Меню

Двигатель рд 33мк руководство по технической эксплуатации

Двигатель рд 33мк руководство по технической эксплуатации

Двигатель РД-33 считается одним из лучших образцов мирового двигателестроения и по своим удельным параметрам, высотно-скоростным характеристикам находится на уровне мировых стандартов. Но доводка его не была простой и конструкторам НПО имени В.Я.Климова, которое ранее создало ТРД ВК-1 для МиГ-15бис, однако впервые приступило к созданию двухконтурного двигателя, пришлось преодолеть много проблем. Достаточно сказать, что в процессе испытаний два опытных самолета — второй и четвертый — были потеряны из-за отказов двигателей (в обоих случаях летчики — А.В.Федотов и В.Е.Меницкий — благополучно катапультировались). В 1989 году на Парижском авиасалоне летчик-испытатель А.Квочур был вынужден катапультироваться из самолета на предельно малой высоте после попадания птицы в воздухозаборник и в результате отказа правого двигателя.

Техническое проектирование РД-33 началось в 1968 году, стендовые испытания начались в 1972 году, поставки — в 1976 году, массовое серийное производство — в 1981 году. Он устанавливается на всех модификациях МиГ-29. РД-33 — двухвальный ТРДДФ с низкой степенью двухконтурности. Применены четырехступенчатый компрессор низкого давления и девятиступенчатый компрессор высокого давления, кольцевая камера сгорания имеет форсунки с воздушным распылом топлива, обеспечивающие малый уровень дымления для ряда марок топлива. Одноступенчатая турбина высокого давления с монокристаллическими охлаждаемыми лопатками, одноступенчатая турбина низкого давления. Сопло всережимное. Гидромеханическая система управления подачей топлива.

Двигатель РД-33 устойчиво работает на земле при температуре от +60 до -60 C и в воздухе при температуре на входе не свыше 200 C, при максимальной приборной скорости 1500 км/ч до высоты 11000 м, при минимальной приборной скорости 350 км/ч на высоте более 15000 м и 300 км/ч на высоте менее 15000 м. Сохраняет работоспособность даже при отрицательных воздушных скоростях при практически любых пространственных положениях самолета. Статический потолок при истинной скорости более 1700 км/ч достигает 20000 м, динамический потолок — 21500 м. Масса полностью силовой установки 1217 кг.

РД-33 позволяет самолетам МиГ-29 совершать взлет с полной боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже в воздухе. Это позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге. Замена двигателя достаточно проста и занимает сравнительно немного времени — около часа (пятью механиками) с учетом проверки его работы после установки. Основной недостаток ранних моделей двигателя — малый межремонтный ресурс (350 ч).

Турбореактивный двигатель РД-33 является одним из лучших в мире двухконтурных двигателей четвертого поколения в своем классе тяги. Применяется на известном российском истребителе МиГ-29 и его модификациях. За создание этого истребителя с двигателями РД-33 были присуждены Ленинская и Государственная премия СССР.

Читайте также:  Чип тюнинг аккорда 7

В настоящее время разработана модификация РД-33Н для однодвигательных самолетов МиГ-21, в том числе: СМР-95 для модернизации французских истребителей Мираж III и Мираж F-1;

Для улучшения летно-технических характеристик истребителя МиГ-29 разработано сопло с управляемым вектором тяги.

Двигатель выполнен в модульной конструкции. РД-33, благодаря высокому уровню газодинамической устойчивости не накладывает никаких ограничений на пилотирование самолета, обладает высоким темпом нарастания тяги по скорости полета, что особенно важно для фронтового истребителя.

Благодаря модульной конструкции Завод Климова освоил локальный ремонт двигателей с заменой модулей в эксплуатации.

Конструктивные особенности:

  • 4-х ступенчатый осевой компрессор низкого давления;
  • 9-ти ступенчатый осевой компрессор высокого давления;
  • короткая кольцевая камера сгорания с 24 форсунками;
  • одноступенчатая турбина высокого давления;
  • одноступенчатая турбина низкого давления;
  • второй контур;
  • форсажная камера с регулируемым соплом;
  • электронно-гидромеханическая система автоматического регулирования.

— максимального форсажирования 9700 — минимального форсажирования 7800 Удельный расход топлива, (кг/ч)/кгс — максимального форсажирования 1.86 — минимального форсажирования 1.36 Расход воздуха в режиме:, кг/сек — максимального форсажирования 104 — минимального форсажирования 104 Число оборотов оси высокого давления в режиме:, об/мин — максимального форсажирования 8316 — минимального форсажирования 8316 Максимальный нефорсированный режим: — максимальный (без форсажирования) 7800 — номинальный (наименьший расход топлива) 3300-4500 — малого газа 350 Удельный расход топлива, , (кг/ч)/кгс . — максимальный (без форсажирования) 0.88 — номинальный (наименьший расход топлива) 0.76 — малого газа (часовой расход), кг/ч 900 Расход воздуха в режиме:, кг/сек — максимальный (без форсажирования) 104 — номинальный (наименьший расход топлива) 75-90 — малого газа 30 Число оборотов оси высокого давления в режиме:, об/мин — максимальный (без форсажирования) 8316 — номинальный (наименьший расход топлива) 6890-7400 — малого газа 5630 Степень двухконтурности 0.4-0.46

Полная степень повышения давления в компрессоре

Турбореактивный авиационный двигатель РД-33.

Турбореактивный авиационный двигатель РД-33.

Разработчик: НПП «Завод им. В.Я.Климова»
Страна: СССР
Начало разработки: 1968 г.
Начало испытаний: 1972 г.
Серийное производство: 1981 г.
Принятие на вооружение: 1985 г.

Двигатель РД-33 разработан в 1968-1985 годах в НПП «Завод им. В.Я.Климова» под руководством С.П.Изотова и В.В.Старовойтенкова. Двигатель предназначается для лёгкого фронтового истребителя МиГ-29 и других самолётов данного класса.

РД-33 представляет собой двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель модульной конструкции со смешением потоков в общей форсажной камере и регулируемым реактивным соплом. Двигатель двухконтурный с 4 ступенями КНД, 9 ступенями КВД, короткой кольцевой камерой сгорания с 24 форсунками, одноступенчатой ТВД и ТНД(монокристаллические), форсажной камерой. Система управления электро-гидромеханическая. Температура газов перед турбиной составляет 1680°К. Двигатель может работать при любом пространственном положении самолёта. Двигатель оборудован системами защиты и раннего обнаружения неисправностей.

Читайте также:  Мотоцикл voge 500ds adventure тест драйв

Двигатель надёжно работает во всём диапазоне скоростей и высот полёта МиГ-29, в том числе при применении ракетного и пушечного вооружения. Он имеет малый удельный вес (0,127) и высокую температуру газа перед турбиной. На РД-33 применена «температурная раскрутка», составляющая по величине 140°. Двигатель даёт возможность полёта до числа М=2,35. Время приемистости двигателя при переходи с малого газа на полный форсированный режим составляет 4-5 с.

В настоящее время для повышения манёвренности для двигателя разработана система управления вектором тяги. Технология, по которой спроектировано сопло с отклоняемым вектором тяги, универсальна. Это позволяет устанавливать отклоняемое сопло на турбореактивные двигатели различных конструкций как российского, так и иностранного производства.

Конструкция сопла, выполненная по осесимметричной схеме с поворотом сверхзвуковой части, обеспечивает возможность всеракурсного изменения вектора тяги, наибольшую угловую скорость его отклонения и наименьшее увеличение массы двигателя. Вектор тяги отклоняется изменением положения створок многорежимного сопла на заданный угол. Максимальное отклонение сопла от продольной оси составляет 15° со скоростью поворота 60 град./с, что даёт значительное увеличение манёвренности и улучшает характеристики полёта на закритических углах атаки.

Всего изготовлено более 5000 двигателей РД-33. Ремонт осуществляется на авиаремонтных заводах № 121 (Кубинка), № 218 (Гатчина), № 570 (Ейск). Лицензию на производство двигателя приобрела Индия.

Модификации:ъ
РД-33 серии 1 (1984 г.) — первый крупносерийный вариант с ресурсом 300 ч. Применялся на первых серийных самолетах МиГ-29.
РД-33 серии 2 (1987 г.) — модификация с увеличенным до 1400 часов назначенным ресурсом.
РД-33 серии 3 (1995 г.) — модификация с увеличенным до 2000 часов назначенным ресурсом. Выпускается серийно с 1999 года.
РД-33И («изделие 88И», 1982 г.) — модификация двигателя без форсажной камеры для опытного штурмовика Ил-102.
РД-33К («изделие 21», 1985 г.) — модификация для палубного истребителя МиГ-29К и модернизированного МиГ-29М. Введён чрезвычайный взлётный режим тягой 8700 кгс, также произведены конструкционные изменения. Отличается дополнительной антикоррозионной защитой. На РД-33К применена цифровая электронно-гидромеханическая система автоматического управления, основными элементами которой являются гидромеханический насос-регулятор НР-85, регулятор сопла и форсажа РСФ-85 и электронная система управления ЭСУ-21
РД-33АС — стартовый двигатель для анфибии А-42ПЭ.
РД-33Б/НБ — двигатели без форсажной камеры для летательных аппаратов различного назначения.
РД-33Н (СМР-95, 1995 г.) — модификация с нижним расположением коробки двигательных агрегатов для модернизации истребителей Super Mirage F-1 и Super Cheetah D-2 ВВС ЮАР. Первый российский проект создания турбореактивного двигателя для иностранного истребителя. Благодаря замене штатных двигателей на двигатели СМР-95 ЛТХ эффективность боевого применения самолётов выросли в 1,2 — 3 раза.
РД-93 («изделие 93», 2002 г.) — модификация РД-33 тягой 8300 кгс с нижней коробкой агрегатов для однодвигательного истребителя FC-1 производства КНР. Первая партия поставлена заказчику в 2002-2003 годах заводом им. Климова. Серийное производство освоено на ММП им. Чернышева.
РД-33-10М2 — опытный с отклоняемыми в двух плоскостях соплами.
РД-133 — модернизированный с отклоняемым вектором тяги.
РД-33МК «Морская Оса» (РД-33 серии 3М, РД-133, «изделие 42», 2002 г.) — глубокая модернизация ТРДДФ РД-33 серии 3 с новым КНД (как у РД-33К), доработанным КВД и турбиной с улучшенным охлаждением, новой бездымной КС, новой электронной САУ с полной ответственностью. Тяга повышена до 9000 кгс, ресурс — до 1000/4000 ч. Возможно оснащение всеракурсным поворотным соплом типа КЛИВТ. Проходит стендовые и летные испытания (на МиГ-29К № 312) с 2002 года, испытания в составе МиГ-29КУБ начались в 2006 году.

Читайте также:  Почему турбированный двигатель жрет масло

Все новые двигатели (РД-33 серии 3М, РД-133, РД-93 и др.) оснащаются новой цифровой системой автоматического управления и контроля БАРК-88. Наземные пульты обслуживания выполнены в виде единого информационно-диагностического комплекса ИДК-88.

Длина, мм: 4230
Диаметр, мм: 1040
Масса сухая, кг: 1055
Степень двухконтурности: 0,48
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 77
Степень повышения давления в компрессоре: 21
Температура газа перед турбиной, °C: 1407
Тяга, кгс
-на форсаже: 8300
-на взлётном режиме: 5040
Удельный расход топлива на макс. режиме, кг/кгс·ч: 0,77

Двигатель РД-33 в ангаре у истребителя МиГ-29.

Двигатель РД-33. Музей 218-го АРЗ в г. Гатчина Ленинградской области.

Двигатель РД-33. Музей 218-го АРЗ в г. Гатчина Ленинградской области.

Двигатель РД-33МК на МАКС-2009.

Двигатель РД-33 серии 1 в берлинском авиамузее.

Отклоняемые сопла двигателей РД-33МК2 на МиГ-29ОВТ.

Список источников:
В.А.Зрелов. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы.
Крылья Родины. №5 за 1999 г. О.Третьяков. Эксплуатация РД-33 по техническому состоянию.
Крылья Родины. №11 за 2000 г. В.Парамонов. Наши двигатели для «Миражей».

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Adblock
detector