Что будет если тормозной жидкости не окажется в бачке?
Такая поломка не редкость, и не стоит удивляться и паниковать, если подобное произошло с вами. Давайте разбираться, что будет при отсутствии тормозной жидкости и как восстановить работоспособность авто, если ближайшее СТО как минимум в 5-10 км от вас, а вы – в чистом поле, или на трассе.
Отказ тормозной системы
Отказ тормозной системы возможен в двух случаях:
· Если вытекла тормозная жидкость, следовательно отказали тормозные цилиндры,
· Если произошло заклинивание суппортов.
Первую ситуацию вы определите по характерному включению сигнальной лампочки на панели приборов. У разных моделей авто она находится на разном уровне, поэтому лучше заранее посмотреть в инструкции ее местоположение.
Если случай запущен, то есть тормозной жидкости не осталось совсем, то тормозная педель просто проваливается – уходит в пол и более не возвращается.
Где искать утечку?
Первое, что вы должны пронять, а где собственно находится место утечки. Если вы хотя бы немного разбираетесь в строении автомобилей, то вы запросто это определите невооруженным взглядом. Если с техникой на «вы», то начините с заглядывания под машину. Свежие подтеки с внутренней стороны колеса – укажут на место утечки тормозной жидкости.
Если подтеков нет, но жидкость уходит, то дело в другом: это характерный признак повреждения гидровакуумного усилителя тормозов. При этом жидкость попросту уходит в этот усилитель, через надорванную мембрану. Самостоятельно подобная поломка «не лечится», придется эвакуироваться до автомастерской. По правилам, буксировка при неисправностях тормозной системы возможна только с частичной погрузкой авто, никаких жестких и гибких сцепок.
Как ремонтировать?
Если есть подтеки, значит износились манжеты тормозного цилиндра. Простейшее, что можно сделать – добавить жидкость-заменитель в бачок и добраться до ремонтной мастерской. Если поломка серьезная, то полный бачок жидкость уйдет в землю буквально через пару качков педалью тормоза.
· снимите колесо со сломанным цилиндром,
· открутите от цилиндра патрубок, который ведёт к этому самому тормозному цилиндру,
· в место, где крепится эта трубка вложите небольшую часть резинки. Подойдёт любая, небольшая,
· верните патрубок на исходное положение,
Чем может обернуться отсутствие тормозной жидкости в системе
Привод тормозов автомобиля давно уже не делают чисто механическим, как на первых машинах в истории. Возможны варианты гидравлических или пневматических тормозов, но последние применяются только на тяжёлом транспорте, грузовиках и автобусах. Практически у всех легковых машин гидропривод тормозов, где главная роль принадлежит тормозной жидкости.
Как устроена гидравлическая тормозная система
Водитель нажимает педаль тормоза, а соединённый с ней толкатель передвигает поршень главного тормозного гидроцилиндра. На этом механика заканчивается, а начинается гидравлика. У неё масса преимуществ перед применявшимся когда-то приводом с помощью тяг и тросиков:
- гидромагистрали с несжимаемой по своей физической сущности жидкостью могут передавать усилие по любой траектории, на значительное по автомобильным меркам расстояние без потери давления;
- исполнительные механизмы тормозов непрерывно перемещаются относительно кузова, гибкие гидравлические шланги легко решают эту проблему;
- масса системы тормозов значительно экономится при использовании тонких трубок вместо громоздких тяг, шарниров и тросов.
Повышение давления в магистрали, вызванное перемещением поршня главного цилиндра, мгновенно передаётся к исполнительным механизмам, рабочим цилиндрам. Их поршни начинают перемещаться, прижимая колодки к дискам или барабанам.
Но в отличие от механики, для обеспечения надёжности в гидросистеме приходится решать вопросы утечек жидкости, они категорически недопустимы по требованиям безопасности.
Последствия, связанные с утечками
Сам принцип действия гидравлики основан на несжимаемости рабочего тела. Если по какой-то причине в любой точке от главного цилиндра к исполнительным в трубопроводах появляется воздух или иной газ, то давление будет расти во много раз медленнее, рабочие цилиндры не отреагируют на перемещение поршня в главном, а водитель почувствует, как педаль проваливается под его ногой. Естественно, никакого торможения не получится, а последствия могут стать печальными.
Воздух в системе может появиться по разным причинам:
- низкий уровень жидкости в резервном бачке;
- негерметичность цилиндров и трубопроводов;
- кипение жидкости из-за перегрева.
Неисправность тормозов, ставшая следствием снижения уровня в бачке, может произойти по вине водителя, который обязан ежедневно этот уровень проверять. Он может снижаться из-за неисправностей или по естественным причинам. Например, по мере износа тормозных колодок и дисков поршни сильнее выдвигаются из цилиндров, а образующееся пространство заполняется жидкостью из бачка. Уровень должен доводиться до нормы.
Важно не просто доливать жидкость, а оценивать скорость понижения уровня и при появлении подозрений на быстрый расход полностью проверить всю систему на утечки. Иначе тормоза просто внезапно откажут, воздух не передаёт давление.
Наличие тормозной жидкости в нужном количестве настолько же важнее бензина или масел, насколько остановить автомобиль перед препятствием или пешеходом нужнее, чем разогнаться. Система тормозов – единственная в автомобиле, которая дублируется подобно авиационной или космической технике. Но если в ней недостаёт жидкости, то никакие меры конструкторов не помогут, следить за этим обязан водитель.
2019-05-19 Что будет, если не следить за уровнем тормозной жидкости
Забыли вовремя подлить тормозную жидкость ? Спешу вас огорчить, в скором времени ваша педаль тормоза при нажатии начнет проваливаться и станет ощутимо легкой. А ваш железный конь будет игнорировать ваши тщетные попытки его остановить. Всему виной воздух, попавший в тормозную систему. Чтобы этого не допустить, необходимо вовремя подливать тормозную жидкость, не допуская падения жидкости ниже определенного уровня. Сделать это можно, открыв капот. На бачке есть деления минимум и максимум. А чтобы контролировать данный показатель из салона автомобиля, вам необходимо время от времени поглядывать на восклицательный знак, помещенный в круг на приборной панели. Когда уровень тормозной жидкости упадёт, он загорится красным цветом.
Что горит? Тогда открываем капот и смотрим на бачок с тормозной жидкостью. Если жидкость есть на дне бачка и воздух не попал в главный тормозной цилиндр, то просто заполните уровень жидкости до максимальной отметки. Если же жидкость ушла, то придется прокачивать тормозную систему. В идеале отвезти ваш автомобиль в сервис технического обслуживания, где механики профессионально приведут машину в порядок. Но чтобы ее туда довезти, потребуется воспользоваться услугами эвакуатора. Так как передвижение по проезжей части без «тормозов» запрещено и чревато печальными последствиями.
К сожалению не все категории граждан обладают средствами для обслуживания своего авто в СТО, да и вызов эвакуатора может выйти в кругленькую сумму. Напрашивается вопрос: что же тогда делать? Ответ прост: прокачать тормозную систему самому, вернее самим. Так как вам потребуется напарник, нажимающий на педаль тормоза и тем самым прокачивающий систему. Имейте ввиду, тормозную систему необходимо прокачивать в виде английской буквы Z. То есть, необходимо прокачивать в такой последовательности: 1)левое заднее; 2)правое заднее; 3)левое переднее; 4)правое переднее колесо.
Чтобы осуществить манипуляцию, потребуется пустая бутылка и прозрачная резиновая трубка, для этого идеально подходит система для внутривенных вливаний. Приобретите удобный для снятия штуцера ключ. С боковой части на конце рамы такого ключа имеется болт, затянув который вы застрахуете себя от повреждения резьбы штуцера. WD-40. И само собой новая тормозная жидкость.
Ничего сложного в данной манипуляции нет. Приготовьте трубку. Отрежьте трубку для внутривенных вливаний со стороны иглы в области желтого резинового переходника. Другой конец трубки оставьте нужной вам длины. Залейте жидкость в тормозной бак до максимума, и по мере прокачки тормозов подливайте жидкость. Залезьте под машину. Обеспечьте для себя свободный доступ к штуцеру. Снимите защитную резиновую накладку со штуцера. И брызните на штуцер WD-40 . Наденьте на штуцер трубку. Второй конец трубки вставьте в пустую бутылку. Откручивайте штуцер ключом до того момента, пока жидкость не потечет по трубке. Попросите напарника жать на педаль тормоза. По трубке под напором «побежит» жидкость, содержащая пузырьки воздуха. После того, как весь воздух выйдет и пойдет чистая тормозная жидкость, вы должны закрыть штуцер и хорошо его закрутить. Наденьте защитную резиновую накладку на штуцер. Проведите данную манипуляцию с остальными штуцерами.
При правильном выполнении всех условий воздух из тормозной системы исчезнет. Педаль тормоза приобретет сопротивление и потеряет прежнюю податливость. В ней появится жесткость. И при путешествии на машине вам не будет страшно за свою жизнь и жизнь ваших пассажиров, так как в нужный момент вы всегда сможете затормозить.
Пять способов остановить машину, если отказали тормоза
Тормозная система большинства автомобилей имеет два независимых контура, которые либо дублируют друг друга, либо делят между собой часть функций тормозной системы.
Соответственно, если в процессе торможения педаль тормоза застопорилась (чаще всего такое случается при неравномерном износе или разрушении тормозных колодок) или провалилась (чаще всего из-за попадания воздуха через негерметичные уплотнения цилиндров) и уперлась в пол, не воспринимайте эту ситуацию как вселенский апокалипсис.
Продолжайте давить на педаль ритмичными поступательными движениями, будто накачиваете колесо ножным насосом. С большой степенью вероятности уже через пять-десять таких выжимов вы прокачаете тормоза и восстановите давление в системе.
Если прокачивание тормозов не увенчалось успехом, а, быть может, даже одновременно с прокачкой, пытаемся затормозить двигателем, переключаясь на пониженные передачи.
В случае с «механикой» все очевидно и просто — постепенно переходим, скажем, с пятой на третью, с третьей — на вторую или первую, в зависимости от скорости движения. Понятно, что «спускаться» сразу, скажем, с «пятой» на «первую» противопоказано — можно повредить трансмиссию.
Такая же последовательность действий — с теми «автоматами», где предусмотрен ручной режим: переходим в мануальный алгоритм и переключаемся «вниз». У тех же автоматических коробок, где ручной режим отсутствует, переведите селектор к меткам пониженных диапазонов (положения 3,2,1 или L — (ограничение диапазона). Аналогичная метода предписана также и вариаторным коробкам, которые, как правило, имитируют пониженные передачи в виртуальном «ручном» режиме.
Главное, что следует понимать, — тормозить механическим «ручником» при отказе основной тормозной системы можно лишь на невысокой скорости. В противном случае есть высокая вероятность, что автомобиль может отправиться в занос. Во всех случаях тормозить механическим «ручником» следует очень плавно, поступательно, постепенно увеличивая усилие.
Вопреки распространенному мнению, электронный стояночный тормоз тоже можно использовать в критической ситуации для замедления автомобиля. Для этого нужно не нажать на кнопку, а зажать и удерживать ее. В этом случае электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы, зажмут задние колодки с тормозными дисками, активируя экстренное торможение.
Более того, электронный или электромеханический «ручник» обеспечивает гораздо более эффективное и безопасное торможение, чем классический, механический аналог. Дело в том, что он задействует гидравлическую тормозную систему, работая в связке с системами ABS и ESP, а потому может задействоваться в том числе и для экстренного торможения на более высоких скоростях.
Перестроения из стороны в сторону создают дополнительное сопротивление качению, что также снижает скорость движения автомобиля.
Однако не применяйте такой прием на высокой скорости! Это чревато заносом и почти неизбежной аварией.
Разумным будет также направить автомобиль на подъем, если такой имеется. Если опыта хватает, скорость не слишком высока (не более 30 км/ч), а дорога свободна, можно попытаться также сделать серию «полицейских разворотов» (маневр автомобиля, при котором транспортное средство совершает разворот на 180 градусов, а затем, проехав определенное расстояние задним ходом, совершает обратные действия, и далее движется вперед).
Если тормоза отказали, например, при движении на спуске, а другие вышеупомянутые меры не принесли результата, остается самый радикальный метод замедления — использование препятствий. Вам очень повезет, если сосед по потоку согласится подставить бампер — буквально встанет у вас по курсу, а вам останется «пристыковаться» к спасителю.
Помощнику останется лишь задействовать тормозную систему своего авто. Лучше всего выбрать в качестве такого препятствия грузовик-тихоход с противоподкатным брусом.
Если не нашелся спаситель, остается выезд на обочину, чтобы погасить скорость о кустарники, в зимнее время — о сугробы. В городской черте на не очень высокой скорости в критической ситуации можно попутаться тормозить колесами одного из бортов о бордюры или уже всем бортом о заборы, остановки и бетонные отбойники. При этом, разумеется, следует понимать, что такой маневр очень опасен и требует высокого водительского мастерства.
Прежде всего — не паникуйте и не изобретайте велосипед (например, точно не нужно выпрыгивать из машины). Не включайте заднюю передачу. Хотя в Сети можно встретить подобные советы, «реверс» в лучшем случае не включится (задействована защита от дурака), а в худшем, убьет трансмиссию.
С большой степенью вероятности сломается кулиса, выкрошатся шестерни или погнутся тяги. Наконец, хотя «бывалые» нередко дают совет заглушить двигатель, не выключая зажигания, делать этого мы не рекомендуем. Хотя бы потому, что в таком случае деактивируются гидро- или электроусилитель руля, что лишь создаст дополнительные сложности.