Двигатель тмз 8481 10 инструкция по ремонту
первый прием — 40—50 Н•м (4—5 кгс•м);
второй прием — 120—150 Н•м (12—15 кгс•м);
третий прием— 190—210 Н•м (19—21 кгс•м— предельное значение).
При затягивании болтов крепления головок цилиндров строго выдерживать заданный крутящий момент. Затяжка болтов моментом, большим, чем указано в инструкции, может привести к разрушению деталей, а герметичность уплотнения не улучшится.
После установки головок цилиндров отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров.
Коленчатый вал — стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Все поверхности вала азотированы. Коленчатый вал имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки.
Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил возвратно-поступательно движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми вал балансируется. Кроме того, в систему уравновешивания входят два выносных противовеса, напрессованных на переднем и заднем концах коленчатого вала.
Осевая фиксация вала осуществляется четырьмя биметаллическими полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры. Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими выступами входят в пазы на крышке задней коренной опоры.
Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми манжетами.
На переднем конце коленчатого вала установлен жидкостный гаситель крутильных колебаний, взаимозаменяемый с гасителем двигателя ЯМЗ-240М при условии доработки проточки на ступице корпуса со стороны крышки до диаметра 135 мм в месте установки шкива.
При ремонте двигателя следует помнить, что удары и вмятины на гасителе крутильных колебаний выводят его из строя, что неизбежно приведет к поломке коленчатого вала. Хранить и транспортировать гаситель следует только в специальной таре в вертикальном положении.
Маховик отлит из серого чугуна и крепится болтами к заднему торцу коленчатого вала. Маховик точно фиксируется относительно шеек коленчатого вала штифтом и втулкой.
Зубчатый венец маховика служит для пуска двигателя стартером. Кроме того, в зацепление с зубчатым венцом вводится шестерня механизма проворота при ручном провертывании коленчатого вала. Механизм проворота смонтирован на картере маховика с левой стороны двигателя; над ним установлен фиксатор установки коленчатого вала в определенном положении при регулировке угла опережения впрыскивания.
Шатун — стальной со стержнем двутаврового сечения, с плоским разъемом нижней головки. Нижняя головка шатуна соединяется с крышкой двумя болтами с гайками. Затяжка болтов производится при помощи :специального приспособления до удлинения на 0,33± 0,01 мм . Допускается производить затяжку болтов по углу поворота.
Шатун окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы . На крышке и шатуне выбиваются метки спаренности в виде трехзначного числа и порядковый номер цилиндра. Подшипник нижней головки шатуна снабжен сменными вкладышами, а верхней головки—установленной с натягом сталебронзовой свертной втулкой.
Поршни изготовлены из высококремнистого алюминиевого сплава. С целью повышения износостойкости канавка под верхнее поршневое кольцо выполнена во
вставке из жаропрочного чугуна. Для обеспечения охлаждения поршня маслом в головке поршня выполнена полость. Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки, расположенной на направляющей толкателей. На днище поршня расположена камера сгорания и выточки под клапаны. Разбивка поршней на размерные группы отсутствует. На поршне расположены два компрессионных и одно маслосъемное кольцо (рис. 8).
Верхнее компрессионное кольцо имеет сечение двухсторонней трапеции, хромированное, с бочкообразной рабочей поверхностью.
Второе кольцо — плоское, хромированное, минутное. Маслосъемное кольцо — коробчатого сечения, с хро-
Рис. 11. Положение поршневых колец в канавках поршня:
1 — поршень; 2 — верхнее компрессионное кольцо; 3 — второе компрессионное кольцо; 4 — маслосьемное кольцо; 5 — расширитель маслосъемного кольца; а — метка на поршневых кольцах
мированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем.
При установке поршневых колец на поршень обращать особое внимание на правильность их расположения. Слово «верх» должно быть обращено к днищу. как показано на рис. 8.
Поршневой палец— пустотелый, плавающего типа, азотированный. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.
Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна—сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы. Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала невзаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.
Оба вкладыша нижней головки шатуна взаимозаменяемы.
Для возможности ремонта коленчатого вала предусмотрены три ремонтных размера вкладышей. Клеймо ремонтного размера наносится на тыльной стороне вкладыша, недалеко от стыка. Размеры шеек коленчатого вала и размеры вкладышей в их средней части приведены в таблице 1.
Руководства по эксплуатации
Двигатели:
8421.10 8424.10, 8424.10-021, 8424.10-03, 8424.10-031, 8424.10-032, 8424.10-033, 8424.10-04, 8424.10-05, 8424.10-06, 8424.10-07, 8424.10-08, 8431.10, 8437.10, 8463.10, 8491.10-032, 8492.10-033, 8482.10, 8482.10-01, 8486.10-02, 8486.10-03, 8486.10-02, 8486.10-03, 8486.10-04, 8521.10, 8522.10, 8481.10-05, 8435.10, 8525.10, 8481.10-07, 8481.10-08, 8481.10-09, 85226.10, 85227.10
Руководство по эксплуатации 8424.3902150 РЭ
Двигатели:
8481.10, 8481.10-02, 8481.10-04
Руководство по эксплуатации 8481.3902150 РЭ
Коробки передач:
ЯМЗ-2381; ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК; ЯМЗ-238ВУ и их модификации
Руководство по эксплуатации 2381-3902150РЭ
.doc 2,90М .pdf 3,98М
Коробки передач :
ТМЗ-09.130-10; ТМЗ-09.130-11; ТМЗ-09.130-30; ТМЗ-09.130-31; ТМЗ-09.130-50; ТМЗ-09.130-51
Руководство по эксплуатации КПП ТМЗ-09.130
.doc 0,97М .pdf 0,72М
К оробки передач :
ТМЗ-14.180-10; ТМЗ-14.180-30; ТМЗ-14.180-50
Руководство по эксплуатации КПП ТМЗ-14.180
.doc 1,10М .pdf 0,76М
Двигатель тмз 8481 10 инструкция по ремонту
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ 8481.10, 8482.10
Техническое обслуживание двигателя, установленного на тракторе, производить одновременно с техническим обслуживанием трактора. Техническое обслуживание двигателя по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) выполняется один раз в смену.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) производится через каждые 125 моточасов работы двигателя.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) производится через каждые 500 моточасов работы двигателя.
Техническое обслуживание № 3 (ТО-3) производится через каждые 1000 моточасов работы двигателя.
Сезонное техническое обслуживание (СТО) производится при переходе к зимней или летней эксплуатации.
Проведение операций периодического технического обслуживания обязательно.
ЕЖЕСМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
1. Осмотреть двигатель, убедиться в отсутствии течи топлива, масла и охлаждающей жидкости, в нормальном состоянии наружных узлов двигателя, при необходимости очистить двигатель от загрязнения.
Отмеченные неисправности немедленно устранить.
2. Перед пуском двигателя проверить наличие охлаждающей жидкости и масла в его системах.
3. После остановки двигателя проверить на слух работу турбокомпрессора и фильтра центробежной очистки масла.
4. По окончании работы заполнить топливный бак топливом, не ожидая его охлаждения во избежание конденсации паров воды.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 1
1. Проверить натяжение приводных ремней, при необходимости отрегулировать.
2. Слить отстой из топливных фильтров грубой и тонкой очистки. Зимой отстой из фильтров сливать ежедневно после окончания работы.
Дополнительно через одно ТО-1:
3. Заменить масло в системе смазки двигателя.
4. Промыть фильтр центробежной очистки масла.
5. Сменить фильтрующие элементы масляного фильтра. При свечении сигнализатора засоренности фильтра элементы заменить ранее указанного срока.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 2
1. Выполнить все операции ТО-1.
2. Проверить и, если необходимо, отрегулировать установку угла опережения впрыскивания топлива.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 3
1. Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.
2. Снять форсунки с двигателя и провести их техническое обслуживание. Первое обслуживание форсунок провести при первом с начала эксплуатации ТО-1.
3. Проверить легкость вращения ротора турбокомпрессора, при необходимости провести его техническое обслуживание.
4. Проверить и, если необходимо, отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме.
5. Через 3000 часов работы провести техническое обслуживание стартера.
6. Через 4000 часов провести техническое обслуживание генератора.
7. Через одно ТО-3 снять для проверки топливный насос высокого давления и в случае необходимости его отрегулировать.
СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
1. Осенью и весной заменить масло и топливо на соответствующие предстоящему сезону.
2. Осенью при переходе на зимнюю эксплуатацию проверить узлы электрофакельного устройства и промыть фильтры-отстойники топлива.
3. Один раз в два года (одновременно с заменой охлаждающей жидкости «Тосол-А») очистить и промыть защитные сетки водомасляного радиатора и охладителя наддувочного воздуха. При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды очистить и промыть защитные сетки водомасляного радиатора и охладителя наддувочного воздуха один раз в год, осенью, при сезонном обслуживании.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОСЛЕ ОБКАТКИ
Обкатка двигателя происходит в течение первых 30 часов работы. За этот период двигатель не нагружать до максимальной мощности, так как в нем происходит приработка деталей цилиндропоршневой группы и подшипников коленчатого ва ла. Двигатель подготавливается для принятия полной нагруз ки.
По окончании обкатки:
1. Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 75—85°С.
2. Заменить масло в системе смазки.
3. Промыть фильтр центробежной очистки масла.
4. Проверить и при необходимости отрегулировать установочный угол опережения впрыскивания топлива.
5. Подтянуть внешние резьбовые соединения.
6. Проверить момент затяжки болтов крепления головок цилиндров и, если необходимо, подтянуть их до момента 190—210 Н•м (19—21 кгс•м).
7. Отрегулировать зазоры клапанного механизма.
8. Отрегулировать натяжение приводных ремней.
РЕГУЛИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ 8481.10, 8482.10
РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЕЙ
Привод водяного насоса, гидромуфты привода вентилятора и генератора двигателя осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит и нормальная работа этих агрегатов. Поэтому при повседневном уходе за двигателем необходимо предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его. Особенно тщательно надо проверять натяжение ремней в течение первых 60 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя. Кроме того, чрезмерное натяжение ремней может послужить причиной разрушения шарикоподшипников.
Натяжение ремня следует проверять нажатием в середине ветви с усилием 40 Н (4 кгс). Нормально натянутый ремень 11 (рис. 34) привода водяного насоса при нажатии на середину наибольшей (верхней) ветви должен прогибаться на 11 — 17 мм , нижней ветви на 8 — 12 мм и короткой боковой ветви на 5—8 мм. Каждый ремень 2 привода гидромуфты вентилятора должен прогибаться на 5—10 мм, каждый ремень 7 привода генератора на 9 — 14 мм .
Натяжение ремня водяного насоса регулируют натяжным устройством. Для натяжения ремня следует ослабить затяжку болтов крепления натяжного устройства и, нажимая рукой на кронштейн 9, натянуть ремень, после чего затянуть болты и снова проверить натяжение ремня.
Регулировку натяжения ремней привода вентилятора производить вращением болта-натяжителя 5 при отвернутых гайках крепления шкива натяжного устройства и болта-натяжителя. После регулировки затянуть гайки крепления оси и гайку болта-натяжителя.
Натяжение ремней привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления при отвернутых болтах крепления передней и задней лап генератора, крепления генератора к планке и крепления планки генератора.
После регулировки тщательно затянуть болты планки генератора, болт передней лапы с контргайкой и гайку болта