношенных компрессионных и убитых маслосъемных кольцах, компрессия будет в норме, поскольку масло остается на стенках цилиндров.
Вместе с тем негласные отличия, позволяющие определить, что конкретно вышло из строя: колпачки или маслосъемные кольца, существуют. Разница состоит в том, что каждая группа деталей выдает сизый дым в разные промежутки времени.
Симптомы проблем с колпачками
В старину на задубевшие или изношенные сальники клапанов указывал клуб сизого дыма, который вырывался из выхлопной трубы сразу же после пуска двигателя. К слову, эти наблюдения не потеряли актуальность и в нынешнее время. Уже при таком раскладе не лишним будет поинтересоваться, сколько стоит работа, и что еще поменять при замене маслосъемных колпачков на двигателе.
Точно приговорить колпачки к замене поможет такой тест:
- Прогреть мотор до рабочей температуры.
- Дать двигателю поработать 5-7 минут в прогретом состоянии.
- Резко выжать педаль газа на 5-10 секунд, и наблюдать в этот момент за выхлопными газами.
При проблемах с сальниками в первые секунды режима «газ в пол» из глушителя вылетает облако дыма с ярким сизым оттенком. Для лишней убежденности повторите попытку газануть до отказа еще 2-3 раза. Наблюдения таковы, что в последующие циклы клуб дыма будет терять насыщенность, а то и вовсе может пропасть.
К сведению. Наиболее достоверной считается диагностика по цвету выхлопа, при которой «газ в пол» дается после прогрева и работы мотора на рабочей температуре в течение 5-7 минут. Сизый оттенок при таких условиях получается куда более насыщенным, чем при утреннем старте и прочих прогазовках.
Чем объясняется такая расстановка приоритетов? Если колпачок изношен, то при работе двигателя масло будет стекать по штоку клапана. Будет ли оно скапливаться на тарелке клапана или сразу попадать в цилиндры – решает угол положения дроссельной заслонки. Так, на холостом ходу скорость воздушной массы невелика, масло не удаляется с тарелки, а продолжает скапливаться. Как только вы резко (важно именно нажать именно так) выжимаете педаль газа, воздух или топливно-воздушная смесь (в зависимости от вида впрыска топлива) затягивает скопившуюся маслоэмульсию в цилиндры и она сгорает, образуя сизый дымок.
На оборотах зловещего оттенка не будет, да, собственно, и быть не должно. Масло не успевает скапливаться, а сразу попадает в цилиндры, и сгорает небольшими долями, отчего не влияет на цвет выхлопных газов.
Стоит отметить, что при наличии нового катализатора цвет выхлопа может и вовсе не поменяться, поскольку он качественно превращает CH в водяной пар. На полудохлом каталитическом нейтрализаторе или установленном пламегасителе картина же проявляется во всей красе: дымность есть.
Как определить неисправность маслосъемных колец
Подношенные колечки дают о себе знать при нагрузке. В реальности это выглядит так: цвет выхлопных газов меняется при движении на подъем при полувыжатой педали газа. Стоит отметить, что смотря в зеркало заднего вида, вы вряд ли сделаете правильный вывод. Клуб дыма обычно быстро рассеивается. Однако водитель идущей сзади машины вполне может зафиксировать его появление.
К сведению. Бытует мнение, что начальную стадию износа следует определять во время переключения передач. Если в этот момент появляется синеватый дымок, то кольца вскоре потребуется заменить.
При критическом износе колец дым идет во время движения постоянно и вне зависимости от ландшафта под колесами. Кроме того, наблюдается усиление дымления с повышением скорости.
Из-за чего еще может появиться выхлоп сизого оттенка
Дефектная турбина и неисправная вентиляция картерных газов также могут стать причиной появления дыма. Что отличает эти поломки от текущих колпачков или маслосъемных колец, так это характер дымления: здесь дыма много + он может появляться и исчезать в любое время. К примеру, двигатель «ровно» работает на ХХ и вдруг начинает дымить, а через минуты 3-4 перестает.
Выявить, в чем дело, помогут несколько рекомендаций:
- Турбина «гонит» масло в выхлопную трубу. Дым появляется только после прогрева выпускного тракта. Возможна течь масла на стыках деталей выпускной системы.
- Вентиляция картерных газов не отсекает масло от воздушной смеси. Забился маслоотделитель в результате использования некачественной моторной смазки. Впускной коллектор весь в потеках маслоэмульсии, причем четко за вентиляционным отверстием.
Напутственные рекомендации
При неудовлетворительных результатах диагностики опытные владельцы обычно действуют методом исключения. Сначала предпринимается попытка раскоксовать маслосъемные кольца. Если вы впервые столкнулись с таким понятием, рекомендуем почитать, что такое раскоксовка и зачем она нужна двигателю, а также о технологии декаборнизации поршневых колец с использованием димексида, как одного из недорогих и эффективных средств.
Если попытка удаления кокса не принесла результатов, то планируются работы с ГБЦ. Если и замена маслосъемных колпачков обернулась безуспешно, то производится «капиталка».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Дым с картера двигателя
Saprankov, выхлоп почти невидимый.
Масло убыло заметно
колпачки не держатСЯ — похоже, обломаны направляющие клапанов.
Но разве из-за них может идти дым из вентиляции картера?
Вряд ли. Если дыма много из сапуна — проблема в поршневой. Хотя опять же что значит «много»? У меня вот, например, из сапуна тоже дым заметен. Но ведь его и должно быть видно, у этого узла назначение такое — газы отводить из картера. Так что если в том что компресиия у тебя нормальная ты полностью уверен, то поршневую не трогай.
А направляющие менять надо обязательно, да
Добавлено спустя 2 минуты 35 секунд:
идёт синий дым из вентиляции картера. Довольно заметный, выходит даже из воздухозаборной трубки кастрюли.
Saprankov, выхлоп почти невидимый.
Посмотрю ещё по-хорошему, на прогретом двигателе.
Масло убыло заметно
Если бы оно сгорало в таких количествах, то выхлоп явно был бы гуще (до замены колпачков так и было). Поэтому я уже начинаю грешить на сальники коленвала — как будет время, проверю их.
Если конечно под машиной нет черной лужи и в тосол оно не уходит. Дымовая завеса из белого дыма сзади машины наблюдается тогда, когда в цилиндры попадает тосол. Если там горит масло — дым летом не особо-то и сильно заметен, дым почти прозрачный синеватого цвета, но вот ЗАПАХ горящего масла ни с чем не спутаешь.
В тосол вроде не уходит. Проверю ещё, но уровень его вроде бы не меняется.
колпачки не держатСЯ — похоже, обломаны направляющие клапанов.
Дык отож. Уже готовлюсь морально. Но попозже.
Но разве из-за них может идти дым из вентиляции картера?
В том-то и дело. Много дыма — значит, поршневая. Поршневая — значит, компрессия. А компрессия в норме. И это не масляная, потому что в двух цилиндрах, куда масло уже не гонит, она тоже в норме.
Как вариант. На цилиндре, где колпачок совсем плохо держится, залегли кольца, из-за чего газы прорываются в картер. Но в цилиндр гонит масло, поэтому компрессия не падает. Возможно такое? Дым из вентиляции, кстати, идёт толчками.
Хотя опять же что значит «много»? У меня вот, например, из сапуна тоже дым заметен. Но ведь его и должно быть видно, у этого узла назначение такое — газы отводить из картера.
Провёл краткую ревизию двигателя.
1. Свечи почти все чистые — красноватый нагар на электродах и никакого масла (даже во втором цилиндре, где колпачок не держится). А вот в третьем — вся резьба в масле (в гнезде аж лужа осталась), хотя электрод вроде чистый.
2. Выхлоп на холодной вообще невидимый (правда, уже смеркалось, но было ещё достаточно светло). Маслом вроде не пахнет.
3. Дым из вентиляции не идёт (опять же, на холодной — прогревать не стал). Разобрал маслоотделитель — отложения есть, но вроде бы не особо большие.
4. При беглом осмотре сверху видны следы масла на передней части маслофильтра и вообще вокруг шкива коленвала — похоже, таки сальник.
5. Главное. В кастрюле прорезана дыра около патрубка, а дырка «внутри» фильтра заткнута чем-то вроде поролона. На фото жёлтым цветом нарисована прорезанная дырка, а жёлтой стрелкой показана та, которая заткнута. Поролон убрал, посмотрю, что будет. Собственно, вопрос: нафига это?
6. Не был вставлен в карбюратор тонкий шланг, который идёт от кастрюли. :-[ Может это влиять?
Шланг воткнул, посмотрю, что будет.
Вопросы. Может ли влиять на дымление снятие тонкого шланга (и вот эта странная модернизация кастрюли)? Если двигатель будет продолжать дымить на горячую — о чём это будет говорить при данных симптомах?
Главное. В кастрюле прорезана дыра около патрубка, а дырка «внутри» фильтра заткнута чем-то вроде поролона. На фото жёлтым цветом нарисована прорезанная дырка, а жёлтой стрелкой показана та, которая заткнута. Поролон убрал, посмотрю, что будет. Собственно, вопрос: нафига это?
Предположу, что так предыдущий хозяин боролся с замерзанием конденсата в стыке шланга и кастрюли. Дымит у тебя именно из-за этого, ибо в штатном варианте картерные газы идут минуя фильтр сразу в карб, а с прорезанной дыркой эти газы разрежением не засасывает и они у тебя валят под капот. Ты б сразу с разборки кастрюли начал, столько сообщений не пришлось бы писать
Добавлено спустя 4 минуты 24 секунды:
следы масла на передней части маслофильтра и вообще вокруг шкива коленвала — похоже, таки сальник.
Может ли влиять на дымление снятие тонкого шланга