клапана змз
Тема данной статьи – клапана ЗМЗ. Сразу дам некоторые пояснения, чтобы не возникало ненужных вопросов. Речь пойдет о СТАНДАРТНЫХ клапанах для двигателей -406, -405, -409. У данных двигателей клапанная группа одинакова. Она включает в себя направляющие клапанов, клапана, пружины, тарелки и сухари тарелки клапана. Конструктора ЗМЗ себя особо не утруждали расчетами по диаметру клапанов, жесткости пружин и другой подобной ерундой, поэтому все вышеперечисленное целиком, без купюр взято от ВАЗовского переднеприводного семейства. Поэтому и проблемы ровно те же самые.
Проблемы
Основная проблема, с чем мне довелось столкнуться в эксплуатации, это качество клапанов. Клапана в россии делают два завода, Самара и Челябинск. Может быть есть еще изготовители, но другой продукции я вживую не видел. Как рассказал мне моторист одного официального дилера ГАЗа, когда мы делаем ремонт гбц самарскими клапанами, мы каждый промеряем микрометром по диаметру. Для меня это звучит как бред. Стандартный ремонт гбц должен быть быстрым и качественным. Но проблема даже не в механической обработке, а в материале. Самый частый дефект, который мне встречался в двигателях ЗМЗ, это заклинивание клапана в направляющей, от перегрева. Причем клапан, как правило, приобретает синий цвет.
Мои эксперименты и немножко истории
Иногда, когда есть немножко времени и настроения, я вспоминаю мотористов военного завода, которые проверяли каждую пришедшую партию клапанов. Парочка клапанов замораживалась на ночь, либо на улице, либо в лабаратории, а утром кидалась в муфельную печь примерно при 600 градусах тепла. Это частично имитировало утренний запуск двигателя за полярным кругом. Потом, естественно клапана охлаждались и замерялись. Важно было два параметра: цилиндричность ножки и торцевое биение рабочей фаски относительно оси клапана. Вы даже представить себе не можете, какие причудливые формы иногда принимала после печки ножка клапана. Иногда это было больше похоже на клапан, вышедший из под кисти Пикассо, эдакий образец абстракционизма. В таком случае всю партию возвращали производителю. Вспомнив данный эксперимент, я решил протестировать клапана, которые хотел использовать. Не буду позорить «проигравших», скажу, что с большим отрывом по качеству выиграли немецкие клапана TRW-Kolbenschmidt.
Клапана ЗМЗ, производитель Kolbenschmidt
Из того что мне попадало в руки из клапанов, заслуживают внимания все немецкие производители – AE, SM, TRW-Kolbenschmidt. На «четверку», качество польских клапанов AMP и турецких United Motors. И как это ни странно клапана челябинского завода. Их немножко подвела механическая обработка, при этом, качество стали выше всяких похвал. Но как было сказано, абзацем выше я выбрал клапана Kolbenschmidt. Какие еще плюсы у данного производителя?
- Качество. Ничего не надо промерять, не надо совершать таинственные действия с магнитами. Наверное, можно описать фразой: достал из упаковки, грамотно поставил и забыл. Давно работаю, с данными клапанами в плане доработки, облегчения и тюнинга.
- Поставщик конвейеров «немецкой тройки». БМВ, Мерседес, Фольксваген-Ауди.
- Упаковка. На фото я представил, как выглядят клапана Kolbenschmidt, а также их масса. Добавлю, что упакованы клапана в лучших немецких традициях. КАЖДЫЙ клапан упакован в бумажный пакетик, и далее по 2 клапана в картонной коробочке. Во время транспортировки и хранения на стебельке и рабочей фаске не должно появиться ни одной «царапинки». В худшем случае это «привет» маслосъемным колпачкам и притирке клапанов. Когда в магазинах или сервисах я вижу клапана, хранящиеся в одной большой коробке, без каких либо индивидуальных упаковок, это вызывает у меня грустную улыбку.
- Защита от подделки. Поскольку я заказываю и привожу большинство запчастей со скандинавских складов, вопрос подделки для меня не очень актуален и я не боюсь расписать, то как можно проверить подлинность изделия. Но это действительно проблема для нашей необъятной родины. Все то, что начинает продаваться, тут же клонируется «подделками». Прилагаю, ссылку на страницу MS Motorservice, где нужно ввести матричный 2D код с коробки и проверить подлинность изделия, в режиме ON-LINE.
Установка
Остановлюсь только на одном вопросе. Это правка седел клапанов и притирка. В ряде моторных фирм утверждают, что после обработки седла на современных станках операцию по притирке клапана к седлу можно исключить. Дескать, все очень точно делается, и в процессе работы все притрется и пристучится. Я считаю, что операцию по притирке фаски клапана к седлу, исключать нельзя. Для страховки, контролируется сразу две геометрии: фаски клапана и качество обработки седла. Тем более, что при современных притирочных пастах, это занимает не более 10-15 минут на один клапан. Контроль, после данной операции делается вакуометром.
Частый вопрос. Почему в прайсе клапана указаны комплектами по 8шт?
Ответ. Гораздо большим спросом клапана пользуются у интернет магазинов, торгующими запчастями на передний привод. А там 4 впускных и 4 выпускных клапана.
2.5.1. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Размер основных деталей, зазоры и натяги в сопряжениях двигателей
Наимен. размера детали (вала) | Размеры, мм | Наимен. размера детали (отверстия) | Размер, мм | Номин. зазор-натяг в сопряжениях, мм | ||||
номин. | допуст. без ремонта | номин. | допуст. без ремонта | |||||
Посадочный диаметр гильзы цилиндра | 100 -0,030 -0,055 | 99,96 | Диаметр отверстия под гильзу цилиндра | 100 +0,054 | 100,07 | +0,030 | ||
+0,109 | ||||||||
Наружный диаметр толкателя | 25 -0,008 -0,022 | 24,97 | Диаметр отверстия под толкатель в блоке цилиндров | 25 +0,023 | 25,04 | +0,015 | 1-я группа | |
+0,033 | ||||||||
+0,019 | 2-я группа | |||||||
+0,038 | ||||||||
Диаметр опорных шеек распределительного вала | 50-0,017 | — | Диаметр отверстий во втулках вала блока цилиндров | 50 +0,050 +0,025 | — | +0,025 | ||
+0,067 | ||||||||
Диаметр коренной шейки коленчатого вала | 70-0,013 | — | Диаметр постелей коренных подшипников | 74,5 +0,018 | — | +0,026 | ||
+0,071 | ||||||||
Толщина вкладыша коренного подшипника | 2,25 -0,013 -0,020 | — | ||||||
Диаметр юбки поршня | 92 +0,036 | — | Внутренний диаметр гильзы цилиндров | 92 +0,060 | — | +0,012 | ||
+0,024 (индивид. подбор) | ||||||||
Высота компрессионного кольца | 2,5-0,012 | — | Высота компрессионного кольца в поршне | 2,5 +0,070 +0,050 | — | +0,050 | ||
+0,082 | ||||||||
Высота маслосъёмного кольца | 5-0,012 | — | Высота маслосъёмного кольца в поршне | 5 +0,055 +0,035 | — | +0,035 | ||
+0,067 | ||||||||
Наружный диаметр поршневого пальца | 25-0,01 | — | Диаметр отверстия под палец в поршне | 25-0,01 | — | +0,0025 | ||
-0,0025 (разбивка 4 группы) | ||||||||
То же | 25-0,01 | — | Диаметр отверстия под палец в верхней головке шатуна | 25 +0,007 -0,003 | — | +0,045 | ||
+0,095 (разбивка 4 группы) | ||||||||
Диаметр шатунной шейки коленчатого вала | 60-0,013 | — | Диаметр в нижней головке шатуна | 63,5 +0,012 | — | +0,030 | ||
+0,067 | ||||||||
Диаметр шейки под ступицу коленчатого вала | 38 -0,020 +0,003 | 37,98 | Диаметр отверстия ступицы коленчатого вала | 38 +0,027 | 38,04 | -0,020 | ||
+0,024 | ||||||||
Диаметр шейки под шестерню коленчатого вала | 40 +0,020 +0,003 | 39,98 | Диаметр отверстия шестерни коленчатого вала | 40 +0,027 | 40,04 | -0,020 | ||
+0,024 | ||||||||
Диаметр шейки под шестерню распределительного вала | 28 +0,017 +0,002 | 27,98 | Диаметр отверстия шестерни распределительного вала | 28 +0,023 | 28,03 | -0,017 | ||
+0,021 | ||||||||
Наружный диаметр направляющей втулки клапана | 17 +0,066 +0,047 | — | Диаметр отверстия под втулки клапана в головке цилиндра | 17 +0,035 | — | -0,012 | ||
-0,066 | ||||||||
Диаметр стержня впускного клапана | 9 -0,050 -0,075 | 8,91 | Диаметр отверстия во втулке впускного клапана | 9 +0,022 | — | +0,050 | ||
+0,097 | ||||||||
Диаметр стержня выпускного клапана | 11 -0,080 -0,105 | 10,88 | Диаметр отверстия во втулке выпускного клапана | 11 +0,022 | — | +0,080 | ||
+0,127 | ||||||||
Наружный диаметр седла впускного клапана | 49 +0,125 +0,100 | — | Диаметр гнездо седла впускного клапана | 49 +0,027 | — | -0,073 | ||
-0,125 | ||||||||
Наружный диаметр седла выпускного клапана | 38,5 +0,125 +0,100 | — | Диаметр гнезда седла выпускного клапана | 38,5 +0,027 | — | -0,073 | ||
-0,125 | ||||||||
Наружный диаметр оси коромысел клапанов | 22-0,014 | 21,98 | Диаметр отверстия в стойке оси коромысел клапана под ось коромысел | 22 +0,030 +0,008 | — | +0,008 | ||
+0,034 | ||||||||
Наружный диаметр оси коромысел клапанов | 22-0,014 | 21,98 | Диаметр отверстия в коромысле клапана под ось | 22 +0,020 +0,007 | — | +0,007 | ||
+0,034 | ||||||||
Наружный диаметр оси ведомой шестерни масляного насоса | 13 -0,064 -0,082 | — | Диаметр отверстия в корпусе насоса под ось ведомой шестерни масляного насоса | 13 -0,116 -0,140 | — | -0,034 | ||
-0,076 | ||||||||
Наружный диаметр оси ведомой шестерни масляного насоса | 13 -0,064 -0,082 | 12,89 | Диаметр отверстия в ведомой шестерне масляного насоса под ось | 13 -0,022 -0,048 | 13,01 | +0,016 | ||
+0,060 | ||||||||
Наружный диаметр валика масляного насоса | 13-0,012 | — | Наружный диаметр отверстия в корпусе масляного насоса под ось | 13 +0,040 +0,016 | — | +0,016 | ||
+0,052 | ||||||||
наружный диаметр шестерни масляного насоса | 40 -0,025 -0,075 | — | Диаметр гнезда под шестерни в корпусе масляного насоса | 40 +0,140 +0,095 | 40,24 | +0,120 | ||
+0,215 | ||||||||
Высота шестерни масляного насоса (верхняя секция) | 30 +0,125 +0,075 | — | Глубина гнезда под шестерню в масляном насосе | 30-0,05 | — | |||
Толщина прокладки масляного насоса | 0,4-0,1 | +0,125 | ||||||
+0,325 | ||||||||
Высота шестерня масляного насоса (нижняя секция) | 20 +0,125 +0,075 | — | Глубина гнезда в масляном насосе под шестерню | 20-0,05 | — | |||
Диаметр валика привода распределителя | 13-0,012 | — | Диаметр отверстия в корпусе привода распределителя под валик | 13 +0,040 +0,016 | — | +0,116 | ||
+0,052 | ||||||||
То же | 13-0,012 | — | Диаметр отверстия в шестерне привода распределителя под валик | 13-0.019 | — | -0,019 | ||
+0,012 | ||||||||
То же | 13-0,012 | — | Диаметр отверстия в упорной втулке валика | 13 +0,002 -0,025 | ||||
Наружный диаметр заднего подшипника водяного насоса | 40 +0,008 -0,011 | — | Диаметр отверстия в корпусе водяного насоса под задний подшипник | 40 +0,027 | — | -0,008 | ||
+0,038 | ||||||||
Наружный диаметр переднего подшипника водяного насоса | 47 +0,008 -0,011 | — | Диаметр отверстия в корпусе водяного насоса под передний подшипник | 47 +0,027 | — | -0,035 | ||
+0,011 | ||||||||
Наружный диаметр валика водяного насоса | 17-0,012 | 16,98 | Внутренний диаметр подшипника водяного насоса под валик | 17-0,010 | — | -0,010 | ||
+0,012 | ||||||||
То же | 17-0,012 | 16,98 | Диаметр отверстия в крыльчатке водяного насоса под валик | 17 -0,003 -0,030 | — | -0,030 | ||
+0,009 | ||||||||
Диаметр болт маховика | 12-0,018 | — | Отверстие во фланце коленчатого вала | 12 +0,027 | — | +0,045 | ||
-0,000 | ||||||||
Диаметр установочного штифта картера сцепления | 13-0,018 | — | Диаметр отверстия в блоке цилиндров под установочный штифт картера сцепления | 13 -0,033 -0,051 | — | -0,015 | ||
-0,051 | ||||||||
То же | 13-0,018 | — | Диаметр отверстия под штифт в картере сцепления | 13 +0,050 +0,032 | — | +0,032 | ||
+0,068 | ||||||||
Диаметр шейки ступицы шкива коленчатого вала под сальник | 55-0,06 | 54,7* | ||||||
Несоосность отверстий во втулках распределительного вала в блоке цилиндров | 0,030 | 0,050 | ||||||
Биение средних коренных шеек коленчатого вала | 0,020 не более | 0,040 не более | ||||||
Биение шейки коленчатого вала под шестерню | 0,030 не более | 0,040 не более | 0,05 — 0,13 | |||||
Биение торца фланца маховика | 0,040 не более | 0,060 не более | ||||||
Биение опорных шеек распределительного вала | 0,020 не более | 0,050 не более | 0,15 — 0,25 | |||||
Расстояние от корпуса водяного насоса под сальник до привалочной плоскости корпуса | 13 +0,24 | 14,2* | ||||||
Длина пружина клапана под усилием: | 28-33 кГ | 46 | — | |||||
63-70 кГ | 36 | — | ||||||
Несоосность постелей коренных подшипников в блоке цилиндров | 0,020 | 0,040 | ||||||
Осевой зазор коленчатого вала | 0,075 — 0,175 | |||||||
Осевой зазор распределительного вала | 0,08 — 0,20 | |||||||
Боковое зазор в зацеплении шестерен распределительного механизма при расстоянии между центрами 125, 50 мм | 0,025 — 0,075 |
* При отсутствии рисок и задиров.