Как выбрать фаркоп и тягово-сцепное устройство
Помните знаменитое стихотворение Корнея Чуковского «Телефон», в котором пришлось вытаскивать из болота бегемота? Персонажи смогли бы выполнить эту работу без значительных усилий, если бы у них имелся автомобиль, оборудованный фаркопом.
Как устроен фаркоп
Фаркоп или ТСУ (тягово-сцепное устройство) – агрегат, предназначенный для перемещения легковых прицепов массой не выше 3500 кг. В состав фаркопа входит сцепной шар (устанавливается на кузов тягового автомобиля с помощью кронштейна); и сцепная головка (ее крепят на дышло прицепа).
Прицепом принято называть ТС, не оснащенное мотором. Прицеп передвигается в связке с авто. Промышленность выпускает тяжелые (масса свыше 750 кг) и легкие прицепы (масса до 750 кг). Транспортное средство обязательно оборудуют тормозами. При выборе ТСУ обязательно учитываются основные характеристики прицепа:
- Снаряженная масса (вес устройства с запаской, вес груза не учитывается).
- Полная масса – вес прицепа с грузом и людьми. Максимально допустимый параметр определяет производитель.
Буксировка прицепа возможна лишь в том случае, если в состав автомобиля входит сцепное устройство с розеткой для питания электрического оборудования прицепа. Кроме розетки, фаркоп оснащается блоком согласования электроприборов.
Вертикальная и горизонтальная нагрузки на ТСУ
Важными параметрами оценки правильности использования фаркопа являются вертикальная и горизонтальная нагрузки. Вертикальной нагрузкой на фаркоп называют максимальное давление со стороны дышла прицепа на крюк фаркопа, которое не ухудшает маневровые качества автомобиля с прицепом.
Горизонтальной или тяговой нагрузкой на фаркоп принято называть массу прицепа, не мешающую управлению авто.
Горизонтальной нагрузкой ограничивается максимальный вес прицепа, вертикальной – вес грузовой платформы. Эти показатели необходимо тщательно соблюдать: они напрямую связаны с безопасностью на дороге. Нарушение нагрузки приведет к проблемам с торможением, не исключено опрокидывание автомобиля.
По своим параметрам сцепное устройство должно соответствовать характеристикам прицепа. Учитывается максимально допустимая нагрузка на ТСУ, снаряженная и полная масса прицепа. Эта информация содержится в руководстве по эксплуатации устройства. При выборе учитываются и характеристики дорожного полотна, по которому предстоит ездить автомобилю с прицепом. На грунтовой дороге нагрузки на оборудование значительно возрастают как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.
Преимущества фаркопов
Относительно недавно в нашей стране внедорожники и грузовики оснащали ТСУ самого примитивного типа: буксировочным крюком, закрепляемым на дышле прицепа. Конструкция имела ряд существенных недостатков, главным из которых был люфт между крюком и дышлом. При начале движения и торможении нагрузки возрастали до неприемлемого уровня, что часто приводило к расцеплению автомобиля и прицепа. Фаркоп такого типа быстро ломался.
В современных фаркопах большинство недостатков устранены. Вот лишь некоторые из преимуществ современного ТСУ:
- Максимальная надежность: в ходе испытаний современные фаркопы выдержали тест из 2 миллионов нагрузочных циклов.
- Устойчивость к коррозии.
- Если фаркоп не нужен, он быстро снимается с машины.
- Современное ТСУ позволяет максимально комфортно и безопасно перемещать большие грузы на дальние расстояния.
Установив сцепное устройство на автомобиль, автовладелец раз и навсегда решит проблему буксировки прицепа или перевозки велосипедов, убережет своего «железного коня» от возможных повреждений, сэкономит деньги.
Выбираем лучший фаркоп для грузовой машины по цене и качеству
Чтобы выбрать лучшие фаркопы для грузовых ТС, нужно учесть множество технических требований. Среди них — конструктивные особенности узла, например, размеры фаркопа грузового автомобиля.
Прицепы таскают за собой не только легковые автомобили. «Настоящие» тяжести достаются их мощным и габаритным коллегам – грузовикам. Эксплуатация такого транспорта связана с высокими нагрузками на все автомобильные узлы. Внимания заслуживает тягово-сцепное устройство (ТСУ), ведь на его «плечи» возложена ответственная задача – надежная сцепка. Поэтому лучшие фаркопы для грузовых автомобилей выбирают, руководствуясь рейтингами и детально изучая технические параметры узлов.
Большая разница: основные отличия от моделей для легковых транспортных средств
Назначение узла – обеспечить прочную сцепку с буксируемым транспортным средством (ТС) или прицепом.
При сцепке петлю наконечника дышла прицепа через уловитель размещают под центровочным бочкообразным «пальцем». Последний с помощью рычага вертикально перемещают сквозь петлю до полной ее установки. В отличие от варианта с крюком, в конструкции нет зазоров, что исключает появление разрушительных последствий при движении.
Широкое применение получил фаркоп грузового автомобиля в виде буксирного крюка, жестко закрепленного на раме. Петлю дышла в форме кольца одевают на такой крюк. При этом в сцепке остаются большие зазоры, из-за которых при движении элементы соединения, испытывая значительные перегрузки, быстро разрушаются.
Лучшие ТСУ для тяжеловесов
Среди этих механизмов существует свой рейтинг. Ранжирование условно. Чтобы выбрать лучшие фаркопы для грузовых ТС, нужно учесть множество технических требований. Среди них — конструктивные особенности узла, например, размеры фаркопа грузового автомобиля.
ТОП-3 «тяжелых» и бюджетных
Настоятельно не рекомендуем гнаться за дешевизной при выборе ответственных узлов.
Прибор буксирный Технотрон
Хотя и в бюджетном сегменте есть достойные представители своего дела.
3. КамАЗ 21-324
ТСУ с беззазорным соединением для грузового автомобиля с прицепом. Такой модуль Камского завода вам обойдется в 50-60 тысяч рублей.
2. БААЗ 631019-2707210-000
Белорусы берут «серебро» с моделью от Барановичского автоагрегатного завода. Угол тангажа – 20 0 , угол виляния – 75 0 . Максимальная техническая масса тягача – 36 т, прицепа – 42 т. Стоимость – 30-40 тысяч рублей.
1. TEHNOTRON ТСУ 21-524
Производитель из г. Набережные Челны предлагает фаркоп грузового автомобиля универсальной серии. Узел для всех грузовых автомобилей «КамАЗ», кроме магистральных версий. Такие фаркопы подойдут к некоторым зарубежным моделям, например, MAN TGA 33.350 или TATRA 815-2. Цена этого «универсала» – 25-30 тысяч рублей.
ТОП-3 «тяжелых» и качественных
Надежные, как «Нива». Именитые, как Mercedes.
Сцепное устройство Ringfeder
Представляем тройку лучших.
3. VBG
Тягово-сцепные устройства шведского производства пользуются большой популярностью в лесной промышленности. Их серийно устанавливают на тягачи Scania, Volvo. Такой скандинавский фаркоп на грузовое авто вам обойдется минимум за 40-50 тысяч рублей.
2. V.ORLANDI
Оказывается, итальянцы сильны не только суперкарами. В ТСУ тоже понимают. Компания специализируется на разработке, производстве универсальных фаркопов для грузовых машин. Ценник за итальянские произведения технического искусства стартует с отметки 60 тысяч рублей. Иногда дешевле взять в аренду.
1. Ringfeder
И снова шведы. Шведы, занятые производством тягово-сцепных устройств для «тяжелой» элиты: MAN, Mercedes-Benz. Как всегда, безупречное качество и неожиданно «гуманные» цены: от 35 тысяч рублей. «Золото» за лучшие фаркопы для грузовых автомобилей по соотношению цена-качество уезжает на Скандинавский полуостров.
Тема . Общее устройство прицепов и тягово-сцепного устройства.
Механические сцепные устройства и их элементы — это все детали на раме, несущих элементах кузова и ходовой части механического транспортного средства и прицепа, с помощью которых они соединяются для использования в качестве состава транспортных средств (автопоезда) или автомобиля с прицепом. К ним относятся также съемные или стационарные части, необходимые для крепления либо эксплуатации механического сцепного устройства или его элемента.
Применяемые в настоящее время сцепные устройства делятся на классы, представленные в таблице.
Таблица. Классы тягово-сцепных устройств.
Класс | Описание |
A | Шаровые наконечники сцепных устройств и тяговые кронштейны с шаровым приспособлением диаметром 50 мм, устанавливаемые на тягаче |
B | Сцепные головки, устанавливаемые в проушине прицепа для соединения с наконечником диаметром 50 мм |
C | Соединительные фланцы со шкворнем диаметром 50 мм, а также с захватом и автоматически закрывающимся стопорным штифтом, устанавливаемые на тягаче |
D | Проушины сцепных тяг, имеющие параллельное отверстие для шкворня диаметром 50 мм, устанавливаемые на прицепе |
E | Нестандартные сцепные тяги, включающие инерционные системы и аналогичные детали оборудования, установленного в передней части буксируемого транспортного средства |
F | Нестандартные тяговые брусы |
G | Опорно-сцепные устройства плоского типа, оборудованные автоматическим стопорным приспособлением и устанавливаемые на тягаче для соединения со шкворнем диаметром 50 мм |
H | Шкворни опорно-сцепных устройств диаметром 50 мм, устанавливаемые на полуприцепе |
J | Нестандартные установочные плиты, включая все элементы и приспособления, необходимые для крепления опорно-сцепных устройств к раме или шасси тягача |
K | Стандартные сцепные устройства крюкового типа, устанавливаемые на тягаче |
L | Стандартные тороидальные петли сцепных тяг для использования с устройствами класса К, устанавливаемые на прицепе |
Основными элементами сцепных устройств тягачей являются тягово-сцепные устройства (класса А, С, К), седельных тягачей — седельно-сцепные устройства (класса G), прицепов — дышла с петлей или замковым устройством (класса В, D, L), а полуприцепов — тяговый шкворень (класса Н).
Наиболее распространенные виды тягово-сцепных устройств грузовых автомобилей-тягачей — крюковые и беззазорные со шкворнем.
Крюковые устройства состоят из следующих основных элементов: крюка, направляющего фланца, защелки с фиксирующей собачкой и демпфера.
Основные элементы беззазорных устройств со шкворнем — вилка, направляющий фланец, шкворень, подъемное приспособление шкворня и направляющее приспособление вилки.
Указанное устройство обеспечивает функцию автоматического соединения тягача с прицепом при движении задним ходом. При этом передний край петли дышла прицепа проходит через направляющее приспособление и заходит в зев вилки устройства, когда шкворень выведен из зева в направлении вверх и зафиксирован в этом положении. Проходя через зев, передний край петли нажимает на штифт стопорного приспособления и поднимает его. Стопорное приспособление освобождает рычаг, с помощью которого осуществляется перемещение шкворня. Под действием пружины шкворень перемещается в отверстие петли дышла и втулку на противоположной стороне вилки и осуществляет сцепку автопоезда. Рычаг подъемного приспособления шкворня поворачивается в исходное положение и блокируется стопорными пальцами.
Рис. Грузовые сцепные устройства для буксировки прицепов: а — тяговый крюк (1 — защелка; 2 — крюк; 3 — демпфер; 4 — направляющий фланец; 5 — фиксирующая собачка); б — беззазорное (1 — подъемное приспособление шкворня; 2 — сцепная вилка; 3 — шкворень; 4 — направляющее приспособление; 5 — направляющий фланец)
Для сцепки с тягачами прицепов малой грузоподъемности (категорий О1 и О2) в настоящее время широко применяется беззазорное сцепное устройство шарового типа. В этом случае на тягаче устанавливается прицепное устройство (каркас), имеющее на конце сцепной шар диаметром 50 мм.
В процессе сцепки автомобиля с прицепом шар соединяется со сферическим гнездом замкового устройства, которое устанавливается на прицепе и выполняется в различных вариантах.
Основными элементами замковых устройств являются сухари, обжимающие сцепной шар, пружина, обеспечивающая достаточное усилие прижатия, рукоятка, с помощью которой производится сцепка и расцепка приспособления, и стопор, которым сухари фиксируются в прижатом положении.
Седельно-сцепное устройство предназначено для подвижного соединения автомобиля-тягача с полуприцепом для обеспечения возможности угловых перемещений звеньев автопоезда в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно оси сцепного шкворня. Оно представляет собой отдельный узел, устанавливаемый на раме с помощью болтов или стремянок в задней части автомобиля-тягача в месте, которое определяется исходя из распределения нагрузки от веса полуприцепа, приходящегося на седельно-сцепное устройство, по осям тягача. Иногда такое устройство монтируют на специальное приспособление, позволяющее быстро варьировать место установки сцепного устройства по длине рамы. Такое приспособление может иметь ручной или пневматический привод механизма, фиксирующего седло в заданном положении.
Сцепной шкворень имеет цилиндрическую форму с заплечиком по нижнему торцу, препятствующим расцепке при вертикальных относительных перемещениях тягача и полуприцепа.
Рис. Сцепной шкворень, предназначенный для седельно-сцепного устройства: 1 — охватываемая поверхность; 2 — заплечик
Рис. Седельные сцепные устройства: а-в — варианты исполнения; 1 — захват; 2 — рукоятка; 3 — шарнир; 4 — вкладыш; 5 — седло
Варианты применяемых в настоящее время сцепных устройств представлены на рисунке. Несмотря на различное исполнение, эти устройства имеют ряд общих элементов, таких как седло, воспринимающее вертикальную нагрузку от полуприцепа, шарнир, позволяющий седлу перемещаться на определенный угол в вертикальной плоскости, захват, фиксирующий сцепной шкворень в рабочем положении и воспринимающий тяговые нагрузки, вкладыш, к которому прижимается сцепной шкворень в зафиксированном положении и воспринимающий нагрузки при накате полуприцепа на тягач, и рукоятка, предназначенная для блокировки захвата в рабочем положении и разблокировки его при расцепке.
Основными контролируемыми элементами сцепного устройства являются захват, вкладыш и сопрягаемые детали шарнира.
Тема : «Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств» — 1 час.
Классификация прицепов.
Прицепы к легковым автомобилям делятся на универсальные грузовые, предназначенные для перевозки различных грузов, и прицепы специального назначения.
К прицепам специального назначения относятся:
·самосвалы для перевозки сыпучих грузов;
·цистерны для перевозки жидкостей;
·прицепы для перевозки техники — лодок, гидро — или мотоциклов, снегоходов и т. п.;
·прицепы-автовозы для перевозки автомобилей;
·туристические прицепы для багажа и комфортного отдыха туристов;
·прицепы-дачи — с объемным кузовом, предназначенные для отдыха и ночлега туристов на стоянках. Обычно оборудуются газовой плиткой, емкостями для воды, биотуалетом и т. п.;
·коммерческие прицепы — передвижные павильоны для торговли, оснащенные необходимым оборудованием (холодильником, витриной и т. п.);
·прицепы для перевозки животных (например, скаковых лошадей)
Прицепы к легковым автомобилям можно разделить на универсальные грузовые (другое их название — жилые прицепы), использующиеся для перевозки грузов, и на прицепы специального назначения.
Наиболее массово потребляемая группа прицепов, конечно же, — универсально грузовые прицепы. Такие прицепы по конструкции внешнего кузова могут быть разделены на 2 группы: это прицепы-дачи с жесткими неразборными корпусами-кузовами и складные прицепы-палатки (тенты).
Для буксировки любого прицепа легковой автомобиль (тягач) должен быть оборудован стандартным тягово-сцепным устройством (ТСУ). При сцепке шаровая головка тягово-сцепного устройства (ТСУ) автомобиля соединяется со сферическим гнездом замкового устройства прицепа.
Среди прицепов специального назначения можно выделить:
· коммерческие прицепы— оборудованы для передвижной торговли, оснащены необходимым для торговли оборудованием (холодильник, витрина и т. д.);
· цистерны для перевозки жидкостей;
· самосвалы для перевозки сыпучих грузов(в основном все прицепы, представленные в нашем магазине, имеют самосвальную функцию выгрузки груза);
· прицепы для транспортировки техники— лодок, снегоходов, мотоциклов, гидромотоциклов и т. п.
Прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движ
ения в составе механического транспортного средства. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски (гл. 1 ПДД РФ). По своему назначению прицепы для легковых авто различаются как грузовые, прицепы-дачи, специализированные прицепы для перевозки различной техники.
По грузоподъемности прицепы для легковых автомобилей различаются на категории: О1 – прицепы, максимальная масса которых не более 0.75 т; О2 – прицепы, максимальная масса которых свыше 0.75 т, но не более 3.5 т.
Конструкция прицепов
Основные узлы вконструкции прицепов следующие:
·рама (стальная конструкция)
·ходовая часть прицепа с узлом сцепки и тормозной системой
·возможно дополнительное оснащение, которое применяется для упрощения загрузки прицепа
·дополнительные разнообразные решения, которые применяются в зависимости от груза и способа его расположения в прицепе
Прицепы различаются по внутренней классификации, исходя из их функциональной сферы применения и направленности:
·Двухосные ящичные прицепы
·Прицепы для транспортировки водной техники (мотоциклов и лодок)
·Трейлеры для перевозки автомобилей
·Прицепы специального назначения
Устройство прицепов
Основные узлы прицепа —рама, дышло, кузов и подвеска.
Рама универсальных грузовых прицепов обычно выполняется в виде металлической сварной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов и двух-четырех поперечин. Прицепы для перевозки техники имеют пространственную раму.
Дышло — А-образный или I-образный горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа.
На дышле находятся узел сцепки, страховочные
тросы, складная подставка (или подкатное колесо) (у некоторых прицепов).
·Узел сцепки (рис. 2) служит для соединения прицепа с тягово-сцепным устройством автомобиля. Для ТСУ шарового типа узел сцепки состоит из «чашки», надеваемой на сцепной шар, и запорного механизма, фиксируемого рычагом и удерживающего узел на шаре. Некоторые конструкции узла сцепки имеют индикатор износа и механизм регулировки зазора между «чашкой» и сцепным шаром.
Узел сцепки для соединения прицепа с тягово-сцепным устройством автомобиля
·Страховочные тросы (цепи) предотвращают полное разъединение прицепа и автомобиля в случае расцепления узла сцепки. Фиксируются в специальных страховочных петлях ТСУ. Эксплуатация прицепа без тросов (цепей) не допускается.
·Складная подставка (или подкатное колесо) служит для удобства загрузки и разгрузки прицепа, отсоединенного от автомобиля, позволяя удерживать его в горизонтальном положении. Для облегчения стыковки прицепа с ТСУ подставка иногда оснащается небольшим колесом.
На дышле может размещаться запасное колесо прицепа. Дышло бывает складным (в сложенном состоянии убирается под днище прицепа) или съемным и оснащается удлинителем для перевозки длинномерных грузов. Некоторые типы складного дышла позволяют, не отсоединяя прицеп от тягача, опрокидывать кузов назад, что удобно при разгрузке сыпучих грузов, например песка.
Кузова универсальных грузовых прицепов бывают металлическими сварными или сборными оцинкованными или окрашенными. Существуют также модели с металлическим каркасом и деревянным полом и бортами. Задний борт, а иногда и остальные, может откидываться, облегчая погрузку и разгрузку прицепа. Некоторые модели имеют надставные борта, увеличивающие полезный объем кузова. Большинство универсальных прицепов снабжено съемным прорезиненным тентом, который монтируется на разборном металлическом каркасе.
Прицепы для перевозки техники вместо кузова оснащаются специальными, как правило, регулируемыми ложементами (полозьями), на которые укладывается перевозимый груз. Наиболее дорогие модели имеют пол и крышу из стеклопластика, а также снабжаются лебедками и опускающейся платформой для удобства погрузки-разгрузки техники.
У прицепов-автовозов кузов представляет собой массивную платформу, приспособленную для надежного крепления транспортируемого автомобиля. Такие прицепы оснащаются мощной лебедкой, упорными стойками, препятствующими опусканию платформы при погрузке, и перфорированными трапами, не позволяющими колесам автомобиля скользить.
Кузова прицепов-дач и коммерческих прицепов изготавливают из многослойных панелей (так называемых сандвич-панелей1), закрепленных на металлическом каркасе.
Кузов туристического прицепа — пластиковый или металлический короб, внутри которого размещается складной палаточный домик.
Электрооборудование прицепа
Все прицепы оснащаются приборами световой сигнализации.
К обязательным приборам относятся:
-два задних указателя поворота оранжевого цвета;
-два задних стоп-сигнала красного цвета;
-два задних габаритных фонаря красного цвета;
-фонарь освещения номерного знака белого цвета;
-один или два задних противотуманных фонаря красного цвета;
-два задних треугольных световозвращателя красного цвета (вершины треугольников должны быть направлены вверх);
-два передних нетреугольных световозвращателя белого цвета;
-два боковых нетреугольных световозвращателя оранжевого цвета.
Кроме того, прицепы шире 1,6 м должны иметь два передних габаритных фонаря белого цвета, а прицепы длиннее 6 м — два боковых габаритных фонаря оранжевого цвета.
Питание электроприборов осуществляется от автомобиля через розетку на ТСУ. Для этого к дышлу прицепа крепится штепсельная вилка. Наиболее распространенная схема контактов розетки ТСУ для легковых автомобилей изображена на
Прицепы-дачи и коммерческие прицепы оснащаются внутренним электрооборудованием: освещением салона (дежурное освещение 12 В), бортовой вилкой и кабельной розеткой для подключения к внешней сети 220 В, распределительным щитом, освещением витрины, принудительной вытяжной вентиляцией и другим дополнительным оборудованием. Электрооборудование таких прицепов обычно выполняется по двухпроводной схеме.