История пятого колеса или как появилась «запаска»
Википедия определяет запаску «как перевозимое в автомобиле дополнительное колесо для замены спущенного или проколотого». Но скажем сразу, что первые авто всё же не имели такого «дополнительного колеса» по причине того, что конструкторы не сразу осознали необходимость минимум пяти колес в машине.
Напомним, что первые колеса представляли собой цельнодеревянные, стальные детали и проколоть их было очень сложно даже на плохой дороге. Но шины постоянно дорабатывались — конструкторы старались сделать их более управляемыми, комфортными в движении. Но всё это одновременно делало их и более уязвимыми. Представьте дороги начала ХХ века: мусор, гвозди от подков, камни — всё это разрушало пневматические покрышки нового поколения в одно мгновение. Но так как автолюбители уже оценили их преимущества и прежде всего то удобство, которое они дают, то возврат к старому в угоду надежности был невозможен.
Когда проколы колес стали случаться очень часто, тогда и появились первые «запаски» на автомобилях. В те давние годы это была покрышка с камерой, которую располагали сбоку на машине. Обычно вы могли увидеть такое запасное колесо справа, со стороны водителя (руль чаще всего в ХХ веке располагался именно там). Запаску закрепляли за передними крыльями, сразу на подножке. Первые машины, которые получили такое пятое колесо, принадлежали фирме Thomas B. Jeffery, модель Rambler. Водители этих машин, в случае повреждения основного колеса, могли сами достаточно быстро подменить его «запаской». Это был 1909 год и другие автогиганты того времени старались не отставать: такие автомобили, как Ford T, Cadillac Model 30 или Rolls-Royce также получили запасные колеса. Отметим, что «железные кони» тех лет чаще всего имели две запасные покрышки — их размещали на выступающих крыльях машины.
Позднее конструкторы оснастили шины кордом и твердым каркасом — всё это добавило прочности колесам и повреждения стали более редкими. Поэтому от второй запаски скоро отказались и оставили только одну. Что касается грузовых авто, то именно тогда, в первой половине ХХ века, было придумано располагать их запаску под кузовом. Такая идея оказалась невероятно практичной из-за веса и размера колеса, которое сложно было поднять высоко. Поэтому у грузовиков «запаска» и в наши дни крепится под кузовом горизонтально. Аэродинамика легковых автомобилей тоже менялась, поэтому «запаску» перенесли с боковой части авто на заднюю, временами закрывая тканью.
В 1930-ых годах большинство легковых авто получили полноценные багажники и пятое колесо стали хранить там. Но, конечно, «запаска» занимала и там много места, и поэтому позднее конструкторы придумали для нее отдельное углубление, где запасное колесо располагается и по сей день. Но, конечно, с развитием автомобилестроения конструкторы продолжали искать новые места для пятого колеса. Так, например, у Land Rover в 70-е годы запаска лежала на капоте, а у таких машин как «Ока», «Таврия» пятое колесо размещалось под капотом, там, где моторный отсек.
Позднее появился еще один интересный вариант размещения запасной покрышки — в багажнике, где находится заднее крыло, за левым лонжероном. «Жигули» и Fiat 124 имели как раз такое хранение «запаски» — это и позволяло сохранить свободным багажник.
Со временем «запаску» вытеснила, так называемая, «докатка». На «докатке» вы сможете доехать до пункта замены, но она не рассчитана на длительное использование. Поэтому при движении на «докатке» скорость должна быть не выше 80 км/ч, так как управляемость становится хуже, тормозной путь увеличивается и поездка может очень быстро стать уже небезопасной.
Но грузовики (даже легковые), как и внедорожники, по-прежнему снабжают полноценным пятым колесом. Дело в том, что такие авто на «докатке» превращаются в неуправляемого зверя. И так как такая большая запаска может занять весь багажник, то в наши дни ее располагают на задней двери багажника. Такое пятое колесо зачастую превращается в основное, а вчерашнее основное становится «запасным». Что касается мотоциклов, то многие из них в случае повреждения покрышки никуда не уедут, так как запаской обладают только мотоциклы с коляской.
Сейчас у нас появились шины Run Flat (самонесущие) — уже в «базе» они предлагаются на некоторых моделях премиальных марок авто, и этим машинам просто не нужно запасное колесо. Run Flat — технология, при которой произведено максимальное укрепление боковины колеса, и, таким образом, покрышка очень плотно держится на диске. Такие современные шины позволяют проехать достаточно большое расстояние (до 150 км) даже при полной потере давления, при этом не требуя значительного снижения скорости.
История пятого колеса или как появилась «запаска»
Расскажем историю пятого и даже шестого колеса, а также выясним, почему первые автомобили имели сразу два запасных колеса.
Википедия определяет запаску «как перевозимое в автомобиле дополнительное колесо для замены спущенного или проколотого». Но скажем сразу, что первые авто всё же не имели такого «дополнительного колеса» по причине того, что конструкторы не сразу осознали необходимость минимум пяти колес в машине.
Напомним, что первые колеса представляли собой цельнодеревянные, стальные детали и проколоть их было очень сложно даже на плохой дороге. Но шины постоянно дорабатывались — конструкторы старались сделать их более управляемыми, комфортными в движении. Но всё это одновременно делало их и более уязвимыми. Представьте дороги начала ХХ века: мусор, гвозди от подков, камни — всё это разрушало пневматические покрышки нового поколения в одно мгновение. Но так как автолюбители уже оценили их преимущества и прежде всего то удобство, которое они дают, то возврат к старому в угоду надежности был невозможен.
Когда проколы колес стали случаться очень часто, тогда и появились первые «запаски» на автомобилях. В те давние годы это была покрышка с камерой, которую располагали сбоку на машине. Обычно вы могли увидеть такое запасное колесо справа, со стороны водителя (руль чаще всего в ХХ веке располагался именно там). Запаску закрепляли за передними крыльями, сразу на подножке. Первые машины, которые получили такое пятое колесо, принадлежали фирме Thomas B. Jeffery, модель Rambler. Водители этих машин, в случае повреждения основного колеса, могли сами достаточно быстро подменить его «запаской». Это был 1909 год и другие автогиганты того времени старались не отставать: такие автомобили, как Ford T, Cadillac Model 30 или Rolls-Royce также получили запасные колеса. Отметим, что «железные кони» тех лет чаще всего имели две запасные покрышки — их размещали на выступающих крыльях машины.
Позднее конструкторы оснастили шины кордом и твердым каркасом — всё это добавило прочности колесам и повреждения стали более редкими. Поэтому от второй запаски скоро отказались и оставили только одну. Что касается грузовых авто, то именно тогда, в первой половине ХХ века, было придумано располагать их запаску под кузовом. Такая идея оказалась невероятно практичной из-за веса и размера колеса, которое сложно было поднять высоко. Поэтому у грузовиков «запаска» и в наши дни крепится под кузовом горизонтально. Аэродинамика легковых автомобилей тоже менялась, поэтому «запаску» перенесли с боковой части авто на заднюю, временами закрывая тканью.
В 1930-ых годах большинство легковых авто получили полноценные багажники и пятое колесо стали хранить там. Но, конечно, «запаска» занимала и там много места, и поэтому позднее конструкторы придумали для нее отдельное углубление, где запасное колесо располагается и по сей день. Но, конечно, с развитием автомобилестроения конструкторы продолжали искать новые места для пятого колеса. Так, например, у Land Rover в 70-е годы запаска лежала на капоте, а у таких машин как «Ока», «Таврия» пятое колесо размещалось под капотом, там, где моторный отсек.
Позднее появился еще один интересный вариант размещения запасной покрышки — в багажнике, где находится заднее крыло, за левым лонжероном. «Жигули» и Fiat 124 имели как раз такое хранение «запаски» — это и позволяло сохранить свободным багажник.
Со временем «запаску» вытеснила, так называемая, «докатка». На «докатке» вы сможете доехать до пункта замены, но она не рассчитана на длительное использование. Поэтому при движении на «докатке» скорость должна быть не выше 80 км/ч, так как управляемость становится хуже, тормозной путь увеличивается и поездка может очень быстро стать уже небезопасной.
Но грузовики (даже легковые), как и внедорожники, по-прежнему снабжают полноценным пятым колесом. Дело в том, что такие авто на «докатке» превращаются в неуправляемого зверя. И так как такая большая запаска может занять весь багажник, то в наши дни ее располагают на задней двери багажника. Такое пятое колесо зачастую превращается в основное, а вчерашнее основное становится «запасным». Что касается мотоциклов, то многие из них в случае повреждения покрышки никуда не уедут, так как запаской обладают только мотоциклы с коляской.
Сейчас у нас появились шины Run Flat (самонесущие) — уже в «базе» они предлагаются на некоторых моделях премиальных марок авто, и этим машинам просто не нужно запасное колесо. Run Flat — технология, при которой произведено максимальное укрепление боковины колеса, и, таким образом, покрышка очень плотно держится на диске. Такие современные шины позволяют проехать достаточно большое расстояние (до 150 км) даже при полной потере давления, при этом не требуя значительного снижения скорости.
До открытия
осталось
Уже в середине ХХ века автомобили становились все больше, а места для парковки — все меньше. Многие изобретатели ломали головы над тем, как помочь этой беде. И вот осенью 1952 года популярный американский журнал «LIFE» рассказал читателям об остроумном изобретении.
Известная поговорка про телегу и пятое колесо, уходящая корнями в глубокую старину, оказалась совершенно не права. Может, для телеги оно и правда ни к чему, а вот пятое колесо для автомобиля оказалось очень полезной штукой.
Еще в 1932 году Брукс Уолкер из Калифорнии получил патент на остроумное изобретение.
Он предложил оснастить автомобиль находящимся в багажнике дополнительным колесом, которое должно было выдвигаться при помощи гидроцилиндров и приводиться в действие цепью от одной из задних полуосей. «Лишнее» пятое колесо позволило бы разворачивать и парковать автомобиль практически в любом месте!
Действующий образец устройства был установлен на автомобиле Cadillac модели 1951 года и, как можно убедиться при просмотре видео, оказался вполне работоспособным.
К сожалению, у остроумного изобретения были и серьезные недостатки. Во-первых, механизм пятого колеса занимал почти весь багажник. Во-вторых, сама концепция опускания дополнительного колеса вынуждала убрать бензобак со своего традиционного места в нижней части багажника.
К тому же по всем расчетам стоимость «пятого колеса» (даже при массовом его выпуске) составляла бы пару сотен долларов, а по тем временам это было довольно крупной суммой. К примеру, весь новый Ford Crestliner в 1950 году стоил $1624.
Однако Брукс Уолкер был буквально одержим своей идеей «пятого колеса» и не собирался сдаваться. Механизм занимает слишком много пространства в багажнике автомобиля? Не беда — его можно оттуда убрать!
После не слишком удачной модернизации Кадиллака изобретатель оснастил «пятым колесом» личный 1953 Packard Cavalier.
На этот раз колесо было вынесено из багажника наружу, а также был серьезно усовершенствован привод.
К сожалению, стоимость модернизации все равно оказалась слишком высокой.
. и в результате остроумное и необычное изобретение, опровергающее поговорку о бесполезности пятого колеса, так и осталось практически неизвестным, а «пятиколесник» (в виде единственного переделанного 1953 Packard Cavalier) превратился в экзотический экспонат на выставках ретро-автомобилей.
Поздравляем победителей конкурса!
В ближайшее время на почту Вам придет уведомление о получении призов от магазина Авторетроторг.
Парковка прошлого века. Пятое колесо, рога и усы.
Сейчас парковка, да ещё и в крупном мегаполисе — вопрос очень острый. Однако, современные системы помощи для её осуществления включают в себя и парктроники, которые практически незаметны, и камеры заднего, переднего (а иногда и кругового) вида. Некоторые авто уже и сами могут запарковаться, такие как volvo xc90, bmw g11, skoda superb.
Однако раньше помощниками парковки выступали немногие другие опции в авто.
В 1932 году инженер Брукс Уокер запатентовал своё очень необычное и в целом гениально изобретение под названием «Park Car».
Само изобретение представляло собой «пятое», запасное колесо, которое должно было использоваться для наиболее удобной параллельной парковки.
Система работала за счет цепи (а позже ремня) которая связывала заднее приводное колесо с «пятым» — парковочным колесом. Процесс был следующий:
Автомобиль необходимо максимально прижать передней частью авто к бордюру, с помощью специального рычага автомобиль приподымал за счет появления пятого колеса, а затем легким нажатием на газ и включении задней передачи — автомобиль подтягивал свою заднюю часть к бордюру.
Система в виду своей немалой стоимости и громоздкости не получила широко распространения, но работала крайне надёжно, а также могла тормозить.
Немного позже появилась специальное устройство, которое называлось «карбфиллер». Принцип его работы был в «контактной парковке». Он представлял собой торчащую пружину или проволоку (которая напоминала «усы») по обеим сторонам авто.
В разных вариациях они располагались в один, а то и два уровня в разных частях автомобиля и разным направлением.
В русском исполнении они были гибкими, а не пружинными. Также их покрывали хромом, что очень опрометчиво для дальнейшего сурового использования.
Позднее, уже в начале 90ых у Мерседес появилась такая функция как «парковочные рожки».
Ставилось это чудо на S-class (w140) и служило в качестве индикации для определения габаритов авто (а они были немаленькие). Также для помощи при парковке у мерседес была функция складывания задних подголовников (а у дорогих версий, они еще и поднимались потом сами).
Принцип работы был прост:
Включаешь заднюю передачу, рожки выезжают и ты уже паркуешься, видя где находится край твоего авто.
Уже позже у мерседес появились классические парктроники, а также индикация приближения к объекту.
Это не первый случай, когда мерседес делает какие-либо системы впереди планеты всей (например их гидро подвеска в 80ые годы).
Но теперь не нужно жертвовать багажным отделением, самому опускать зеркало или ориентироваться на какие-то «рожки». Трудности с парковкой уходят быстрее и быстрее. Обыкновенные парктроники доступны почти во всех новых авто, а камера с Али стоит не дороже 1-2 тысячи рублей.