Как принять автомобиль после ремонта?
Посидев за рулём автомобиля хотя бы год, переквалифицироваться в пешехода уже совсем непросто. Потому поломка любимого авто – это настоящее испытание для водителя. И пройти его с честью может каждый. Нужно только собраться с силами и выдержать всю «полосу препятствий» до финиша. Причём точка не ставится до момента получения машины после долгого расставания.
Это одна из распространённых ошибок автолюбителей: найдя серьёзный автосервис и правильно заполнив документы при сдаче автомобиля в ремонт, они успокаиваются. А это можно делать, только когда «ласточка» окажется под сенью родного гаража в полной исправности и готовности к новым свершениям.
Как пройти последний этап – принятие авто из ремонта с минимальными потерями денег и нервов? Здесь важно не поддаваться искушению превратить его в марш-бросок. Действовать надо не спеша, взвешенно и очень аккуратно.
Едем забирать машину из автосервиса с правильным настроем
- выделите себе на приёмку несколько часов, чтобы не быть стеснённым временными рамками;
- настройтесь правильно: возможно, сегодня машину получить не удастся (и домой придётся грустно ехать на метро, так бывает);
- не ставьте свою подпись, не будучи полностью готовым принять условия, прописанные в документах. Роспись в заказе-наряде или акте приёмки даёт необратимый эффект. После неё добиться чего-либо от техцентра практически невозможно. Если в сервисном центре Вам сразу предлагают подписать бумаги, а затем переходить к осмотру и проверке отремонтированного автомобиля, отказывайте вежливо, но уверенно.
Вооружаемся юридическими знаниями
Любой автотехцентр, который предоставляет услуги по техническому обслуживанию или ремонту автомобилей и работает официально, отвечает за качество, согласно букве закона. Зная этот закон, водитель сможет доказать своё право на исправление выявленных недочётов, если они были допущены. Чтобы вооружиться юридическими нормами защиты, следует изучить 2 основных документа – Закон о защите прав потребителей и Постановление правительства № 290 от 11.04.2001 г. Читать придётся много, но овчинка стоит выделки.
Советы на каждом этапе приёмки автомобиля
Процедура получения автомобиля в автосервисе сложностью не отличается. Правильный алгоритм приёмки: пришёл в указанное время – осмотрел машину – совершил пробный заезд – проверил документы – поставил подпись – расплатился – уехал домой в состоянии эйфории. На каждом из этапов могут случиться заминки. И у каждого шага есть важные правила.
Правила визуального осмотра машины
Проводить осмотр авто после ремонта можно по-разному. Конкретная модель действий зависит от того, что восстанавливалось. Начинается всё с общего осмотра на предмет новых царапин и вмятин: иногда они появляются из-за обрыва держателей и стопоров или неосторожных действий автомастера при установке машины на подъёмник. В честном сервисе такие дефекты устранят за свой счёт, предварительно признавшись владельцу в том, что произошло.
Как правило, автомобиль передаётся чистым. Но не стоит ожидать свежего запаха, как после озонирования, в салоне и бриллиантовых бликов на лакокрасочном покрытии. Исключение составляют случаи, когда озонирование включается в программу обслуживания или проведено восстановление всего лакокрасочного слоя с полировкой, шлифовкой и т. д. В остальных ситуациях перед возвращением транспортного средства водителю проводят техническую мойку.
Объекты пристального внимания когда забираем авто:
- При слесарном ремонте:
- новые автокомпоненты (по внешнему виду обычно несложно определить, «нулевые» они или б/у);
- участки приварки (швы должны быть защищенными, без окислов), если они есть;
- наличие заменённых запчастей в багажнике;
- если Вы заранее попросили положить коробки от обновок в машину, они там тоже должны присутствовать.
- При покраске автомобиля – качество покрытия на открытых (видных) и (особенно) малозаметных сторонах частей кузова. Изнутри краска наносится без лака. Оттенок должен полностью совпадать с паспортным и «родным» (при естественном и искусственном освещении). Подтёков и пыльного абразива в лакокрасочном слое быть не должно – всё это зачищается после сушки.
- При кузовном ремонте – заводские контрольные точки и зазоры (бампер, крыло, капот). Их величина регламентирована производителем. Если они не соблюдены, надо регулировать.
- При ремонте автоэлектрики, например замене оптики, стоит обратить внимание на правильную регулировку фары, если в автосервисе есть разметка.
Проверки при пробном выезде
Проверить только визуально качество выполненного ремонта невозможно. Здесь нужны либо тесты (запуск двигателя для демонстрации его правильной работы и отсутствия посторонних звуков), либо пробный заезд. Последний несложно организовать – СТО, которые уверены в своем качестве, готовы отпустить клиента на тест-драйв без подписи в документах, если его будет сопровождать сотрудник автомастерской.
Забирая авто с ремонта, на этапе тест-драйва следует убедиться: в отсутствии посторонних звуков и запахов, хороших динамических характеристиках и управляемости, отсутствии предупреждений и правильных показаниях датчиков на приборной панели, нормативном уровне технологических жидкостей и сохранности топлива.
Заполняем документы о получении автомобиля
Приёмка автомобиля в Москве сопровождается выдачей как минимум 2 документов: заказа-наряда и акта о передаче транспортного средства. Иногда в этом пакете отдельным пунктом идут гарантия автосервиса и договор о ремонте.
Заказ-наряд и акт следует попросить сразу после визуального осмотра машины на площадке или стенде (если это необходимо). Читать оба документа обязательно. При возникновении вопросов или неясностей касательно содержания оговоренных манипуляций надо задавать вопросы.
Позиции заказ-наряда стоит принимать пошагово – просить показать, что было сделано по каждому из пунктов (у них есть своя цена, и Вы имеете полное право знать, за что её платите), и уточнять, зачем это было сделано. Всё, что непонятно, повторяется или не согласовывалось с клиентом, – вероятная попытка завышения Ваших расходов. Таких услуг в документах, которые стоит подписывать, быть не должно. Раннее мы рассказывали подробно как обманывают в автосервисах и перед тем как ехать забирать автомобиль, рекомендуем перечитать материал снова.
4 вопроса перед тем как принять машину и оплатить ремонт:
- срок и условия действия гарантийных обязательств;
- рекомендуемая дата следующего ТО (и состав ремкомплекта);
- сроки службы установленных деталей;
- советы по обкатке новых деталей и узлов.
Оплачиваем ремонт и забираем машину
Если в документах ничего не вызывает подозрений, визуальный осмотр и пробный заезд не выявили скрытых дефектов, можно ставить заветную подпись и идти в кассу. Заплатив озвученную цену, не забудьте получить чек.
Здесь, внимание: только 2 из 10 автомастерских его вообще готовы выдать. Потому как клиент без чека – несуществующий клиент. Он может доказать, что отдавал и забирал машину, но не сможет подтвердить, что платил за её ремонт. Если дефекты обнаружат себя после выезда с территории СТО, заставить автомастера что-то переделать без чека невозможно!
Кстати, в автотехцентре DA VINCI всегда выдаётся чек, а правила приёмки мы сами рассказываем своим клиентам, чтобы сэкономить их время и нервы. И цены предлагаем одни из лучших в Москве. Так что обращайтесь, мы умеем приятно удивлять!
Право потребителя на получение гарантийного ремонта автомобиля по закону
Законодательной базой для предъявления покупателем требований по гарантийному ремонту и другим гарантийным услугам ТС является Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП), ГК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Гарантия на автомобиль, положенная по закону
Автомобиль является технически сложным изделием. Поэтому производители транспортных средств обязаны предусмотреть период, когда при возникновении дефектов и неисправностей они должны их устранить.
Гарантия на машину представляет собой обязательства дилера осуществлять ремонт авто или замену дефектных деталей в течение гарантийного срока, указанного производителем.
Гарантии на авто бывают трех видов:
- по закону, определяемая российским законодательством;
- от производителя;
- от продавца, условия по которой устанавливаются автосалоном и покупателем при заключении договора купли-продажи (ДКП).
Что входит в гарантию по закону?
- В соответствии со ст. 18 п. 1 ЗоЗПП, покупатель может расторгнуть ДКП и вернуть машину при обнаружении недостатков с требованием возврата денег или обмена автомобиля на любой другой с перерасчетом в течение 15 дней со дня передачи ТС.
- Если 15-дневный срок истек, то удовлетворение требований покупателя возможно, когда: обнаруживается «существенный недостаток» машины; нарушаются установленные законодательством сроки устранения дефектов; автомобилем нельзя пользоваться в совокупности больше 30 дней каждого года гарантийного срока из-за устранения многократных поломок (ст. 18, п. 1 ЗоЗПП).
- Покупатель может потребовать от дилера или производителя устранить дефекты ТС, обнаруженные во время действия гарантийного срока; если же таковой не установлен, то при выявлении недостатков в разумный срок, но не более 2 лет со дня передачи машины потребителю, если только не оговорен больший срок (ст. 19, п. 1 ЗоЗПП).
В случае необходимости доставить авто в сервисный центр расходы по транспортировке должен нести продавец.
Сколько составляет гарантийный срок на новый автомобиль?
Современное законодательство предусматривает два вида гарантийного срока автотранспортных средств:
- европейский стандарт, устанавливающий 2 года без ограничения по пробегу;
- азиатский стандарт, устанавливающий 3 года с ограничением пробега на 100 000 км.
Хотя законом не предусмотрен гарантийный срок более 3 лет, продавцы и производители нередко идут на маркетинговые ходы по привлечению покупателей, обещая 5-летний гарантийный срок. Следует иметь в виду, что ограничения по ремонтным работам будут весьма значительны. Например, гарантийный срок на навесное оборудование истекает в течение 3 лет со дня покупки, а на быстро изнашивающиеся детали даже в течение 1 года.
Есть ли гарантия на подержанные авто?
Покупка подержанного автомобиля носит повсеместный характер, поэтому вопрос с гарантийными обязательствами на данное ТС является чрезвычайно актуальным. Законодательством не определены подобные гарантии, тем не менее их возможно получить при определенных условиях:
- Если сделка проводится у дилера, то появляется возможность сохранить гарантию, полученную первым покупателем. Если машина покупается с рук, то гарантия не дается.
- При заключении специального соглашения между продавцом и покупателем, в котором четко прописаны права и обязанности сторон, продавец оплачивает ремонт выявленных неисправностей. Однако на авто, купленные на авторынке, данная практика не распространяется.
- Когда покупка машины происходит в автосалоне по программе Trade-in: в данном случае автомобиль кредитный и должен находиться в хорошем состоянии. Такая покупка выгодна тем, что машина прошла техническую проверку, и недостатки уже выявлены и устранены. Срок гарантии обычно составляет год. Все нюансы подобной сделки подробно оговариваются в ДКП.
Срок ремонта автомобиля по гарантии
Российским законодательством определены предельные сроки гарантийного ремонта ТС. Согласно ст. 20 п. 1 ЗоЗПП сроки ремонта могут устанавливаться и по договоренности. В случае когда они не были определены при заключении ДКП, неисправности должны быть устранены незамедлительно.
Как правильно считается срок гарантийного ремонта?
Если же данный срок будет превышен, то согласно ст. 23 п. 1 ЗоЗПП, автосалон или производитель должен оплатить неустойку собственнику машины в размере 1% ее цены за каждый день просрочки.
В каких случаях в проведении ремонта могут отказать?
Случаи, когда отказ в проведении гарантийного ремонта правомерен и прописан производителем в сервисной книжке ТС:
- нарушение правил и сроков прохождения технического обслуживания ТС, предусмотренного производителем, в его сервисе;
- чрезмерная сложность ремонта, выше гарантируемой;
- поломка частей авто, не подлежащих ремонту, а именно: ламп, свечей зажигания и др.;
- неосторожное пользование машиной, приведшее к ее поломке;
- самостоятельная установка на машину владельцем автотранспорта детали или деталей, не предусмотренных производителем;
- ДТП, природный катаклизм, преступные действия сторонних лиц, повлекшие повреждения транспортного средства;
- эксплуатация автомобиля в экстремальных природных условиях;
- поломка авто по причине участия в гонках;
- осуществление автовладельцем ремонта машины в автосервисах, не связанных с производителем или дилером;
- установка дополнительного оборудования и изменение технических параметров ТС.
Поэтому в случае неправомерного отказа со стороны дилера или производителя в проведении гарантийного ремонта нужно получить данный отказ в письменном виде с указанием его причин, провести независимую экспертизу и обратиться в суд.
Продление гарантийного срока в случае ремонта
Когда произведено устранение поломок, гарантийный срок на автомобиль, согласно ст. 20 п. 3 ЗоПП, должен быть продлен на период проведения ремонта, так как транспортное средство в это время не использовалось.
По окончании ремонта исполнитель обязан выдать покупателю документ, в котором должны быть зафиксированы даты:
- обращения по поводу устранения недостатков;
- сдачи в ремонт транспортного средства;
- устранения выявленных недостатков авто с их описанием и сведениями об использованных деталях;
- выдачи автомобиля владельцу по окончании ремонтных работ.