Конспект урока: «Технологические машины и их рабочие органы»
Технология 6 класс урок №16 13.11.17
Тема : « Технологические машины и их рабочие органы»
Предметные : Распознавать виды, назначение бытовых электроприборов, условные обозначения на бытовой технике. Подбирать и применять бытовые электроприборы.
Соблюдать нормы и правила безопасности труда, пожарной безопасности, правила санитарии и гигиены.
Метапредметные: Познавательные умения: использовать приобретённые знания при эксплуатации бытовых электроприборов. Регулятивные умения: выполнять учебное действие, используя условные знаки;
Коммуникативные умения: приходить к согласованному мнению в совместной деятельности.
Личностные: проявлять — бережное отношение к бытовым приборам;
— позитивное отношение к процессу знакомства с правилами эксплуатации бытовых электроприборов;
-ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
— осознание собственных достижений при освоении темы.
Методическое оснащение урока .
Материально – техническая база:
Информационные карты «Объекты», «Технические устройства», схемы «Технические устройства», «Сверлильный станок»
Метод обучения : рассказ, объяснение, демонстрация схем.
Тип урока : комбинированный.
Проверка явки учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Доведение до учащихся плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
Что такое машина?
3. Изложение нового материала
Слово «техника» в современном русском языке имеет два основных значения.
Во-первых, техника — это всё, что сделано человеком для преобразования материалов, энергии, информации: станки, приборы, инструменты, приспособления, а также устройства (утюги, холодильники, швейные машины), средства транспорта и те объекты, которые вы сами изготавливаете на уроках технологии.
Во-вторых, это — совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве. Например, техника выполнения резьбы по дереву, кости, камню, росписи по ткани, дереву, стеклу; техника игры на пианино; техника ведения мяча в футболе и др. Любое умелое выполнение каких-либо действий также называют техникой. Обучаясь приёмам обработки различных материалов, вы приобретали именно технику умелой работы инструментами.
В этом разделе мы будем говорить с вами о технике как материальном объекте.
Техника облегчает условия жизни человека. Развитие и совершенствование техники — от самой примитивной (заступ, молот и др.) до новейшей — отражает развитие человеческих знаний и опыта, науки и культуры.
Все материальные объекты на Земле можно разделить на две группы ( прил. 1, схема 1)
Многие искусственные объекты принято называть техническими объектами или техническими устройствами.
Основная функция технического устройства — это действие, для осуществления которого оно создано. Например, основная функция рубанка — строгание древесины с целью получения гладкой и ровной поверхности обрабатываемого материала. Основная функция сверлильного станка — получение отверстий в различных материалах, как сквозных, так и глухих.
Любое техническое устройство, будь то повозка, книга, станок, телефон, кинофильм, создавалось, когда в нём возникала потребность. Иначе говоря, любое техническое устройство создано для выполнения им строго определённой, или основной, функции.
Техническое устройство (ТУ) может быть простым , например лопата. Простые технические устройства называют орудиями труда .
К сложным техническим устройствам относится, например, современный авиалайнер. Сложные технические устройства называются техническими системами (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение).
Основная функция простых и сложных технических устройств может совпадать. Сложные технические устройства выполняют при этом основную функцию более производительно и на более высоком уровне.
Орудие — технический объект, при помощи которого осуществляется какое-либо действие и производится работа. К ним обычно относятся ручные инструменты и несложные приспособления.
Техническая система (ТС) — составной объект, состоящий из группы связанных между собой частей. При этом свойства технической системы существенно отличаются от свойств отдельных составляющих её частей. Так, например, детали самолёта — крылья, двигатели, шасси — сами летать не могут, но собранный из них самолёт обладает способностью летать.
Инструмент – ТУ (техническое устройство), при помощи которого выполняется работа.
Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы.
Аппарат – ТУ, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы. Например, фотоаппарат, утюг, дирижабль.
Прибор – ТУ, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека. Например, термометр, хронометр, компас.
Машина – сооружение (перевод с латинского).
Агрегат – несколько собранных разнотипных машин, соединенных в целое для совместной работы, а также часть сложной машины, представляющая законченное целое.
Следует отметить, что всякая машина есть техника, но не всякая техника есть машина. Что же называют машиной и какое техническое устройство можно считать машиной?
Главное отличие машины от других технических устройств заключается в том, что она без приложения человеком силы совершает основные рабочие операции . В то же время орудия (лопата, игла, нож) не могут сами совершать работу. Они только помогают человеку выполнять работу. Например, обычная лопата — простейшее орудие, при помощи которого человек копает землю. Экскаватор служит для этой же цели, но вы без колебаний назовёте экскаватор машиной и не ошибётесь, потому что экскаватор сам совершает полезную работу, а человек только управляет им.
Любая машина — это техническая система, так как состоит из составляющих её элементов , и свойство машины всегда отличается от свойств составляющих её элементов. Например, автомобиль может перевозить грузы, а его элементы нет. Так, колесо хотя и перекатывается, но никого не перевезёт, в кузове можно разместить груз, но переместить его куда-либо невозможно.
Исторически машины произошли из орудий (инструментов и приспособлений), постепенно усложнившись до технических систем. Рассмотрим в качестве примера эволюцию сверлильных работ от орудия до машины. В историческом музее можно увидеть примитивные орудия каменного века — каменные топоры и мотыги, наконечники копий и стрел, кремневые ножи и скребки для хозяйственных нужд. Эти орудия поражают одной деталью: у них есть гладкие отверстия для насаживания на деревянную ручку. Как же люди каменного века делали такие отверстия? Они пользовались незамысловатым устройством, которое сооружалось следующим образом. Из прочного дерева вырезали стержень, один конец которого заостряли. Этот заострённый конец стержня помещали в углубление в камне, наполненное мелкозернистым песком. Стержень вращали между ладонями, и нижний острый его конец действовал как сверло.
В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально закручивали тетиву лука. При приведении лука в движение стержень начинал вращаться, ив камне просверливалось отверстие. Такое техническое устройство называют лучковым приводом . Лучковый привод является самым древним механизмом, который изобрёл человек для облегчения своего труда.
Основная функция лучкового привода — облегчить операцию, т. е. удерживать и задавать движение стержню с увеличением скорости его вращения.
Привод стал промежуточным звеном между инструментом и руками человека, он задал и передал движение от рук человека к орудию.
Привод, обеспечивающий механическую передачу движения или преобразование движения, называют механизмом (от греч. mechane — орудие, сооружение).
Механизм – техническое устройство для передачи и преобразования движения
Любые приводы, способные передавать движение к рабочему органу, в технике называют трансмиссией (от лат. transmissio — пересылка, передача).
Пока стержень для сверления человек вращал руками, стержень был орудием. Вместе с приводом, задающим движение, он стал прообразом технической системы. Всё дело в том, что в нём имеются два необходимых взаимосвязанных элемента: тетива с луком (механизм) — привод, который передаёт движение на рабочий орган, и острый стержень (рабочий орган) — орудие, которое выполняет работу.
Когда же техническая система становится машиной? Если к рабочему органу добавить трансмиссию, двигатель и органы управления (кнопки, педали, рычаги, штурвалы), то получится машина — сложная техническая система, где двигатель служит источником механического движения.
Если двигателем является человеческая сила, то такая техническая система называется механизированным инструментом (от лат. instrumentum — орудие). Например, инструментом является ручная механическая дрель. А вот сверлильный станок или велосипед с мотором — настоящие машины. Человек здесь не прикладывает физических усилий, а только управляет.
Таким образом, механическая машина как цельная техническая система включает в себя:
двигатель – источник энергии ;
трансмиссия – часть машины, которая передает движение от двигателя на рабочий орган ;
рабочий орган – это орудие, которое выполняет работу .
4. Закрепление нового материала.
Приведите примеры простых и сложных технических устройств.
Приведите примеры простых и сложных технических устройств, выполняющих одинаковую основную функцию.
Если сложные технические устройства выполняют работу лучше и производительнее, то почему современный человек использует в своей работе орудия как простейшие устройства?
Как вы понимаете фразу «Всякая машина есть техника, но не всякая техника есть машина»? Поясните на примерах.
При выполнении каких условий техническая система становится машиной?
Что является признаком машины как технической системы?
Найдите четыре части машины в сверлильном станке.
Найдите четыре части машины в других известных вам технических системах.
* Объясните, почему работоспособность машины зависит от полноты ее частей.
Технология (мальчики). 8 класс
Ключевые слова:
Органы управления, система, система управления.
Основные понятия:
Органы управления любой машины служат для приведения её в действие.
Системой называют совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых имеет своё назначение.
Органы управления любой технологической машины объединены в систему.
В системе управления машиной объединяются связанные между собой подсистемы, узлы и отдельные элементы.
Пояснения:
Любая технологическая машина для выполнения своих функций имеет двигатель, передаточный механизм и рабочий орган, совершающий полезную работу.
Для приведения любой машины в действие нужны органы управления.
Совокупность подсистем обеспечивает пуск машины, управление рабочими органами (направлением, скоростью, прилагаемым усилием), остановку машины, контроль режимов работы, поддержание работоспособности машины, охрану безопасности жизни и здоровья человека, экологичность.
Литература:
Технология. 8—9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.] ; под ред. В. М. Казакевича. — М. : Просвещение, 2017.
НАШИ ПАРТНЁРЫ
© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»
Презентация по технологии на тему «Органы управления технологическими машинами»(8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ограын правлеУняи ехнолочигесТкими шинаМами
Органы управления технологическими машинами.
Любая технологическая машина для выполнения своих функций имеет двигатель, передаточный механизм и рабочий орган. Двигатель — устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу или энергию другого вида. Передаточный механизм (трансмиссия) – это устройство, позволяющее изменять скорость вращения валов, шкивов, деталей, устройств, направление вращения, устанавливать наиболее удобное расположение вращающихся валов, деталей и узлов механизмов. Рабочий орган — деталь, агрегат машины, непосредственно взаимодействующий с обрабатываемым материалом.
Для приведения любой машины в действие нужны органы управления.
Самостоятельно найдите органы управления велосипедом
В скутере с двигателем внутреннего сгорания органов управления больше.
У более сложных технологических машин количество узлов и элементов входящих в органы управления , еще больше и конструктивно они гораздо сложнее. Органы управления технологическими машинами могут иметь разный внешний вид и устройство. Например, для управления направлением движения автомобиля служит рулевой механизм. В гусеничном тракторе такое управление осуществляется специальными рычагами. Подъемным краном управляют с помощью джойстиков.
Органы управления самолетом
Органы управления на заводе
1. Найдите соответствие изображений и подрисуночных подписей А)кабина трактора Б)пульт управления на заводе В)кабина авиалайнера 2. 1. 3.
А) двигатель Б) орган управления В) корпус Г) передаточный механизм Д) кнопка включения Е) рабочий орган 2. Какие части необходимы любой технологической машине для выполнения своих функций?
3. Какой механизм устанавливается на тракторе для выполнения управления направлением движения? А) кнопочный Б) рычажный В) педальный В) джойстиком Г) рулевой
4. Найдите правильные продолжения предложений. А) технологические машины служат для производства или преобразования Б) машинами называются технические устройства В)органы управления необходимы для 1. Приведения любой машины в действие 2. Выполняющие механическое движение для преобразования энергии, материалов и информации. 3. Материалов и изделий на заводах металлургической, лесной, машиностроительной, лёгкой, пищевой, полиграфической и многих других видов промышленности.
5. Найдите соответствие изображений и подрисуночных подписей. А) технологическая машина Б) транспортная машина В) информационная машина 1. 2. 3.
6. Распределите перечисленные машины в соответствующие группы (технологические, транспортные или информационные). -Металлорежущий станок -Самолет -Телефон -Локомотив -Деревообрабатывающий станок -Фрезерный станок -Автомобиль -Компьютер -Планшет
7.Попробуйте по картинке определить транспорт, которому принадлежат данные органы управления
8. Попробуйте по картинке определить транспорт, которому принадлежат данные органы управления
9. Попробуйте по картинке определить транспорт, которому принадлежат данные органы управления
10. Попробуйте по картинке определить транспорт, которому принадлежат данные органы управления
Проверь себя: 1) А-3; Б-1; В-2; 2) А, Г, Е. 3) Б. 4) А-3; Б-2; В-1. 5) А-3; Б-1; В-2. 6)Технологические машины: металлорежущий станок, деревообрабатывающий станок, фрезерный станок. Транспортные машины :локомотив, самолет, автомобиль. Информационные машины: планшет компьютер, телефон. 7) Корабль 8) Поезд 9) мотоцикл 10) Космический корабль Нет ошибок -5 Одна-две ошибка -4 три ошибки-3 Больше трех ошибок – повтори материал еще раз.
Домашнее задание : Подготовить информацию об органах управления транспорта, имеющегося у вас дома.
Номер материала: ДБ-1547485
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.