Ремонт и техническое обслуживание автомобилей
Диагностика электрооборудования автомобилей
Общие сведения о диагностировании электрооборудования
Электрооборудование и электронные системы автоматического управления являются наиболее важным элементом обеспечения безопасности движения автотранспортных средств, экологической безопасности и повышения производительности труда водителей.
Надежность работы изделий электрооборудования во многом определяют аварийность в процессе дорожного движения автомобиля, его экономичность и динамику, а также экологическую безопасность для окружающей среды.
Требования к техническому состоянию транспортных средств регламентируются в нашей стране стандартами ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения», ГОСТ Р41.13-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении тормозов», а также ОСТ 37.001.054-86, ГОСТ 17.2.2.03-87 и ГОСТ 21393-75, регламентирующие экологические требования на основе и в соответствии с международными стандартами по этому вопросу. С 2012 года Европейский Союз ввел ужесточенные требования по экологии в виде норматива «Евро-5».
Без применения электронных систем управления бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями, систем зажигания высокой энергии искрового разряда, комплексных микропроцессорных систем управления двигателями внутреннего сгорания и др. обеспечить эти требования практически невозможно.
Для обеспечения технической эксплуатации таких сложных электронных систем они должны иметь встроенные диагностические разъемы и диагностические интерфейсы, соответствующие международным стандартам ISO 9141, OBD-II и EOBD.
В процессе эксплуатации автотранспорта в экстремальных природно-климатических условиях изделия и системы электрооборудования, особенно при низких температурах, увеличивается количество отказов, возрастает трудоемкость их устранения.
Это связано со следующими факторами и явлениями:
- возрастание момента сопротивления прокручиванию вала двигателя внутреннего сгорания в период его запуска и увеличение времени прогрева в режиме холостого хода;
- ухудшение энергетических возможностей аккумуляторной батареи, поскольку уменьшается ее емкость и снижается эффективность процесса заряда от генераторной установки, происходит более глубокий разряд, увеличивается число включенных потребителей электроэнергии, сокращается время подзарядки от генераторной установки из-за короткой продолжительности светового дня, снижаются скорости движения, уменьшается зарядный ток генератора;
- увеличивается пробивное напряжение на свечах зажигания и возрастает электрическая нагрузка на высоковольтные детали системы зажигания, что негативно сказывается на безотказности их работы и т. д.
Использование внешних источников электроэнергии для облегчения пуска холодного двигателя может привести к пробоям электронных изделий и их комплектующих.
Эксплуатация автомобилей в горных условиях и при высоких температурах окружающей среды может приводить к увеличению отказов изделий и систем электрооборудовании, особенно при нарушениях инструкций по эксплуатации и при неквалифицированном техническом обслуживании. Повышенная влажность воздуха в горных условиях (в субтропиках) вызывает ускоренную коррозию клемм и соединений электропроводки, а в пустынных зонах из-за нехватки влаги резко увеличивается температура и ухудшаются условия охлаждения.
Можно сделать вывод, что в различных условиях эксплуатации показатели надежности изделий или систем электрооборудования будут отличаться при одинаковом пробеге автомобиля или времени его работы. Это определило не только применяемые в изделиях комплектующие и материалы, но и конструктивное, климатическое исполнение. Например, изготовленные для умеренного климата изделия обозначают «У», для холодного климата – «ХЛ», для тропиков – «Т» и для всех климатических зон – «О». При этом для каждого климатического исполнения применяют разные материалы, покрытия и методы технического обслуживания в процессе эксплуатации.
К причинам и последствиям изменения технического состояния в процессе эксплуатации можно отнести: нагрузку элементов изделия, взаимное перемещение элементов, воздействие тепловой и электрической энергии, воздействие химически активных компонентов, воздействие внешней среды, а также воздействия со стороны работников технической службы и водителя и т. д.
Для определения технического состояния изделий и систем электрооборудования применяют прямой и косвенный методы измерения текущих значений конструктивных параметров (размеры, зазоры, электрические характеристики, угловые и линейные перемещения и т. п.).
Прямой метод обладает преимуществами в точности, наглядности, достоверности, применении достаточно простого инструмента и простой технологии измерений. К недостаткам этого метода следует отнести необходимость частичной или полной разборки изделия, нарушение приработки деталей, невозможность комплексного контроля работы сложных систем.
Диагностический метод позволяет: не разбирать изделия или системы, производить контроль с меньшими трудозатратами, оперативно получать результат контроля и контролировать сложнейшие электронные системы управления агрегатами транспортного средства.
К недостаткам диагностического метода относятся: сложность и высокая стоимость диагностического оборудования, высокие квалификационные требования к персоналу (операторам), занятым диагностикой элементов конструкции транспортных средств и метрологическим контролем самого оборудования.
Изменение технического состояния и параметров изделий и систем электрооборудования можно зафиксировать несколькими диагностическими параметрами, из которых необходимо выбрать наиболее эффективный параметр. Эффективность параметра зависит от его однозначности (монотонности кривой изменения), стабильности, чувствительности и информативности.
Под информативностью подразумевается свойство параметра однозначно определять исправность или отказ изделия.
Различают два способа диагностирования.
Первый характеризуется тем, что в процессе диагностирования на исследуемый объект производят определенные механические, электрические или другие воздействия, при этом объект может находиться как в исправном, так и в неисправном состоянии. Далее с помощью датчиков фиксируется реакция объекта на воздействие в виде диагностического сигнала и по характеру этого сигнала делают вывод о состоянии объекта.
Второй способ заключается в том, что в процессе диагностирования исследуемый объект выводят на заданный, тестовый режим работы и с помощью датчиков от него анализируют получаемую информацию, сравнивая ее с эталоном или образцом, введенным в память процессора или в таблицу, отображая полученные данные на дисплее и/или в виде распечатки.
На практике прямой и диагностический методы взаимодействуют и дополняют друг друга. Предпочтение отдается методу, имеющему наименьшую продолжительность процедуры и оперативно позволяющему выявить и устранить отказ изделия, системы или их элемента.
Для обеспечения выполнения международных Правил и отечественных стандартов на борту автомобилей появились системы встроенной бортовой диагностики первого и второго поколения.
К особенностям встроенных систем бортовой диагностики относят: выполнение их в виде сигнальной аппаратуры – световых индикаторов на электролампах или светодиодах. Микропроцессорная техника и мультиплексирование информации в бортовых сетях автомобилей позволили существенно облегчить выполнение законодательных норм по токсичности отработавших газов тепловых двигателей внутреннего сгорания и обеспечить контроль гибридных силовых приводов автомобилей.
Лекция №1
Основные термины и определения диагностики
Стремление подвергнуть двигатель ремонту раньше потребности отчасти объясняется силой традиции, устаревших представлений о долговечности механизмов. При этом упускается из виду, что конструкции и технология изготовления двигателей непрерывно совершенствуются. За последние 10 лет долговечность отечественных автомобильных двигателей возросла более, чем в 2 раза. Если поршневые кольца первых двигателей ЗИЛ-130 нужно было заменять через 80—100 тыс. км пробега, то ресурс этих колец в настоящее время превышает 200 тыс. км. Подобные примеры можно было бы привести для многих других деталей.
Кроме того, незнание методов диагностики двигателей, а порою и несовершенство их, является причиной того, что автомобили и их агрегаты подвергаются ремонту на основании субъективных заключений обслуживающего персонала, а не по фактической потребности. В то же время известно, что любая разборка механизма отрицательно влияет на его дальнейшую работоспособность. С какой бы тщательностью ни была произведена разборка и сборка, режим затяжки крепежных соединений всегда отличается от первоначального. Вследствие деформации материала деталей изменяется их геометрическая форма, нарушается соосность и т. д. Это приводит к тому, что при дальнейшей работе механизма вновь происходит приработка деталей, так называемая вторичная приработка, которая, как известно, сопровождается повышенной скоростью износа деталей. По некоторым данным, на вторичную приработку затрачивается до 30% ресурса безотказной работы механизмов, что резко снижает срок их службы.
Нередко встречается: и другая крайность: автомобиль или его агрегат подвергаются ремонту после аварийной поломки, когда отдельные детали не подлежат восстановлению и их приходится заменять новыми, Восстановление других деталей связано с более сложными и дорогими технологическими процессами. Например, в обычном случае коленчатый вал двигателя подвергается при ремонте проточке и шлифовке. Этот способ — способ ремонтных размеров — один из самых дешевых и обеспечивает высокую долговечность коленчатых валов. Но если шейки вала вследствие аварийной поломки имеют глубокие задиры, оплавления, их приходится протачивать, наплавлять, вновь протачивать, шлифовать и подвергать термообработке. Ремонт, таким образом, значительно усложняется. Кроме того, общий срок службы деталей до полной выбраковки в этих случаях обычно резко сокращается. Следовательно, как чрезмерно ранний, так и поздний ремонт автомобиля или его агрегата весьма нежелательны.
Своевременно прекратить эксплуатацию автомобиля и подвергнуть его ремонту можно только в случае применения объективного инструментального диагностирования технического состояния.
Диагностика в технике не случайно претерпела наиболее бурное развитие именно на автомобильном транспорте. Автомобиль — достаточно сложная система, в которой для хорошей работы всей машины в целом нужна надежная и согласованная работа ее отдельных агрегатов и механизмов. Кроме того, автомобили в масштабе страны исчисляются десятками миллионов, и их эксплуатацией занимается огромное количество людей. Отсюда понятно, что обеспечение надежной, безотказной работы автомобилей — важная народнохозяйственная задача.
Двигатель принято называть сердцем автомобиля. Он является наиболее сложным и дорогостоящим агрегатом. Техническое состояние его во многом зависит от исправности всего автомобиля. Поэтому развитию методов и средств диагностики уделяется огромное внимание.
Диагностирование, в отличие от обычного контроля, ставит перед собой задачу определения технического состояния автомобиля или его агрегата для прогнозирования ресурса дальнейшей безотказной работы. При этом диагностирование должно производиться на основании наследования, преимущественно без разборки механизмов, с помощью новейших достижений науки и техники.
Диагностика технического состояния системы— отрасль науки, изучающая и устанавливающая признаки неисправного состояния, методы, принципы и оборудование, при помощи которых дается заключение о техническом состоянии системы без разборки и прогнозирование ресурса ее безотказной работы.
Диагностирование— это один из видов технических воздействий, направленных на поддержание автомобиля в исправном состоянии. Диагностирование — часть контроля технического состояния системы по диагностическим параметрам. Снятие отдельных деталей для присоединения измерительных приборов не является разборкой.
Система— упорядоченная совокупность совместно действующих объектов, предназначенная для выполнения заданных функций. В качестве системы можно рассматривать двигатель или его механизмы, например, кривошипно-шатунный механизм.
Элемент— объект (часть системы), входящий в систему и выполняющий в ней заданные функции. Элементами двигателя являются отдельные его узлы и детали.
Структура системы— определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей (элементов), характеризующая устройство и конструкцию системы.
Параметр— качественная мера, объясняющая свойство системы, элемента или явления, в частности, процесса.
Параметр, используемый при диагностировании, называется диагностическим параметром.
Значение параметра— количественная мера параметра.
Структурный параметр — качественная мера, характеризующая свойство структуры системы или ее элемента.
Основной структурный параметр — качественная мера возможности выполнения системой заданных функций.
Второстепенный структурный параметр — качественная мера, характеризующая удобство эксплуатации, внешний вид, техническую эстетику и другое.
Под структурным параметром подразумевается геометрическая форма, размеры, взаимное расположение и сопряжение элементов, чистота их поверхности, микроструктура материала и т. д.
Входной параметр— качественная мера воздействия на систему извне. В качестве входных параметров можно рассматривать нагрузку, климатические, атмосферные и другие условия.
Выходной параметр— качественная мера внешнего проявления свойств системы. Выходными параметрами двигателя являются мощность и крутящий момент, газовыделение, шумообразование и т. д.
Предельное значение параметра— показатель, при котором дальнейшая эксплуатация агрегата или узла недоступна или нецелесообразна по технико-экономическим соображениям.
Диагностический параметр (симптом)— косвенное проявление технического состояния системы, элемента,
Исправное техническое состояние— состояние системы, при котором все бесструктурные и выходные параметры находятся в допустимых пределах изменения.
Неисправное техническое состояние— состояние системы, при котором хотя бы один из основных структурных и выходных параметров вышел за допустимые пределы изменения.
Работоспособное состояние— состояние системы, при котором ее основные структурные и выходные параметры находятся в допустимых пределах изменения.
Отказ автомобиля, агрегата, узла, детали — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния в течение определенного времени, запланированного для выполнения транспортной или специальной работы, а также выявленное при диагностировании, техническом обслуживании и ремонте.
Прогнозирование — определение срока службы автомобиля, агрегата или узла до момента возникновения предельного состояния, оговоренного в технической документации.
Диагноз — заключение о техническом состоянии системы.
Диагноз, формируемый по минимальному числу общих диагностических параметров, называется экспресс-диагнозом.
Объективное диагностирование — процесс, осуществляемый при помощи контрольно-измерительного оборудования, приборов и инструментов.
Субъективное диагностирование — определение без контрольно-измерительных приборов и инструментов диагностических параметров, поддающихся оценке с помощью органов чувств или с применением отдельных средств для усиления сигнала.
Общее диагностирование — диагностирование автомобиля, агрегата, узла по диагностическим параметрам, характеризующим их общее техническое состояние без выявления конкретной неисправности («исправен» — «неисправен»).
Диагностирование поэлементное (углубленное) — диагностирование автомобиля, агрегата, узла по параметрам, характеризующим их техническое состояние с выявлением места, причины и характера неисправностей и отказов.
Контрольно-диагностические средства — оборудование, приборы и инструменты для оценки технического состояния автомобилей. Контрольно-диагностические средства могут быть стационарными, передвижными, переносными.
Вполне очевидно, что с изменением структурных параметров, например, зазоров, размеров, изменяются и параметры выходных процессов (мощность, расход топлива, давление в конце такта сжатия и др.). Поэтому параметры выходных процессов при определенных условиях могут служить косвенными признаками исправного или неисправного технического состояния двигателя. При этом диагностирование механизма может производиться без его разборки.
Неисправное состояние наступает тогда, когда значения структурных параметров агрегата и соответствующие им параметры выходных процессов выходят за пределы допустимых, заранее установленных.
Автомобиль является восстанавливаемой системой, может многократно подвергаться различным видам технического обслуживания и ремонтам, т. е. он ремонтопригодный.
Ремонтопригодность— свойство, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технических обслуживании и ремонтов. В зависимости от уровня ремонтопригодности автомобиля изменяется продолжительность простоя при техническом обслуживании и ремонте, а также трудоемкость этих работ. Показателями ремонтопригодности автомобиля могут служить, например, вероятность выполнения ремонта в заданное время, удельная трудоемкость и средняя стоимость технического обслуживания.
Сохраняемость—свойство автомобиля сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования, установленного в технической документации. Сохраняемостью определяются целесообразные сроки хранения и консервации автомобилей, а также допустимые расстояния (время) транспортирования, после которых автомобиль остается пригодным к дальнейшей эксплуатации без ремонта. Показателем сохраняемости может служить, например, средний срок сохранности.
Сохраняемость автомобиля зависит от качества его изготовления, интенсивности протекания в его элементах необратимых процессов (старения, коррозии), внешних факторов (температуры и влажности воздуха, агрессивности среды, солнечной радиа-ции), На срок сохраняемости большое влияние оказывает качество консервации и обслуживания автомобиля в процессе хранения, а также свойство применяемых эксплуатационных материалов.
Долговечность автомобиля — свойство сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технических обслуживании и ремонтов. Предельное состояние автомобиля может определяться по износу его базовых и основных деталей, по условиям безопасности движения, по изменению эксплуатационных свойств и оговаривается в технической документации. Наиболее часто предельное состояние автомобиля определяют по экономическим показателям.
Показателями долговечности автомобиля могут служить, например, ресурс (пробег автомобиля или его агрегата до предельного состояния, оговоренного в технической документации) или срок службы (календарная продолжительность эксплуатации автомобиля до предельного состояния, оговоренного в технической документации). В практике эксплуатации автомобилей основным показателем долговечности автомобиля (агрегата) принимают средний пробег до первого капитального ремонта. В этом случае очень важно точно оговорить понятие «капитальный ремонт» применительно к автомобилю или агрегату (узлу).
Работоспособность автомобиля — состояние, при котором он может выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации.
Надежность автомобиля закладывается при его проектировании и доводке опытного образца, обеспечивается в процессе производства и как одно из важнейших эксплуатационных свойств проявляется и поддерживается в процессе эксплуатации. Исходя из этого, следует рассматривать конструктивную, производственную и эксплуатационную надежность автомобиля. По мере развития ,и совершенствования методов расчетов, конструирований и технологии производства автомобилей, внедрения научно обоснованных методов технической эксплуатации, эксплуатационная надежность автомобиля по своему уровню будет приближаться к конструктивной надежности.
Надежность автомобиля не остается постоянной в течение всего срока службы. По мере изнашивания деталей, накопления в них необратимых процессов (усталостных явлений, износа, коррозии) увеличивается вероятность появления неисправностей и отказов. Новые автомобили всегда имеют более высокую надежность по сравнению с автомобилями, имеющими большой пробег или прошедшими капитальный ремонт.
Основная задача рациональной технической эксплуатации автомобиля заключается прежде всего в том, чтобы как можно дольше сохранить заложенную в нем надежность.
Фундаментальным понятием в теории надежности является понятие отказа.
Отказ автомобиля —это событие, заключающееся в нарушении работоспособности. Отказ может произойти вследствие разрушения, деформации или износа деталей, нарушения регулировок механизмов или систем, прекращения подачи топлива, смазки или такого изменения рабочих характеристик автомобиля (потеря мощности, перерасход смазки, большой тормозной путь и др.) или его элементов, когда они выходят за пределы допустимых норм, оговоренных техническими условиями.
Необходимо различать также понятие неисправность автомобиля (или его элемента) — состояние, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований технической документации. Различают неисправности, не приводящие к отказам (разрушение окраски кузова автомобиля, вмятины в кабине и другие), и неисправности (и их сочетания), вызывающие отказы.
Для того чтобы точно определить понятие отказ и зафиксировать все случаи отказов, необходимо точно сформулировать понятие нормального функционирования автомобиля (обусловить пределы допустимого изменения рабочих характеристик автомобиля в целом и его отдельных элементов с учетом требований эксплуатации).
В зависимости от поставленной исследователем задачи отказы автомобиля можно классифицировать по различным признакам.
Для анализа физической природы отказов, их взаимосвязи для разработки мер по их прогнозированию отказы целесообразно классифицировать по следующим признакам:
по их взаимосвязи —
- на зависимые, т. е. возникшие в результате отказа других элементов, и
- независимые.
При анализе эксплуатационной надежности автомобиля главное внимание следует уделять первопричинам, обусловливающим возникновение зависимых отказов. Поток зависимых отказов в процессе эксплуатации свидетельствует о несовершенстве выбранной структурной схемы сложных элементов автомобиля.
По последствиям отказы делятся на опасныеи безопасные.
Опасные отказы— это такие, возникновение которых представляет опасность для жизни или здоровья людей, обслуживающих или пользующихся автомобилем. Опасные отказы могут возникать в механизмах управления автомобиля (рулевом управлении, тормозах).
По характеру изменения состояния автомобиля (агрегата, механизма) отказы могут быть внезапные или постепенные. Такое деление отказов является условным. Внезапные отказы в большинстве случаев являются следствием постепенного качественного изменения физико-механических свойств материалов, но скрытого от наблюдателя до момента внешнего их проявления.
Для разработки мероприятий по повышению надежности автомобилей важное значение имеет классификация отказов по причинам их возникновения. По этой классификации отказы делятся на
- конструкционные,
- технологические,
- эксплуатационные и
- износные, обусловленные старением элементов.
Конструкционные отказы обусловливаются несовершенными методами конструирования автомобиля или его элементов, ошибками и просчетами, допущенными конструктором. Эти отказы могут появляться, когда не учитываются «пиковые» (случайные) нагрузки, величина которых значительно превышает эксплуатационные нагрузки, на которые рассчитан автомобиль. Проявляются конструкционные отказы преимущественно в первые периоды эксплуатации автомобиля, однако они могут возникнуть и на более поздней стадии эксплуатации. Характерной особенностью этих отказов является то, что они присущи по месту и времени всем экземплярам данной системы (элемента).
Технологические отказы имеют в своей основе неправильно назначенные технологические процессы изготовления деталей или являются следствием нарушения принятой технологии сборки, регулировки, приработки или испытания автомобиля (агрегатов) неправильно выбранные материалы, нестабильность Их свойств. Они проявляются на самой ранней стадии эксплуатации автомобиля.
Эксплуатационные отказы возникают в случае нарушения установленных правил технической эксплуатации автомобиля, а также при несоответствии конструкции автомобиля условиям внешней среды и заданным режимам работы. Износные отказы обусловлены старением системы И возникают в результате постепенного накапливания в элементах необратимых изменений (рекристаллизация металла, коррозия, усталостные явления, изменения формы деталей и т. д.). Износные отказы возникают вследствие совместного действия нескольких причин, поэтому важно установить главную причину возникновения отказа и устранить ее.
Если при испытании новой машины произошел отказ, следовательно, на стадии проектирования уровень прочности не был скоординирован с уровнем нагрузки. Поэтому нужно хорошо знать внешние условия работы машины, нагрузки, воспринимаемые машиной, амплитуды их рассеивания и пр. При таком подходе к пониманию отказов надежность можно определить как свойство машины (элемента) непрерывно сохранять работоспособность в определенных условиях эксплуатации в течение заданного периода времени.
Надежность автомобиля оценивается вероятностными, численными характеристиками, которые могут быть получены на основании математической обработки достаточной статистической информации.
Теория надежности автомобиля является разделом общей теории надежности машин и развивается на базе теории вероятностей и математической статистики. В ряде разделов теории надежности широкое применение получают методы теории информации, теории массового обслуживания, линейного и нелинейного программирования и др.
«При решении задач теория надежности использует результаты исследований физических и химических процессов, лежащих в основе явлений, связанных с потерей качества».
Непрерывное совершенствование техники, усложнение функций, выполняемых машинами и техническими системами, ведет к усложнению и самих машин. Чем сложнее машина, тем, при прочих равных условиях, она менее надежна. Для снятия этого противоречия в теории надежности разрабатываются методы создания надежных машин и систем путем резервирования, выбора оптимальной структурной и функциональной схем, рациональных методов и приемов технической эксплуатации и ремонта.
Применительно к автомобилю задачи теории надежности состоят в том, чтобы устанавливать и изучать количественные характеристики надежности, закономерности возникновения отказов, методы анализа и прогнозирования отказов, методику испытания и математической обработки статистических показателей.
Профессор Я. X. Закин определил три условия, при которых параметры выходных процессов могут служить симптомами технического состояния.
Первое условие (условие однозначности) заключается в том, что каждому значению структурного параметра должно соответствовать одно, вполне определенное значение параметра выходного процесса.
Например, по мере изнашивания двигателя увеличиваются зазоры в его сопряжениях, и в этой связи уменьшается максимальная мощность.
Второе условие (условие широты поля изменения): параметр выходного процесса должен иметь, возможно большее относительное изменение при абсолютном изменении структурного параметра.
Объяснить это условие можно на таком примере. С увеличением износа двигателя максимальная мощность его снижается и при предельном износе мощность меньше первоначальной на 5—7%. В то же время содержание металлических продуктов износа в картерном масле двигателя может возрасти на 800—1000%. Рассматривая содержание продуктов износа в масле, как параметр выходного процесса, можно отметить, что относительное изменение его значительно больше (более, чем в 100 раз), чем изменение максимальной мощности. Поэтому, намного легче, и точнее уловить относительное изменение этого параметра и, таким образом, более достоверно провести диагностирование.
И,наконец, третье условие, при соблюдении которого параметры выходных процессов могут служить симптомами технического состояния: доступность и удобство измерения параметра. Если параметр выходного процесса даже удовлетворяет условиям однозначности и широты поля изменения, но его очень трудно измерить или для этого требуется весьма сложное оборудование, то он практически не может использоваться для диагностики.
Необходимо знать, что методов диагностики технического состояния двигателей много. Далеко не все из них удовлетворяют указанным условиям. Поэтому в большинстве случаев для установления объективного диагноза технического состояния целесообразно применять несколько методов.