Разборка и сборка электродвигателей при ремонте
Порядок разборки электродвигателей
Порядок разборки электродвигателя при ремонте следующий:
1. Снимают шкив или полумуфту.
2. Снимают крышки подшипников качения, отпускают хомуты траверс, отвинчивают гайки со шпилек, стягивающих фланцы шарикоподшипников.
3. Выпускают масло из подшипников скольжения.
4. Снимают подшипниковые щиты.
5. Вынимают ротор электродвигателя.
6. Снимают с вала подшипники качения, вытаскивают из щитов втулки или вкладыши подшипников скольжения.
7. Промывают бензином или керосином щиты, подшипники, траверсы, вкладыши, масленки, уплотнения и т. п.
8. Очищают обмотки от пыли или продувают их очищенным сжатым воздухом.
9. Загрязненные обмотки после продувки протирают чистой тряпкой, смоченной в бензине.
10. Производят распайку соединений и вынимают обмотки из пазов.
Разборку электродвигателя следует проводить так, чтобы не повредить отдельных деталей. Поэтому при разборке не разрешается применять слишком больших усилий, резких ударов, пользоваться зубилами.
Туго выворачивающиеся болты смачивают керосином и оставляют на несколько часов, после чего болты ослабляют и выкручивают.
При разборке электродвигателя все мелкие детали складывают в специальный ящик. Каждая деталь электродвигателя должна иметь бирку, на которой указывают номер ремонтируемого электродвигателя. Болты и шпильки после разборки лучше ввернуть на свои места, что предотвратит возможную их утерю.
Шкив, полумуфту и шарикоподшипник снимают с вала при помощи стяжки. (рис. 1). Желательно чтобы стяжка была с тремя скобами.
Конец болта стяжки упирают в торец вала электродвигателя, а концами скоб захватывают края шкива, муфты или внутреннюю обойму подшипника. При вращении болта снимаемая деталь сползает с вала электродвигателя. При этом нужно следить, чтобы направление усилия совпадало с осью вала, так как иначе возможен перекос, который вызовет повреждение цапфы вала электродвигателя.
Если подобной стяжки нет, то шкив или подшипник снимают с вала электродвигателя легкими ударами молотка через прокладку из твердого дерева или меди. Удары наносят по ступице шкива или внутреннему кольцу пошипника качения равномерно по всей окружности.
Для снятия подшипникового щита электродвигателя отвинчивают болты и легкими ударами молтка через прокладку по выступающим краям щита отделяют его от корпуса. Для избежания поломок при разборке больших электродвигателей ротор электродвигателя и щит при снятии должны находится в подвешенном состоянии, что обычно осуществляется с помощью специальных подъемных средств (тали, тельферы и т.д.).
В зазоре между ротором и статором электродвигателя прокладывают картонную прокладку достаточной толщины, на которую при снятии ложится ротор. Это предотвратит возможные повреждения изоляции обмоток электродвигателя.
При разборке небольших электродвигателей ротор вынимают вручную. На один конец вала, обернутый картоном, одевают длинную трубу, при помощи которой осторожно выводят ротор из расточки статора, поддерживая его все время на весу.
При ремонте подшипников скольжения необходимо вынуть из их подшипникового щита цельную втулку или вкладыш при помощи ударов деревянным молотком через деревянную выколотку. Щит при этом нужно ставить так, чтобы подшипник упирался в эту опору. При другом расположении подшипник может дать трещину. Необходимо также следить за тем, чтобы не повредить смазочных колец.
Порядок сборки электродвигателей
Сборку электродвигателя начинают со сборки отдельных узлов. В подшипниковые щиты запрессовывают перезалитые вкладыши или выточенные заново втулки. Их надо предварительно пришабрить по валу и выпилить в них по старым размерам канавки для смазки и прорези для смазочных колец.
Вкладыши и втулки запрессовывают в щит при помощи небольшого винтового или гидравлического пресса или осторожными ударами молотка через прокладку. При этих операциях сборки особенно опасны перекосы, которые могут привести к заклиниванию втулок и вкладышей.
Рис. 2. Установка подшипникового щита электродвигателя при выбивании вкладыша: а — правильная, б — неправильная.
Шарикоподшипники необходимо туго посадить на вал. Для облегчения этой операции подшипник нагревают в масляной ванне до температуры 70 — 75°. При этом подшипник расширяется и легче надевается на вал электродвигателя. При нагревании подшипник не рекомендуется ложить на дно ванны, а надо подвешивать его на проволоке. Подогревать подшипник в пламени паяльной лампы не рекомендуется чтобы не допустить отпуск стали подшипника.
Насаживают подшипник на вал электродвигателя легкими ударами молотка по трубе, упирающейся во внутреннее кольцо подшипника. При дальнейшей сборке наружная обойма подшипника должна быть посажена нормально в гнездо подшипникового щита. Слишком тугая посадка может привести к зажиму шариков, а слабая вызовет проворачивание наружной обоймы подшипника в гнезде щита, что недопустимо.
Следующую операцию — введение ротора в расточку статора производят так же, как и при разборке. Затем устанавливают подшипниковые щиты, закрепляя их временно болтами. При этом необходимо, чтобы щиты были установлены на свое старое место, что проверяют по совпадению меток, нанесенных на корпусе и щите при разборке.
При одевании щитов на вал электродвигателя надо приподнять смазочные кольца подшипников скольжения, иначе они могут быть повреждены валом.
После установки щитов ротор электродвигателя проворачивают вручную. Ротор правильно собранного электродвигателя должен вращаться сравнительно легко.
Тугое вращение вала электродвигателя может быть вызвано: неправильной посадкой подшипника качения на вал (малый радиальный зазор), недостаточной расшабровкой втулки или вкладыша подшипника скольжения, наличием в подшипнике опилок, грязи, засохшего масла, перекосами вала, обработкой вала или корпуса, не соответствующей посадке, увеличенным трением кожаных или войлочных уплотнений о вал.
Затем окончательно затягивают болты подшипниковых щитов, заполняют соответствующей смазкой подшипники качения и закрывают их крышками. В подшипники скольжения заливают масло.
Ротор собранного электродвигателя еще раз проворачивают вручную, проверяют отсутствие задевания вращающихся частей за неподвижные, определяют и подгоняют необходимую величину разбега (осевого перемещения ротора).
После сборки электродвигатель подключают к сети и проверяют при работе вхолостую, а затем она поступает на окончательные испытания.
Разборка и сборка электродвигателя своими руками
Для того, чтобы отремонтировать или проверить электродвигатель, простому обывателю необязательно иметь специальную подготовку, данные действия можно провести самостоятельно, разобрав агрегат.
Данная статья повествует о способе сборки и разборки электродвигателей, которые пользуются наибольшей популярностью у потребителей, независимо от их видов.
Порядок разборки электродвигателя
Начать разборку агрегата следует после того, как он будет отключен от электрической сети, т. е. необходимо вытянуть из розетки вилку и снять провода. При наличии конденсаторов в схеме управления электродвигателя, следует произвести разрядку их выводов.
Удары и перекосы должны отсутствовать при разборке, необходимо соблюдать определённую последовательность. Осуществлять разборку электродвигателя необходимо после того, как он был отсоединён от вращающего механизма. Следует соблюдать аккуратность при разборке агрегата, чтобы исключить повреждение коллектора, щёток, обмоток и прочих составляющих электродвигателя.
Прежде, чем разбирать агрегат, нужно осуществить пометку мест расположения крышек относительно корпуса с помощью рисков, а при отсутствии шпонки пометить положение вентилятора относительно вала, иначе, вал может быть разбалансирован.
Способ разборки асинхронного электродвигателя
- Сначала, необходимо осуществить открутку винтов и снятие защитного кожуха вентилятора (1).
- После этого, на данном агрегате следует осуществить соответствующие пометки.
- Далее, произвести снятие вентилятора, держащегося на двух или одном болтах (2).
- Теперь, освободить заднюю и переднюю крышку от всех имеющихся болтов (3 и 5).
- Для того, чтобы снять заднюю крышку, где происходит вращение вала в подшипнике, необходимо придерживаться определённых правил, поскольку, этот этап является наиболее трудоёмким. Если электродвигатель компактных, то данное действие можно произвести с помощью отвёртки, подковырнув ею крышку со всех сторон.
- Если двигатель имеет средние размеры, то снятие крышки производиться с помощью молотка, т. е. нужно поочерёдно ударить им по крышке через металлический стержень, во избежании перекосов. Для того, чтобы крышка снималась легче, можно её нагреть. Пресс или винтовой съёмник понадобятся в случае спрессовки крышек электродвигателей, которые применяются в промышленности и обладают большей мощностью.
- При наличии специальных отверстий под отжимные болты, крышку снимают, производя равномерное их выворачивание в отжимные отверстия, следя за тем, чтобы подшипниковые щиты не перекашивались.
- После снятия задней крышки агрегата, аккуратно вытаскивается ротор из статора передней крышки.
Разборка синхронных электродвигателей постоянного или переменного тока осуществляется без особого труда. Здесь нужно лишь правильно осуществить разборку корпуса, в котором установлен агрегат.
Как разобрать электродвигатель перфоратора или дрели
Поломка электродвигателей в электроинструментах является весьма распространённым явлением. Для самостоятельного проведения ремонтных работ, простому обывателю следует осуществить замену графитовых щёток и очистку коллектора мотора. Для этих целей, без разборки неработающего или плохо работающего инструмента не обойтись.
Этапы разборки:
- Отключить агрегат от электропитания;
- Вывернуть имеющиеся болты или винты, и произвести снятие одной половины пластмассового корпуса, в которой отсутствует сам агрегат;
- Для замены щёток, нужно открутить болты, с помощью которых крепится щёткодержатель, и вынимается прижимная пружина;
- Для извлечения коллектора, сначала снимаются щётки, а после производится открутка болтов, которые фиксируют подшипник;
- Далее, агрегат необходимо приподнять и произвести вывод якоря из обмотки статора.
Порядок разборки автомобильного электродвигателя
Различные виды коллекторных двигателей требуют различных подходов к осуществлению их разборки. Самые простые агрегаты снабжены обычными магнитами вместо обмотки. В следствии чего, подача напряжения поступает только лишь на коллектор, и что бы его разобрать, нужно просто осуществить разборку корпуса.
Более мощные электродвигатели могут быть разных конструкций и их следует разбирать согласно прилагаемой инструкции к автомобилю.
Порядок сборки электродвигателей
Для сборки агрегата нужно соблюдать обратный порядок, и чтобы ничего не напутать и не забыть, советую фотографировать каждый этап разборки.
Сборка асинхронного электродвигателя куда проще:
- Первым делом, нужно вставить ротор с передним щитком;
- Далее, прикручивается передняя крышка к корпусу с помощью болтов.
- Затем, осуществляется упор вала к стене через доску и аккуратная забивка задней крышки, в случае с мощными двигателями. Во избежании всевозможных трещин крышки электродвигателя, выполненной из хрупкого металла или силумина, рекомендуется применение обратной изоляционной стороны отвёртки или ручного молотка. Производить удары необходимо строго по меткам во избежании различных перекосов.
Если следовать вышеперечисленным правилам, любой обыватель сможет разобрать электродвигатель своими руками.
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА Лабораторная работа
Разборка двигателя постоянного тока
Выполнению ремонтных работ предшествует разборка и дефектация, которая выполняется в следующем порядке:
1 Снятие жалюзи, проверка или нанесение меток на траверсу щеткодержателей и подшипниковый щит;
4 Снятие крышки подшипника;
5 Снятие подшипникового щита, при этом щит сначала должен сойти с замка на станине, а затем с подшипника. После этого якорь ложится на полюса;
6 Отворачивание болтов и снятие другого подшипникового щита с замка на корпусе. Вынимание якоря из индуктора;
7 Снятие крышки подшипника и щита с подшипника;
8 Снятие подшипника и вентилятора;
9 Дефектация узлов и деталей;
Дальнейшая разборка производится редко, когда в результате дефектации обнаружены неисправности в коллекторе, обмотках якоря, индуктора, и т. д. Дальнейшая разборка включает извлечение обмотки якоря из пазов, снятие основных и добавочных полюсов, снятие и разборка коллектора, разборку щеточного аппарата.
Дефектовку начинают с внешнего осмотра, проверяя отсутствие трещин, отколов, деформаций в корпусе, состояние резьбовых отверстий, наличие распущения крайних листов, выгорание отдельных листов, наличие коррозии. Измеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях диаметр замков на корпусе, на которые надевают щиты. В машинах нормального исполнения точность обработки замков должна быть в пределах 7-9го квалитетов.
Признаками окончательного брака индуктора являются: откол более двух лап, увеличение воздушного зазора более чем на 15%, наличие сквозных трещин в корпусе.
У якоря подаваемого на дефектовку должны быть отремонтированы центральные отверстия. Якорь устанавливают шейками вала на призмы, производят внешний осмотр, измеряют диаметр сердечника(для определения воздушного зазора расчетным методом), проверяют посадочные места шеек вала под посадку подшипников и вентилятора, проверяют состояние шпоночных пазов и рабочего конца вала, биение шеек вала и сердечника якоря. Осматривают коллектор (на отсутствие подгаров, поджогов, оплавления, неравномерности выработки), устанавливают величину их выработки. Поверхность под посадку подшипников должна иметь допуск к4-к6, под посадку вентилятора h6-h11, под посадку коллектора к6-к8.
Признаками окончательного брака якоря являются: излом вала в любом сечении, значительный износ сердечника якоря вследствие коррозии, абразивного воздействия пыли и т. п.
Дефектовка подшипниковых щитов
Проверяют внешним осмотром подшипниковые щиты на отсутствие трещин и изломов. Измеряют посадочные места под подшипник и на корпус индуктора, состояние отверстий, целостность приливов.
Признаками окончательного брака подшипниковых щитов являются: трещины и отколы в щитах и на посадочных поверхностях, откол крепежных приливов.
Дефектовка токосъемного устройства
Проверяют внешним осмотром состояние щеткодержателей, пружин, выводных кабелей, крепление канатиков в щетках. Зазор между щеткой и щеткодержателем необходим 0.2-0.3 мм. Давление пружин на щетки должно быть одинаковым и соответствовать заданному значению. Измеряют сопротивление изоляции между корпусом и щеткодержателем.
Проверяют осмотром крепежные детали (болты, гайки, шпильки и т. п.) на отсутствие трещин, надрывов возле головок болтов и деформации шпилек, состояние резьбы. Качество резьбы определяют резьбовыми кольцами.
Признаками окончательного брака крепежных деталей являются: повреждение более 20% ниток резьбы, трещины и надрывы возле головок болтов, уменьшение диаметра болтов и шпилек более чем на 10% в результате коррозии.
Сборка машин постоянного тока
Сборку электрических машин постоянного тока начинают со сборки индуктора которая предусматривает установку и крепление в корпусе главных и добавочных полюсов с катушками, соединение катушек по электрической схеме, изоляцию между катушечных соединений и проверку правильности соединений.
На сердечники полюсов надевают катушки и крепят их в соответствии с эскизами, снятыми при разборке индуктора. Каждый полюс помещают на • прежнее место согласно эскизу, составленному при разборке машины. Полюсы заводят внутрь корпуса и поочередно завертывают болты, при этом полюсы должны примыкать к корпусу всей поверхностью.
Катушки главных и добавочных полюсов соединяют между собой согласно электрической схеме, эскиз которой сделан при разборке. Для правильного чередования полярности полюсов начала Н2-Н5 и концы К1-К6 катушек соединяют, соединения изолируют несколькими слоями стеклолакоткани или другой аналогичной изоляцией и стеклянной лентой. Места изолирования промазывают эмалью и сушат. Изоляцию выводных кабелей в местах выхода из корпуса электрической машины предохраняют резиновыми или пластмассовыми втулками, которые устанавливают в корпусе.
В собранном индукторе проверяют правильность чередования полярности полюсов.
Рисунок 2- Схема проверки правильности чередования полюсов
К выводам Н1-Н6 обмотки подключают постоянный ток. В индуктор вводят компас и поочередно подносят к каждому полюсу. Полярность полюсов должна чередоваться. Так же проверяют полярность дополнительных полюсов. Чередование полярности главных и добавочных полюсов зависит от направления вращения якоря и режима работы электрической машины (в качестве генератора или двигателя).
Рисунок 3- Полярность добавочных полюсов при работе машины в режиме генератора и в режиме двигателя
У генераторов, если смотреть по направлению вращения якоря, после главного располагается дополнительный полюс другой полярности, а у электродвигателя дополнительный той же полярности (рисунок 3).
Затем собирают якорь. Напрессовывают вентилятор, надевают внутренние крышки подшипников и устанавливают посадкой с натягом подшипники. На якорь надевают правый щит и завертывают болты. Якорь имеет вентилятор , размер которого больше внутреннего отверстия индуктора, поэтому якорь можно завести в индуктор только с правой стороны. Якорь заводят в индуктор и опускают на полюсы.
Собирают левый подшипниковый щит. На выточку щита устанавливают по меткам траверсу щеткодержателей с щеткодержателями и щетками. Щит ставят на корпус и продвигают вперед до корпуса. Затем оба щита надвигают на корпус так, чтобы замки на щитах и корпусе сомкнулись. Наживляют болты крепления щитов и завертывают их соблюдая необходимый порядок. Последней устанавливают крышку подшипника с левой стороны. Проверяют легкость вращения якоря и отправляют его на испытание.
Порядок выполнения работы
1. Изучить методическое указание;
2. Составить технологическую карту разборки по форме (таблица 1) и согласно ее разобрать ДПТ и доложить преподавателю;