Автомобиль ГАЗ-14 «Чайка»: технические характеристики и фото
ГАЗ-14, известный как «Чайка», советский автомобиль представительского класса, выпускался на Горьковском заводе в период с 1977 по 1988 год. Всего за 11 лет производства было изготовлено 1 120 экземпляров. Предшественник — модель «Чайка» ГАЗ-13, которая долгое время считалась лучшей представительской машиной в СССР и использовалась как транспортное средство для правительственных структур и высшего партийного руководства страны.
Новый советский лимузин
Разработка новой «Чайки» началась в 1967 году, при этом прослеживалась явная тенденция подражания стилю американских автомобилей того времени. Однако лимузины и кадиллаки из США хоть и отличались великолепным дизайном, но обладали целым рядом недостатков, как, например, большой расход топлива или слишком широкие габариты. В итоге внешние параметры «Чайки» второго поколения в чем-то перекликались с американскими моделями, но были более скромными. Тем не менее для СССР ГАЗ-14 «Чайка» стал настоящим прорывом в легковом автомобилестроении.
Машина создавалась на шасси ГАЗ-13, но при этом кузов планировался совершенно другой конфигурации. Разработчики сразу столкнулись с проблемами компоновки. Двигатель оказался слишком высоким, капот пришлось поднять более чем на 8 сантиметров, и в сочетании с низко посаженной крышей возникло визуальное несоответствие пропорций. Над экстерьером пришлось поработать.
В 1971 году собрали первый прототип автомобиля, колесная база которого стала длиннее на 200 миллиметров. Двигатель удалось расположить ниже, и постепенно кузов приобрел проектные очертания. В 1975 году несколько опытных экземпляров прошли дорожные испытания, а спустя год автомобиль был принят государственной комиссией и рекомендован к серийному производству.
ГАЗ-14: технические характеристики
Тип кузова — четырехдверный седан, тип — лимузин, вместимость — 7 мест. Максимальная скорость автомобиля — 175 км/час, объем топливного бака — 100 литров.
- длина кузова — 6 114 мм;
- высота — 1 525 мм;
- ширина — 2 020 мм;
- дорожный просвет (клиренс) — 210 мм;
- база колесная — 3 450 мм;
- задняя колея — 1 580 мм;
- вес автомобиля — 2 605 кг;
- полная масса — 3 165 кг.
Силовая установка
Двигатель для нового автомобиля взяли от предшественника ГАЗ-13, но его кардинально модернизировали. За счет изменения фазы газораспределения, замены впускного коллектора и других мер удалось повысить мощность с 195 до 220 л.с. Это существенно улучшило динамические показатели ГАЗ-14 «Чайка», возросли скорость и приемистость автомобиля.
- модель ЗМЗ-13;
- тип карбюраторный, бензиновый;
- рабочий объем цилиндров — 5526 куб. см;
- число цилиндров — 8;
- диаметр цилиндра — 100 мм;
- расположение V-образное;
- ход поршня — 88 мм;
- привод клапанов гидравлический;
- степень сжатия — 8,5;
- мощность 220 л.с.;
- расход бензина в городе — 29 литров на 100 км;
- расход топлива в смешанном режиме — 24 литра на 100 км;
- охлаждение — тосол, антифриз;
- топливо рекомендуемое — бензин АИ-95 «Экстра»;
Двигатель ГАЗ-14 оснащался электронной системой зажигания, которая позволяла экономить до 15 % топлива.
Трансмиссия
На автомобиле была установлена автоматическая коробка передач, созданная на основе американской Fordomatic. Трансмиссия получилась достаточно эффективная, трехступенчатая, с двумя режимами Т (торможение двигателем) и одним Р (режим стоянки). Коробка оснащена двойным сцеплением, которое взаимодействует с редуктором типа «Равинье», регулирующим переключения первой передачи и заднего хода.
Вторая передача включается обычным порядком. Третья, прямая, начинает работать после включения обоих механизмов сцепления и снятия ленточных тормозов.
Кроме планетарного редуктора отдельную роль в коробке передач играет гидротранформатор, который обеспечивает расширенный диапазон соотношения передаточных чисел.
Ходовая часть
Передняя подвеска ГАЗ-14 была заново переработана, шкворни и резьбовые втулки, регулирующие схождение колес, заменили на поворотный кулак с шаровыми опорами. Двойные поперечные рычаги крепились на балку посредством резино-металлических шарниров. Задняя подвеска, зависимая, на параболических, малолистовых рессорах, не нуждалась в доработке, но гидравлические амортизаторы были заменены на более современные.
Сегодня рессорная подвеска считается анахронизмом, а в то время она была наиболее эффективным средством для достижения комфорта. Плавное раскачивание машины вызывало чувство покоя и расслабленности у пассажиров советского лимузина.
Тормозная система
Автомобиль ГАЗ-14 модернизировался практически по всем направлениям. Усовершенствование коснулось и тормозной системы, которая должна была отвечать самым высоким техническим требованиям и обеспечивать безопасность машины. На передние колеса установили лицензионные Lucas-Girling, вентилируемые диски с двойным суппортом. Задние тормоза оставили прежние, барабанного типа, с автоматически регулируемым зазором колодок. Ручник был связан только с задними колесами.
Система тормозов ГАЗ-14 двухконтурная, с диагональным действием, переднее левое колесо связано трубопроводом с правым задним, а левое заднее — с правым передним. На автомобиле установлен специальный датчик нагрузки, который регулирует интенсивность торможения заднего моста. При увеличении веса машины срабатывает клапан, открывающий прямоток гидравлики в тормозные цилиндры задних колес, и коэффициент их действия в этом случае достигает 100 %.
Интерьер
Оснащению внутреннего пространства ГАЗ-14 уделялось много внимания, поскольку автомобиль предназначался для перевозки не только советских руководителей, но и зарубежных гостей. Обращали на себя внимание многочисленные сервоприводы, установленные по всему салону. Автоматика, электроподъемники, сенсорные переключатели — все это работало на повышение комфорта салона, который был оборудован двумя автономными отопителями, сложной и эффективной системой вентиляции, автоматическими заслонками воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивающим многослойное распределение зоны охлаждения.
В салоне находились стереофонический радиоприемник Рижского завода «Радиотехника», кассетная приставка «Вильма» и четыре компактных динамика, обеспечивающих стереозвучание. В то время вся эта аппаратура считалась верхом достижений и воспринималась как суперсовременное оборудование.
Салон ГАЗ-14 постарались сделать максимально безопасным, даже обивку сидений и дверей применили из утолщенного велюра, который мог в случае аварии послужить смягчающим удар амортизатором.
Хронология производства
Серийным выпуск советского лимузина ГАЗ-14 можно было назвать только условно. Машину собирали не на конвейере, а в специальных цехах, методом ручной сборки на стапелях. В год таким методом производилось около ста автомобилей. Каждая машина проходила ответственные испытания с получением номерного сертификата, в который были вписаны все инженеры и рабочие, участвовавшие в сборке.
В 1988 году по распоряжению известного политического деятеля М. Горбачева ГАЗ-14 был снят с производства. Выпуск автомобиля прекратился, была уничтожена вся документация. Уникальная машина канула в небытие.
Но тем не менее в 2008 году автомобилю было присвоено звание культурно-технического объекта бывшего СССР.
ГАЗ-14, цена которого колеблется от 650 000 до 2 400 000 рублей, можно приобрести в специализированных автосалонах Москвы и Санкт-Петербурга.
Экскурс в историю автомобиля: Газ 13 «Чайка».
В середине 50-х годов 20 века возникла необходимость создать автомобиль представительского класса, соответствующий модным тенденциям, преобладающим в автомобилестроении. Реализовать идею взялись конструкторские бюро ГАЗ и ЗиС—ЗиЛ — разработчики главного конкурента газ 13 – ЗиЛ 111. Их предшественник — газ м-12 на тот момент уже морально устарел.
Результат совместного труда сотрудников КБ ГАЗ — автомобиль газ 13 «Чайка» впервые был представлен в 1956 году, а серийно начал производиться спустя 2 года, с 16 января 1959 года.
На протяжении 22 лет создали всего 3189 автомашин. Автором легендарного образа «Чайки» является известный дизайнер автомобилей ГАЗ — Лев Еремеев. Очевидно, что на дизайнера оказали свое влияние два автомобиля Паккард, приобретенных НАМИ в конце 1955 года, поэтому в экстерьере «Чайки» прослеживаются черты американского автопрома середины века. Определенности в названии модели не было, рассматривали два варианта «Чайка» и «Стрела». Газ 13 по своему классу превосходил «Волгу», выпускаемую тем же заводом. А взлететь над Волгой сможет только Чайка.
Не сразу автомобиль «Чайка» газ 13 приобрел свои узнаваемые формы. По оставшимся в сохранности фото, предполагают, что тандем скульптора Лебедева Б.Б. и конструктора Дуарте Л.Э. создали, основываясь на сохранившихся фотографиях, два кузова. Они отличались от серийного формой задних фонарей, передних подфарников, рамкой лобового стекла и молдингами колесных арок.
Для закрытой выставки НАМИ 1957 года изготовили опытные образцы автомобиля газ 13.
Их оснастили мотором объемом 4,9 литра, вместо серийного 5,5 литрового. После выставки приступили к мелкосерийному производству. Для тестовых испытаний на дорогах СССР собрали 9 автомашин, которые различались только окраской. Под маркой Э-2 «Чайка» участвовала на ЭКСПО 58 в Брюсселе.
Применение автомобиля ГАЗ 13 в СССР.
Серийно автомобиль «Чайка» газ 13 выпускался в четырех модификациях:
- Четырехдверный семиместный седан
- Пятидверный универсал;
- Шестиместный кабриолет (Фаэтон ГАЗ 13 Б);
- Лимузин (ГАЗ 13 А ) отличие от седана заключается в наличие перегородки отделяющей водителя от пассажиров. Произвели ограниченное количество машин в такой модификации.
В широкой продаже автомобили газ 13 не участвовали и использовались в различных государственных структурах. «Универсалам» нашлось применение в качестве карет «Скорой помощи», а седаны и кабриолеты перевозили высших деятелей государства, военных чинов, высокопоставленных иностранных гостей, советских звезд кино и театра.
Технические особенности автомобиля.
В «Чайке» реализовали весь потенциал нашего автомобилестроения. Дизайн салона поражал своей ультра-современностью и высоко-технологичностью. Помимо кожи, используемой при отделке и стекол с затемнением, автомобиль оборудовался радиоприемником, колонки которого располагались как спереди, так и сзади, электрическим стеклоподъемником, электро прикуривателем и отличной системой отопления. Был установлен гидроусилитель руля и усилитель тормоза, противотуманные фары и омыватель лобового стекла. Советские машины никогда не комплектовались подобным оборудованием.
Видео обзор двигатель ЗМЗ V8 — Газ 13 чайка
Очень впечатляют технические характеристики ГАЗ 13 «Чайка»:.
- Впервые вместо рядной «шестерки» применили верхнеклапанный карбюраторный V8 ЗМЗ-13(Д) из алюминиевого сплава с объемом – 5 526 см куб;
- Мощность — 195 лошадиных сил. Иногда устанавливался двигатель ЗМЗ-13Д, мощностью 215 лошадей;
- Расход топлива: 20 литров на 100 км, это результат повышенной мощности;
- Новый двигатель «Чайки» был способен разогнать двухтонную машину до скорости 100 км/ч за 20 секунд.
- Новинкой была установленная гидромеханическая КПП с кнопочным переключением скоростей.
- Дорожный просвет – 18 см.
Не будет полной характеристика газ 13 без упоминания о раме Х-образной формы, к которой кузов крепился с помощью резиновых подушек. Боковые лонжероны отсутствовали. Передняя подвеска была пружинной независимой, а заднюю — сделали рессорной. 1977 год характерен выпуском новой модели – ГАЗ 14, но серийно газ 13 выпускался до 1981 года.
Автомобили ГАЗ-13 Чайка
ГАЗ-13 «Чайка» является автомобилем бизнес-класса, выпускался небольшой серией на заводе в Горьком. За весь период выпуска, с 1959 по 1978 год, было выпущено всего около 3179 автомобилей. Для своего времени «Чайка» смогла собрать в себе самые положительные качества российского автопрома:
Внешний вид автомобиля Чайка газ 13
- Надежность;
- Плавность хода;
- Шикарный внешний вид;
- Большой набор модификаций.
ГАЗ-13 «Чайка» является самым презентабельным автомобилем того времени, такого результата удалось достичь во многом благодаря тому, что над автомобилем трудились лучшие дизайнеры, инженеры и конструкторы России, которым удалось дать лучшую техническую составляющую автомобилю: В. С. Соловьев, Б. Б. Лебедев, П. Э. Сыркин и многие другие. Название было придумано быстро: автомобилем бизнес-класса в то время была «Волга», но конструкторы поставили цель создание автомобиля, который был бы выше в классе, а что может быть выше реки Волги? — конечно, чайка.
Конечный облик привычного нам ГАЗ-13 сложился за много лет. До нашего времени сохранилось большое количество эскизов, на которых дизайн был совершенно другим. Например, не было привычным воспринимать характерные ГАЗ-13 козырьки над фарами.
Было изготовлено большое количество макетов, на которых можно увидеть, что изначально перед ГАЗ-13 «Чайка» был схож с ЗиЛ-111, но имел более округлую пластику кузова. В далеком 1956 году скульпторами и создателями макетов было разработано как минимум два полномасштабных автомобиля, дизайн которых был далеко не похож на привычный ГАЗ-13.
В 1957 году была выпущена небольшая партия автомобилей, которые отличались внешне, а также по техническим характеристикам от «Чайки». Изначально было изготовлено два образца, объем двигателя каждого из них был равен 4,9 литра.
Среди этих двух автомобилей отобрали один и начали небольшое производство для его испытания. Всего изготовили порядка девяти автомобилей. Они имели двуцветную окраску, в различном сочетании цветов.
В пробеге автомобили проехали порядка 21 тысячи километров.
Вариант дизайна Чайки газ 13
Окончательно определились с дизайном и выпустили первую машину с конвейера в 1959 году. Первые ГАЗ-13 отличались от следующих моделей некоторыми мелочами. Например, присутствовала все та же двуцветная окраска, надпись «Чайка» на задней части находилась в другом месте, а также панель приборов была стилизована немного иначе.