8.12.1. Датчики системы управления двигателя ЗМЗ-40522, проверка и замена (автомобили с 2003г)
Реле и предохранители системы управления
Реле системы управления двигателем: 1 – главное реле; 2 – реле электромагнитной муфты включения вентилятора системы охлаждения; 3 – реле топливного насоса; 4 – реле стартера.
Отсоединяем колодку проводов от главного реле системы управления двигателем.
Головкой «на 10» отворачиваем гайку…
…и снимаем реле.
Устанавливаем главное реле системы управления двигателем в обратной последовательности.
Реле топливного насоса и электромагнитной муфты включения вентилятора системы охлаждения снимаем аналогично.
К системе управления двигателем относятся три плавких предохранителя, расположенных в салоне в верхнем блоке. Порядок замены всех предохранителей одинаков.
Нажав на фиксатор…
…снимаем крышку блоков предохранителей.
1. Перед заменой предохранителя отключите аккумуляторную батарею.
2. Прежде чем установить новый предохранитель взамен перегоревшего, выясните и устраните причину перегорания.
3. Не используйте предохранители увеличенного номинала или самодельные — это может привести к выходу из строя системы управления двигателем.
Для замены неисправного предохранителя…
…вынимаем его из блока.
Устанавливаем новый предохранитель и закрываем блоки крышкой.
Плавкие предохранители системы управления двигателем и защищаемые ими цепи: 1 – электронный блок системы управления двигателем; 2 – датчик концентрации кислорода (если установлен); 3 – электронный блок системы управления двигателем, топливный насос.
Замена электронного блока управления двигателем
Отключаем аккумуляторную батарею.
Аккумуляторную батарею отключайте только после того, как будет выключено зажигание.
Опустив рычаг фиксатора…
…отсоединяем колодку жгута проводов от блока управления двигателем.
Блок закреплен на щитке передка двумя болтами со срезными головками.
Сверлом диаметром 6 мм высверливаем головки болтов крепления и снимаем блок управления двигателем с автомобиля.
Устанавливаем блок управления двигателем в обратной последовательности.
Вставляя колодку жгута проводов в блок, не прилагайте больших усилий.
Замена датчика массового расхода воздуха
Отключаем аккумуляторную батарею.
Крестообразной отверткой или ключом «на 8» ослабляем затяжку двух хомутов крепления воздухоподводящих шлангов к патрубкам датчика массового расхода воздуха.
Снимаем шланги с патрубков датчика.
Нажав на фиксатор…
…отсоединяем колодку жгута проводов от датчика.
Устанавливаем новый датчик массового расхода воздуха в обратной последовательности.
Проверка и замена датчика положения дроссельной заслонки
Отключаем аккумуляторную батарею.
Для проверки датчика нажимаем на пружинный фиксатор колодки жгута проводов…
…и отсоединяем колодку от датчика положения дроссельной заслонки.
Выводы датчика обозначены цифрами «1», «2» и «3».
Измеряем сопротивление между выводами «1» и «2».
У исправного датчика сопротивление равно 2,0 кОм.
Измеряем сопротивление между выводами «2» и «3».
При открытой дроссельной заслонке сопротивление должно быть 0,70–1,38 кОм, а при закрытой — 2,60 кОм.
Для замены датчика…
…крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления…
…и снимаем датчик с оси дроссельной заслонки.
Потерявшее упругость или поврежденное резиновое кольцо заменяем.
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.
Ось дроссельной заслонки входит в отверстие датчика только в определенном положении.
Датчик положения распределительного вала
Датчик положения распределительного вала (датчик фазы) установлен в торцевой части головки блока цилиндров у четвертого цилиндра, над выпускным коллектором.
Принцип действия датчика основан на эффекте Холла.
Датчик сообщает электронному блоку управления двигателем информацию о моменте нахождения поршня первого цилиндра в положении ВМТ такта сжатия. Это необходимо для соблюдения последовательности впрыска топлива согласно порядку работы цилиндров.
При выходе из строя датчика или его цепей загорается лампа сигнализатора системы управления двигателем на панели приборов и блок управления двигателем переходит на резервный режим работы с подачей топлива во все цилиндры одновременно.
Для снятия датчика отключаем аккумуляторную батарею. Нажав на фиксатор…
…разъединяем колодки проводов датчика.
Вынимаем колодку проводов датчика из пружинного держателя.
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления датчика…
…и снимаем датчик.
Во избежание короткого замыкания.
. на выводы датчика надеваем короткие обрезки полихлорвиниловой трубки небольшого диаметра.
Вставляем в них оголенные концы проводов и вывод резистора, собирая схему, изображенную ниже.
Электрическая схема проверки датчика положения распределительного вала: 1 – датчик; 2 – штекерная колодка датчика; 3 – резистор 0,5–0,6 кОм; 4 – светодиод АЛ307; 5 – металлическая пластина.
Убедившись, что схема собрана правильно.
. подсоединяем провода к выводам аккумуляторной батареи.
При этом светодиод должен загореться и погаснуть.
При перемещении вблизи торца датчика лезвия отвертки исправный датчик должен реагировать кратковременным включением светодиода.
Неисправный датчик заменяем.
Устанавливаем датчик положения распределительного вала в обратной последовательности.
Датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе
В системе управления двигателем применяются одинаковые датчики для измерения температуры воздуха во впускном тракте и для измерения температуры охлаждающей жидкости.
Датчик температуры воздуха установлен во впускном трубопроводе у четвертого цилиндра.
Отключаем аккумуляторную батарею.
Нажимаем на пружинный фиксатор…
…и отсоединяем колодку проводов от датчика температуры.
Ключом «на 19» отворачиваем датчик и вынимаем его.
Проверяем датчик температуры так же, как датчик температуры охлаждающей жидкости (см.раздел «5.1.4. Термостат и датчики системы охлаждения»). Неисправный датчик заменяем.
Устанавливаем датчик в обратной последовательности, нанеся на его резьбу герметик.
8.12. Система управления двигателя ЗМЗ-40522, электронный блок, неисправности и замена (автомобили с 2003г)
Система управления двигателем: 1 – шкив коленчатого вала (диск синхронизации); 2 – датчик синхронизации (датчик частоты вращения и положения коленчатого вала); 3 – датчик положения дроссельной заслонки; 4 – датчик массового расхода воздуха; 5 – топливный фильтр; 6 – форсунки; 7 – регулятор дополнительного воздуха (регулятор холостого хода); 8 – датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе; 9 – электронный блок управления двигателем; 10 – блок реле системы управления двигателем; 11 – шпилька впускного трубопровода, к которой крепятся наконечники «массовых» проводов; 12 – топливная рампа; 13 – регулятор давления топлива; 14 – датчик детонации; 15 – катушки зажигания; 16 – сигнализатор системы управления двигателем; 17 – топливный модуль; 18 – колодка диагностического разъема; 19 – датчик фазы (датчик положения распределительного вала); 20 – наконечники высоковольтных проводов; 21 – датчик температуры охлаждающей жидкости.
Автомобиль с двигателем ЗМЗ-40522 оснащен электронной системой управления двигателем с распределенным впрыском топлива, которая управляет электропитанием топливного насоса; управляет подачей топлива в каждый цилиндр; обеспечивает искру на свечах и корректирует угол опережения зажигания, гарантируя бездетонационную работу двигателя; управляет подачей воздуха в момент пуска, прогрева двигателя, на холостом ходу и в режиме торможения двигателем; управляет вентилятором радиатора системы охлаждения двигателем. Система состоит из электронного блока управления, соединенного жгутом проводов с датчиками и исполнительными устройствами.
В систему управления входят следующие датчики: синхронизации (частоты вращения и положения коленчатого вала)*, фазы (положения распределительного вала), детонации*, массового расхода воздуха (проходящего через воздушный фильтр), положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости*, температуры воздуха во впускном трубопроводе.
Исполнительные устройства: форсунки, катушки зажигания*, регулятор холостого хода, сигнализатор системы управления двигателем, реле топливного насоса и электромагнитной муфты вентилятора системы охлаждения. Проверка и снятие датчиков массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки и распределительного вала, а также форсунок**, реле топливного насоса и регулятора холостого хода** рассмотрены ниже, остальные элементы системы управления двигателем описаны в разд. «8.5. Система зажигания, блок управления (контроллер) двигателя ЗМЗ-4063».
С неисправным датчиком синхронизации двигатель работать не будет.
В случае выхода из строя датчиков положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха, фазы или детонации, система переходит на резервный режим работы, позволяющий автомобилю доехать своим ходом до места ремонта.
О переходе на резервный режим система информирует водителя включением лампы сигнализатора системы управления двигателем.
Непродолжительная работа двигателя в таком режиме не может стать причиной выхода его из строя, однако пуск двигателя может быть затруднен, ухудшится приемистость автомобиля, возрастут расход топлива и токсичность отработавших газов.
Электронный блок управления двигателем
Электронный блок управления двигателем — это специализированный компьютер, который принимает сигналы от датчиков и выдает управляющие команды на исполнительные элементы системы. На автомобиле с двигателем ЗМЗ-40522 установлен блок Микас 7.1 или Микас 7.2.
Его микропроцессор рассчитывает необходимые параметры сигналов для исполнительных устройств (на основе данных, полученных от датчиков) по программе, введенной в память блока управления (ПЗУ).
Программа имеет функцию подстройки системы к различным условиям эксплуатации и нагрузкам на двигатель. Информация о настройках хранится в памяти (ОЗУ) блока системы управления двигателем. При отключении аккумуляторной батареи данная информация будет утеряна.
Блок управления диагностирует цепи датчиков, а также проверяет исправность собственной схемы. При обнаружении неисправности блок включает лампу сигнализатора системы управления двигателем в комбинации приборов и записывает в память код неисправности.
Электронный блок управления установлен в моторном отсеке и закреплен на щитке передка болтами с отрывными головками.
Сигнализатор системы управления двигателем включается также при временных сбоях в работе одного из датчиков или при перегреве двигателя и гаснет сразу, после того как неисправность исчезнет.
Система диагностики блока управления имеет несколько режимов работы (см. ниже «Блок управления (контроллер)»).
Коды неисправностей системы управления двигателем
При включении зажигания лампа сигнализатора загорается (на 0,5 с) и гаснет, если система самодиагностики не обнаружила неисправность.
Тем самым проверяется исправность самой лампы сигнализатора.
Если система диагностики определит неисправность, то в зависимости от ее характера лампа может гореть (при включенном зажигании) либо постоянно, либо только при работающем двигателе.
И в первом, и во втором случаях необходимо провести диагностику системы управления двигателем.
Для перевода блока управления в режим вывода кодов неисправностей включаем зажигание.
. и снимаем крышку колодки диагностического разъема, расположенного под капотом справа.
Перемычкой из медной проволоки соединяем выводы «10» и «12» колодки.
По количеству включений сигнализатора определяем коды неисправностей.
Сначала система диагностики выдаст три раза подряд код «12», свидетельствующий об исправности диагностической цепи, цепи управления и работоспособности системы диагностики.
Следующими будут отображаться коды обнаруженных неисправностей (см. табл. «Коды неисправностей системы управления двигателем ЗМЗ-40522»).
Код каждой неисправности будет повторен трижды. После показа всех зафиксированных кодов неисправностей цикл вывода информации повторится. Если в памяти блока нет кодов неисправностей, то появится только код «12».
Код обнаруженной неисправности хранится в памяти блока примерно 2 часа.
Для очистки памяти выключаем зажигание.
. и отключаем аккумуляторную батарею на 15 с.
Во избежание повреждения электронного блока отключать аккумуляторную батарею следует только при выключенном зажигании.
При отключении батареи будут потеряны данные настроек, выработанные электронным блоком для адаптации системы управления двигателем к условиям эксплуатации.
После включения «массы» пустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу (не касаясь педали «газа») не менее 1 мин с целью адаптации системы зажигания к двигателю. Чтобы адаптировать всю систему управления, нужно прогреть двигатель до рабочей температуры и проехать на автомобиле около 1 км с частичным открытием дроссельной заслонки и без резких ускорений.