Во время эксплуатации автомобилей Toyota в России в сложных климатических условиях нередко возникают различные проблемы с двигателем. Это могут быть как серьезные поломки, которые устранить будет достаточно сложно и проще будет установить контрактный двигатель, так и выход из строя каких-либо датчиков. Если у вас загорелся индикатор «Check Engine» не спешите сразу расстраиваться. Для начала необходимо провести простейшую самодиагностику двигателя Toyota. Данная процедура не займет много времени и поможет вам выявить проблемы в двигателе.
Зачем проводить самодиагностику двигателя
При покупке подержанного автомобиля необходимо быть очень внимательным. Часто недобросовестные продавцы скрывают от вас проблемы в двигателе, которые впоследствии придется устранять, тратя на это порой немалые денежные средства. Отличным решением при осмотре такого авто будет диагностика двигателя своими руками, для того чтобы не купить «кота в мешке».
Самодиагностику необходимо проводить и для профилактики автомобиля. При некоторых ошибках индикатор Check Engine может не загораться, хотя неисправность будет присутствовать. Это может грозить повышенным расходом бензина, либо другими проблемами.
Что необходимо сделать перед диагностикой
Перед самодиагностикой двигателя необходимо убедиться, что все индикаторы на приборной панели работают правильно. Лампочки могут не гореть или же быть запитанными от других, что создает видимость их работы. Чтобы избавить себя от лишних действий и ничего не разбирать, можно произвести визуальный осмотр.
Пристегните ремень безопасности, закройте двери (для того, чтобы лишние лампы не отвлекали), вставьте ключ в замок и включите зажигание (двигатель НЕ заводить). Загорятся индикаторы «Check Engine», «ABS», «AirBag», «заряд аккумулятора», «давление масла», «O/D Off» (Если на селекторе АКПП кнопка отжата).
лампа «ABS» загорается при включении зажигание и должна тухнуть через 3 секунды;
лампа «AirBag» загорается при включении зажигания и тухнет после самодиагностики системы безопасности, примерно через 5 секунд.
Важно: если выключит и включить зажигание, не вынимая ключ из замка, то лампа «AirBag» снова не загорится! Повторная диагностика система произойдет, только если вытащить ключ и вставить снова.
если лампа «O/D Off» не горит, нажмите на кнопку на селекторе АКПП, индикатор должен загореться. И наоборот.
Далее заводите двигатель:
лампа «Check Engine» при включении зажигания должна гореть постоянно и гаснуть сразу после завода двигателя;
аналогично себя ведет и лампа заряда аккумулятора;
лампа давления масла загорается при включении зажигания и тухнет через 1-2 секунд после завода двигателя.
Если все указанные индикаторы ведут себя, как было описано выше, значит, приборная панель в полном порядке и можно проводить самодиагностику двигателя. В противном случае сначала необходимо устранить все неполадки с индикаторами.
Как выполнить самодиагностику
Для проведения простой самостоятельной диагностики двигателя тойота понадобиться всего лишь обычная канцелярская скрепка, для того чтобы перемкнуть необходимые контакты.
Расположение диагностического разъема DLC1 в автомобиле.
Расположение диагностического разъема DLC3 в автомобиле.
Как считать коды ошибок
После замыкания указанных контактов, садимся в автомобиль и включаем зажигание (двигатель заводить НЕ нужно). Коды ошибок можно считать, посчитав количество вспышек индикатора «Check Engine».
При отсутствии ошибок в памяти индикатор будет мигать с периодичностью 0,25 секунд. Если же с двигателем есть какие-либо проблемы лампочка будет мигать по другому.
Через каждые 0,5 секунды индикатор будет выдавать сначала десятки, затем, после паузы 1,5 секунды, единицы через 0,5 секунды.
Если в памяти содержится более одной ошибки, то пауза между ними будет 2,5 секунды.
После того, как система выведет все ошибки, начнется их повтор через 4,5 секунды.
Самодиагностика выдает коды ошибки 24 и ошибки 52.
Что в итоге
Расшифровать полученные коды ошибок можно, использовав таблицу кодов неисправностей двигателей тойота. Узнав какие датчики неисправны, вы сможете принять дальнейшее решение: либо устранить причину поломки самостоятельно, либо обратиться в специализированный автосервис.
Диагностика
Диагностика Toyota Corolla
Неисправность автоматической коробки передач может быть вызвана пятью общими причинами: плохая работа двигателя, неправильная регулировка, неисправность в гидравлической системе, механическая неисправность или неисправность компьютера или его сигнальной системы. Диагностику этих проблем всегда необходимо начинать проверкой следующих моментов, легко поддающихся исправлению: проверьте уровень и качество жидкости автоматической коробки передач (см. подраздел 2.7.5), проверьте регулировку соединительного механизма коробки передач и дроссельной заслонки. Далее, проедьте на автомобиле и проверьте, была ли устранена неисправность или необходимо продолжить диагностику. Если после проведения предварительных проверок и регулировок неисправность не была устранена, дальнейшую диагностику коробки передач необходимо доверить специалистам. Cм. подраздел 1.5.36 для получения информации о причинах неисправностей коробки передач.
Предварительные проверки
Порядок выполнения
1. Проедьте на автомобиле для того, чтобы прогреть коробку передач до нормальной рабочей температуры.
2. Проверьте уровень жидкости автоматической коробки передач.
3. Если уровень жидкости понижен, добавьте жидкости до требуемого уровня, а затем проверьте коробку передач на герметичность (см. ниже).
4. Если уровень жидкости повышен, слейте избыток, а затем проверьте слитую жидкость на наличие в ней охлаждающей жидкости. Наличие охлаждающей жидкости двигателя в жидкости автоматической коробки передач свидетельствует о том, что стенки внутреннего радиатора, разделяющие охлаждающую жидкость и трансмиссионную жидкость, потеряли герметичность (см. подраздел 2.3).
5. Если трансмиссионная жидкость пенится, полностью слейте ее из коробки передач и залейте новую, затем проверьте старую жидкость на присутствие в ней охлаждающей жидкости двигателя, а также проверьте, не повышается ли уровень трансмиссионной жидкости в коробке передач.
6. Проверьте скорость работы двигателя в режиме холостого хода.
Предупреждение
Если двигатель неисправен, не проводите предварительные проверки, пока он не будет отремонтирован и станет работать нормально.
7. Проверьте регулировку тросика дроссельной заслонки. Отрегулируйте его, если необходимо (см. подраздел 7.2.4).
Предупреждение
Регулировка тросика дроссельной заслонки может быть правильной, когда двигатель выключен и холодный, но может не соответствовать требуемой при работе горячего двигателя. Проверьте регулировку тросика в обоих случаях, когда двигатель холодный и когда он прогрет до нормальной рабочей температуры.
8. Осмотрите переключающие тросики коробки передач. Проверьте, чтобы они были правильно отрегулированы и ходили свободно (см. подраздел 7.2.5).
Проверка герметичности
Большинство утечек трансмиссионной жидкости легко обнаружить визуально. Ремонт обычно заключается в замене сальника или прокладки. Если утечку тяжело обнаружить, поступайте следующим образом.
Порядок выполнения
1. Определите, какая жидкость протекает. Убедитесь, что это трансмиссионная жидкость, а не масло двигателя или тормозная жидкость (жидкость автоматической коробки передач имеет красный цвет).
2. Постарайтесь установить место утечки. Проедьте на автомобиле несколько километров, затем установите его над большим листом бумаги или картона. Через одну-две минуты вы сможете обнаружить место утечки жидкости, капающей на картон.
3. Тщательно осмотрите места, откуда может происходить утечка, и область вокруг них. Обратите особое внимание на соединения, в которых используются прокладки. Для осмотра труднодостижимых мест, воспользуйтесь зеркалом.
4. Если вам все же не удается отыскать место утечки, тщательно очистите область, где возможно происходит утечка, при помощи обезжиривателя или растворителя, а затем вытрите ее насухо.
5. Проедьте на автомобиле несколько километров на различных скоростях при нормальной рабочей температуре коробки передач. Затем, снова осмотрите область, где, возможно, происходит утечка.
6. После обнаружения утечки, необходимо определить ее причину. Если вы замените прокладку, но края соединения будут погнуты, новая прокладка не устранит утечку. Погнутый край необходимо выровнять.
7. Перед устранением утечки, проверьте, чтобы следующие возможные причины появления утечки были устранены, так как они могут снова привести к образованию утечки.
Предупреждение
Некоторые из таких причин можно устранить только при помощи специального оборудования и наличия соответствующего опыта. При обнаружении таких неисправностей, обратитесь к специалистам.
Утечки через прокладку
Периодически проверяйте масляный поддон. Проверяйте, чтобы болты были надежно затянуты, не было отсутствующих болтов, прокладка была в хорошем состоянии, и поддон не был погнут (вмятины на поддоне могут свидетельствовать о наличии повреждений в блоке клапанов внутри).
Если прокладка поддона протекает, значит, уровень жидкости или ее давление могут быть слишком высокими, выпускное отверстие может быть закрыто, болты крепления поддона затянуты слишком туго, края поддона погнуты, повреждены края картера коробки передач, повреждена прокладка или же картер коробки передач может быть треснут или иметь пористую стенку. Если вместо прокладки между картером коробки передач и поддоном использовался герметик, возможно, что применялся неверный герметик. Утечка через сальники
Если какой-либо из сальников коробки передач протекает, значит, уровень жидкости или ее давление могут быть слишком высокими, выпускное отверстие может быть закрыто, гнездо установки сальника может быть повреждено, сам сальник может быть поврежден или неправильно установлен, поверхность вала, проходящего через сальник, может быть повреждена или износившийся и расшатавшийся подшипник может вызывать чрезмерное, свободное движение вала.
Проверьте, чтобы сальник трубки щупа для измерения уровня трансмиссионной жидкости был правильно установлен. Периодически проверяйте область вокруг привода спидометра или датчика скорости на наличие следов утечки. Если они присутствуют, проверьте уплотнительное кольцо на наличие повреждений.
Утечки через картер
Если сам картер протекает, значит, стенки картера пористы, и его необходимо починить или заменить.
Проверьте, чтобы соединения шлангов охлаждающей жидкости были надежно затянуты и в хорошем состоянии.
Жидкость вытекает через трубку выпускного отверстия или трубку заливки жидкости
Это означает, что уровень жидкости в коробке передач слишком высок, охлаждающая жидкость смешивается с трансмиссионной жидкостью, стенки картера пористы, неправильно вставлен щуп, закрыто выпускное отверстие или сливные каналы.
Видео про «Диагностика» для Toyota Corolla
Toyota Corolla. Авто сканер OBD2. ELM 327.
Диагностика Toyota Corolla автосканером Multidiag PRO
Toyota TechStream — Программа диагностики автомобилей Toyota
Как запускается самодиагностика «Тойоты»: пошаговая инструкция. Самодиагностика АКПП «Тойоты»
Автомобиль, как известно, относится к средствам передвижения, но никак не к предметам роскоши. Вот только стоимость некоторых диагностических и ремонтных операций заставляет в этом усомниться. Во многом это касается и популярных у нас японских машин.
Основные сведения
В принципе, любой более-менее современный автомобиль имеет специальный блок самодиагностики двигателя. Как работает этот механизм? Довольно просто: электроника постоянно контролирует показатели приборов, сравнивая их с теми эталонными значениями, которые были заложены производителем. Если что-то не так, включается диагностическая программа, которая конкретно определяет, что именно вышло из строя. Грубо говоря, так и работает самодиагностика «Тойоты».
Только когда все элементы будут в порядке, обходная программа снимется, и движок начнет работать в штатном режиме. Заметим, что многим знакома светящаяся надпись «CHECK» или отдельная пиктограмма с изображением двигателя, которые сигнализируют о неисправности. Если поломка была устранена, изображение или пиктограмма гаснут.
В общем, это и есть самодиагностика. «Тойота» в этом плане является очень «дружелюбным» автомобилем, так как все сразу видно на приборной панели (в большинстве случаев), да и сами японцы позаботились о наличии нормальных, подробных руководств и рекомендаций, в которых описываются все возможные коды ошибок, что сильно облегчает жизнь работникам сервисов и рядовым автомобилистам.
Чем полезна эта операция?
Важно помнить, что данные о случившейся ошибке в обязательном порядке заносятся в память бортового компьютера. Если его питание не прерывалось (не снимался аккумулятор, к примеру), эти данные можно считать с панели приборов (Toyota) или вытащить из самого компьютера (Nissan). При некоторых неисправностях двигатель сразу заглохнет, но в некоторых случаях, когда неполадка позволяет эксплуатацию машины, код ошибки просто записывается во внутреннюю память компьютера.
Это очень удобно, так как впоследствии можно будет узнать всю подноготную о состоянии своего автомобиля. Собственно, этим и хороша самодиагностика. «Тойота», таким образом, выгодно отличается от прочих иномарок тем, что можно сильно сэкономить на выяснении причин, по которым проявляются различные неполадки.
Начало диагностики
Под капотом «Тойоты» есть специальный разъем для диагностики. С виду это такая пластиковая коробка, на которой написано DIAGNOSTIC. Нужно открыть ее крышку, чтобы увидеть на ее обратной стороне подробную маркировку всех выводов. После этого берется любой подходящий кусок провода, которым замыкаются разъемы «ТЕ1» и «Е1». Садитесь за руль машины, включаете зажигание (обязательно нужно выключить кондиционер и печку), после чего внимательно следите за лампой «CHECK».
Так вот, сразу после включения зажигания она должна начать моргать. Если лампа непрерывно моргнула два и более раз, то память компьютера пуста. Вынимаете перемычку, закрываете диагностический блок и едете по своим делам дальше.
Стоит знать
Современные диагностические блоки делят неисправности на два типа: легкие и тяжелые, причем в первом случае они не забивают память бортового компьютера кодами ошибок. Так, если простая неисправность по какой-то причине исчезла, то никаких записей об этом не останется. Нередко бывает, что после езды по плохой, грязной дороге «Джеки Чан» начинает сигнализировать о неисправности системы ABS. Бортовой компьютер сразу же отключит ее. Но стоит только нормально помыть машину после такой поездки, как контакты очистятся, и все придет в норму без какого-либо ремонта.
На какой модели чаще всего таким образом заканчивается самодиагностика? «Тойота Королла» некоторых серий – наиболее яркий пример, такие машины совершенно неприспособленны к движению по отечественным дорогам.
Некоторые коды ошибок
Приведем пример: вспышка/пауза, затем снова вспышка, за которой следует длинная пауза и обычная вспышка, указывает на ошибку №21. Другой пример: если после мигания идет длинная пауза, затем снова моргание и пауза, за которой опять идет вспышка, то это – ошибка №12. Заметим, что каждый мотор компании Toyota имеет свою таблицу кодов ошибок. Но тут следует помнить, что большинство моторов в этом отношении практически не отличаются друг от друга, так как во многих моделях просто не предусмотрено некоторых сигналов.
Наиболее простая таблица кодов неисправностей наблюдается на старых авто японской компании. Если автомобиль исправен, то он просто моргает лампочкой, причем промежуток между вспышками составляет три секунды. Все неисправности определены всего десятью кодами, так что в этом случае происходит предельно легкая самодиагностика. «Тойота Королла» первых семейств обладает именно такой упрощенной системой.
Важное замечание
Важно запомнить одно простое правило: все двигатели японского концерна изначально комплектуются практически одинаковыми программами диагностики. Однако из-за конструкционных различий, которые могут проявляться даже в пределах одного семейства той же «Короллы», сигналы будут совершенно разными.
Приводить их на страницах этой статьи совершенно бессмысленно, так как эти данные должны иметься в руководстве по эксплуатации непосредственно вашей машины. Настоятельно не рекомендуем пользоваться данными от других моделей, так как при таком подходе вы вполне можете совершенно неправильно диагностировать возникшую именно в вашем автомобиле неполадку.
Различия диагностических блоков
На старых автомобилях «Тойота» блока диагностики нет, зато имеется свободно болтающаяся «фишка» с двумя контактами, защищенная пластиковым колпачком. Собственно, ее выходы аналогичны разъемам «Е1» и «ТЕ1» новых машин. Если вообще ничего нет, то можно взять лампу на 12В и два проводка: один из них заземляется об корпус, а вторым вы должны касаться всех «подозрительных» разъемов. Не беспокойтесь: при этом вы ничего не сожжете.
Когда вы все же отыщете «ТЕ1», то лампа на приборной панели сразу потухнет, а бортовой компьютер начнет выдавать код неисправности. Учтите, что при соединении выводов «Е1» и «ТЕ1» будет запущена не только диагностика EFI, но и проверка некоторых сторонних блоков.
Очистка памяти от предыдущих показаний
Как правило, для этого нужно вытащить предохранитель HAZ-HORN, а в других моделях – STOP (смотрите руководство по эксплуатации своего автомобиля). Иногда встречается вариант EFI. Впрочем, все можно сделать проще: на полминуты скинуть минусовую клемму аккумуляторной батареи, после чего память с гарантией обнулится. Вот только при этом сотрется и память в климатической установке и часах. И еще, если у вас авто 1998 года или новее, такая жесткая очистка способна вызвать проблемы с работой многих систем, причем продлиться все это может до нескольких дней.
Объясняется это просто: современные машины могут подстраиваться под конкретную манеру вождения, причем данные также сохраняются в памяти бортового компьютера. Впрочем, есть у этого явления и сугубо положительная сторона. Многие из нас покупают автомобиль после одного-двух хозяев, причем техника их вождения далеко не всегда была удовлетворительной. Такая машина может поедать прорву бензина, неадекватно реагировать на педаль газа. Словом, ведет она себя плохо и явно «напрашивается» на поездку в сервис.
Общий порядок диагностики ABS и TRC
Делается это в следующем порядке:
Включите зажигание, не запуская при этом мотор автомобиля. Если есть блокировки дифференциалов, их нужно отключить, иначе самодиагностика двигателя «Тойота» попросту не запустится из-за программных ограничений.
Найдите блок диагностики DLC 1 (как мы и говорили, он расположен под капотом), после чего по приведенному выше «рецепту» вставьте туда перемычку из провода или проволоки. Заметим, что модель MR-2 не имеет требуемых нам разъемов в DLC 1. Ищите в этом случае болтающийся «медальон» с разъемами, который будет висеть возле двигателя. На корпусе должно быть написано ABS.
Начнет моргать лампа ABS, по сигналам которой нужно определить конкретную неисправность.
После этого можно очистить память компьютера. Нужно включить зажигание, выключить блокировки дифференциалов (если есть), а затем быстро нажать на педаль тормоза, причем интервал между нажатиями не должен превышать трех секунд. Когда память будет полностью очищена, диагностическая лампа начнет мигать с промежутками между морганиями в 0,5 секунд.
В общем-то, так и производится самодиагностика АБС «Тойота». Перемычка с DLC 1 убирается, после чего на место устанавливается штатная деталь. А в случае с ABS, блок приводится в исходное состояние.
Диагностика коробки
Все вышесказанное относилось в основном к снятию показаний с двигателя. А как же самодиагностика АКПП «Тойота»? В общем-то, особых отличий (кроме кодов ошибки, конечно же) нет:
Включите зажигание, но не заводите сам автомобиль. При этом сразу же должна загореться лампа АКПП и погаснуть через три секунды. Если этого не наблюдается, то придется с пристрастием проверить все предохранители, а также физическую целостность самой лампы и проводов.
Выключите зажигание. На всем том же разъеме DLC 1 нужно соединить не раз упомянутые выводы «Е1» и «ТС». Включите ручной тормоз, а сразу после этого заведите мотор. Теперь индикатор АКПП должен моргать с частотой четыре раза в секунду.
Начинайте движение по прямой: вам предстоит разогнаться не менее чем до 80 км/час. Если индикатор продолжает мерцать с той же частотой, значит с датчиками скорости все в порядке. В противном случае проверку предстоит продолжить.
Остановите автомобиль. После этого необходимо убрать перемычку между «TS» и «Е1» и установить ее между «Е1» и «ТС». Читаем коды. Если кодов больше двух, то между ними будет интервал в 2,5 секунды.
Снова очистите память способом, который указан выше.
Вот так выполняется самодиагностика АКПП «Тойота». В некоторых моделях автомобилей бывает непросто отыскать блок EFI. Как правило, он находится под передним пассажирским сиденьем или на левой стойке кузова. В его металлическом корпусе есть хорошо заметное отверстие, через которое можно легко увидеть два светодиода: красный и зеленый, при помощи которых выдаются коды ошибок. Красный светодиод в этом случае выдает десятки единиц, а зеленый – единицы.
Кроме того, там же есть разъем под отвертку, при помощи которого можно выбирать режим проверки. Перед началом проверки нужно убедиться, что эта ручка до упора провернута по часовой стрелке.
Прочие диагностические схемы
Есть еще две схемы, используемые на некоторых моделях автомобилей этой фирмы (в частности, этим характеризуется самодиагностика «Тойота Марк 2»). Как правило, используются они на машинах раннего выпуска. Проводить эту операцию следует в таком порядке:
Включите зажигание. После этого убедитесь, что загорелись оба диода: если этого не произошло, придется искать обрывы проводов или иные неисправности.
Воспользовавшись отверткой, передвиньте ручку вправо до упора.
В порядке очереди должны высветиться следующие коды: 23, 24 и 31. Впрочем, могут появиться и другие ошибки. Если это произошло, советуем их записать.
Если все в порядке, нажмите и отпустите педаль акселератора. Должны остаться сигналы 24 и 31. В случае если появятся какие-то ошибки самодиагностики «Тойота», нужно их записать. После этого заводите машину. Может остаться только сигнал 31, но чаще мигает 24 и 31 (в частности, так проходит самодиагностика «Тойота Камри»). Как и в предыдущем случае, запишите (в случае их появления) дополнительные коды.
Включите и снова выключите систему кондиционирования. После этого должны появиться сигналы 44 и 24 (или один 44). Запишите иные команды (если есть) и заглушите мотор. После этого сотрите память. Для этого нужно выключить зажигание и повернуть ручку отверткой поочередно в каждое крайнее положение (начиная с левого, конечно же), выдержав ее в каждом случае не менее двух секунд. Запомните, что снятие аккумуляторной батареи помогает далеко не всегда, так как некоторые старые блоки могут «держать» показатели на протяжении суток.
Вторая диагностическая схема
Во втором случае используется схема в пять режимов, которую иногда можно встретить в некоторых новых автомобилях. Там все те же самые светодиоды и ручка, но работать с ними следует несколько иначе. Таким подходом отличается «Тойота Авенсис». Самодиагностика этого автомобиля выполняется в следующем порядке:
Как и в прошлом случае, убедитесь, что ручка повернута вправо до упора.
Затем включите зажигание, не заводя при этом двигатель.
Селектор выбора режима также нужно повернуть до упора по часовой стрелке.
После этого в нормальном состоянии кратковременно загораются оба диода, а затем следует длинная пауза. Затем селектор поворачивается влево, после чего можно включить первый режим. Если вы этого не сделаете, снова последует кратковременная вспышка и пауза, после которой может быть активирован второй режим. Таким образом можно добраться до пятого варианта диагностики.
Расшифровка режимов
Вне зависимости от выставленного режима, бортовой компьютер может выдавать все коды ошибок, которые есть в его памяти. Если вы его не остановите, то после длительной паузы выдача начнется с начала (в частности, так проводится самодиагностика «Тойота Корона»). Итак, вот описание всех пяти возможных вариантов:
проверка исправности всей выхлопной системы;
анализ состояния топливной смеси;
самодиагностика с длинным перечнем возможных ошибок;