Конспект занятия по конструированию из блоков Дьенеша «Грузовик»
Марина Сутырина
Конспект занятия по конструированию из блоков Дьенеша «Грузовик»
Задачи:
• Закреплять названия геометрических форм; повторить основные цвета; познакомить с различными материалами для конструктивной деятельности.
• Развивать мышление, творчество; умение конструировать по замыслу.
• Расширять и систематизировать знания детей о фруктах, овощах;
• Вызвать положительные эмоции.
Материалы: Конструктор 3 кубика, одна пластина, овалы из блоков Дьенеша (4 основных цвета, на каждого ребенка; игрушка – зайчик, машина, фрукты и овощи по количеству детей.
Вводная часть:
Заходит зайчик и плачет. Воспитатель и дети интересуются: Что случилось?
Зайчик: Я хотел отвезти овощи, которые я вырастил на своем огороде на праздник для моих друзей, а машина не едет.
Вос-ль: А почему же она не едет?
Дети: У нее нет колёс.
Вос-ль: Не огорчайся зайка, мы тебе поможем, правда ребята?
Дети с воспитателем «ремонтируют» машину, вставляют колёса, объясняют, что делают.
Вос-ль: Ну, вот, твоя машина готова. Давайте отдохнем после трудной работы и поиграем.
Физминутка
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
Мотивация:Дети идут по кругу, взявшись за руки,
в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.
Останавливаются, крутят водящего.
водящий их ищет.
Вос-ль: Ребята, наш зайчик собрал очень большой урожай, весь он не поместятся в его грузовик. Давайте зайчику поможем, сделаем много грузовичков, и отвезем все фрукты и овощи на праздник.
Вос-ль: Что есть у машины?
Дети: Кабина, кузов, колёса.
Вос-ль : Как мы можем построить грузовик? (Ответы детей)
Вос-ль : Из 3 кубиков мы сделаем кабину, а из пластины кузов.
Вос-ль: Посмотрите, на что похожи эти овалы?
Вос-ль: Правильно, молодцы догадались.
Дети делают самостоятельно машины, кому нужна помощь, помогает воспитатель. Дети кладут в кузов фрукты или овощи.
Вос-ль: Саша, что ты повезешь в кузове? (Ответ ребенка).
Вос-ль: Лена, а какой фрукт ты положила в кабину своего грузовика? (Ответ ребенка).
Вос-ль : Ребята, а какой урожай еще собрал зайчик? (Ответы детей).
Вос-ль :А какие овощи зайчик любит кушать больше всего?
Вос-ль: У всех готовы машины? Молодцы, а теперь можно везти урожай нашего зайченка на праздник.
Дети встают в круг исполняется песня:
«Огородная — хороводная» Музыка: Можжевелов Б. ;Слова: Пассова А.
Зайчик прощается с детьми.
Заключительная часть:
Вос-ль : — Ребята, кому мы сегодня помогали?
— Как мы помогли зайчику?
— Какие фрукты и овощи мы отвезли на праздник?
Художественно-эстетическое развитие детей Хочу поделиться радостью. В нашем детском саду прошел конкурс на лучший уголок творчества. И наша группа заняла 3 место! Нам есть на кого.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста эта тема очень важна в формировании у детей отношения к окружающему миру, приобщение детей к духовным ценностям, а также в решении задач.
Художественно-эстетическое развитие (ручной труд) «цветы примулы» в подарок маме. Материал:белая бумага формат А4 с рисунком для открытки, цветная бумага (зеленая, красная, желтая) ножницы,.
Конспект НОД по образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное Задачи: Образовательная область – познавательное развитие 1. Продолжать учить детей заботится о своем здоровье 2. Развивать познавательный.
НОД Художественно-эстетическое развитие (Аппликация) Цель и задачи:Учить вырезать овальные формы, плавно закруглять углы; учить вырезать симметричные формы из бумаги, сложенные вдвое (верхние.
НОД Конструктивно-модельная деятельность «Что нам стоит дом построить?» Что нам стоит дом построить? Программное содержание: 1. Давать детям представления о строительных профессиях, о том, какие профессии необходимы.
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие» НОД «Гжель» Ребята старшей группы детского сада «Рябинка» на НОД познакомились с гжельской росписью. ГЖЕЛЬ – это изделия народной художественной керамики.
Перспективное планирование по познавательному развитию. Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе Дата № ,тема ООД Программное содержание Оборудование Примеча ние Литература «День знаний» №1 «Здания» Упражнять детей в строительстве различных.
Весенние цветы «Одуванчики» Интеграция образованных областей: художественно — эстетическое развитие, речевое развитие. Звучит фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». В. Вношу цветок (мягкая игрушка) (Дети.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Долгопятова Г. А. воспитатель Гармилина Л. В. воспитатель Нарежная Л. Н. педагог – психолог.
Блоки Дьенеша: описание, цели и задачи, правила и примеры игр
Вы до сих пор думаете, что математика скучна и неинтересна, и не знаете, как увлечь своего ребенка этой наукой. Предлагаем вам ознакомиться с уникальной развивающей методикой обучения Золтана Дьенеша. Она поможет подготовить ребят к учебе в школе, повысить уровень интеллекта и раскрыть их творческий потенциал.
Что это такое?
Видя первый раз блоки Дьенеша, можно принять их за обычные геометрические фигурки и разные строительные части какого-то конструктора. Но на самом деле не все так просто, как кажется.
Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка.
Данный набор содержит в себе 48 (объемных, неповторяющихся, распространенных) геометрических форм, которые демонстрируют основные характеристики окружающих предметов. Работа с этими понятиями (размер, цвет, толщина, форма) учит ребенка анализировать информацию. Постепенно он узнает, что можно сравнивать, обобщать, классифицировать.
Предлагаем вам ознакомиться с описанием необычной развивающей методики и разобраться, в чем ее суть и какую пользу она может принести вашему ребенку.
История создания
Интересно взглянуть на некоторые факты биографии венгерского педагога, математика и исследователя детской психологии Золтана Дьенеша. Именно он подарил детям всех стран прекрасный способ развить и осмыслить математическую сторону реальной действительности. Он очень хотел создать что-то такое, что сделает освоение точной математической науки комфортным, интересным и занимательным. В итоге он достиг своей цели и разработал прекрасную методику, которая является весьма популярной среди педагогов и родителей.
Процесс обучения не должен быть скучным, считал Золтан Дьенеш. Когда ребенку что-то долго объясняют, ему надо внимательно слушать, затем постараться повторить услышанное, тогда он, как правило, теряет интерес и не может долго сохранять стойкое внимание.
Поэтому основой данной обучающей методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет малышу учиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать.
Исследуя особенности развития умственных способностей у детей-дошкольников, Дьенеш сделал важное умозаключение: дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но они крайне слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет ответ, зачастую используя уже известный ему шаблон (схему). Но поиск не всегда оказывается удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики.
Цели и задачи игры
Помимо сорока восьми распространенных геометрических форм, в набор входят карточки, наглядно показывающие характеристики предметов и их отрицание.
Главной целью этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников и учеников начальных классов.
Задачи же довольно разнообразны:
- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;
- научить сравнению предметов по признакам;
- развить воображение и творческие задатки;
- сформировать настойчивость и упорство в желании решить задачу;
- развить умение мыслить, строить догадки и предположения;
- научить самостоятельно принимать решения.
Блоки Дьенеша можно и нужно смело использовать в развитии аналитического и логического типов мышления вашего ребенка. Работа с данным пособием поможет ему без труда подружиться с миром точных наук.
На какой возраст рассчитаны?
Блоки Дьенеша приносят пользу детям от двух до десяти лет. Как правило, эту методику применяют в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах школ.
Для самых маленьких (от двух лет) можно предложить простые упражнения, например «давай покормим зверей». Для этого можно использовать детали, которые послужат заменой каких-либо предметов (в данном случае – корма для животных).
Детям средней детсадовской группы (4–5 лет) можно предложить выстраивать разнообразные картинки с помощью цветных элементов набора. Они могут либо использовать уже имеющиеся схемы, либо привлечь к этому свое воображением.
В подготовительной группе детского сада прекрасно способствуют улучшению математических навыков. Дети учатся считать и начинают понимать, что означают понятия «больше» и «меньше».
В начальной школе педагоги успешно пользуются блоками Дьенеша при корректировке усвоения того материала, который ребята не смогли понять на уроке. Дорабатывают «шероховатости» и устраняют недопонимания, как бы играя в блоки и палочки. Также данная методика максимально позволяет задействовать логические подходы к осмыслению и помогает закрепить полученную информацию.
Основываясь на блоках Дьенеша, специалисты разработали для всех возрастных групп соответствующие комплексы занятий и уроков исходя из особенностей каждой из них.
Главная их заслуга – в простоте и в возможности вызвать живой интерес и даже любопытство ребенка, увлекая его в мир освоения сложной математической стороны познавательного процесса.
Положительное воздействие
Логические блоки Дьенеша, несомненно, приносят только пользу: улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, совершенствуют фантазийную грань сознания. Это дидактическое пособие дает возможность проявить самостоятельность и учит не останавливаться, достигая поставленной цели.
Также методика Дьенеша способствует более быстрому и правильному развитию речевых навыков. Словарный запас детей пополняется отвлеченными существительными и прилагательными, которыми называют формы, размеры и цвета предметов.
Так как малыш учится мыслить логически, его речь становится более сложной и начинает наполняться доказательной основой его мыслей.
Такой весьма внушительный перечень сторон развития, на которые рассчитаны блоки Дьенеша, конечно же, принесет много пользы для формирования личности вашего ребенка. Но необходимо отметить, что использование методики делает акцент на развитии только математических способностей, тем самым проявляет односторонний характер обучения.
Поэтому родителям надо обратить внимание и на другие способы развития мыслительных способностей у детей.
Как использовать блоки?
Как уже упоминалось, учебно-игровое пособие Дьенеша состоит из сорока восьми деталей. В комплект также входят различные карточки с разнообразными картинками, схемами и шаблонами, альбомы с заданиями и описанием игр и упражнений. Повторяющихся элементов в наборе нет. Они различаются по формам и цветам, размерам и объемам.
Вариантов занятий, основанных на логических блоках Дьенеша, очень много. При выборе надо ориентироваться на возраст и возможности своих детей. Специалисты в области педагогики рекомендуют использовать данный способ развития мышления именно у малышей. Одним из плюсов данной методики является возможность ее применения даже в подвижных играх.
Многие дети могут начинать познавать новое раньше своих сверстников, многие позже, но это совершенно нормальный процесс.
Золтан Дьенеш предложил разделить работу со своим пособием на три ступени.
- Свободная игра подразумевает отсутствие всяких правил, дайте право ребенку самому их придумывать. Это позволяет соприкоснуться впервые с математикой и геометрией.
- Игра по правилам. Здесь необходимо, чтобы воспитатели, педагоги или родители объяснили ребенку, что от него требуется. Его задача – повторить что-либо. Например, «повтори картинку». Он должен выложить из имеющихся фигур представленное на карточке изображение.
- Математические игры дают дошкольникам возможность окунуться в мир чисел, учат пользоваться элементами в решении первых арифметических задач.
Примеры занятий
Приведем несколько примеров игр и упражнений по методике Дьенеша. Их применяют как дома, так и в младших, средних, старших группах детских садов.
- «Второй ряд». Данная игра эффективно тренирует аналитический тип осмысления. Необходимо использовать несколько фигур. Складываем их в определенной последовательности, например треугольники двух цветов. Пусть малыш попробует догадаться, какая фигура должна следовать дальше. При правильном решении он должен встроить в ряд треугольник третьего цвета. При другом варианте можно создать иную последовательность, например ряд одноцветных фигур. Пусть маленький исследователь догадается, что рядом надо поставить фигуры такого же цвета.
Подсказки делать не нужно – пусть он сам учится анализировать и строить догадки.
- «Что изменилось?» Такое математическое упражнение позволяет улучшить память и помочь развитию мышления ребенка в интересной форме. Надо выложить какую-либо последовательность из элементов Дьенеша. Пусть ребенок попробует ее запомнить. По одному сценарию игры нужно убрать одну из деталей, а испытуемый должен догадаться, какую именно деталь убрали, и положить ее обратно. Другой вариант предполагает замену одного элемента. Игроку надо разгадать произошедшую перемену и воспроизвести изначальную картину.
Усложнение задачи подразумевает включение сразу двух-трех новых элементов или замену нескольких блоков.
- «Заселяем в домик». Это упражнение предназначено для детей старшей подготовительной группы детского сада (пять — шесть лет). Для его выполнения надо схематично нарисовать дом с несколькими комнатами, в которых «живут» фигуры (их тоже рисуем в комнатах). Также изображаем те элементы, которым там «жить» нельзя (например, в перечеркнутой окружности). Озадачьте ребенка правильным «заселением» фигурок в их комнаты.
- «Магазин». Подготовьте магазин с товарами, которыми могут быть любые предметы, например игрушки ребенка или что-то вкусненькое. Функцию денег должны выполнять фигуры из набора Дьенеша. У каждого товара своя стоимость. Малыш должен понять, что он сможет себе позволить купить исходя из количества данных ему фигур-денег. Постепенно задача становится труднее. Например, пусть заяц стоит уже не один квадрат, а большой желтый квадрат либо два маленьких квадрата красного и синего цветов. Гораздо интереснее играть, когда ребят несколько.
С малышами
Можно смело приобщать к освоению методики Дьенеша детей в возрасте двух лет. К трем годам их интерес возрастет еще больше.
- Очень полезным занятием для маленьких ребят станет простое распределение фигур по разным группам, например по цвету. Сложнее для них будет выполнить группировку по размеру элементов и еще сложнее – по форме.
- «Покормим животных». Прекрасный способ научиться распределению элементов по группам. Можно создать импровизированный зоопарк из игрушечных зверей, например, рассадив их на столе, и сказать ребенку, что ему надо их покормить. Пища – это элементы из комплекта Дьенеша. Все животные любят кушать свою еду (например, мишка питается только синими фигурками). Ребятам предлагается накормить всех зверей соответственно их предпочтениям. Затем можно усложнять игру. Например, мишка хочет кушать только синие треугольники.
- Игры с альбомами. Их можно купить в специализированных магазинах или скачать из интернета. Представляют собой цветные картинки с изображением разных предметов (цветов, зверей, машин, геометрических фигур). Задача малыша разобраться, какой именно элемент из комплекта надо приложить к рисункам (например, треугольник – это крыша домика), также надо верно подобрать цвет и размер, в итоге правильно наслоить элементы друг на друга соответственно предлагаемым аналогичным элементам изображения.
- «Найди такой же» – очень занимательная игра. Среди всех фигур надо найти ту, что показывают. Можно отметить, что искать надо одинаковые по форме фигуры, но разных цветов или разные фигуры, но одного цвета.
- «Найди другой». Это задание похоже на предыдущее, но задачей малыша является поиск фигур, отличающихся от показанной (по цвету, форме, размеру).
- «Продолжи ряд». Это упражнение тренирует возможности логического осмысления информации. Данное упражнение применяют уже с трех лет. Задания здесь могут быть самыми разнообразными. Например, ряд из элементов трех цветов надо продолжить в их последовательности. Можно продолжить ряд из фигур так, чтобы соседние не повторялись. Дайте возможность ребенку самому создать ряд так, чтобы он состоял из одинаковых по размеру элементов, не повторяющихся по форме и цвету. Задания такого рода учат анализу предметов по их разным признакам.
- Конструирование. Малыши 3-3,5 лет с большим интересом увлекаются этой игрой. Она позволяет развивать творческие задатки и фантазию. Из предметов набора Дьенеша ребенку предлагается что-либо сконструировать, например домик, какую-то мебель, лестницу и т. п. Вначале ребенку дают возможность использовать готовую схему. Затем усложняют задачу и предлагают либо вспомнить увиденную ранее схему, либо включить воображение. И тот и другой прием принесет пользу и поможет приобрести важные навыки и умения.
С дошкольниками
Четырех-, пятилетние дети с удовольствием работают с блоками Дьенеша. Они являются прекрасными помощниками в подготовке к дальнейшим обязательным урокам в шести-, семилетнем возрасте и к обучению в первых классах. В этот период ребята могут осваивать множество интересных задач в этой области.
Например, когда ребенок уже умеет считать, можно закреплять этот навык при помощи логических заданий.
«Украсим елку»
Одно из таких называется «Украсим елку». Нужно вырезать елочку из картона или нарисовать и разукрасить. Далее надо подготовить карточки с подсказками, на которых надо изобразить фигуры, окрашенные в три цвета Дьенеша. Рядом с изображением написать цифру, которая будет означать количество фигурок, помещаемых на елку. Пусть испытуемый попробует понять значение этих схем. А потом, глядя на них и используя элементы блока Дьенеша, украсит елку.
Занятия с областями
Важно вложить в детское мышление понятие множеств. Внутрь нарисованных, не пересекающих друг друга окружностей вложите детали красного цвета, а в другую – желтые. Синие детали оставьте за пределами окружностей. Таким образом ребенок знакомится с тем, что предметы могут находиться внутри и снаружи. Когда дошкольник поймет суть этого занятия, можно приступить к усложнению.
Нарисуйте пересекающиеся окружности, в одну из которых положите красные фигуры, в другую – синие, а о том, какие детали надо положить в место пересечения, обучаемый пусть попробует догадаться сам. Это детали красного и синего цвета, одинакового размера и формы, например квадраты.
Еще эффективнее развивает логический подход к осмыслению информации занятие с частицей «не». Скажите ему, например, «положи в круг не синие и не желтые треугольники».
Цепочка усложненная
Это вариант упражнения для детей постарше. Им предлагается создать цепочку так, чтобы фигуры-соседи имели сходный признак. Например, первая фигура – синий квадрат, вторая – круг, но другого цвета, третья – треугольник цвета, отличающегося от квадрата и круга. Когда это упражнение будет получаться у ребенка без затруднения, можно предложить ему придумывать подобные цепочки самостоятельно.
Затем нужно гораздо сильнее усложнить задание: определить количество предметов, которые будут находиться в цепочке, например восемь, поставить первую и последнюю фигуры, попросить распределить элементы так, чтобы вышел оформленный ряд фигур, не совпадающих друг с другом по каким-либо признакам. Но прежде нужно проверить, имеет ли решение та задача, которую вы придумали, для этого предварительно сами соберите последовательность.
Развивающие игры для дошкольников с блоками Дьенеша смотрите далее.
Как сделать своими руками?
Логические блоки Дьенеша можно приобрести в магазинах, скачать из интернета и распечатать, а можно сделать своими руками. Но с решением этой задачи должен помочь справиться кто-нибудь из мужской половины семейства (без их рук, инструментов и умений не обойтись).
Таким образом, вам не только удастся поработать над развитием логики ваших детей, но и прекрасно сплотить членов семьи в едином порыве сделать что-то общее и интересное.
Мы не станем подробно описывать рукодельные способы создания блоков Дьенеша в домашних условиях (точный пошаговый алгоритм действий и размеры деталей вы без труда найдете в интернете). Скажем только, что для одного из вариантов изготовления блоков может понадобиться следующий нехитрый набор: деревянный брус (или старые деревянные кубики), лобзик, наждачная бумага, акварельные краски синего, желтого и красного цветов, карандаш, линейка и циркуль. Найти такие вещи мужчинам не составит труда. Зато этот процесс может принести много радости вам и вашим детям. А информацию о том, как самостоятельно создать специальный альбом и освоить несколько игр, вы тоже сможете найти в интернет-пространстве.
медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей