Когда изобретут машину времени: факты, теории, разработки
Что такое машина времени
Машина времени — это устройство, с помощью которого, в теории, можно было бы путешествовать во времени.
Однако ученые понимают под ней не физическую машину или механизм, как в кино, а искривленное пространство-время [1]: например, в виде «червоточины» или «пончика». Внутри нее можно перемещаться из одной точки пространства-времени в другую, за счет сфокусированных гравитационных полей. Но такие поля должны быть супермощными, а управлять ими нужно с максимальной точностью.
Есть также версии, что машина времени — это экзотическая материя с отрицательной плотностью. Если ее толкнуть, она будет двигаться в направлении, обратном нормальному. Однако ничего похожего пока открыть не удалось.
Можно ли путешествовать во времени?
В фантастических фильмах вроде «Звездного пути» или «Назад в будущее» герои просто садятся в машину или другой транспорт и оказываются в прошлом или будущем. На деле все гораздо сложнее, и единого мнения на этот счет пока нет.
Альберт Эйнштейн первым описал время как «четвертое измерение» [2]. Он считал, что оно движется только вперед, но, при этом, относительно: то есть может течь с разной скоростью в разных условиях. Если вы будете двигаться со скоростью света (то есть 299 792 км/сек), то для вас оно замедлится — в сравнении с теми, кто стоит на месте. Но, согласно расчетам физика, ваша масса при этом должна быть бесконечной, а длина — нулевой.
Эйнштейн также утверждал, что гравитация может менять время: сверхмассивные объекты, вроде черных дыр, как бы искривляют время вокруг себя. Это тоже удалось доказать — с помощью GPS-спутников и сверхточных часов. Путешествия через черные дыры — пожалуй, самый популярный способ, описанный в фильме «Интерстеллар». Вблизи дыры или ее модели, за горизонтом событий, время движется в два раза медленнее, а то и вовсе останавливается.
Стивен Хокинг, написавший книгу «Краткая история времени», поддерживал теории Эйнштейна относительно черных дыр, а также — «червоточин» или «кротовых нор», которыми пронизана вся Вселенная. Однако он не верил, что можно путешествовать в прошлое.
В доказательство он провел эксперимент: организовал в 2009 году вечеринку и разослал приглашения уже после того, как она закончилась. Но никто из приглашенных в будущем так и не пришел на нее. Однако Хокинг не исключал, что машину времени построят уже после его смерти [3].
Основываясь на теориях Эйнштейна, NASA предположило, что можно путешествовать через «червоточины» или «кротовые норы» пространства-времени [5]. Это что-то вроде туннелей, пройдя через которые, мы окажемся в другом измерении. Но такие «червоточины» почти моментально схлопываются, и пройти через них смогут только сверхмалые частицы.
Еще одна гипотеза — «бесконечный цилиндр Типлера». Астроном Фрэнк Типлер предложил механизм, внутри которого вещество величиной в десять масс Солнца, свернутое в бесконечно длинный и очень плотный цилиндр. Если он будет вращаться со скоростью миллиарда оборотов в минут, космический корабль, пройдя по спирали, попадет внутрь цилиндра и окажется в «замкнутой времениподобной кривой» — мировой линии, где все возвращается в исходную пространственно-временную точку.
Теория струн в рамках квантовой механики предполагает наличие 11 измерений [6]. В одном из них как раз и может существовать портал для путешествий во времени.
Космические струны — тончайшие сгустки энергии, проходящие через всю длину Вселенной и обладающие огромной массой. Их диаметр тоньше атомного ядра, при этом они очень плотные: 1 тыс. км такой струны весят как Земля. Следовательно, они, как и черные дыры, тоже могут искривлять пространство и время вокруг себя. Есть теория, что такие струны бесконечны и образуют замкнутые петли — «складки» пространства-времени. Внутри них также можно путешествовать во времени.
В чем главные проблемы создания машины времени?
- В обозримом будущем ни один из объектов, созданных человеком, не может приблизиться к скорости света.
- Человек не сможет находиться вблизи объектов с гигантской гравитацией, как у черных дыр: он сразу погибнет.
- Гипотетические условия для путешествий во времени — такие, как бесконечная или сверхмалая масса, нулевая длина и другие — тоже недостижимы.
- Деформация пространства-времени может вызвать мощный поток радиации, который уничтожит все живое.
Есть отдельные теории — например, у физика Ричарда Мюллера [7] — о том, что вернуться назад невозможно, так как Вселенная постоянно расширяется, как в пространстве, так и во времени. Другими словами, в прошлом времени было как бы меньше, а в будущем его, наоборот, больше. И мы не можем, в нашем нынешнем состоянии, оказаться в нужной точке прошлого или будущего — в обеих случаях это будут совсем другие миры, с которыми у нас нет никакой связи. Чтобы такое путешествие стало возможным, нам сначала нужно уменьшить или увеличить объем пространства-времени.
И тем не менее люди веками пытаются создать машины времени или хотя бы воссоздать условия, при которых такие путешествия возможны.
Что будет, если изменить прошлое?
Этот вопрос чаще всего возникает в книгах и фильмах — вроде «Терминатора», «Эффекта бабочки» или «Назад в будущее». Ученые называют его «парадоксом убитого дедушки» [8]: когда путешественник во времени возвращается в прошлое, убивает своего дедушку в юности и в результате исчезает — потому что никогда не рождался.
Противники теории утверждают, что это невозможно: отправиться в прошлое можно только по замкнутой кривой, внутри которой все события закольцованы друг с другом. В качестве наглядного подтверждения приводят бильярдный шар, который движется через червоточину по заданной траектории и никак не может помешать сам себе.
Британский математик и философ Джеральд Джеймс Уитроу считал, что, если бы путешествия в прошлое были возможны, мы бы помнили о них еще до отправления.
Кто уже пытался изобрести машину времени
Еще в конце XIX века писатели-фантасты — среди них Энрике Гаспар и Римбау, а также Герберт Уэллс — описывали первые прототипы машин времени. Однако научные обоснования появились в начале XX-го, с появлением теорий Эйнштейна.
В 1948-м австрийский математик и философ Курт Гедель нашел решение для уравнений Эйнштейна, касающихся гравитации и вращающейся Вселенной. В ней свет тоже вращается вместе с другими объектами, из-за чего последние движутся по замкнутым траекториям и в пространстве, и во времени.
Гедель также писал, что в каждой точке пространства есть световой конус прошлого и конус будущего. Внутри каждого из них находится мировая линия — непрерывная кривая в пространстве-времени, которая состоит из событий. На каждой мировой линии время течет по-своему.
Если наклонить конусы под определенным углом, внутри получится окружность — это и есть машина времени. Нужно только создать такое гравитационное поле, или искривление, при котором конусы наклонятся под нужным углом. Гедель предполагал, что такая Вселенная уже где-то существует, но пока мы ничего о ней не знаем.
В 1943-м был проведен эксперимент на базе ВМС США в Филадельфии. В рамках него вокруг эсминца «Элдридж» создали специальный электромагнитный экран, который отражал сигналы радаров. Некоторые свидетели утверждали, что после этого корабль якобы исчез, а потом появился на расстоянии в сотни километров в штате Виргиния. Но спустя годы моряки, участвовавшие в эксперименте, опровергли это.
В 1988-м американский физик и астроном Кип Торн рассчитал, при каких условиях машина времени Геделя будет работать и насколько это возможно. Для этого нужно запустить машину времени, разогнать один конец «кротовой норы» до околосветовой скорости, притормозить, потом разогнать в обратном направлении, снова притормозить, нырнуть в нору, выскочить на другом конце и уже снаружи, как можно быстрее, домчаться до обратного конца. Так появится временная петля между прошлым и будущим.
Впоследствии модель усложнили, рассматривая ее в четырех и пяти измерениях, где добавляются новые слои и условия. В итоге окончательной «рабочей» версии пока что не существует, но многие в своих расчетах по-прежнему опираются на гипотезу Геделя.
В 2017-м ученые из США и Канады создали свою математическую модель машины времени — TARDIS (англ. Traversable Acausal Retrograde Domain in Spacetime). Она выглядит как «пузырь» или «ящик», который движется по кругу, проходя насквозь через пространство-время вдоль «кротовых нор».
Чтобы они возникли, необходимо искривление пространства-времени определенным образом. При этом появление черных дыр, о которых говорил Хокинг, необязательно. TARDIS будет перемещаться по замкнутой кривой, чтобы люди внутри испытывали постоянное ускорение. Те, кто будет наблюдать за этим снаружи, увидит две версии события: в одной время движется нормально, а в другой — в обратном направлении.
В начале этого года астрофизик Рон Маллет рассказал, что можно повернуть время вспять. Он также опирался на теории и уравнения Эйнштейна и предложил использовать кольцевой лазер с беспрерывно циркулирующими лучами, который сможет набрать нужную скорость и создать портал в прошлое. Это те самые «червоточины», о которой мы писали выше. Профессор уже разработал прототип такого устройства и проводит испытания. Однако у его будущей машины времени есть серьезное ограничение: с ее помощью можно вернуться не дальше, чем в тот момент, когда она была включена.
Выводы о машинах времени
Мнения и эксперименты в современной науке можно свести к трем направлениям:
- Путешествия во времени невозможны, так как порождают непреодолимые парадоксы или просто технически.
- Путешествия возможны, но не так, как мы их себе представляем: нельзя отправиться в определенную точку в прошлом или в будущем.
- Путешествия возможны, надо только найти подходящую Вселенную и искривленное пространство-время в ней.
Части для машины времени
Хрустальные шары.
В магических практиках тоже существуют свои методы проникновения в прошлое и будущее. Самым простой способ — через хрустальный шар или специальным образом изготовленные зеркала. Например, маг и алхимик XVI века Джон Ди проникал сквозь время при помощи магических зеркал и кристаллов — таковых у него было несколько. Сам Ди упоминает магический перстень с бериллом, который он использовал для введения в транс присутствующих на сеансах, пользовался этим берилловым кристаллом и он сам. Кристалл был огранен по специально разработанной ученым схеме и под строгим его наблюдением, он мог давать яркие образы прошлого и будущего. Другой волшебной «машиной времени» был странный черный шар, неизвестно каким образом доставшийся астрологу. Шар был зеркально отполирован и мог вызывать видения. Что это был за материал, откуда Ди его получил — покрыто мраком тайны. Одни современники утверждали, что это просто кусок угля, другие называли иные черные минералы. Внешне камень, действительно, напоминал кусок антрацита, он имел овальную форму и для удобства был прикреплен к ручке из слоновой кости. Во всяком случае в коллекцию графа Питерборо этот камень вошел под названием «Черный камень, посредством которого доктор Ди вызывал духов», коллекция в 1842 году была распродана, камень Джона Ди ушел неизвестному покупателю за 12 фунтов. Далее следы магического кристалла теряются, и сегодня о нем не известно ровным счетом ничего. Ди занимался кристаллографией (то есть изучал строение и свойства кристаллов и зеркал), но его гораздо больше тянуло к кристалломантии (гаданию по магическому кристаллу). Кроме знаменитого черного камня для гаданий у него было весьма интересное обсидиановое зеркало. Современники утверждали, что этот подарок был сделан ему самим Кортесом — завоевателем ацтеков. И прежде каменное зеркало принадлежало ацтекским жрецам, которые как раз и использовали этот предмет для гаданий. Ди уверял, что зеркало сделано из куска вулканического стекла — обсидиана, что камень имеет поразительные качества, и даже не слишком хороший медиум, каким и был Ли, может увидеть в нем вещи воистину странные и необычайные. Поглядеть на волшебный камень приезжала к нему даже королева Елизавета. Ди наблюдал в волшебном приборе за событиями, удаленными как во времени, так и в пространстве. В своем дневнике он записал, что видел, как подговоренные врагами простолюдины сожгли полностью его дом под Лондоном, когда сам он находился в Европе, при дворе короля-алхимика в Праге. Но и этот фантастический камень пропал.
А вот другой волшебный шар можно и сегодня наблюдать в Британском музее. Это, наверно, удивительный волшебный кристалл, потому что это именно тот камень, который был подарен Джону Ди ангелами (так себя назвали эти существа), чтобы он со своим помощником Келли записал заветы енохианской магии. Это был необычайной красоты прозрачный камень величиной с яйцо, который переливался всеми цветами радуги. Случилось это событие на вечерней заре, когда маг помолился (он был добрым христианином). Тут-то и явился ему в сияющем свете ребенок (девочка по имени Мадина), который протянул небесный камень. А следом увидел Ди архангела Гавриила, вооруженного огненным мечом. Архангел простер над Джоном Ди свой меч и велел тому взять камень, но поставил условием, что ни один смертный не имеет права к нему прикасаться.
С этой поры у Джона Ди и Эдварда Келли в жизни было только одно занятие: слушать и созерцать ангелов и магическом кристалле и записывать странные тексты на непонятном, нечеловеческом языке. Язык этот позже будет признан магическим и получит название енохианского. Сам Ди называл его просто ангельским. Но были ли ангелами те, с кем наладил контакт елизаветинский маг? Майринк считает, что нет. Ди считал, что да. Правда, его смущал вид этих существ, умеющих выходить из волшебного шара: они не были одеты в белое, они больше напоминали языческих богов — с венками из цветов и зеленых листьев в распущенных волосах; со странно веселыми глазами. Эти сущности заполняли магический кристалл, смотрели с интересом на Ди и его помощника-медиума, что-то говорили. Джон Ди, признаем, в кристалле не видел ничего, а его товарищ-медиум описывал явление ангелов из камня так: «В середине камня находится маленькое круглое подобие вспышки света, которая кажется похожей на шар диаметром в тридцать дюймов или около того». Именно внутри этого света и «сидели» ангелы, диктующие Дн книгу правил. Во время общения с духами в помещении поднимался ветер, пламя свечи колебалось, ветер выл и за окном, и в дымоходе.
За время общения с миром духов Ди получил Великий Стол Квадратов или Элементных Досок, который содержит: «все человеческое знание, знание всех элементальных существ, всех видов, какие есть, и для чего они были созданы, всего живого в воздухе, живого в водах, живого в земле, и живого в огне (который является тайной жизнью всех вещей), знание, обнаружение и использование металлов, знание достоинств их, образования и достоинств камней, знание соединения и связывания, разрушение всех вещей, которые могут погибнуть, перемещение с места на место, как в этой стране, так и в любой прочей, к вашему удовольствию, знание всех механических ремесел, превращение формы, но не сущности, знание тайн людей, 19 ангельских запросов, указания по созданию енохиаиского алфавита, англо-енохианский словарь, енохианско-английский словарь, таблицы и ключи, систему шифрования и твердую уверенность, что он избран богами, чтобы открыть истинное знание». Ангелы обещали: «Произнесение Ключей имеет силу и ведет к видимому появлению духов… Они откроют тайны творения, насколько это необходимо, и дадут вам понимание многих тысяч тайн, в чем вы — все еще дети. Для каждой Таблицы есть свои ключ, каждый ключ открывает свои врата, и каждые врата дают знание о себе, вход и тайны тех вещей, которые здесь хранятся. В этих Дворцах вы должны найти вещи, которые имеют власть. Над каждым Дворцом — его город, над каждым городом — вход. В тех ключах, которые мы даем, — тайна и тайные сущности и средства для перемещения всех вещей и всех перемещений в мире».
Беседы с ангелами разрушили семью Джона Ди, его здоровье, свели на нет его состояние, потому что для общения они требовали то создание столов, то изготовление дорогостоящих талисманов, и каждый раз оказывалось, что совет был понят неверно или дан несведущим в этом вопросе ангелом. Ди признавался, что беседы с ангелами все больше стали ему напоминать беседы с врагами человеческими, посланцами Сатаны. «Ангелы» сообщили через Келли, что, «изучив все, что они были намерены преподать, можно было вызвать ниспровержение всех правительств, изменение большинства государств и королевств в мире и привести мир к апокалипсису». Он пробовал сжечь рукописи, но тщетно: они снова возрождались. В дневнике он с отчаянием записал: «Я заметил… лист чистой белой бумаги, который перелетал с места на место при порывах ветра… Я нашел три мои Книги там, где они были так старательно сожжены десятого апреля».
«После смерти Ди в 1608 году, как пишет Дональд Тайсон, его библиотека была продана антиквару — сэру Роберту Брюсу Коттону (1570–1631). Коттон также приобрел, по крайней мере, часть магического инвентаря Ди, включая его магический стол, один из кристаллов и печати из воска, которые поддерживали кристаллы и ножки стола. Некоторые из этих предметов впоследствии попали в Британский музей как «Библиотека Касабона»».
В Средние века в Европе жил некий доктор Фауст, послуживший великому Гёте прототипом для его. Так вот, доктор Фауст оставил нам рецепт, как создать магический кристалл. Этот рецепт был напечатан в его книге с потрясающим названием «Адская необходимость».
«Заказывая магический шар, проследи за тем, чтобы ювелир выполнял работу только по вторникам в часы Марса — в первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать второй час суток. Не бери шар из рук ювелира бесплатно. Он не должен дарить тебе магического шара. Вся работа должна быть щедро оплачена. Изготовленный шар заряди магической силой, для чего, сообразуясь с полом заказчика, зарой его в свежую могилу согласно полу покойного. Насыщай свой шар магической силой три недели. После чего призови духов и соверши ритуал, возьми с духов клятвы покорности и они дадут тебе все, чем может заинтересоваться смертный».
Магические кристаллы могли выглядеть по-разному, главное требование — чтобы смотрящий в него человек сумел прийти к целостному восприятию времени-пространства. Обычно использовали отполированный природный камень — прозрачный или с легкой дымкой. Он должен быть хорошо обработан, не иметь каких-то впадин или выступов, лучше обладать округлой или яичной формой, но вполне пригодны «длинные» кристаллы, цилиндрические кристаллы (таковые использовались в Древнем Египте), зеркала из хрусталя, которые помещают на поверхности чаши с водой. Идеальный кристалл — совершенно прозрачный и круглый, размером с кулак или больше. Его использовали, помещая на черную ткань (желательно, черный бархат). Но если нет горного хрусталя или кварца, брали обычное стекло. Стеклянные шары могут показывать будущее или прошлое с не меньшим энтузиазмом, чем шары воистину магические. Единственное условие: шары брали не полые, а из цельного стекла. Полые стеклянные шары дают блеск, но не создают объема, что-то увидеть в них гораздо тяжелее, и, если шар полый, поступали так: наливали внутрь воду или же глицерин, а иногда и ртуть. Так до сих пор поступают люди, которые сделали прогностику своей профессией. Хотя, по большому счету, они могут с приобретением опыта увидеть события времени хоть в ложке с водой, но предпочитают хрустальный шар. Во-первых, это сразу поднимает их в глазах клиентов, прилагая магический ореол, а во-вторых, и вправду значительно облегчает прогностику.
Диаметры гадательных шаров часто варьируются. Обычно лучшими признаются шары с диаметром от 70 до 120 мм, но это очень дорогие шары, даже если сделаны не из хрусталя или обсидиана, а из обычного стекла. Под шар обязательно делают подставку, лучше с углублением, чтобы шар не скатывался. Подставку красят черной краской. Нередко продаются шары на треножниках. К сожалению, каким бы изящным ни выглядел треножник, он может мешать при работе с шаром. Так что обычно выбирают шар с тяжелой черной подставкой. Кроме прозрачных шаров используют и черные полированные шары. Лучший вариант — обсидиан. Но это дорогие предметы. В целом, пригоден любой черный минерал с блестящей поверхностью. Для такого шара подкладка из черного бархата не нужна. Нужна только подсветка. Вместо шара с таким же успехом можно использовать прозрачную (хрустальную или стеклянную) чашу с налитой туда водой. Чашу с водой тоже ставят на черный бархат или же наливают в прозрачную чашу черную воду, окрасив се чернилами или тушью. Образы на черной воде формируются так же качественно, как и образы в прозрачной воде на черном бархате.
Вместо чаш и шаров маги Средневековья любили рассматривать будущее и в магических зеркалах. Сохранился даже рецепт изготовления «зеркала Сведенборга». Философ Сведенборг считался в его эпоху знаменитым ясновидцем. Он прославился многими предсказаниями, а также мог легко сообщить, что происходит в данную минуту на значительном от него расстоянии. Так, однажды Сведенборг увидел страшный пожар, сведения о котором подтвердились только через несколько дней, когда из Стокгольма прибыли гонцы с сообщением об этом происшествии. Зеркало для прозрения будущего и настоящего Сведенборг изготавливал по собственной методике. Исследователь средневекового оккультизма Каганье приводит технику изготовления зеркала в своей книге: «Тонко измельченный графит разводят в оливковом масле до густоты теста и ставят на легкий огонь. Затем берут зеркальное стекло и, осторожно его нагрев, чтобы оно не лопнуло, кладут на две деревянные подкладки горизонтально и выливают на него приготовленное тесто так, чтобы покрыть ровным слоем всю поверхность. Если тесто не будет растекаться достаточно равномерно, то стекло наклоняют то в одну, то в другую сторону. Во всяком случае при разравнивании не следует пользоваться кистью потому, что при этом неизбежно получаются полосы. Если слой окажется чересчур прозрачным, то его посыпают тем же графитным порошком. Приготовленное таким способом зеркало оставляют лежать несколько дней горизонтально. Такие зеркала предпочтительнее посеребренных ввиду того, что они менее утомляют зрение, не давая ясных отражений (бликов). «Зеркало Сведенборга» устанавливают так, чтобы фигура смотрящегося не была видна». При вглядывании в «зеркало Сведенборга» (по сути, «черный отражатель») наблюдатель видит разного рола образы и картины, как и в прозрачном кристалле. Во всяком случае, очевидец описывает, что он наблюдал в «зеркале Сведенборга», такими словами:
«Через несколько минут после сосредоточения взгляда поверхность зеркала затуманилась и покрылась легкой беловатой дымкой. Постепенно эта дымка усиливалась и превратилась в голубоватый фосфорический свет, который распространялся даже на окружающие предметы и сообщал им особый блеск. Наконец она заклубилась большими облаками, быстро проносившимися перед зеркалом. Тогда только обозначились в зеркале определенные формы и я иногда отчетливо видел желаемое».
К магическим зеркалам относились с большим пиететом. Например, средневековый трактат предписывает такое обращение с зеркалом:
«Основательно следи за тем, чтобы при изготовлении магического зеркала быть одному. Кроме мага, никто не должен смотреть и зеркало. Зеркальные стекла необходимо постоянно чистить черным шелковым платком. Покрыть стекло зеркальным веществом и хранить в магическом кабинете. Важно, чтобы между оправой стекла и собственно зеркалом был налит магический флюид, то есть жидкость, освящение которой сопровождается называнием четырех стихий или их представителей. Это Элохим, Михаэль, Габриэль, Уриэль и Самуэль».
Магические зеркала.
Зеркала для ясновидения изготавливали из самых разных минералов — нефрита, гематита, обсидиана. Имели они и очень различную форму. Наиболее полноценными считались зеркала вогнутые, полусферические. Между прочим, впервые о таком зеркале, правда собранном из множества маленьких зеркал, европейцам стало известно во времена Архимеда. Помните, наверно, из школьной программы, каким образом этот математик спалил римский флот? Когда римляне подступили к Сиракузам, он вывел на стены города всех защитников родного города, и у каждого в руке было зеркало, разной формы и разных размеров были эти сиракузские зеркала. Вроде бы, что сможет сделать зеркало против римского флота? Но мудрец так расставил людей, что они образовали форму полукруга, и в тот момент, когда они выставили перед собой зеркала и поймали в них лучи солнца, римские корабли превратились в пылающие факелы. А все потому, что Архимед рассчитал расположение зеркал, чтобы их свет был направлен в одну точку. Полтысячи зеркал было занято в этой военной операции. Архимеду удалось сделать то, чего до него не делал еще никто, — создать работающую модель огромного вогнутого зеркала. Такое зеркало способно концентрировать в фокусе огромную световую и тепловую энергию, что и было доказано на практике: флот сгорел.
Аналогичные зеркала, только цельные, но по форме вогнутые, используются магами на протяжении веков. Они гораздо успешнее работают, чем плоские зеркала. У плоских зеркал есть глубина, но она большей частью иллюзорная, хотя и обманывает фотоаппарат: если вы посмотрите в дальномер, то расстояние от фотографа до зеркала увеличивается вдвое, причем так считает прибор. Но вогнутое зеркало изначально имеет искривление, оно обладает очень интересными качествами. Мистики считают, что такое зеркало из-за искривления может концентрировать в пространстве астральный свет, и там, где свет сосредотачивается, возникает эфирный фокус, характеризующийся сильной вибрацией «ясновидческих» волн, поэтому если в такой фокус поместить глаз человека, то у него легко пробудятся способности к прогностике. В индийских храмах нередко можно увидеть такие вогнутые зеркала — они похожи на огромные чаши и сделаны из золота. Часто делались для прогностики и бронзовые и серебряные зеркала, где отражающая поверхность была не из стекла, а из отполированного до яркого блеска металла. Причем эти «волшебные» предметы сопровождали пророков и пророчиц на тот свет: во многих древних погребениях по всей нашей планете находят такие зеркала, а если учитывать весь загробный арсенал, то становится ясно, что это не погребение местной богатой красавицы, а захоронение местной «колдуньи». Предсказательным зеркалом было и вогнутое зеркало царя Соломона — имеющее легкое искривление стальное полированное зеркало. Вогнутые зеркала использовали и шаманы в своих обрядах: зажигательными вогнутыми зеркалами они поджигали от лучей солнца прутья или кору, лунными вогнутыми зеркалами собирали лунную росу (необходимый компонент лечебных снадобий и жертвенной пищи), акустическими вогнутыми зеркалами общались с духами. О некоторых археологических зеркалах мы вряд ли что-то узнаем, потому что не осталось народов, у которых можно об этом спросить. Для какой цели были изготовлены многочисленные зеркала из различных металлов жителями плоскогорья Наска? Ясно, что не для того, чтобы рассматривать свои лица. Эти артефакты, имеющие в диаметре около полуметра, которые именуют зеркалами Тулу, клали в могилы. Ими буквально набиты захоронения. Но предназначение зеркал — тайна.
Практически все маги и алхимики Европы в Средние века имели вогнутые зеркала, а у некоторых были «зеркальные комнаты» и «зеркальные машины». Такое «зеркальце» было у шотландского прорицателя Маккензи. Откуда оно взялось, он не знал: просто однажды проснулся и обнаружил у себя на груди «зеркальный камень». При помощи этого волшебного зеркала он мог видеть на расстоянии ясные картины происходящего. Правда, судьба у него сложилась горько: королева попросила мага последить за ее мужем, находившимся на континенте, и маг увидел, как король изменяет жене с другой женщиной. Прорицатель сказал об этом королеве, но вместо награды получил страшную смерть — его сунули головой прямо в котел с кипящей смолой.
Говорят, был особый зеркальный прибор и у Мишеля Нострадамуса, сам ясновидец называл его усилителем. А те, кто видел работу странного зеркала, сообщали, что в нем можно было детально рассмотреть удаленные места и отдаленные события. Видевшей эту машину вдовствующей королеве Екатерине Медичи запомнилось только, что в приборе имелось странной формы вращающееся зеркало, а также много разных колес. И еще она запомнила, что каждый оборот зеркала был равнозначен земному году. Современник королевы и ее приближенный Франсуа Крозэ записал следующие показания королевы, слова, сказанные ею через много лет, когда все предсказанные события уже произошли: «Я смотрела, и многое было совсем непонятно, ведь это были картины будущего. Лишь теперь я догадываюсь, что после первого поворота зеркала увидела смертный одр моего короля-мальчика. Тогда я рассмотрела лишь рыдающую женщину. Конечно, это была Мария Стюарт… Затем были картины каких-то празднеств, потом философских диспутов, но я никого не узнавала. Их сменили огни пожаров и потоки крови — теперь я понимаю, что это была ночь святого Варфоломея… Еще одно ложе смерти, пышное, королевское… Лицо мужчины, но с женскими серьгами и ожерельями — увы, это был Генрих Третий. Потом обнаженные тела, странные пляски… Да, это были приметы его царствования… Я больше не могла вынести и сказала магу, чтобы он остановил машину. Потом спросила, когда умру, какой смертью и кто будет ее виновником. Он ответил уклончиво, чтобы я опасалась Сен-Жермена». Екатерина боялась дворца, расположенного в Сен-Жермен-де-Прэ, она там перестала бывать. Но это было имя человека, которого познали к умирающей королеве, — священник Сен-Жермен.
Что за волшебное зеркало было в машине Нострадамуса? Как выглядела сама машина? Что это была за машина, если в нее мог смотреть неподготовленный человек, каковым являлась королева? Вполне вероятно, что Нострадамус использовал в качестве усилителя вогнутые зеркала. Но мы точно знаем, что вогнутым зеркалом пользовался другой известный ученый — Роджер Бэкон, о котором ходили легенды. Этот энциклопедист и естествоиспытатель внес огромный вклад в целый список наук — среди них физика, биология, математика, астрономия, и в то же время он был великий маг. Так вот современники вспоминали, что у Роджера Бэкона имелись странные зеркала, при помощи одного из них он мог зажечь свечу на расстоянии, а при помощи другого наблюдал, что происходит в любой точке земного шара. Магические зеркала гак интересовали студентов Оксфорда, где они и находились, что молодые люди тратили время не на зубрежку, а на поджигание свечек, из-за чего между Бэконом и администрацией университета возник скандал, и оба зеркала были попросту… разбиты. Между прочим, в так и не изданных до сегодняшних дней трудах мага есть упоминания о странных для XIII века изобретениях — самолетах, кораблях, неизвестном тогда порохе, вплоть до химического состава, телескопе и микроскопе, а также о странных для его времени научных сведениях — далеких галактиках со скрупулезным их описанием, клеточной природе организмов и массе иных, не менее загадочных даже для нас вещей. Одно из зеркал Бэкона точно было вогнутым, потому что именно таковым описал это зеркало очевидец. А вот о втором мы ничего достоверного не знаем, разве что замечание, будто это был особый инструмент для созерцания будущего, якобы показывавший мир в живых картинках. Это заявление обычно настораживает уфологов, и они готовы признать, что Бэкон пользовался средневековым телевизором. Но если считать, что машина времени у пророков и провидцев находится в голове, то любой кристалл, зеркало, ковш с водой становится своего рода проектором для мысленной картинки. И тут еще вопрос, что первично, а что вторично: как формируется эта картинка, — сначала в воде, камне или зеркале, а потом воспринимается глазами, или же сначала в мозгу, а затем переносится глазами на любой отражающий объект?
И не являются ли именно наши глаза теми оптическими приборами, которые видят сквозь время внутри самого времени? Или сознание каким-то образом избавляется от всех физических качеств и ныряет в ту точку времени, которая ей необходима, перемещаясь так же, как тело в пространстве, и оттуда передает в глаза те сигналы, что воспринимаются как образы, которые мы видим на специально подготовленной магической поверхности?
А Леонардо, который тоже много экспериментировал с зеркалами? Считается, что именно глубина зеркал подсказала ему мысль о воздушной перспективе. Благодаря вогнутым зеркалам был получен и прибор, дающий перевернутое изображение, — камера обскура, тоже своего рода магическое приспособление, позволявшее художникам изображать реальность в мельчайших деталях и без искажений, по большому счету — ближайший родственник фотоаппарата и кинокамеры. При помощи системы зеркал обратное изображение можно было перевернуть — и наслаждайтесь средневековым телевизором. Правда, в этом случае зеркала были простые, не вогнутые.
Но не только маги сильно интересовались подобными зеркалами. Над эффектом вогнутых зеркал ломали голову флорентийские академики, и происходило это в 1667 году. Длительное изучение предмета вылилось в толстенный фолиант. Между прочим, эксперимент был интересный: академики установили такое зеркало на расстоянии от глыбы льда и обнаружили, что температура внутри фокуса, то есть того самого места, где, по мнению матов, и сконцентрирован астральный свет, резко падает. Правда, вывод они сделали несправедливый. Академики считали, будто научно доказали факт, что не только светящиеся или горячие предметы могут посылать излучения, но и холодные (лед) — тоже. Недаром в их опыте присутствовала льдина весом в двести килограммов. Современная наука объясняет странный факт иначе: вогнутое зеркало является не только приемником, но и излучателем энергии, поэтому оно посылает свою энергию вовне, поэтому температура в фокусе и падает. И вот это свойство вогнутого зеркала сегодня используется совсем не магами. На этой особенности вогнутых конструкций строятся радиолокационные антенны, они называются параболическими. Вогнутое зеркало, хотя не имеет решетчатого строения, тоже является антенной, как бы это странно для вас ни прозвучало.
Между прочим, современные маги до сих используют вогнутое зеркало для предсказаний. Вогнутое сферическое зеркало изготавливается из вогнутой стеклянной основы, нижнюю сторону которой окрашивают черной краской. Такое зеркало считается более подходящим для концентрации внимания, чем зеркало серебряное, более для нас привычное. К плюсам черного зеркала относится то, что оно практически совсем не отражает света, то есть не дает бликов, но способствует созданию образов мысли. Картины, которые видит человек в такой черной полусфере, выглядят больше, объемнее и живее, чем образы, возникающие в плоском серебряном зеркале. Чаще всего используется черное вогнутое зеркало примерно 20 см в диаметре и степенью искривления в 12 мм. Такое зеркало устанавливают на подставке с выемкой для края зеркала. Подставку красят в черный цвет.
Научные вогнутые зеркала — дело иное. Хорошо известные сегодня зеркала Козырева тоже в какой-то степени «магические». Это целая система алюминиевых вогнутых зеркал со странными свойствами. Сам Козырев считал, что такая конструкция способна улавливать и передавать не только общепринятые радиоволны, но и излучения от живых объектов, и эти зеркала могут усиливать мысль, передавая ее на расстояния. Вам это не напоминает зеркал Бэкона, машину Нострадамуса, обсидиановое зеркало Джона Ди? Граница между магией и наукой не так уж и прочна, иногда она выглядит размытым пятном… С зеркалами Козырева неоднократно проводили эксперименты. Как пишут в прессе, в девяностые годы проведено несколько таких передач мыслей на расстоянии из Новосибирска и поселка Диксон за Северным полярным кругом — в города европейской России и Западной Европы. И опыты, как говорится, прошли успешно. Вывод, который был сделан, неожидан для научной братин: вогнутое зеркало может усиливать мысли. Выявилась и еще одна «побочная ветка» для исследований — зеркала Козырева могут воздействовать на человека, находящегося в точке фокуса, так, что у него появляются видения… из прошлого или из будущего. Люди, которые с этими конструкциями работали, утверждают, что были еще и другие видения — пространственные. Зеркало Бэкона, например, покалывало, что делается на другом краю света…
Одни из руководителей эксперимента даже сделал странное для ученого признание: «Мы поместили исследователя в установку. И вдруг внутри установки произошла вспышка плазмоида. Потом перед началом работы в зеркалах — минута в минуту— над нашим зданием стал появляться светящийся объест в виде диска. Он исчезал, как только мы прекращали работу. Так было семь раз. А дальше вообще начинаются чудеса… Когда в момент подготовки к передаче мысленных образов мы внесли в зеркала символ Н. К. Рериха «Знамя Мира», испытатель был отброшен неким силовым полем. Было страшно. Мы не были к этому готовы, у нас не было даже приборов, чтобы все измерить. Единственное — мы зафиксировали по компасу, что север оказался в другой стороне. Я боюсь трактовать причину и до сих пор сохраняю некоторую отстраненность».
Даже в том случае, если «неизмеренный плазмоид» был чистой галлюцинацией участников эксперимента, это говорит о многом: значит, вогнутое зеркало может создавать что-то вроде коллективного гипнотического транса. В отличие от «зеркал магов» козыревские зеркала — это очень большие зеркала. И теперь ученые все больше склоняются к мнению, что существуют и природные объекты такого же строения. Никто специально не гранил внутренней поверхности кратеров потухших вулканов, но ведь они имеют форму чаши и сложены из вулканических минералов — базальта, обсидиана, — то есть именно из того магического обсидиана прошлого, который использовался для изготовления первых вогнутых (и плоских) зеркал. В таком случае природные «зеркала» вполне могут быть своего рода передающими и принимающими антеннами, которые способны установить связь с любым искусственно изготовленным зеркалом. А теперь представьте, что на планете таких объектов вполне достаточное количество для того, чтобы создать информационную сеть (то, что делают такие зеркала — принимают и передают информацию). И что мы получаем? Да, именно то, о чем вы сейчас подумали, — виртуальную информационную сеть прошлого.
Если все это правда, то ведь нет ничего удивительного, если маг пятнадцатого века от Рождества Христова мог сидеть в своем рабочем «зеркальном кабинете» и получать «картинки» как от мест, удаленных от него в пространстве, так и от событий, удаленных во времени. Мы второго пока еще делать не научились. То есть не научились создавать технически обоснованные и задокументированные устройства, способные проникать в прошлое и будущее. Мы передаем информацию другим способом. А лет так сто двадцать тому назад не имели вообще никакого способа, кроме почтальонов, перемещающихся в пространстве своим ходом. Но ведь нас, сегодняшних, не удивляет, что, сидя в квартире, мы можем увидеть прямую трансляцию из концертного зала или из космоса? Не удивляет. Так почему нас должно удивлять, что то же самое можно проделать, не имея аналогичных нашим устройств? Ведь большинство «магических» приборов вполне можно считать научными изысканиями прошлого. И тут не важно, на что опирались маги древнего, — на технику или на помощь запредельных духов…
Психологи, точнее парапсихологи, вообще убеждены, что единственный «правильный» механизм, имеющий и принимающую, и передающую антенны, — это наш собственный мозг. И этот мозг вполне способен выходить на связь с другими аналогичными устройствами, транслируя информацию от человека к человеку или принимая информацию от каких-то природных образований. Такая связь называется телепатией. Но ведь эксперимент с зеркалами Козырева — это как раз эксперимент с усилением естественных способностей мозга. Это телепатия в чистом ее виде.
Да и, вообще-то, почему наш мозг не может реагировать на биологические импульсы от других таких же устройств? Что в этом такого странного? И почему он не может получать так называемую «запечатленную» информацию, своего рода «память предметов»? Ведь голограммы, которые сегодня существуют — это тоже «память предмета», точнее сказать, память кристаллов. И они вполне реально существуют, признанные и объясненные наукой. Неужели то, что не объяснено и не признано, должно еще и не существовать? Тогда для человека пятого века нашей эры явно не существуют даже воздушные шары, потому что наука сделала это изобретение сравнительно поздно. А уж вся наша остальная техника вовсе полная чертовщина!
Между тем для академической науки вогнутое зеркало пока существует лишь как приемник и ретранслятор известных ей волн. Такие волны принимают, например, радиотелескопы. И мы получаем информацию о далеких галактиках во Вселенной. Но ведь был Роджер Бэкон с его страннейшими астрономическими сведениями. В его замшелом тринадцатом веке, когда только рыцари латами гремели да кони неслись во весь опор, этот ученый маг обнаружил в космосе интересное образование, похожее на свернувшуюся улитку. Он зафиксировал свое наблюдение и указал место, где подобная диковина обнаружена. Адрес известен: звезда находится «между пупом Пегаса, бюстом Андромеды и головой Кассиопеи. Прошло четыре века, и точно по указанному адресу астрономы нашли туманность Андромеды. Говорят, он наблюдал эту космическую «звезду» через вогнутое зеркало. А почему бы и нет?
Почему мы отказываем людям прошлого в уме и знаниях? Почему считаем, что если в «темные» века не умели обрабатывать стекло, изготавливая линзы с точным искривлением, то они не могли проникать внутрь тайн другим путем? Ведь для всего в этом мире существует замена. Не было у греков технологии изготовления стеклянных зеркал! Не умели! Но в храме Деметры они использовали точный аналог такого зеркала — обработанный кусок горного хрусталя линзообразной формы, опущенный на самую поверхность воды. И это было настоящее зеркало, только роль отражателя играла не металлическая амальгама, а простая вода… И весь секрет!
Индийские маги, использовавшие только вогнутые зеркала, вероятно, выбрали эту форму тоже не случайно. Кто им мешал отполировать до блеска не вогнутость, а плоскость? И получили бы такие «безделушки», как этрусские зеркальца для дам (хотя тоже не можем мы утверждать, что это были безделушки, а не какие-то приборы-заменители). Но они упорно изготавливали сияющие зеркала с определенным углом кривизны! И если заглянуть в древние тексты, использовали эти зеркала вовсе не для рассматривания собственной личности, а как приемное и передающее устройство.
На самом деле, если воспользоваться искривленным зеркалом магов, то у человека возникают очень странные ощущения. У него начинаются видения.
Если вы когда-то смотрелись в кривое зеркало, например, в каком-нибудь парке аттракционов, то помните неприятное ощущение— то, что мы видим, вызывает внутренний отпор. Мы не можем ассоциировать свой привычный облик с тем чудовищем, которое пялится на нас из Зазеркалья. Между прочим, секрет некоторых «проклятых» зеркал довольно прост: они изготовлены с легким искривлением, технологическим браком. Такой брак может происходить по разным причинам, но ни один мастер сознательно его не планировал. Человек, глядящий в подобное зеркало, испытывает ощущение неадекватности, хотя сам он вряд ли отдает отчет, что его облик и отражение имеют какие-то отличия. Зеркальный двойник имеет слишком незначительные отличия для того, чтобы мы воспринимали изображение как полностью искаженное. Но незначительных отличий достаточно для мозга, который не принимает неточности. И мы вдруг чувствуем, что наше сознание начинает «расслаиваться», что за нами «наблюдают», что нам хотят чего-то «злого». Каждое такое не слишком адекватное зеркало имеет богатую криминальную историю. Почему? Мистики считают, что зеркало запоминает негативные события и потом ретранслирует их каждому, кто смеет в такое зеркало смотреться. Если «проклятое» зеркало висит в доме, то из него систематически выходят призраки и играют спектакли прошлых жизней. Думаю, у каждого есть свои истории на этот предмет.
Нам тоже пришлось столкнуться с подобным зеркалом призраков. Рассказывали, что зеркало досталось моим знакомым из старого особняка, пущенного на снос. Прежде оно там стояло прямо на широкой лестнице между дверями коммунальных квартир. Старожилы говорили, что зеркало показывает сцены насилия, потому что некогда им владел какой-то фабрикант, который якобы у зеркала придушил ненавистную супругу. Исторических свидетельств существования фабриканта и супруги мы не нашли, нам зеркало никаких сцен убийств не демонстрировало, но вот в лунные ночи это сокровище приходилось завешивать черной тряпкой. Оно светилось. Свет каким-то очень странным образом начинал возникать в нижней части этого монстра и постепенно поднимался вверх. Зеркало становилось бледно-голубым и мелко дрожало. Все, кто видел эту трансформацию, испытывали неприятное ощущение — головокружение и тошноту. Причем в нормальные дневные часы зеркало вело себя так, как свойственно всем зеркалам, — честно отражало все, что ему предъявят.
Огромное, в три метра ростом, оно стояло напротив такого же огромного окна, но, как мы потом заметили, слегка под углом (прямо его было поставить невозможно: сама стена имела скос). Друзья даже устраивали для любопытствующих сеансы у зеркала, в лунные ночи, естественно, потому что свет от лампы зеркало не воспринимало и честно показывало эту самую лампу. А вот при ярком лунном свете с ним происходила чертовщина. То, что оно имело нам показать, выглядело непохожим на комнату, в которой оно находилось, — пространство расширялось и создавался эффект, что тебя втаскивают куда-то в голубоватый омут. Призраков из зеркала не выходило, кровавого кино мы не смотрели, но от греха подальше хозяева, в конце концов, стали свое приобретение от луны изолировать. Иначе утром они вставали с головной болью и усталостью, точно целую ночь разгружали вагоны с песком.
Специалисты-физики, поглядевшие на «заскоки» зеркала, сказали, что скорее всего эффекты происходят из-за незаметного для глаза искривлении зеркала, которое при определенном угле подачи света (а полная луна занимала в окне именно такое необходимое положение) начинает себя проявлять, отсюда и странные визуальные эффекты, дрожащая рябь, светящаяся голубизна. Мистики, которые зеркало смотрели, уверяли, что все дело в истории зеркала (убийство), и делали предположение, что оно некогда принадлежало магам. Мы попытались проследить историю этого предмета; маги им не владели, но оно было изготовлено еще до революции, а за это время, конечно, зеркальный слой мог деформироваться. Поэтому мы пришли к выводу, что правы физики. Однако, когда в том месте, где бывает в окне полная луна, мы пробовали устанавливать небольшой источник света, — ничего не происходило. Зеркалу для адекватной работы требовался лунный свет! Очевидно, все дело было в спектре. А лучше всего его «трясло» в белые ночи. Если кто-то занимал позицию точно против зеркала, то легко проваливался в пространство. Наверно, при некоторой тренировке можно было достичь и уровня видений и заглядывать во время или пространство, но этого не произошло, потому что, когда мы к этой мысли подошли очень близко, случилась авария и сверху протекла вода. Зеркало неожиданно для всех издало протяжный высокий стон и лопнуло точно в той точке, откуда в нем начинались трансформации. Очевидно, именно в ней и таилась причина зеркальной аномалии.
Однако вполне зафиксированы случаи, когда в зеркалах видят грядущие или прошлые события. И хотя все эти сообщения принято ставить под сомнение, я этого делать не собираюсь. И не потому, что я верю в «проклятые» или «вещие» зеркала, а потому, что я верю в особое устройство нашей собственной принимающей и передающей системы, то есть мозга. Если время для него, так сказать, «не имеет значении», то есть все существует в настоящем, без прошлого и будущего, а структурируем его мы сами, привязывая к сложившейся системе восприятия реальности, то события прошлого и будущего как бы запечатлены в общей информационной среде, откуда при помощи спецсредства, каковым является зеркало, можно войти в банк данных и открыть любой нужный файл. Очень часто такое проникновение случается с людьми случайно. Просто они находятся рядом с «машиной времени» в нужное для этого время и в нужном состоянии.
Нужное состояние обычно связано с нашими психическими реакциями (мы в такие моменты не совсем адекватны, наши мысли направлены на решение какого-то вопроса, наши эмоции можно выразить словом «тревожность», реальность мы воспринимаем как бы сквозь туман или стекло). И если в такой момент мы начинаем смотреть на себя в зеркало и ловим собственный взгляд, от которого не можем отвести глаз, то между нами и зеркалом возникает некая двусторонняя связь. Вероятно, именно таким способом мы и получаем информацию из планетарной базы данных.
Таких случаев известно немало, и все они давным-давно опубликованы, большей частью в исторических и мемуарных изданиях. Например, небезызвестен факт, что Наполеон во время русской кампании смотрелся в такое зеркало, и то, что ему зеркало показало, императору сильно не понравилось: в ярости он хватил по зеркалу кулаком, и в нем появились мелкие трещины. Что там увидел император, никогда и никому известно не будет (сам он об этом факте мистического опыта не упоминал). Зато поведение императора не осталось незамеченным для обитателей Аполья — местечка, где и находилось и помещичьем доме странное зеркало. Смоленский дворянин Гедеонов посетил это Аполье в конце девятнадцатого века и оставил нам описание дома и зеркала и слухов о зеркале. По Гедеонову, получалось так, что эту «машину времени» притащил в Аполье маг Калиостро, чтобы при помощи зеркала показать владельцу поместья его умершую жену. Вернуть ее из небытия на землю, как это происходит в известном фильме «Формула любви», Калиостро не собирался. Говорят, что он таки показал хозяину его упокоившуюся супругу, а зеркало навсегда так и осталось в Аполье. Гедеонов описывает этот предмет как «тусклое зеркало оловянного цвета» и сообщает, что с этим зеркалом в усадьбе связано много неприятных историй. Например, смотрящий в него шпалерный мастер грохнулся в обморок, а потом рассказывал, будто из глубины зеркала вытянулась чья-то рука и стала сильно прижимать его к земле. В некоторые моменты своей жизни зеркало почему-то начинало поджигать предметы в комнате. Нередко изображение в нем полностью исчезало, и вместо нормального мира появлялась странная чернота. В конце концов проклятое зеркало завесили черной бархатной шторкой, от греха подальше.
Гедеонов, впрочем, попросил шторку отдернуть. Он увидел зеркало, довольно невзрачное, в черной рамке, которое почему-то отразило всю комнату, но ни фигуры управляющего, ни его собственной там не было, а потом изображение исчезло и пошла чернота, по которой плыла какая-то рябь.
Дальше всматриваться Гедеонов не решился. Это была его первая и последняя встреча с историческим зеркалом. К сожалению, сегодня нам приходится довольствоваться этим описанием, потому что зеркало исчезло в 1918 году. Вероятнее всего, оно было попросту разбито — это же революционные годы. И от зеркала осталась только легенда. Но даже но тем крупицам, которые Гедеонов приводит, можно догадаться, что зеркало было изготовлено не так, как наши обычные плоские зеркала. Сам он упоминает, что апольское зеркало называли черным. И тут вряд ли имеется в виду связь зеркала с загробным миром или Сатаной. Черные зеркала — это особые зеркала, имеющие вместо серебряной амальгамы совершенно иную начинку. Об апольском зеркале говорили, что оно было изготовлено по особому рецепту, полученному от восточных мудрецов. Так что если все эти ниточки связать воедино, то уж слишком апольское зеркало напоминает магическое зеркало Бэкона, которое тоже умело самостоятельно зажигать свечу и показывало картинки из времени и пространства.
Что же касается черных зеркал, то технология их изготовления нам известна. Среди черных зеркал существуют как плоские, так и вогнутые. Плоское черное зеркало можно изготовить из куска стекла самостоятельно, если изнанку покрыть матовой черной краской. Такими плоскими зеркалами могут служить черные отполированные камни, что и использовалось некогда для мистических операций самыми разными народами.
Но в некоторые моменты нашей жизни вещие картины нам показывает и совершенно обычное зеркальное стекло, прежде не замеченное ни в чем дурном. И об этом тоже свидетельствует история.
Свидетель — писатель Анатоль Франс. Время действия—8 термидора 1704 года (по нашему исчислению — 20 июля 1794 года). Место действия — Франция. В ночь на 27 июля бабушка писателя, очевидно измотанная последними революционными событиями, утопившими страну в крови, сидела перед самым обычным домашним зеркалом. Внезапно она закричала следующее: «Я вижу его! Я вижу его! Как он бледен! Кровь течет из его рта! Его зубы и челюсть раздроблены! Слава Господу! Кровожадный негодяй не будет больше пить кровь, кроме собственной», — после чего рухнула без сознания. Когда старушка очнулась, она сообщила, что видела в зеркале раненого Робеспьера. На следующий день, 9 термидора (27 июля) 1794 года, Робеспьер был ранен в Конвенте и арестован, ему раздробили челюсть. А еще через день его обезглавили на Гревской площади.
Свидетель — А. П. Арапова, в девичестве Ланская, дочь Натальи Пушкиной от второго брака. Время действия — конец 1930 года. Место действия — Петербург. Арапова передает рассказ своей матери о странном видении в зеркале, которое увидел Александр Сергеевич Пушкин (в целом, не слишком склонный к мистическим откровениям). «Мать сидела за работою, он провел весь день в непривычном ему вялом настроении. Смутная тревога обуяла его; перо не слушалось, в гости не тянуло, и, изредка перекидываясь с нею словом, он бродил по комнате из угла в угол. Вдруг шаги умолкли, и, машинально приподняв голову, она увидела его стоящим перед большим зеркалом и с напряженным вниманием что-то разглядывающим в нем. «Наташа! — познал он странным сдавленным голосом. — Что это значит? Я ясно нижу тебя, а рядом — так близко! — стоит мужчина, военный… Этого я не знаю, никогда не встречал. Средних лет. генерал, темноволосый, черты неправильные, но недурён, стройный, в свитской форме. С какой любовью он на тебя глядит! Да кто же это может быть? Наташа, погляди!» Она, поспешно вскочив, подбежала к зеркалу, на гладкой поверхности которого увидела лишь слабое отражение горевших ламп, а Пушкин еще долго стоял неподвижно, проводя рукой по побледневшему лбу. Очнувшись, на ее расспросы он вторично описал приметы появившегося незнакомца и, перебрав вместе немногочисленных лиц царской свиты, с которыми приходилось встречаться, они пришли к заключению, что никто из них не походит на портрет…» Увиденный Пушкиным человек через восемь лет стал вторым мужем Натальи Николаевны. Это был Петр Петрович Ланской.
Свидетель — Михаил Погодин, профессор русской истории. Время действия — 1807 год. Место действия — Россия. Рассказ найден в записках княгини Б. и опубликован Погодиным. Главное действующее лицо Екатерина Оленина, помеченная Погодиным как Е. О. Особенности времени — идет война с Наполеоном.
«В 1807 году в обществе подруг Е. О. в доме помещика зашел разговор об опасностях и трудах близких сердцу отсутствующих, бывших в армии. Известий никаких в деревне. Между молодыми девушками зашла речь о гадании в зеркало; одни не верили, другие сомневались в способе гадания, а некоторые верили, и одна из подруг обратилась к хозяйской дочери, чтобы та погадала в зеркале.
«Посмотри-ка, где теперь мой брат и что с ним теперь?» — просила подруга.
Хозяйская дочь уставила зеркала и села при известной обстановке, прочие подруги расположились поодаль…
Долго молча сидела гадальщица, и все было бесплодно, так, что некоторым это стало надоедать, как вдруг она заговорила:
«Вот, вот туман сходит со стекла, вот лесок, песчаный берег, река, большая быстрая река! Господи, сколько народу! Все войска… лагерь, солдаты, пушки, кони на обоих берегах. Что это так суетятся у подошвы горы, на самом берегу? Кажется, все штабные тут…
А, отчалила лодка с того берега, в ней маленького роста генерал сидит; вот плот посередине реки, другая лодка причалила, смотри. ».
Е. О. подошла и стала за стулом подруги, посмотрела в зеркало и увидела то же самое. Вот и другой генерал взошел на плот, он повернулся… «Государь!» — вскричала хозяйская дочь и сама вскочила, пораженная увиденным.
Это было 13 июня, в день тильзитского свидания двух императоров: Александра I и Наполеона I, о котором уже, конечно, никто не думал, не гадал, а тем более эти молодые девушки».
Екатерине Олениной удалось своими глазами увидеть сцену подписания Тильзитского мира.
Скептически настроенные люди, рационалисты — не юная Катя Оленина, они тяжелее поддаются магии зеркал. И не потому, что они иначе устроены, а потому, что они блокируют возможность гипнотического транса, и их подсознание очень хорошо спрятано, до него не достучаться. Мужчинам реже удается что-то увидеть в зеркалах, поскольку мужская организация мышления опирается на логические операции, а женская — на образность. Добиться появления видений можно, только разрушив границу между сознанием и подсознанием. Об этом знали еще а глубокой древности. Вот что по этому поводу в XIII веке сказал арабский писатель Ибн Калдоун: «Некоторые люди смотрят в зеркала или сосуды, наполненные водой… Смотрят пристально и до тех пор, пока не начинают видеть образы. Созерцаемый предмет исчезает, а затем между наблюдателем и зеркалом протягивается завеса, похожая на туман. На этом фоне вырисовываются образы, которые он в состоянии воспринимать, а затем описывает то, что видит. В этом состоянии прорицатель видит не с помощью обыкновенного зрения, а душой. Место чувственного восприятия заступает новый вид восприятия. Однако восприятие души столь напоминает восприятие внешних чувств, что обманывает наблюдателя…».
Поскольку пространство-время — страннейшая вещь, мы, то есть мыслящие точки, которые неспособны нормально себя ощущать без деления целого на ряды последовательностей, можем почувствовать его в полном объеме, только отправляя наш корректирующий центр — логическое сознание — на отдых. Это может быть сон, где мы вольны перемещаться, куда хотим и в когда хотим, или трансовое состояние, которое как раз и возникает при разглядывании разного рода сверкающих предметов, или повторении в определенном ритме каких-то слов, или же при выполнении ряда быстрых и очень утомительных движений. Магия в этом плане разработала целые системы проникновения и вдали пространства и в глубины времени, а по сути — внутрь нашего собственного мироощущения. А поскольку человеку очень трудно вырваться из оков тела, и были изобретены специальные средства для этого благого занятия. Как только мы встречаем в европейской средневековой литературе упоминания о чьих-то магических способностях, сразу же находим и весь приличествующий магу набор инструментов. Некоторые из них легко опознаются, поскольку дошли до наших дней в неизмененном виде — шары, чаши, зеркала, а некоторые иногда ни с чем нельзя соотнести, и их названия ничего нам не говорят. Забыли, что это было такое. Другие странные предметы ученые находят во время раскопок или вычитывают о них в книгах, и вроде бы все понятно — не понятно только, как ими пользоваться, чтобы достичь результата. Вот по рассказам древних, у Александра Македонского (и не у одного Александра) был привезенный из Египта набор восковых фигурок, изображавших воинов разного ранга и национальности. И когда царю хотелось узнать исход будущего сражения, он восковое войско ставил друг против друга… и фигурки оживали, вступали в сражение. В наши дни только ребенок верит, что его пластмассовые солдатики — живые. Александр давно уже вышел из детского возраста. Так что ж у него были за фигурки? По описаниям — восковые. Но… они оживали, получали увечья, погибали. А потом все это повторялось на поле боя!
Египетские маги нередко разыгрывали в тазу с водой морские баталии, которые спустя некоторое время точно по сценарию происходили в реальной жизни. Уничтожая восковую фигурку и бросая ее в огонь, маг мог добиться смерти врага, а втыкая в фигурку острые иглы — мучительных болей у настоящего живого человека. Во время проведения колдовского сеанса он обязательно говорил слова власти, которые немедленно оказывали нужное действие. К помощи восковой магии прибегали все — от высших чиновников до простых египтян. Правда, последним было трудно нанять дорогостоящего жреца, поэтому обряд они проводили самостоятельно, потому и не всегда успешно. Папирусы рассказывают нам такую историю. У одного военачальника Абаанера была жена, которая влюбилась в воина из стражи фараона и предавалась с ним наслаждению. Слуга военачальника об этом узнал и доложил своему господину, Абаанер задумался, затем велел принести шкатулку из эбенового дерева и кое-какие необходимые материалы. «Из шкатулки он взял немного воска, который хранился там, видимо, как раз для подобных целей, слепил из него фигурку крокодила семи пядей в длину и, произнеся над ней магические слова, сказал: «Когда мужчина станет купаться в моих водах, схвати его. — Фигурку крокодила он отдал слуге и приказал ему — Когда мужчина, по своему обыкновению, пойдет совершать омовение, брось крокодила вслед за ним — . Слуга взял у хозяина фигурку и отправился восвояси. И опять жена Абаанера приказала слуге подготовить домик в саду. — Так как… — сказала она, — ну, словом, я проведу там некоторое время». Было подготовлено все необходимое, и она вновь наслаждалась там обществом своего любовника. Вечером, когда мужчина пошел к воде, чтобы совершить омовение, слуга отправился за ним и бросил в воду восковую фигурку. Та сразу же превратилась в живого крокодила семи локтей в длину (то есть около 12 футов), который схватил мужчину и утащил его в глубину. Прошло семь дней. Абаанер провел их в обществе царя Неб-кау-Ра, а мужчина все это время оставался под водой, не имея возможности дышать. На седьмой день Абаанер, который был хер-хебом, отправился с царем на прогулку и пригласил его величество самолично посмотреть, какие диковинные вещи случаются с людьми в его время. Царь согласился. Когда они подошли к воде, Абаанер призвал крокодила и сказал: «Доставь сюда мужчину». Крокодил выплыл, держа в пасти человека. Когда царь заметил, что крокодил этот похож на ужасного монстра, Абаанер взял зверя на руки, и тот сразу же превратился в восковую фигурку. После этого Абаанер рассказал царю обо всем, что произошло между его женой и мужчиной, вытащенным крокодилом из воды. Тогда царь приказал крокодилу: «Забирай свое и убирайся». Крокодил сразу же схватил мужчину, прыгнул в воду и исчез в глубине. Жена Абаанера по царскому указу была схвачена и сожжена у северной стены дворца, а ее пепел был выброшен в пучину». Мы не знаем, использовал ли Александр Македонский египетскую магию, то есть, уничтожал ли он своих врагов в виде восковых фигурок, однако тогда явление это было очень распространенное. И если «трансовые» инструменты помогали увидеть будущее и удаленные события, то восковые фигурки и прочие имитационные атрибуты помогали на реальность воздействовать. То есть имеются два способа входить в прошлое и будущее: просто смотреть и просто… менять.
Все магические и шаманские практики предполагают, что прошлое и будущее можно не только подсмотреть, но можно потрогать и изменить. Это можно сделать на расстоянии, изготовив суррогатные копии любого человека, то есть объекта, наделенного сознанием, и воздействуя на них, или же во времени — что всегда ставит в тупик исследователей магии — воздействуя на человека в его прошлом или его будущем. Если воздействие на расстоянии еще возможно хотя бы отдаленно научно объяснить через передачу мысленных сигналов, пусть и через иголки энвольтации, то исправление чего-то в прошлом или появление чего-то в будущем научно не объяснить никак: первого уже нет, второго еще нет. Но исходя из времени-пространства, и прошлое, и настоящее, и будущее находятся точно там же, где тело человека с его мозгом и сознанием. Просто в отличие от обычного человека и ученого, опирающегося на показания приборов, хорошо обученный маг оперирует и в ином пространстве, и в ином времени. Для него это единое, целостное понятие — как раз то, чего не желает понимать и принимать наше сознание, воспитанное на стереотипах.
Но что делает маг, чтобы переместиться в нужное ему время и изменить то, что его там не устраивает? Маг концентрирует волю, направляет все свои усилия, чтобы проникнуть за пределы четко очерченного бытовым сознанием «сегодня». Затем он… входит в то время, которое выбрал, и делает то, что должен сделать. Обычный человек, даже если изо всех сил наморщит лоб и раздует ноздри, войдет только… в свое воспоминание или же в какую-то плохо представляемую картинку, которую считает возможным будущим. Ничего у него не получится. Почему? Не знает слов власти? Даже если бы и знал — ничего бы не получилось. Современный человек очень редко способен отделиться от своего «здесь и сейчас». В этом-то и проблема. Его мозговая машина времени давно заржавела из-за того, что ею никогда не пользовались.
Но как же тогда объяснить все случаи перемещений во времени или четкой картины будущего, которую люди иногда видят перед глазами? Это иллюзия, обман, мошенничество и все придумано? Иногда — мошенничество. Иногда — плод воображения. Но в некоторых случаях — все сложнее. Эти перемещения и проникновения на чужую территорию, то есть вход в полное сознание, а оттуда — куда захочется, результат случайного совпадения психических и природных факторов. Вот почему так богаты такими событиями разные нехорошие, то есть аномальные зоны вроде Бермудского треугольника. Вот почему совершаются разные странности с людьми, выброшенными, выбитыми на реальности страхом или оказавшимися на грани выживания. Мы неожиданно для себя нажимаем в мозгу на неведомую кнопку — и реальность трещит по швам! Привет тебе, матрица! Входим в виртуальное пространство!