Что нужно иметь в авто
Экстренная ситуация – это то, о чем большинство автомобилистов сегодня обычно мало задумывается. Их можно понять, так как транспортные средства стали надежнее, а потому редко требуют ремонта и обслуживания при пробеге даже в десятки тысяч километров. Кроме того, почти все скоростные трассы «обросли» хорошей инфраструктурой, в которую входят сервис-центры и кафе, не говоря уж о многочисленных заправочных станциях.
Однако не нужно расслабляться, уповая на блага цивилизации: в один далеко не прекрасный момент автовладелец может и пожалеть, что не захватил в дальнюю дорогу минимальный набор ключей для ремонта, предметы, без которых зимой трудно обойтись и пр. Соответственно, нужно заранее быть осведомленным о том, что нужно иметь в машине практически всегда. И особенно, если путь предстоит долгий. В данный список мы не включаем набор ключей, поскольку их наличие – дело само собой разумеющееся.
Буксировочный трос
Зачем нужен трос, объяснять не нужно. Другое дело, какой из большого выбора не подведет и не порвется. Рекомендуется покупать текстильные изделия от проверенного продавца, причем желательно с приличным запасом прочности и качественными крюками. Это может быть так называемый рывковый трос, у которого очень высокая эластичность – здесь, так сказать, дело вкуса. Однако от приобретения металлического троса лучше отказаться, поскольку он не только частенько повреждает проушины, но и рвется из-за своей неспособности хотя бы минимально растягиваться.
Аптечка и огнетушитель
Эти два предмета в автомобиле должны быть в любом случае – иначе техосмотр не пройти, а любая штатная проверка на дороге сотрудниками ГИБДД может обернуться штрафом. Причем существует четко регламентированный законом список, что должно быть в аптечке: не только пластырь и бинты, но и кровоостанавливающий жгут, антисептики, нашатырный спирт – он поможет в случае риска потерять сознание – анальгетики и т. д. Никто не запрещает пополнить аптечку и дополнительными средствами в виде таблеток для понижения давления, от головной боли, настойки валерианы. Кроме того, в набор рекомендуется включить соду, которая нейтрализует воздействие кислоты. Ведь эта жидкость содержится в аккумуляторе и может попасть на кожу.
По поводу огнетушителя можно только упомянуть, что он должен быть углекислотным либо порошковым, а масса заправленного баллона для легкового авто должна составлять не более 2 кг. Разумеется, срок годности должен быть в норме, он указывается непосредственно на огнетушителе.
Шанцевый инструмент
Перед дальней поездкой нелишним будет провести тщательную ревизию машины на предмет наличия инструментов первой необходимости. К ним относят буксировочные проушины, запасное колесо, компрессор, домкрат, баллонный ключ и пр. Полный список того, что нужно иметь в автомобиле, выглядит так.
Компрессор и набор для ремонта покрышек. Рекомендуется прикупить достаточно мощный компрессор, который окажется незаменимым, если проколотыми окажутся хотя бы два колеса. Что касается набора для ремонта, то не факт, что он когда-либо будет использован – в конце концов, автомагазинов и шиномонтажек сейчас в достатке. Однако подстраховаться никогда не помешает. Вот только класть в машину китайские жгуты для ремонта шин бесполезно, потому что с их помощью полноценно отремонтировать колесо удается очень редко.
Домкрат. Обычно к новенькому авто прилагается или неудобный в использовании, или совсем уж слабый домкрат, который часто ломается уже через пару случаев использования. Поэтому нужно либо купить качественное изделие подобного рода, либо постоянно проверять работоспособность штатного. А если в наличии имеется серьезный подкатной домкрат, то для него следует подобрать деревянную подкладку, размеры которой будут примерно совпадать с размерами рабочей площадки механизма. Обычно используют толстую фанеру или банальный кусок доски.
Баллонный ключ. Очень часто автомобильные колеса в российских автосервисах затягивают без динамометра, используя пневмоинструмент, который закручивает гайки, что называется, до упора. Соответственно, в случае нештатной ситуации – например, когда потребуется поставить запаску – обычным ключом отвернуть гайки может и не получиться. Наличие в авто усиленного баллонного ключа, желательно крестообразного, решит эту проблему запросто. Особенно, если водитель сможет увеличить длину рычага за счет надетого на ключ отрезка трубы, который также лучше возить с собой.
Монтировка, лопата и топор. Этот нехитрый набор позволит освободить машину из снежного плена или ямы с водой и грязью. Причем необязательно класть в багажник полноценную лопату, занимающую много места – достаточно и армейской саперной. Правда, сейчас в продаже есть складные штыковые лопатки, качество которых не выдерживает никакой критики – даже при не особо сильном нажатии они элементарно гнутся. Наконец, топорик будет незаменимым орудием для того, чтобы нарубить веток и подложить их под пробуксовывающие колеса.
Запасное колесо или докатка
Запасное колесо всегда нужно иметь под рукой и следить, чтобы давление в нем не падало ниже трех атмосфер. Если же в наличии только докатка и ремкомплект для шин, а дальние поездки по плохим дорогам совершаются очень часто, то лучше обзавестись полноразмерным колесом. И желательно хранить его в специальном чехле либо в штатном месте автомобиля, либо в багажнике.
Набор предохранителей, пусковые провода и лампочки
Если в машине сгорит хотя бы один предохранитель, это может не просто «вырубить» какое-то количество жизненно важных функций машины, но и полностью обездвижить ее. Поэтому в бардачке всегда нужно иметь комплект предохранителей, причем всех используемых номиналов. Стоит такое удовольствие сущие пустяки, места занимает минимум, а польза – очень большая.
Что нужно иметь в авто дополнительно? Конечно же, запасные лампочки ближнего света. А еще лучше полный набор осветительных элементов, использующихся в транспортном средстве. Причем совсем не обязательно возить с собой по 2-3 штуки каждого типа, хватит и одного дешевого изделия.
Зимой частенько незаменимыми оказываются пусковые провода, так как автомобильные АКБ на морозе моментально теряют свою емкость. А имея провода, можно без всяких затей запустить двигатель методом «прикуривания» от другой машины. Единственное, на что нужно обращать внимание при их покупке – силиконовая оболочка, которая не задубеет при глубоком минусе, а также качество прищепок-«крокодилов».
Канистра с топливом, воронка, технические жидкости
Если на пути следования мало заправок – а такое хотя и редко, но бывает – канистра с бензином/соляром окажется просто незаменимой. К тому же, если путешествовать на автомобиле по Европе, можно сэкономить. Правда, в страны Евросоюза запрещено ввозить свыше 10 литров топлива, но количество запасного горючего на таможне проверяют достаточно редко.
Также в багажник рекомендуется положить небольшие емкости с «тормозухой», жидкостью для гидроусилителя руля и моторным маслом. «Охлаждайку» с собой брать не обязательно, поскольку в крайнем случае в радиатор можно долить и воду. Другое дело, что после возвращения домой нужно постараться не забыть сменить воду на настоящий антифриз.
Запасная батарейка от брелока охранной сигнализации
Когда машина оборудована нештатной сигнализацией, завязанной на ключ с питанием или иммобилайзер, нужно запастись хотя бы одной батарейкой соответствующего размера. Далеко не факт, что удастся запросто купить такой предмет в дороге, а его отсутствие грозит плачевными результатами. Ведь нештатные случаи на то и нештатные, потому что они случаются вдали от цивилизации. В конце концов, без батарейки иммобилайзер способен отключить мотор где-нибудь в лесу… И позаботиться о решении этой проблемы лучше заранее.
Личные вещи, предметы для выживания, еда
О том, что нужно иметь в машине как можно более серьезный комплект теплых вещей, особенно в холодный сезон, много рассказывать не будем. Просто нужно помнить, что в случае остановки двигателя замерзнуть можно и за десяток минут. И не обязательно брать с собой новенькую одежду, подойдет и старая. Кроме того, хлопчатобумажные перчатки ввиду их дешевизны не жалко и испачкать во время ремонта машины или розжига костра.
Одеяло (плед), подушка. Если приходится часто отдыхать в машине, одеяло либо плед окажутся очень кстати. И желательно прикупить небольшую надувную туристическую подушку, так как она занимает немного места даже в бардачке. Кроме того, рекомендуется возить хотя бы несколько самонагревающихся пакетов.
Спички, средства для розжига костра. Зачастую жизнь в зимний период времени спасает только костер. Ведь можно не просто заглохнуть по дороге, а технической помощи придется ждать долго, но и попасть в ДТП, мерзнуть на ветру в ожидании гаишников и т. д. Правда, в перечне того, что нужно иметь в машине, обычные спички не числятся – они моментально отсыревают и становятся бесполезными. Зажигалка тоже мало подходит для разведения огня: при минусовой температуре газ сжижается и не хочет гореть. Кроме того, если в жару оставить зажигалку в авто, она может взорваться. Поэтому лучший выход – покупка специальных охотничьих или каминных спичек, которые гарантированно не боятся влаги и даже сильного ветра. А чтобы быстрее организовать спасительный костер, нужно иметь при себе небольшой запас спирта, растворителя или бензина – они позволят разжечь пламя, даже если дрова окажутся совсем сырыми.
Еда и напитки. Речь идет исключительно о непортящихся продуктах – консервах, сухофруктах и пр. Также обязателен запас воды, хватит и одной 5-литровой бутыли. Кроме того, зимой в салоне должен быть термос с горячим напитком, который позволит быстро согреться.
Полезные мелочи
Хороший светодиодный фонарик, автомобильная зарядка для мобильного телефона и хорошо заточенный складной нож – эти вещи в арсенале автомобилиста должны быть всегда. Как и нехитрый комплект из мягкой проволоки, «эпоксидки», тонкой, но крепкой веревки, скотч – такой инструментарий позволит устранить незначительные поломки, которые в дальней дороге не так уж и редки. Конечно, если неисправность окажется серьезной, решить проблему при помощи данного набора не получится. Однако иногда эти вещи действительно спасают и позволяют дотянуть до автосервиса или ближайшей технички.
Запас для автоледи
Легковой автомобиль и женщины – это отдельная история, многократно описанная в анекдотах. Однако для водителей-женщин характерна не только особая манера поведения на дороге, но и наличие в машине предметов, без которых им обойтись достаточно непросто. Например, для личной гигиены потребуются салфетки, с помощью которых также можно удалить пятно с одежды или локализировать неглубокий порез.
Помимо этого, вещью №1 из того, что нужно иметь в машине автоледи, являются средства для снятия и нанесения маникюра. Ведь лак может слезть после нажатия на любую кнопку. О запасных колготках – причем желательно разных цветов и фактур – как и перчатках, мы уж не говорим. Как и о зубной пасте, щетке и прочих предметов интимной гигиены.
Наконец, прекрасным дамам за рулем весьма рекомендуется прихватить в салон еду для быстрого перекуса. Здесь никакой регламентации нет: кто-то любит орешки, кто-то шоколадные батончики и пр. И дело не только в утолении голода, но и том, что процесс жевания успокаивает и позволяет больше концентрироваться на процессе вождения. Именно по этой причине и водителям-мужчинам рекомендуется заблаговременно позаботиться о наличии в машине еды для неплотного перекуса.
Карта, деньги, два ремня: подручные средства для ремонта автомобиля и как ими пользоваться
Далеко не каждый из нас занимается ремонтом своего автомобиля самостоятельно. Гораздо лучше отогнать машину в сервис, сдать её приёмщику и сесть на диванчик перед телевизором с чашкой кофе. Но иногда в некоторых из нас вдруг просыпается мужчина, который очень хочет покрутить что-нибудь своими руками. Руки начинают крутить, и в самый неподходящий момент выясняется, что не хватает какого-то инструмента, без которого сейчас весь процесс накроется медным тазом. Что делать? Боль, отчаяние, тоска в глазах. Но не стоит впадать в панику: десятилетия опыта гаражных умельцев приготовили нам интересные и вполне работоспособные лайфхаки, которые помогут исправить возникшую тяжёлую ситуацию.
Начнём с простого – с замены масла. Что делать, если вдруг не получается открутить масляный фильтр?
В сервисах всё понятно: там есть для них ключи, а в специализированных – ключи для тех фильтров, которые стоят на конкретных моделях. Чисто теоретически можно купить свой ключ, но если желание менять масло самостоятельно появляется реже, чем желание сесть на диету, эта трата себя не окупит. Поэтому фильтр будем учиться выкручивать подручными средствами.
Первое, что приходит на ум, – это, конечно, рука. Но срабатывает этот финт очень редко: свернуть фильтр одной левой сложно. И тогда начинает работать смекалка.
Самый простой способ известен, наверное, со времён появления обычных одноразовых фильтров. И эстетам он не подойдёт. Хотя, наверное, злой эстет пойдёт на всё. Итак, метод следующий: берем длинную мощную отвёртку и протыкаем фильтр насквозь. Дальше всё понятно: срываем фильтр с места, пользуясь рукояткой отвёртки как рычагом. Варварство, конечно, но результат приносит хороший. Для успешного выполнения трюка важны два фактора: масло не должно быть горячим (оно почти обязательно потечёт по отвёртке на руку) и протыкать надо обязательно насквозь. Если проткнуть фильтр только в одной стороны, его корпус из тонкой жестянки может порваться, что сильно усложнит задачу.
Если чувство прекрасного против такого метода бунтует, можно использовать другой способ, который назовём условно «метод ремня». Он заключается в следующем: если сделать петлю из хорошего кожаного ремня и затянуть её против часовой стрелки, то, потянув за свободный конец ремня, фильтр тоже можно сдвинуть с мертвой точки. Правда, если фильтр испачкан маслом, ремень на нём провернётся. Так что масло лучше оттереть, а для надёжности между ремнём и корпусом фильтра положить лист наждачки.
Многие скажут: а с кого это перепугу я буду держать в гараже кожаный ремень? Согласен, ему там не место. Поэтому вместо него можно взять любой ремень: например, привода ГРМ или привода навесных агрегатов. Разумеется, старый ремень, потому что новому может навредить масло, в котором он обязательно испачкается. А старый ремень тоже можно накинуть петлёй и провернуть всю эту операцию. В крайнем случае подойдет любая верёвка. С ней будет несколько сложнее: она скользить будет обязательно, поэтому без наждачки не обойтись.
Допустим, фильтр открутили. Что ещё может пойти не так? А можно, например, очень удивиться тому, что сливная гайка в поддоне не с обычной головкой, а с внутренним шести- или четырёхгранником. Что делать, если жизнь к такому повороту не готовила?
Ситуация с шестигранником теоретически проще. Достаточно подобрать болт с головкой, которая подходит по размеру шестигранника, накрутить на него гайки и вставить его головкой в шестигранник. Теперь остаётся взять обычный ключ и открутить оба болта за гайки.
Если кто-то собирается менять масло по фэншую (то есть, используя новый болт сливного отверстия), то вариантов масса: от пропиливания в головке ножовкой прорези для обычной отвёртки до довольно жёсткого забивания в шестигранную головку торкса или 12-лучевой биты. И то, и другое неплохо нарезает себе грани, за которые потом хорошо держится. Правда, поддон может быть настроен очень против такого метода, особенно пластиковый – пока вобьешь биту или торкс, он пять раз треснет.
С четырёхгранным болтом ситуация сложнее. Болт тут не поможет, так что или делать пропил, или откручивать газовым ключом. Ну или покупать четырёхгранник, но мы сегодня простыми путями не ходим.
И уж если речь зашла про откручивание чего-то без подходящего ключа, то на всякий случай напомним простой лайфхак для откручивания гайки рожковым ключом большего размера, чем нужен. Между губкой ключа и гайкой (или головкой болта) можно вставить подходящую по толщине монетку или несколько монеток. Так можно, например, открутить клемму аккумулятора ключом на 15, хотя нужен ключ на 14 или 13.
Кстати, если резьбовое соединение прикипело сильно и WD40 не помогает, то по нему можно постучать ударной дрелью или перфоратором. А если гайку не жалко, то её можно срезать ударной отвёрткой в перфораторе. Это такой способ молотка и зубила для техногиков, у которых под рукой есть электроинструмент и нет желания лупить молотком по зубилу. Теперь вернёмся к нашему ТО.
Других сложных операций при замене масла нет. Воронку каждый может сделать из пустой бутылки, а если хочется немного страданий, то масло можно залить точно в горловину и без воронки – по щупу. Для этого его придётся лить на щуп тонкой струйкой. Способ долгий, и больше он подходит для доливки, когда не хватает граммов 200-300. Четыре литра лить, конечно, получается слишком долго и нудно. Зато мотор остаётся чистым.
Следующая операция, которую особо продвинутые автомобилисты иногда ходят провести сами, – это замена приводных ремней и ремня ГРМ. И многие знают, что тот же ремень иногда трудно натянуть одной парой рук. Особенно если он длинный и проходит по множеству роликов или шкивов. Тут могут выручить обычные пластиковые стяжки для проводов. Такой стяжкой иногда удобно закрепить ремень на одном из шкивов (если в нём есть отверстия, через которые можно пропустить стяжку), после чего ремень слетать уже не будет. Главное, потом не забыть эту стяжку срезать.
Ещё одна хитрость гаражных умельцев – это замена ремня ГРМ без поиска и выставления меток фаз. Для этого старый ремень сначала разрезают пополам вдоль, затем снимают одну половину. На освободившуюся часть шкивов и роликов надевают новый ремень, потом разрезают вторую половину старого ремня и передвигают новый ремень до конца на своё место. Чисто теоретически такой способ работает, но я бы очень рекомендовал всё-таки проверять метки – последствия неудачи при замене ремня таким способом могут быть печальными вплоть до встречи клапанов с поршнями.
И последний момент про разборку автомобиля: часто в этом процессе помогают карты. Не игральные, а банковские или скидочные. Ими удобно пользоваться вместо отвёртки или ножа при разборке пластиковых деталей салона, которые было бы очень жалко поцарапать. Старой банковской карточкой пластик испортить трудно, так что можно ковырять ей салон смело. А если её грань окажется слишком толстой, не обязательно сразу вместо неё брать нож: карточку можно заточить. Причём не обязательно тереть её бруском или напильником – она отлично точится обычной ножеточкой.
Немного точных инструментов, электрики и диагностики
Часто многие переживают из-за отсутствия под рукой динамометрического ключа. А ведь иногда он действительно не помешает, особенно если собственную силу оценить не можешь, а перетянуть болты хуже, чем их не дотянуть. В качестве примера могу привести болты клапанной крышки. Обычно там момент затяжки небольшой – около 10-15 Нм. И если затянуть болты сильнее положенного, то легко передавить или перекосить прокладку крышки. Она будет потеть – масло «погонит» через прокладку на блок. Так как найти нужный момент?
А тут помогут обычные пружинные весы (которые в народе иногда называют безменом). Ну а дальше всё понятно. 1 Нм – это сто граммов на рычаге длиной один метр. То есть, если нам нужен момент затяжки в 10 Нм, то на ключ надеваем трубу-удлинитель, отмеряем от болта метр и находим ту точку, в которой нужно приложить усилие весами, равное одному килограмму. Главное – тянуть за безмен под прямым углом. Способ достаточно точный, а возникающая погрешность не слишком велика и вреда не причинит. И уж точно не наделает столько бед, сколько смогут натворить затянутый со всей дури болт, раздавленная прокладка или сорванная резьба болта клапанной крышки. Впрочем, таким способом можно затягивать всё что угодно. Даже свечи зажигания. Момент затяжки 14-миллиметровых свечей обычно колеблется в пределах 25-30 Нм, то есть метровую трубу надо будет тянуть до тех пор, пока безмен не покажет 2,5-3 кг.
Теперь хотелось бы сказать пару слов о том, как подручные материалы могут выручить при ремонте электрики. Наверное, нет смысла рассказывать о пробнике с лампочкой: к современному автомобилю иногда стыдно подходить с мультиметром, так что лампочка – это уж совсем прошлый век. Поэтому расскажу о вечном – о синей изоленте. Как известно, с её помощью можно отремонтировать всё, что не получилось сделать проволокой. Но иногда она нужна именно для изоляции провода (обычно – скрутки), и именно в этот момент она заканчивается. Что делать? Поможет пробка от пластиковой бутылки. Если её немного расплавить обычной зажигалкой и хорошенько намазать расплавленной пластмассой место скрутки, получится неплохая изоляция. Не на века, конечно (лучше использовать термоусадочную трубку или хотя бы ту же изоленту), но как временная мера – очень даже ничего. В принципе, подойдёт любая пластмасса, но крышка от «полторашки» почему-то находится быстрее всего.
Всё дело в кривизне рук
Должен заметить, что гаражные самодельные приспособления – это вид искусства, который ограничен финансами и радиусом кривизны рук. Чего только не делают люди! Даже пневматические домкраты из пластиковых канализационных труб. А уж про всякие съёмники, прессы из домкратов и прочие мини эстакады и обратные молотки из амортизаторов и говорить не приходится. Но всё это требует как минимум сварочного аппарата и вряд ли пригодится обычному автолюбителю.
Другое дело – обрезать пластиковую бутылку и приклеить на её дно магнит. И детали крепежа не потеряются, и с капота машины такой девайс сам по себе не слетит. Просто гениально, как говорит нам один автопроизводитель, видимо, проводя некоторые параллели. Вот такое творчество особенно ценно: оно доступно всем и здорово упрощает жизнь при мелком самостоятельном ремонте. И на такие изобретения фантазии у нашего народа хватает. Хотя это тоже не предел.
У нас даже придумали, как заменить колесо без домкрата, причём прямо на дороге. Достаточно максимально быстро накачать дырявое колесо, поставить под рычаг кирпичи, спустить колесо, снять его и поставить ненакаченную запаску. Потом её накачать и вытащить кирпичи. И это тоже гениально. Наверняка у многих из вас есть такие же секреты. Поделитесь?