Дождевальная машина дму фрегат схема
Самоходная дождевальная машина ДМУ «Фрегат»
Самоходная дождевальная машина ДМУ «Фрегат» представляет собой движущийся по кругу многоопорный трубопровод 3 (рис.
ХХ.7, а) из стальных труб специального сортамента, установленный на двухколесных тележках 4. Трубопровод присоединяют к стояку 2 гидранта 1, расположенного в центре орошаемого участка. Над гидрантом размещена неподвижная опора с поворотным коленом, вокруг которого вращается машина.
На трубопроводе установлены среднеструйные дождевальные аппараты 6 кругового действия и концевой дальнеструйный аппарат 8 для орошения углов квадратного поля, поливающий по сектору радиусом 25 м.
Каждая тележка снабжена гидравлическим приводом (рис.
ХХ.7, б), работающим под давлением оросительной воды следующим образом.
Вода из трубопровода 3 через фильтр 77и рукав 16 поступает в дроссельный клапан 14, а затем через рукав 75, распределительный клапан 26 и полый шток 28 в гидроцилиндр 29. Так как шток гидроцилиндра закреплен на раме, а цилиндр свободен, то он под давлением воды поднимается вверх. К цилиндру присоединен рычаг 20, противоположный конец которого связан с передним 27 и задним 22 толкателями колес, которые упорами захватывают шпоры и вращают колеса.
Тяга переключения 19, скользящая внутри верхней части рычага 20, соединена вилкой распределительного клапана с рычагом 25. Рычаг 20 нажимает на штырь 18 тяги, она поднимается и поворачивает рычаг 25, который через шток воздействует на клапан 26 и опускает его. Последний перекрывает подачу воды в гидроцилиндр и открывает сливное отверстие. Под действием возвратной пружины 21 и собственной массы гидроцилиндр опускается и выталкивает воду на слив в трубу 30. Толкатели колес отходят назад и входят в зацепление со следующими почвозацепами. Достигнув вилки на тяге, рычаг 20 нажимает на нее, поворачивает рычаг 25, который, захватив буртик штока, открывает клапан и закрывает сливное отверстие. Вода поступает в гидроцилиндр, и цикл повторяется.
Тележки, находясь ка неодинаковых расстояниях от центра вращения, движутся с различными скоростями, поэтому каждая из них имеет механизм регулировки скорости. Если одна из тележек отстает, трубопровод изгибается и тянет за собой закрепленные на нем тяги 10, перемещающие стержень 12, который скосом давит на ролик нажимного рычага 13, а тот, в свою очередь, — на шток дроссельного клапана, заставляя клапан 14 опускаться. Проходное отверстие клапана увеличивается, гидроцилиндр быстрее заполняется водой, и скорость тележки возрастает. Это продолжается до тех пор, пока тележка не встанет в одну линию с другими. Когда изгиб трубопроводов выровняется, подача воды войдет в норму. Скорость движения тележки регулируют, изменяя рабочую длину стержня 12.
Частоту вращения машины (0,47. 0,11 об/сут), а следовательно, и поливную норму (240. 1250м3/га) регулируют вручную на последней тележке краном — задатчиком скорости, которым изменяют подачу воды в ее гидропривод. Кран снабжен стрелкой и шкалой. После подачи поливной нормы машину перевозят к следующему гидранту.
Машину изготовляют в нескольких модификациях с числом опорных тележек 7. 20. «Фрегат-1» снабжен трубопроводом диаметром 152,4 мм и гибкими вставками. Его используют на участках с особо сложным рельефом, где разность местных уклонов вдоль трубопровода каждой тележки относительно соседних составляет 0,08. 0,22°. «Фрегат-2» имеет трубопровод диаметром 177,8 и 152,4 мм без гибких вставок. Его применяют на участках с местным уклоном вдоль трубопровода, не превышающим 0,08°.
Машинами «Фрегат» орошают все полевые культуры, луга и пастбища с высотой растений до 2,2 м. Один механик обслуживает
3. 4 машины. Машина может быть укомплектована гидроподкор-мщиком. Интенсивность дождя 0,25 мм/мин.
Рис. XX.7. Схема дождевальной машины ДМУ «Фрегат»:
а —общий вид; б—схема гидропривода; 1 — гидрант; 2—стояк; 3—трубопровод; 4— тележка; 5—трос; 6, 8— дождевальные аппараты; 7—сливные клапаны; 9, 21 — пружины; 10, 19— тяги; 11 — ртутный переключатель; 72—стержень; 13, 20, 25—рычаги; 14, 26— соответственно дроссельный и распределительный клапаны; 15, 16— рукава; 17—фильтр; 18 — штырь; 22, 27— толкатели; 23 — стопор; 24 — сливной кран; 28— шток; 29— гидроцилиндр; 30— сливная
труба
Дождевальная машина дму фрегат схема
Работа машины «Фрегат»
Дождевальную машину можно использовать для работы на двух смежных позициях. Схема работы ее представлена на рисунке 22.
Рис. 22. Схема работы дождевальной машины «Фрегат»
- Выполняют операции раздела «Подготовка машины «Фрегат».
- Включают подачу воды и после заполнения водопроводящего трубопровода проверяют давление по манометру, которое должно соответствовать данной модификации машины. Максимальное давление не должно превышать 0,75 МПа. Допускается увеличение не более 0,05 МПа.
Во избежание резкого повышения давления в трубопроводе подачу воды увеличивают постепенно ручным управлением гидрореле. - Убеждаются внешним осмотром, что гидроприводы тележек и дождевальные аппараты работают нормально.
- При первом запуске на новой позиции, а также при запуске после бездействия машины (более одной недели) проверяют работу системы электрической защиты в соответствии с пунктом 18 раздела «Подготовка машины «Фрегат».
- Проверяют норму полива по фактической скорости движения машины после установки рукоятки крана — задатчика скорости в новое положение и при необходимости регулируют согласно пункту 25 раздела «Подготовка машины «Фрегат».
- При переводе машины на новую позицию или после ввода в эксплуатацию требуется постоянное наблюдение за ее работой при прохождении первого круга. В случае необходимости регулируют.
- По результатам наблюдений за работой машины устанавливают минимально возможное расстояние между копирами, при котором срабатывают механическая защита и переключатели электрической системы последней тележки.
- При работе на поле с неровностями, приводящими к произвольному скатыванию тележек и срабатыванию электрозащиты, необходимо: установить механические тормоза. Тележки, на которых следует устанавливать тормоза, определяются в зависимости от рельефа местности; если неровности поля вызывают скатывание тележек вперед (не более 0,6 м), что приводит к размыканию цепи электрической защиты на время более 30 с, установить реле с задержкой времени в цепи внешней системы электрозащиты вместо механических тормозов.
- Механический тормоз регулируют во время рабочего хода силового цилиндра, когда тележка двигается вперед. Ролик 3 на рычаге 1 тормоза (рис. 23) должен проходить над зацепом колеса на расстоянии 3 мм. Этого добиваются регулировкой длины троса талрепом 2. Под действием пружины тормоза может нарушиться ранее проведенная регулировка привода регулятора скорости тележки. Поэтому после установки механического тормоза следят за движением тележки относительно общей линии машины и в случае необходимости дополнительно регулируют гайкой регулятора скорости.
- Если при движении машины прогиб ее вперед меньше 1,0 м, то увеличивают скорость движения средних тележек, повернув гайку регулятора скорости против часовой стрелки на 0,5. 1,5 оборота. То же самое делают, если какая-нибудь тележка отстает от соседних тележек. При опережении тележкой соседних необходимо уменьшить ее скорость, повернув гайку по часовой стрелке на 0,5. 1,5 оборота. О результатах регулировки можно судить не ранее чем через 1,5. 2 ч. Если после двух попыток не удается отрегулировать, целесообразно регулировку выполнить вновь.
Рис. 23. Механический тормоз:Рис. 24. Стопорное устройство машины:
1 — рычаг; 2 — талреп; 3 — ролик 1 — рычаг; 2 — планка
у последней тележки поворачивают рукоятку крана-задатчика скорости до положения «закрыто».
Работа в ночное время
Транспортирование на другую позицию
для транспортирования машины со стороны консольной части применяют тросы 28, 8 и 27 с деталями их подсоединения; присоединяют трос 28 к трубопроводу на предпоследней тележке аналогично описанному выше для троса 8; присоединяют трос 28 к трубе рамы тележки, как показано на рисунке (узел VII). Петлю на конце троса 8 соединяют с цапфой трактора; натягивают трос 28 талрепом 7; присоединяют трос 5, как указано выше; устанавливают тяги 22 и 23 я захват 21 на рамах тележек с каждой стороны. При этом болты А (см. узел V) должны находиться в нижнем отверстии; устанавливают тросы 27 (трос № 1) с обеих сторон тележек в каждом пролете машины. Степень натяжения тросов должна быть такой же, как для всех натяжных тросов; для стопорения гайки 24 устанавливают контргайку. Необходимый комплект деталей для транспортирования машины со стороны консольной части поставляется по требованию заказчика.
Рис. 25. Транспортирование машины на другую позицию: 1, 5, 15, 20 — болты; 2, 4, 24, 25 — гайки; 3, 6 – планки; 7 — талреп; 8, 17, 27, 28 – тросы; 9 — скоба; 10 –корпус; 11 — пружинная шайба; 12 — стойка; 13 — зажим; 14 -цепь; 16 — шайба; 18 — шплинт; 19 -цапфа;21 — захват; 22, 23 – тяги.
Внесение удобрений с поливной водой
Перед началом работы подвозят удобрения, загружают в емкость и растворяют. Количество сухих туков для приготовления 5 м 3 насыщенного раствора приведено в таблице 5.
Удобрение | Принятая растворимость т-ков в 1 м 3 воды, кг | Объем насыщенного раствора, м 3 | Кол-во возможных объемов | Вес одной загрузки, кг | |
одинарного | смеси | ||||
Мочевина Аммиачная селитра Аммофос Двойной суперфосфат Хлористый калий Смесь при соотношении N:P = 1:1 мочевина аммофос Смесь при соотношении N:P:K=1:1:1 мочевина аммофос хлористый калий Смесь при соотношении Р:К=1:1 аммофос хлористый калий | 1000 1600 380 440 320 190 | 1,8 2,1 1,2 1,2 1,2 1,86 | 2,8 2,4 4,1 4,1 4,1 4,2 | 2800 3850 1600 1800 1320 800 |
Общая емкость заправочного бака — 7,5 м 3 . Первую заправку выполняют из расчета всей емкости. Дозаправляют после того, как израсходуется 5 м 3 . Оставшуюся часть емкости (2,5 м 3 ) используют как резерв для раствора и сбора шлама. Одновременно с загрузкой емкости удобрениями подают воду для их растворения.
«закрыто» — кран-задатчик, связывающий нагнетательную полость насоса со стояком неподвижной опоры;
кран, сообщающий гидропривод агрегата с трубопроводом ДМ «Фрегат»;
«открыто» — дренажный кран-задатчик, сообщающий нагнетательную полость насоса с атмосферой.
N | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Q N Q N Q | 14,5 11 159,5 21 304,5 | 29 12 174 22 319 | 43,5 13 188,5 23 333,5 | 58 14 203 24 348 | 12,5 15 217,5 25 352,5 | 87 16 232 26 377 | 101,5 17 246,5 27 391,5 | 116 18 261 28 406 | 130,5 19 275,5 29 420,5 | 145 20 290 30 435 |
Требуемую подачу насоса агрегата можно рассчитать по формуле:
где Z — требуемая норма внесения удобрений на 1 га, кг/га;
Qм — расход воды дождевальной машиной, л/с;
К — количество растворенных удобрений в тоннах в 1 м 3 раствора, подаваемого агрегатом в трубопровод машины, кг/м 3
M — норма полива, м 3 /га.
Максимально допустимую подачу насоса агрегата (Qa max) этого условия рассчитывают по формуле:
РАБОТА МАШИНЫ «ВОЛЖАНКА»
Порядок подсоединения к гидранту, перегон машин осуществляют согласно принятой схеме работы агрегатов. Схема работы «Волжанки» без холостых переездов по мокрому полю показана на рисунке 26.
- Устанавливают тормоза в транспортное положение.
- Открывают металлический кожух.
- Запускают двигатель и прогревают его.
- Включают скорость на реверс-редукторе и плавным повышением числа оборотов двигателя перекатывают трубопровод на позицию.
- Останавливают двигатель и закрывают его металлическим кожухом.
- Устанавливают ветровые тормоза в рабочее положение.
- Переход к гидранту.
- Подготавливают машину к поливу: выдвигают телескопический узел соединения из трубопровода и подключают его к гидранту, устанавливают опору под телескопическую трубу.
- Медленно открывают задвижку гидранта.
- Регулируют напор воды на входе в трубопровод 0,40. 0,45 МПа.
- Проходят вдоль машины на расстоянии нескольких метров и осматривают работу аппаратов и закрытие сливных клапанов.
- Время стоянки машины на одной позиции приведено в таблице 6. Его можно определить по следующей формуле:
где m — поливная норма, м 3 /га;
F — площадь полива с одной позиции, га;
β — коэффициент, учитывающий испарение воды в воздухе при дождевании;
Q — расчетный расход воды, л/с.
Рис. 26. Схема работы «Волжанки» без холостых переездов по мокрому полю:
1 — второе крыло; 2 — граница орошаемой площади; 3 — закрытый или разборный оросительный трубопровод; 4 — первое крыло; 5 — политая площадь.
Рис. 27. Схема выравнивания искривления трубопровода:
а — ДКШ-64 «Волжанка»; б — поливной трубопровод; в — гидрант; г — ведущая тележка (цифрами пронумерованы колеса машины).
Если за один прием невозможно переставить колесо на расстояние, необходимое для исправления криволинейности трубопровода, то через две-три секции к нему вновь возвращаются и окончательно выравнивают.
При круглосуточном поливе в ночное время производят только один перегон. При этом оператор должен иметь два фонаря «Турист», один из которых ставит на гидранте следующей позиции, а другой имеет при себе, используя как источник света.
Внесение удобрений с поливной водой
РАБОТА ТРУБОПРОВОДА ДКН-80
- Выполняют операции пунктов 1 — 11 раздела «Работа машины «Волжанка».
- Время стоянки машины на одной позиции в зависимости от поливной нормы принимают по таблице 7.
- По достижении устойчивой работы дождевальных аппаратов включают подачу смеси животноводческих стоков в распределительный трубопровод.
- После выдачи необходимой нормы внесения удобрений прекращают подачу смеси животноводческих стоков и продолжают полив чистой водой, промыв трубопровод и смыв остатки навоза с растений и наружной части дождевателя.
- Время и норму полива животноводческими стоками определяет гидротехник в зависимости от типа поливаемой культуры, структуры почвы, рельефа местности и подготовки участка.
- Выполняют операции пунктов 13—21 раздела «Работа машины «Волжанка».
РАБОТА МАШИНЫ «ДНЕПР»
- По окончании времени полива подъезжают передвижной электрической станцией к дождевальной машине.
- Закрывают штурвалом на подсоединительном колене подачу воды в дождевальную машину.
- Отсоединяют трос, удерживающий кабель электростанции в транспортном положении, освобождают из фиксатора стрелу и поворачивают ее к подсоединительному трубопроводу.
- Соединяют штепсельные разъемы кабеля электростанции к подсоединительной коробке электропривода. Закрепляют тросик кабеля в вилке хомута.
- Открывают вентиль на сливном патрубке подсоединительного колена.
- Отсоединяют после окончания слива воды из водопроводящего пояса подсоединительное колено от гидранта, закрывают вентиль на сливном патрубке, задвигают подвижную трубу и закрывают ее, накинув петлю на крючок неподвижной трубы.
- Устанавливают из кабины трактора рукоятку универсального переключателя реверса направления движения (на передней стенке шкафа управления генератором) в положение «вперед» или «назад».
Номинальное давление воды 0,45 МПа, максимальное допустимое — не более 0,60 МПа.
Время стоянки дождевальной машины «Днепр» на позиции в зависимости от поливной нормы принимают по таблице 8.
Рис. 28. Схема расстановки и работы дождевальных машин «Днепр»
На схеме 1 показана работа дождевальной машины в одном направлении до конца участка, затем перегон вхолостую на исходную позицию. Это дает возможность работать двум машинам от напорного трубопровода. Недостатком данной схемы является максимальная продолжительность полива поля и большие холостые перегоны машины, за счет чего снижается коэффициент использования времени смены и, как следствие, сменная производительность.
По схеме 2 машины поливают в обоих направлениях без холостых перегонов, увеличивается сменная производительность.
По схеме 3 полив начинают с середины поля постоянной поливной нормой, равной 0,5 расчетной, в обоих направлениях. Исключаются холостые перегоны машины, но получается различный поливной режим в пределах поля.
По схеме 4 машина работает через гидрант без холостых перегонов, на следующую позицию перегоняют машину по сухому полю.
По схемам 5-6 машина поливает на двух смежных полях. После окончания полива первого поля машину переводят в транспортное положение и перемещают на второе поле. Эта схема полива исключает холостые перегоны и дает возможность увеличить сезонную нагрузку на машину.
Транспортирование на другую позицию
РАБОТА УСТАНОВКИ КИ-50 «РАДУГА»
- Открывают гидранты 4 и 7а на магистральном трубопроводе (см. рис. 19) и по одному на распределительном трубопроводе, к которым подсоединены рабочие крылья. Все остальные гидранты должны быть закрыты.
- Закрывают задвижку на насосной станции.
- Запускают двигатель насосной станции.
- Включают вакуум-аппарат.
- После появления брызг в выхлопных газах включают в работу насос и отключают вакуум-аппарат.
- Плавно наполовину открывают задвижку напорной линии. После заполнения трубопроводов комплекта водой (до появления в соплах дождевальных аппаратов) плавно открывают задвижку полностью. Напор на входе в рабочие водоводы должен быть 0,50. 0,52 МПа.
- После выдачи поливной нормы открывают гидранты второй пары рабочих трубопроводов и отключают первую пару.
Время работы дождевальных аппаратов крыла в зависимости от поливной нормы принимают по таблице 9.
Далее порядок включения, отключения и переноса дождевальных крыльев повторяется, как указано на рисунке 19. Дождевальные крылья располагают на противоположных концах распределительного трубопровода и перемещают их навстречу друг другу.
Внесение удобрений с поливной водой