Проверка системы охлаждения двигателя: диагностика возможных неисправностей
Система охлаждения двигателя предназначена для того, чтобы силовой агрегат работал в строго определенном температурном диапазоне. Другими словами, не допускается как перегрев, так и слишком интенсивное охлаждение мотора, которое не позволяет ДВС выйти на рабочую температуру.
Далее мы поговорим о том, как проводится диагностика системы охлаждения двигателя, а также чему следует уделить внимание, если двигатель не выходит на рабочую температуру (остается холодным) или перегревается, возникли утечки охлаждающей жидкости (ОЖ) и т.д.
Диагностика системы охлаждения двигателя
Не трудно догадаться, что основной задачей охлаждающей системы становится сначала обеспечение скорейшего выхода на рабочие температуры, после чего реализуется дальнейшее поддержание этой температуры и эффективный отвод избытков тепла в атмосферу.
При этом не допускается, чтобы мотор оставался слишком холодным, так как непрогретый до рабочих температур двигатель под нагрузками изнашивается быстрее, а сильно перегретый ДВС может заклинить.
Становится понятно, что поддержание строго определенной рабочей температуры двигателя необходимо для того, чтобы зазоры между деталями после нагрева были оптимальными, горючее в цилиндрах сгорало полноценно, снижалась токсичность выхлопных газов и т.д. Температура охлаждающей жидкости в норме должна быть в диапазоне около 85-90 ºС.
Система охлаждения на современных автомобилях является решением комбинированного типа, то есть двигатель охлаждается как за счет жидкостного, так и за счет воздушного охлаждения. С учетом того, что данная система включает в себя целый ряд составных элементов, а также в замкнутом контуре циркулирует специальная охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), в процессе эксплуатации ТС нередко возникают неисправности.
На практике в рамках диагностики необходимо проверять всю систему, а не только отдельные элементы на предмет различных дефектов или износа. Еще важно учитывать, что современные авто зачастую имеют весьма ограниченное пространство под капотом.
Это значит, что шланги системы охлаждения могут иметь изгибы, несколько мест соединений, отличаются по размерам и форме. Хотя срок службы шлангов достаточно большой, со временем изнашиваются даже изделия высокого качества.
- Итак, вернемся к диагностике. Прежде всего, необходимо проверить уровень и состояние охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Рекомендуется, чтобы уровень был между метками «мин» и «макс» на прогретом ДВС. На холодном двигателе вполне допускается снижение уровня до отметки «минимум», так как после нагрева мотора уровень повысится в результате расширения горячей ОЖ.
Важно помнить, недолив антифриза приводит к тому, что двигатель может начать перегреваться, в то время как высокий уровень нередко становится причиной выдавливания ОЖ через крышку расширительного бачка.
Также помутнение ОЖ, наличие примесей и т.д. обычно указывает на то, что антифриз или тосол нужно менять. Как правило, охлаждающие жидкости рассчитаны на 2-3 года службы, затем происходит потеря полезных свойств.
- Идем далее. Если заметно, что уровень охлаждающей жидкости даже после того, как был приведен в норму, все равно достаточно быстро понижается, следует проверять систему охлаждения на герметичность. Все соединения нужно осмотреть. Как правило, антифриз подтекает из:
- расширительного бачка;
- резиновых шлангов;
- патрубков или помпы;
- термостата;
- радиатора;
Бачок имеет свойство растрескиваться, в негодность часто приходит его крышка. Также течи в местах соединения возникают в том случае, если ослабевают стяжные хомуты. Радиатор охлаждения также может быть поврежден механическим путем, в нем возникают трещины и т.д. Часто ОЖ подтекает из-под корпуса термостата, течи можно обнаружить и в области установки водяного насоса системы охлаждения.
В любом случае, на заглушенном ДВС герметичность системы охлаждения определяют путем подачи воздуха в систему. Также вместо крышки радиатора ставится приспособление, через которое воздух нагнетается до 100 кПа. Снижение давления укажет на разгерметизацию.
После обнаружения места утечки (в зависимости от проблемного элемента) меняются соответствующие патрубки, ремонтируется радиатор, заменяется помпа, расширительный бачок или его крышка, термостат или корпус термостата и т.д.
- Теперь давайте представим, что система герметична, состояние ОЖ нормальное, антифриз не уходит, однако тепловой режим работы ДВС все равно нарушен. В подобной ситуации мотор может как перегреваться, так и не выходить на рабочую температуру.
Обычно такие проблемы связаны с термостатом. Его быструю проверку можно выполнить прямо на машине без снятия. Сначала холодный ДВС запускают, затем следует дать мотору поработать на ХХ. Если термостат в норме, нижний бачок радиатора также начнет нагреваться по мере прогрева силовой установки. Это говорит о том, что при нагреве охлаждающей жидкости до 80–85 ºС термостат срабатывает.
Однако не следует забывать, что термостат может работать, но со сбоями. Речь идет о подклинивании устройства. Например, после прогрева ОЖ до заданной температуры термостат открывается, чтобы пропустить жидкость из малого круга в большой. При этом открытие происходит не полностью. В результате патрубки большого круга нагреваются, однако двигатель все равно склонен к перегреву, так как ОЖ не может циркулировать по большому кругу в полном объеме.
Проблемы возникают и в том случае, если термостат не закрывается при остывании ОЖ. Это проявляется долгим прогревом ДВС, двигатель прогревается, но только частично или же мотор все время остается холодным. Данные признаки говорят о том, что термостат все время открыт, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу через радиатор.
Как в первом, так и во втором случае термостат нужно или сразу менять, или же помещать устройство в горячую жидкость, после чего замерять температуру его открытия и определять работоспособность элемента.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как устранить течь антифриза или тосола из системы охлаждения. Из этой статьи вы узнаете о том, что делать, если течет антифриз или тосол, понижается уровень охлаждающей жидкости в бачке, а также как найти причину и обнаружить место утечки.
Кстати, если термостат все же оказывается исправным, тогда проблема перегрева или недогрева мотора может крыться в неполадках вентилятора системы охлаждения или датчика температуры (вентилятор радиатора может как не включаться, так и работать постоянно, срабатывание может происходить несвоевременно и т.д.).
- Отдельного внимания при диагностике системы охлаждения заслуживает водяной насос (помпа) и состояние указанного элемента. На проблемы с помпой обычно указывают такие симптомы:
- Быстрое повышение температуры холодного двигателя после запуска;
- Появление посторонних шумов во время работы ДВС в области помпы;
- Заметное осевое и радиальное биение вала помпы при проворачивании;
- Появление течи через сальник водяного насоса.
Как правило, шумная работа помпы говорит о том, что подшипник водяного насоса пришел в негодность. Быстрый нагрев мотора является признаком того, что если других причин не обнаружено, помпа может не работать (нет циркуляции ОЖ). Нарушения работы могут быть связаны как с приводом помпы, так и с разрушением ее крыльчатки.
Течи в области установки водяного насоса укажут на то, что уплотнитель или сальник вышел из строя. Так или иначе, специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние привода водяного насоса. Также лучше сразу менять помпу на новую в том случае, если с водяным насосом системы охлаждения возникли какие-либо проблемы.
Диагностика охлаждающей системы двигателя
BMW E30 — горит лампа давления масла
Если у вас загорается лампа давления масла, то сразу скажу, что скорее всего вашему двигателю.
Замена помпы на Ford Focus
Замена помпы своими руками на двигателе 1,8. Прядок действий: 1) поставить машину на подъемник.
Диагностика ГРМ своими руками
Газораспределительный механизм должен обеспечивать необходимый коэффициент наполнения цилиндров.
Плавают обороты — машина дергается
Что значит, если машина дергается на холостом ходу? Это верный знак к тому, чтобы проверить ваш.
Преимущества порошкового окрашивания
В процессе эксплуатации автомашины на дисках образуются царапины и всевозможные сколы. Такие.
Двигатель
АКПП, МКПП
Топливная система
Система выпуска
Подвеска, трансмиссия и рулевое управление
Тормозная система
Системы охлаждения, отопления и кондиционирования
Кузов и салон
Резина и диски
Оптика и свет
Общая тематика
Новые статьи
Диагностика системы охлаждения
Техническое состояние системы охлаждения характеризуется оптимальным тепловым режимом работы двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна находиться 85–95 ºС.
Система охлаждения двигателя обычно заполняется специальными жидкостями: Тосолом или антифризом. Охлаждающая жидкость должна периодически меняться (раз в 1–2 года). что антифриз постепенно утраивает антикоррозионные, антиокислительные свойства, что ухудшает условия работы системы охлаждения.
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости
ВНИМАНИЕ Уровень всегда должен быть выше метки «min» на 3–4 см.
Проверку следует производить при холодном двигателе, так как при горячем уровень значительно повышается становятся некорректными.
В случае если уровень охлаждающей жидкости оказался ниже отметки «min», бачок необходимо добавить соответствующую жидкость. под рукой то можно добавить чистую воду, но случае температура замерзания смеси повысится.
Если уровень охлаждающей жидкости понизился после небольшого пробега период эксплуатации автомобиля, то необходимо проверить герметичность системы охлаждения. Герметичность соединений системы определяют внешнего осмотра при работе двигателя. Наиболее вероятными местами подтекания охлаждающей жидкости являются соединения резиновых шлангов:
В случае обнаружения течи, следует подтянуть стяжные хомутики.
Важное значение для работоспособности автомобиля имеет наличие охлаждающей жидкости бачке, но и Особое значение данный параметр приобретает время года: чем ниже плотность, тем выше температура начала кристаллизации жидкости. жидкость может замерзнуть, системы охлаждения — выйти
Проверка плотности производится денсиметром стеклянного цилиндра. Возможна проверка плотности ареометром. плотность недостаточна, то доведение концентрации антифриза значения плотности производится путем доливки концентрированного антифриза «Тосол А».
ВНИМАНИЕ Следует помнить, что этиленгликоль жидкости, приготовленные основе, ядовиты. количество жидкости может вызвать тяжелое отравление!
При переливании жидкости, отсасывать, окончания работы необходимо тщательно мыть руки, чтобы избежать случайного попадания ядовитой жидкости внутрь организма.
Если двигатель автомобиля то герметичность системы охлаждения можно определить подачи сжатого воздуха вместо пробки радиатора устанавливается специальное приспособление, которого нагнетается воздух охлаждения пор, пока указатель манометра значения 100 кПа. Быстрое снижение давления сигнализирует охлаждения.
ПРИМЕЧАНИЕ Регулярной проверке подлежит также состояние ремня привода водяного насоса.
Нарушения теплового режима двигателя, например перегрев условиях эксплуатации или длительный прогрев после пуска (не погоду), могут быть вызваны неисправностями термостата. Проверку можно осуществить непосредственно После пуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры воды находится примерно 3–4 мм зоны шкалы — это соответствует температуре охлаждающей жидкости 80–85 ºС.
О техническом состоянии термостата можно судить по температуре начала открытия основного клапана и по ходу байпасного клапана. термостат нужно снять поместить или охлаждающей жидкостью байпасного клапана следует упереть ножку индикатора. Начальная температура жидкости должна быть на 5–7 ºС ниже номинальной температуры открытия основного клапана (80–83 ºС).
Подогревая жидкость, замечают начало открытия клапана термостата. начала открытия принимается температура, при которой ход байпасного клапана составит 0,1 мм. термостата эта температура должна быть либо 83 ºС (указывается термостата).
Техническое состояние водяного насоса характеризуется:
- шумностью работы;
- осевым биением вала;
- отсутствием течи жидкости через сальник вала насоса.
Повышенная шумность сигнализируют подшипника водяного насоса. течь жидкости через сальник вала водяного насоса, то это означает, что сальник износился замены.
Шум водяного насоса прослушивается оборотах двигателя. Утечка через сальник обнаруживается по подтеканию жидкости части насоса.
Диагностирование системы охлаждения
Изучение устройства жидкостной системы охлаждения
Операции | Технология выполнения |
1. Разобрать насос | 1.1. Ослабить натяжение ремня привода венти- лятора. 1.2. Отвернуть болты крепления и снять венти- лятор и шкив его привода. 1.3. Отвернуть болты крепления и снять перед- нюю крышку насоса вместе с крыльчаткой и прокладкой. 1.4. Визуально проверить внутреннюю полость насоса и крыльчатку на предмет наличия по- вреждений |
2. Собрать насос | Выполнить сборочные операции, обратные опе- рациям 1.4, 1.3, 1.2, 1.1 |
3. Снять термостат | 3.1. Отвернуть гайки крепления шпилек верхне- го патрубка к головке блока. 3.2. Снять патрубок с двигателя. 3.3. Извлечь термостат из полости |
4. Проверить исправность термостата | 4.1. Поместить термостат в ванну с водой, уста- новленную на электроплитку. 4.2. Нагревать воду, перемешивая и контроли- руя термометром ее температуру. 4.3. Определить с помощью индикатора и тер- мометра моменты и температуру начала и окон- чания открытия клапана термостата. 4.4. Отключить плитку. 4.5. Определить моменты начала и окончания закрытия клапана термостата и соответствую- щие значения температуры жидкости |
5. Установить термостат | Выполнить сборочные операции, обратные опе- рациям 3.3, 3.2, 3.1 |
6. Проверить и от- регулировать натяжение ремня привода вентиля- тора | 6.1. Приложить рейку к шкивам вентилятора и генератора. 6.2. Установить линейку перпендикулярно рейке на равном расстоянии от шкивов вентилятора и генератора. 6.3. Нажать линейкой на ремень с усилием 40 Н (≈ 4 кг); определить по линейке прогиб ремня и сравнить с нормативом. 6.4. Отрегулировать натяжение ремня |
Регулировка натяжения ремня вентилятора осуществляется в следующей последова- тельности: 1) отпустить болт на планке генератора; 2) отклонив монтировкой генератор до необходимого натяжения ремня, затянуть болт на планке генератора.
Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения
1. Каково назначение системы охлаждения?
2. Опишите устройство системы охлаждения.
3. Опишите принцип действия системы охлаждения.
Неисправности системы охлаждения
При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности системы охлаждения:
· неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхно- сти, нарушение герметичности);
· неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметично- сти, износ);
· неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода – ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
· трещины в рубашке охлаждения головки блока или в блоке цилиндров;
· прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности па- трубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
· неисправность датчика температуры;
· неисправность указателя температуры;
· низкий уровень охлаждающей жидкости.
Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:
· нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлажда- ющей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
· применение некачественных комплектующих;
· предельный срок службы элементов системы;
· неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.
Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока ци- линдров, а также появлению трещин.
Внешние признаки неисправностей системы охлаждения:
· наружная утечка охлаждающей жидкости;
· внутренняя утечка охлаждающей жидкости.
Для того чтобы не пропустить появляющуюся неисправность, водитель должен си- стематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.
Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.
Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внут- ренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым – нормальное явление.
Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охла- ждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.
Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.
Диагностирование системы охлаждения
Первичная диагностика системы охлаждения проводится по внешним признакам. В таблице представлены основные внешние признаки и соответствующие им неисправности системы охлаждения.
Признаки | Неисправности |
Перегрев двигателя | Низкий уровень охлаждающей жидкости. Ослабление привода водяного насоса. Нарушение герметичности водяного насоса. Неисправности привода вентилятора. Неисправности термостата. Засорение сердцевины радиатора. Загрязнение наружной поверхности радиатора. Засорение патрубков |
Переохлаждение двигателя | Неисправность термостата. Неисправность привода вентилятора. Неисправность указателя температуры. Неисправность датчика температуры |
Наружная утечка охлаждающей жидкости | Нарушение герметичности крепления патрубков. Повреждение патрубков. Нарушение герметичности центробежного насоса. Нарушение герметичности радиатора. Трещины в рубашке охлаждения. Прогорание прокладки головки блока цилиндров |
Внутренняя утечка охлаждающей жидкости | Трещины в рубашке охлаждения. Прогорание прокладки головки блока цилиндров |
При диагностировании системы охлаждения контролируют герметичность, натяжение ремня привода вентилятора, уровень жидкости в бачке радиатора, действие термостата, а также парового и воздушного клапанов радиатора.
Герметичность системы охлаждения проверяют при внешнем осмотре, однако для обнаружения негерметичности (с подтеканием жидкости во внутренние полости двигателя) применяют опрессовку, используя специальный прибор (например, К-437), с помощью кото- рого оценивают также состояние парового и воздушного клапанов пробки радиатора (рис. 41). Прибор устанавливают на горловину радиатора вместо снятой пробки и насосом прибо- ра создают избыточное давление 0,06…0,07 МПа, не допуская просачивания жидкости из системы. Затем пускают двигатель и устанавливают минимальную частоту вращения колен- чатого вала. При работающем двигателе стрелка манометра не должна колебаться, т.е. дав- ление в системе охлаждения должно быть постоянным. Затем проверяют работу парового и воздушного клапанов пробки радиатора. Номинальные значения давления открытия парово-
го и воздушного клапанов пробки радиатора указываются в инструкции по эксплуатации ав- томобиля.
|
Рис. 41. Прибор для проверки герметичности и давления в системе охлаждения: 1 – рас- ширительный бачок; 2 – прибор для проверки герметичности системы охлаждения
Существуют также многофункциональные установки для проверки систем охлажде- ния, позволяющие проверять герметичность и давление в системе охлаждения.
О неисправности жидкостного насоса свидетельствует шум в подшипниках вала крыльчатки и подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса.
Натяжение ремня привода насоса и вентилятора проверяют при помощи линейки и рейки или специальных линеек-динамометров (КИ-8920, К-403 и др.). Рейку прикладывают к шкивам, между которыми находится проверяемая ветвь ремня. Линейку устанавливают пер- пендикулярно рейке в ее середине и надавливают ею на ремень с усилием 40 Н и определяют прогиб ремня (рис. 42). Прогиб ремня сравнивают с требуемым значением (указанном в ру- ководстве по эксплуатации автомобиля).
Эффективность действия радиатора оценивают по перепаду температур в верхнем и нижнем бачках, который должен составлять 8…12 ˚С. Засорение трубок радиатора и обра- зование накипи вызывает отклонение перепада температур от этих значений.
| |
Рис. 42. Привод генератора и жидкостного насоса: а – устройство привода; б – проверка натяжения ремня привода; 1 – гайка крепления генератора к регулировочной планке; 2 – гайка пальца шарнирного крепления генератора; 3 – генератор; 4 – термостат; 5 – жидкостный насос
Проверка работы термостата осуществляется при замедленном прогреве двигателя после его пуска или при его перегревании. Если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний бачок радиатора остается холодным. Его нагрев должен ощущаться тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 70 ˚С (по указателю). Для более точ-
ной проверки термостат вынимают, очищают от накипи и помещают в емкость с водой, по- сле чего воду нагревают, контролируя температуру термометром. Моменты начала и полного открытия клапана термостата (определяемые с помощью специального индикатора) должны соответствовать 65…70 ˚С и 80…85 ˚С.