Ремонт и ТО дополнительного оборудования автомобилей
Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:30, курсовая работа
Описание работы
Усиливается процесс концентрации сил в автомобилестроительной отрасли. Согласно исследованию кредитно-финансового института HypoVereinsbank, из пяти с половиной тысяч поставщиков отрасли к 2010 году в мире останется меньше половины, а из пятнадцати крупных автомобильных концернов — не более десяти. В ближайшее десятилетие автомобилестроение особенно активно будет развиваться в странах Азии, Восточной Европы и Южной Америки (т.е. не сформировавшихся в автомобильном понятии рынках).
Содержание
1. Назначение и устройство дополнительного оборудования 5
2. Неисправности и ТО 10
4. Технологическая карта разборки и сборки стеклоподъемника 17
5. Техника безопасности при ремонте 18
6. Новации в автомобилестроении 21
Список используемой литературы 23
Работа содержит 1 файл
ДИПЛОМНАЯработа.docx
Неисправности отопительных и вентиляционных устройств возникают из-за нарушения герметичности соединений воздухопроводов и шлангов, а также в результате повреждения отопительного радиатора и краника, засорения фильтра, неисправности электродвигателя привода вентилятора.
Затрудненное включение и самопроизвольное выключение коробки отбора мощности происходит обычно в результате износа зубьев шестерен, ползунов, фиксаторов, а также из-за неправильной регулировки положения ползуна в вилке включения ведущей шестерни. Если эти неисправности нельзя устранить за счет регулировки положения ползуна, то коробку разбирают и заменяют изношенные детали.
Карданные шарниры быстро изнашиваются в результате недостаточной смазки и попадания на них пыли и грязи.
В насосе могут иметь место износы шестерен, бронзовых прокладок, следствием чего является значительное увеличение времени подъема кузова.
Негерметичное закрытие крана управления и нагнетательного клапана вызывает самопроизвольное опускание кузова.
Износ сочленения подъемного механизма приводит к появлению стука и рывков при его работе. Следствием недостаточного количества масла в цилиндре гидроподъемника является уменьшение угла подъема кузова.
Недостаток масла может быть вызван вытеканием его через исправный сальник вала отбора мощности.
Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя: проверку прибывающего с линии и выпускаемого на линию подвижного состава, внешний уход за ним и заправочные операции. Для проверки подвижного состава в автотранспортном предприятии создается контрольно-технический пункт (КТП) с осмотровой канавой и комплектом необходимых, инструментов, приспособлений и оборудования. Проверка подвижного состава входит в обязанности водителя и работников отдела технического контроля (ОТК).
При проверке подвижного состава, прибывающего с линии, устанавливаются: время прибытия, показания счетчика пройденного расстояния и остаток топлива в баке автомобиля; комплектность подвижного состава; наличие неисправностей, поломок, повреждений; потребность в текущем ремонте.
В случае необходимости составляется заявка на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению, и акт о повреждении подвижного состава с указанием характера, причин поломки и лиц, ответственных за нее.
При выпуске на линию подвижного состава проверяется его внешний вид, комплектность и техническое состояние, а также выполнение назначенного для него накануне обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации).
Проверка производится по определенному перечню операций, составляемому в автотранспортном предприятии с учетом конструкции используемого подвижного состава и условий его эксплуатации. Перечень должен предусматривать обязательную проверку исправности систем, агрегатов, узлов и деталей подвижного состава, влияющих на безопасность движения, в том числе рулевого управления, тормозов, подвески, колес и шин, кузова и кабины, приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации, стеклоочистителей.
При смене водителей на линии техническое состояние подвижного состава на момент его передачи проверяется водителем, закончившим смену, совместно с водителем, приступающим к работе. Исправность подвижного состава подтверждается подписями водителей в путевом листе с указанием времени передачи и показаний спидометра.
Для выполнения операций внешнего ухода за подвижным составом, заключающихся в уборке кузова и кабины, мойке и обтирке или обсушке, в автотранспортном предприятии создаются посты или линии внешнего ухода с моечными установками и другим необходимым оборудованием.
Заправочные операции ЕО — заправку автомобилей топливом, доливку масла в картер двигателя и охлаждающей жидкости в радиатор производят водители за счет своего рабочего времени, предусмотренного режимом их работы. Заправка топливом производится, как правило, на автозаправочных станциях по талонам, доливка масла и воды в автотранспортном предприятии.
Сроки проведения ЕО обусловливаются пробегом подвижного состава за рабочий день.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает контрольные, крепежные, регулировочные и смазочные операции, выполняемые, как правило, без снятия с подвижного состава или частичной разборки (вскрытия) обслуживаемых приборов, узлов и механизмов.
ТО-1 выполняется в течение промежутка времени между рабочими сменами подвижного состава (в межсменное время).
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает в себя все операции ТО-1, производящиеся в расширенном объеме, причем в случае необходимости обслуживаемые приборы, узлы и механизмы вскрывают или снимают с подвижного состава.
Для проведения ТО-2 подвижной состав может сниматься с эксплуатации.
Техническое обслуживание ТО-1 и ТО-2 выполняется через определенный пробег, устанавливаемый в зависимости от условий эксплуатации подвижного состава
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза в год. Оно является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года, преимущественно совмещается с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости работ.
В каждом автотранспортном предприятии должны составляться ежемесячные планы-графики выполнения ТО-1 и ТО-2, учитывающие периодичность проведения этих видов обслуживания и планирующие среднесуточные пробеги подвижного состава. Сроки постановки подвижного состава в обслуживание могут указываться в планах-графиках либо общим пробегом от начала эксплуатации по показаниям счетчика пройденного расстояния, либо календарными днями. При пользовании планами-графиками второго типа они подлежат текущей корректировке по фактическому пробегу подвижного состава.
Текущий ремонт предназначен для устранения возникших отказов и неисправностей автомобиля и агрегатов (прицепов и полуприцепов) и должен способствовать выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. Текущий ремонт выполняется путем проведения разборочно-сборочных, слесарно-подгоночных и других необходимых работ с заменой: у агрегата отдельных изношенных или поврежденных деталей кроме базовых (корпусных); у автомобиля (прицепа, полуприцепа) отдельных узлов и агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта.
Потребность в текущем ремонте выявляется во время работы подвижного состава на линии и при проведении очередного технического обслуживания.
Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечения пробега до последующего капитального ремонта или списания не менее 80% от нормы для новых автомобилей или агрегатов. При капитальном ремонте обязательна полная разборка агрегатов на детали и ремонт базовых деталей.
Основными неисправностями устройства для мойки лобового стекла являются повреждение диафрагмы насоса, засорение клапанов и форсунок. Поврежденную диафрагму заменяют, а засоренные клапаны и форсунки продувают сжатым воздухом. Направление струи воды, подаваемой форсункой, регулируют поворотом шарика.
Нарушение герметичности соединений воздухопроводов и шлангов устраняют подтягиванием ослабленных соединений, заменой прокладки, пайкой или заменой детали.
Забитый пылью сетчатый воздушный фильтр промываю в керосине и просушивают. Характерной неисправностью электродвигателя привода вентилятора является загрязнение коллектора. Для устранения неисправности поверхность коллектора тщательно зачищается, а из промежутков между его пластинами удаляется пыль и грязь.
Стеклоподъемники могут иметь следующие дефекты: трещины и обломы деталей; перекос и деформацию обойм, рамок и направляющих; ослабление заклепочных соединений; повреждение резиновых уплотнителей; коррозию деталей. Стеклоподъемники и механизмы крепления стекол подвергаются разборке, мойке, дефектации, ремонту и сборке. При дефектации выбраковываются: детали с обломами; пружины, потерявшие упругость; обоймы с изношенными стеклами, не поддающимися обжатию; заклепки, не поддающиеся подтяжке; поврежденные резиновые уплотнители и другие детали с износами на поверхностях, влияющими на нормальную работу механизма. Трещины на деталях устраняют заваркой с последующей зачисткой сварочных швов, погнутость деталей — правкой в холодном состоянии.
При ремонте стеклоподъемника обычно заменяют: детали, имеющие обломы; пружины, потерявшие упругость; секторы и звездочки, имеющие изношенные зубья; гайки в корпусе, не поддающиеся подтяжке или имеющие поврежденную резьбу; изношенную или разорванную кожу на роликах; обоймы с изношенными стенками, не поддающиеся обжатию; валик, имеющий поврежденные шлицы, срыв резьбы более трех ниток или задиры и износ; заклепки, не поддающиеся подтяжке; корпус и рычаги, имеющие трещины, оборванный трос стеклоподъемника.
Ролики, имеющие люфты в рычагах и ослабленные заклепки, подтягивают расклепыванием, а валик тормоза стеклоподъемника, имеющий радиальный люфт в отверстии обоймы и корпуса, обжимают при помощи молотка и обжимного приспособления. Корпус и рычаги, имеющие трещины, заваривают с последующей зачисткой сварного шва. При капитальном ремонте стеклоподъемник полностью разбирают, негодные детали заменяют новыми, а затем собирают и регулируют его.
- Технологическая карта разборки и сборки стеклоподъемника
№ п/п | Наименование операции | Наименование детали | Количество деталей | инструмент |
- Техника безопасности при ремонте
Помещение, где проводятся ремонтные работы, должно хорошо проветриваться, дверь – легко открываться как изнутри, так и снаружи. Проход к двери всегда должен быть свободным.
Топливосмазочные и легковоспламеняющиеся вещества нужно хранить в небьющейся таре на полу или на полках с отбортовками. Если бензин или растворитель разлился, нельзя включать и отключать свет во избежание воспламенения от искры между контактами выключателя (электродвигатели и нагревательные приборы отключите немедленно); проветрить помещение. Разлитое масло засыпать песком. Промасленную ветошь хранить отдельно, желательно в металлическом ящике – опасность возгорания! Для освещения помещения, по возможности, использовать атмосфероизолированные (герметичные) светильники, люминесцентные лампы. Желательно также иметь сеть низкого напряжения (до 36 В) для работ на улице и на неизолированном полу, в яме и т.п.
Ремонт и ТО дополнительного оборудования автомобилей
Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:30, курсовая работа
Описание работы
Усиливается процесс концентрации сил в автомобилестроительной отрасли. Согласно исследованию кредитно-финансового института HypoVereinsbank, из пяти с половиной тысяч поставщиков отрасли к 2010 году в мире останется меньше половины, а из пятнадцати крупных автомобильных концернов — не более десяти. В ближайшее десятилетие автомобилестроение особенно активно будет развиваться в странах Азии, Восточной Европы и Южной Америки (т.е. не сформировавшихся в автомобильном понятии рынках).
Содержание
1. Назначение и устройство дополнительного оборудования 5
2. Неисправности и ТО 10
4. Технологическая карта разборки и сборки стеклоподъемника 17
5. Техника безопасности при ремонте 18
6. Новации в автомобилестроении 21
Список используемой литературы 23
Работа содержит 1 файл
ДИПЛОМНАЯработа.docx
1. Назначение и устройство дополнительного оборудования 5
2. Неисправности и ТО 10
4. Технологическая карта разборки и сборки стеклоподъемника 17
5. Техника безопасности при ремонте 18
6. Новации в автомобилестроении 21
Список используемой литературы 23
Введение
Всем известно, что автомобилестроение по масштабам занятости, роли внутри машиностроения, ориентации на конечный спрос является достаточно значимой отраслью экономики. Непосредственно в автомобилестроении России занято 615 тыс. чел., или 15.5% занятых в машиностроении и 5.6% — в промышленности (декабрь 2000 г.); с учетом занятости на связанных производствах — в 7-8 раз больше. Выпуск автомобилестроения составляет четверть выпуска машиностроения (2000 г.). В то же время низкий качественный уровень выпускаемой продукции и отставание отечественных технологий по отдельным узлам и агрегатам от мирового уровня на 8-12 лет требуют серьезных действий по проведению модернизации отрасли.
Усиливается процесс концентрации сил в автомобилестроительной отрасли. Согласно исследованию кредитно-финансового института HypoVereinsbank, из пяти с половиной тысяч поставщиков отрасли к 2010 году в мире останется меньше половины, а из пятнадцати крупных автомобильных концернов — не более десяти. В ближайшее десятилетие автомобилестроение особенно активно будет развиваться в странах Азии, Восточной Европы и Южной Америки (т.е. не сформировавшихся в автомобильном понятии рынках). Согласно прогнозам экспертов, ежегодный рост отрасли в этих регионах составит 7,5%. Лучшие шансы на выживание будут иметь те компании, которые создадут в этих частях планеты собственные производственные мощности.
Согласно HypoVereinsbank, годовой оборот мировой автомобилестроительной отрасли составляет сегодня 2 триллиона 450 миллиардов евро.
Тем не менее, при интеграции России в мировой автомобильный рынок наблюдается ряд проблем, связанных с качеством производимых автомобилей. Напомним, что российский автопром сегодня — это АвтоВАЗ, Руспромавто, КАМАЗ и Северсталь, которые выпускают более 90% всех автомобилей в России.
При благоприятном макроэкономическом сценарии спрос на автомобили будет увеличиваться с темпом, превосходящим средний темп роста ВВП (легковые автомобили и грузовики), или близким к нему (автобусы) на период 2005-2010 гг. В то же время существует реальная угроза расширения импорта из-за ввоза дешевеющих подержанных автомобилей. Так, на рынке легковых автомобилей подержанные иномарки продаются в том же ценовом диапазоне, что и наиболее современные на сегодняшний день новые российские автомобили (5-7 тыс. долл.), и занимают 20-22% рынка (в физическом выражении), в то время как новые иномарки — только 7%.
- Назначение и устройство дополнительного оборудования
Дополнительное оборудование на автомобилях облегчает управление автомобилем и создает комфорт водителю и пассажирам. К дополнительному оборудованию можно отнести стеклоподъемник, стеклоочиститель, устройство для обмыва ветрового стекла, систему вентиляции и обогрева кузова, седельное сцепное устройство.
Подъем и опускание стекла, а также фиксация его в нужном положении в двери осуществляется стеклоподъемником. Стеклоподъемник на автомобиле ЗИЛ-130 (рис. 1) состоит из корпуса, зубчатого сектора, ведущей шестерни, ручки стеклоподъемника, рычага с роликом, кулисы с обоймой и механизма, фиксирующего подъемное стекло в любом положении. Подъем и опускание стекла осуществляется вращением ручки стеклоподъемника, от которой вращается ведущая шестерня. Эта шестерня поворачивает зубчатый сектор с рычагом, который поднимает или опускает стекло. В дверях кабины установлены замки, открывающиеся при помощи наружных и внутренних ручек. Одна из дверей запирается изнутри предохранителем, исключающим открывание ее снаружи, а другая дверь – ключом снаружи.
Рис. 1 Устройство стеклоподъемника
1 | Винт М6х12 крепления ручки |
2 | Шайба пружинная 6 |
3 | Ручка стеклоподъемника в сборе |
4 | Прокладка ручки стеклоподъемника |
5 | Валик стеклоподъемника приводной с поводком тормозного механизма в сборе |
6 | Винт М6х14 крепления стеклоподъемника |
7 | Шайба 6 пружинная |
8 | Корпус стеклоподъемника в сборе |
9 | Сектор стеклоподъемника левый |
10 | Ось сектора стеклоподъемника |
11 | Заклепка 5х12 ведущего рычага стеклоподъемника |
12 | Рычаг стеклоподъемника ведущий |
13 | Ось ролика стеклоподъемника |
14 | Ролик стеклоподъемника |
15 | Палец рычагов стеклоподъемника |
16 | Рычаг стеклоподъемника Т-образный |
17 | Рычаг стеклоподъемника ведомый |
18 | Ось-регулятор рычагов стеклоподъемника |
19 | Кольцо оси стеклоподъемника пружинное |
20 | Пружина стеклоподъемника |
21 | Шайба тормозного механизма стеклоподъемника |
22 | Шестерня тормозного механизма стеклоподъемника |
23 | Пружина тормозного механизма стеклоподъемника |
24 | Корпус тормозного механизма стеклоподъемника |
25 | Заклепка 3х6 тормозного механизма |
Ветровое стекло автомобиля при движении в сырую погоду часто забрасывается грязью, которую не может удалить стеклоочиститель. Поэтому необходимо периодически подавать на ветровое стекло небольшую часть чистой воды.
Эту операцию выполняют при помощи устройства для обмыва ветрового стекла (рис. 2). В устройство входят: диафрагменный насос с ручным приводом, установленный на щитке приборов, водяной бачок, расположенный под капотом, соединительные шланги, жиклер для выпрыскивания воды на стекло и впускной клапан с фильтром.
Рис. 2 Устройство для обмыва ветрового стекла
1 – диафрагменный насос, 2, 4 – соединительные шланги, 3 – жиклеры, 5 – водяной бачок, 6 – впускной клапан
В заполненный водой бачок опускают впускной шланг так, чтобы между ним и днищем бачка оставался зазор 8-20 мм. Затем освобождают систему от воздуха, прокачав ее насосом до выхода воды из жиклеров. Во время движения автомобиля для очистки ветрового стекла несколько раз нажимают на ручку насоса, приводящего в действие его плунжер. Нагнетаемая вода выпрыскивается через жиклеры на стекло. Включаемый при этом стеклоочиститель позволяет полностью удалить грязь с поверхности стекла.
Кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей оборудуются системой отопления и вентиляции. Принцип действия отопителей одинаков у всех автомобилей. Горячая вода поступает в отопитель из системы охлаждения двигателя через краник, установленный на головке цилиндров. В летнее время краник закрывается и отключает подачу горячей воды в отопитель. Конструктивно отопитель объединен с устройством для вентиляции.
Для создания направленной циркуляции воздуха отопитель имеет вентилятор, который забирает свежий воздух в передней части автомобиля и направляет его в радиатор отопителя и далее в распределительный канал. При помощи заслонки, расположенной в канале, можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и ветрового стекла. Стремясь повысить эффективность работы системы отопления при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т. е. используют для циркуляции один и тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте отопитель-кабина-отопитель.
На рис. 3 представлена схема системы отопления и вентиляции кабины автомобиля ГАЗ-53А. на переднем щитке под панелью приборов установлен радиатор системы отопления. Перед ветровым стеклом расположен люк для забора свежего воздуха, прикрываемый крышкой. Вентилятор, приводимый в действие электродвигателем, подает воздух в радиатор отопителя. Проходя через радиатор, воздух нагревается и далее поступает в распределитель. Из распределителя воздух направляется по различным каналам для обдува ветрового стекла и обогрева кабины.
Пользуясь отопителем на стоянке, при работающем двигателе, закрывают крышку и открывают крышку внутреннего люка.
Рис. 3 Схема системы отопления и вентиляции кабины грузового автомобиля.
1 – рукоятка крышки воздухопритока, 2 – рукоятка крышки внутреннего люка, 3 – включатель, 4 – крышка внутреннего люка, 5 – крышка люка воздухопритока, 6 – вентилятор с электродвигателем, 7 – радиатор отопителя, 8 – распределитель.
Отопитель эффективно работает только при хорошо прогретом двигателе, когда температура воды в системе охлаждения двигателя достигла не менее 80 о С.
На автомобилях-тягачах, предназначенных для буксировки полуприцепов, устанавливают опорно-сцепное (седельное) устройство. В это устройство (рис. 4) входят плита основания, опорная плита и балансир.
Плита основания укреплена на раме тягача. На ней при помощи балансира шарнирно крепится опорная плита, получающая возможность поворачиваться в продольном и поперечном направлениях. На опорной плите имеется устройство для сцепки с полуприцепом, выполненное в виде захватов, удерживающих шкворень полуприцепа. Запорный кулак, находящийся под действием пружины, удерживает захваты в закрытом положении, когда прицеп сцеплен с тягачом.
Для расцепки тягача поворачивают рычаг, действующий на кулаки, и освобождают шкворень полуприцепа, после чего последний может быть отсоединен от тягача.
В расцепленном состоянии захваты остаются в раскрытом положении, что облегчает последующую сцепку тягача с полуприцепом, которая происходит автоматически. При подаче тягача назад (под полуприцеп) шкворень полуприцепа сначала скользит по салазкам в задней части рамы тягача, затем, придя в соприкосновение с захватами и заняв установленное положение, закрывает их, а стопорное устройство надежно запирает шкворень.
Рис. 4 Опорно-сцепное (седельное) устройство
1 – ограничитель, 2 – плита основания, 3 – опорная плита (седло), 4 – ось опорной плиты (седла), 5 – ось балансира, 6 – пружина защелки, 7 – защелка, 8 – пружина запорного кулака, 9 – левый захват, 10 – запорный кулак, 11 – правый захват, 12 – рычаг, 13- ось защелки, 14 – балансир, 15 – кронштейн плиты основания.
Оборудование, устанавливаемое в кабине и обеспечивающее водителю благоприятные условия работы, может иметь отдельные неисправности.
Неисправности механизмов дополнительного оборудования автомобиля вызваны, как правило, ослаблением крепежных соединений, нарушением герметичности сопряжений, механическими повреждениями отдельных деталей.
Ослабленные резьбовые соединения подтягивают при очередном ТО автомобиля. Опорно-сцепное и буксирное устройства в процессе эксплуатации автомобилей регулировок не требуют, а появляющиеся недопустимые зазоры и посторонние звуки устраняют заменой изношенных элементов новыми или восстановленными деталями или узлами.
При обслуживании стеклоочистителя необходимо контролировать наличие жидкости в бачке для обмыва ветрового стекла. Во избежание засорения жиклеров и фильтра насоса бачок заполняют отфильтрованной водой. Для бесперебойной работы стеклоочистителя необходима своевременная смазка всех его шарнирных соединений.
Если щетки стеклоочистителя при работе ударяются об уплотнитель ветрового стекла или после выключения останавливаются слишком далеко от уплотнителя, то изменяют установку рычагов, переставив их на оси. Очистку ветрового стекла считают удовлетворительной, если щетка вытирает очищаемую зону не более чем за 5 двойных ходов. Допустимая ширина невытертой полосы по краям зоны очистки не должна превышать 10% длины щетки.
К неисправностям стеклоподъемников относятся: обломы на корпусе, обломы зубьев сектора и шестерни, тормозной и натяжной пружин; трещины в корпусе и рычагах; износы зубьев сектора и шестерни, кожи на роликах, стенок, чашки тормозной пружины; ослабление заклепок крепления чашки тормозной пружины и гаек в корпусе; уменьшение упругости пружин; погнутость корпуса и рычагов; люфт в соединениях рычагов, роликов и в отверстии чашки и корпуса валика тормоза стеклоподъемника; повреждение резьбы в гайках корпуса и в отверстии валика; риски и износ валика по наружному диаметру; повреждение шлицев валика; обрыв троса стеклоподъемника.