Меню

Азот для шин автомобиля

Закачка азота в шины – есть ли реальные преимущества?

В последние годы шиномонтажные мастерские пытаются популяризовать новую услугу – заполнение автомобильных шин азотом вместо обычного воздуха. Данная тема обросла множеством небылиц и мифов, поскольку продавцы наделяют «азотные» скаты вымышленными преимуществами, а противники выдвигают теории, не проверенные практикой. Зачем накачивать колеса чистым азотом и какие реальные плюсы получает водитель, читайте в данной публикации.

Технология закачивания газа

Из школьного курса физики известно, что в окружающем воздухе уже содержится 78% азота (имеются в виду объемные доли). Оставшиеся 22% распределяются между кислородом (почти 21%) и добрым десятком различных газов, чья доля составляет около 1%. Также в воздушной среде растворен водяной пар, составляющий от 0,2 до 2,5% от объема газов. Эта величина меняется в зависимости от погоды, периода года и широты местности.

Суть технологии проста: выделить из воздуха 78% газа и наполнить автомобильные баллоны. На практике закачка азота в шины производится следующим образом:

  1. Колесный вентиль подключается шлангом к автоматической вакуумно-азотной установке.
  2. После включения агрегат полностью отсасывает из покрышки воздушную смесь.
  3. Пропустив ее через систему специальных фильтров и осушитель, установка выдает азот чистотой не менее 95%.
  4. Очищенный газ закачивается в колесо с соблюдением требуемого производителем давления.

Обрабатывая обычный воздух, азотный генератор не только удаляет кислород и другие примеси, но и улавливает водяной пар. Данный факт следует учитывать в дальнейшем рассмотрении вопроса, чтобы отделить реальные плюсы и минусы процедуры от мифов.

Справка. Перед техническими специалистами, обслуживающими гонки «Формула-1» и разнообразные ралли, подобный вопрос не стоит. Скаты всех болидов по умолчанию заполняются азотом.

Реальные и вымышленные преимущества

Для начала стоит перечислить все плюсы, указанные на рекламных щитах возле шиномонтажных мастерских. Что дает использование азота в баллонах автомобиля по заверениям продавцов услуги:

  • неизменное давление в шинах независимо от температуры окружающей среды и дорожного покрытия;
  • улучшение сцепления с дорогой и замедление износа протектора;
  • ход машины становится мягче;
  • покрышки не спускают с течением времени;
  • сокращение тормозного пути и улучшение разгонной динамики;
  • вероятность взрыва покрышек при нагрузках заметно снижается.

Дальше предлагается разобрать каждый пункт по отдельности и выяснить достоверность этих утверждений, опираясь на практические наблюдения.

При нагреве резины давление не увеличивается

Об эффекте теплового расширения воздуха в шинах знают все водители, покачивающие скаты самостоятельно. Суть в следующем: когда на улице наступает потепление, газ в баллонах расширяется и давление в колесах возрастает на 0,2–0,5 Бар. И наоборот, после наступления холодов скаты «проседают». Реклама утверждает: коэффициент теплового расширения азота в 7 раз меньше, поэтому давление в шинах практически не меняется.

Противники данной теории опираются на законы физики, согласно которым все газы расширяются одинаково. То есть, разница давлений в колесах, накачанных азотом и воздушной смесью, мизерна.

На практике дело обстоит иначе: накачка шин азотом действительно позволяет удерживать давление на одном уровне независимо от температуры на улице. Вероятно, здесь играет роль наличие в воздухе водяных паров, отсутствующих в азотной среде (вспомните – газ перед закачкой осушается).

Улучшение эксплуатационных свойств резины

Сцепление рабочей поверхности колеса с покрытием дороги зависит от многих факторов, в том числе:

  • свойства резины, качество изделия;
  • форма, рисунок и конструкция протектора;
  • величина пятна контакта и распределение усилий в нем;
  • тип и состояние дорожного покрытия.
Читайте также:  Диагностика автомобиля грейт вол

Разновидность газа, закачанного в шину, никакого влияния на сцепление и износ протектора не оказывает. Можно искусственно менять давление в скатах и таким способом увеличивать либо уменьшать пятно контакта, но содержимое баллона значения не имеет. Утверждение не соответствует действительности.

Мягкий ход автомобиля

Еще один ответ на вопрос, для чего заполнять шины азотом, звучит следующим образом: накачанный этим газом баллон не настолько упругий, как воздушный. В результате колесо меньше отскакивает от неровностей дороги, езда становится комфортнее, а подвеска служит дольше.

Аргумент поясняется меньшим удельным весом азота по сравнению с воздухом, хотя в действительности разница невелика. Тут есть интересный момент: удельный вес воздушной смеси – величина переменная, зависящая от температуры и содержания влаги. Если закачивать холодный воздух при минус 20 °С, то вес 1 м 3 равен 1,396 кг, теплого (+10 °С) – 1,248 кг.

Практические наблюдения показали, что смягчение хода ощущается при езде по мелким неровностям на автомобилях бюджетной ценовой категории с классической подвеской. В машинах бизнес– и премиум-класса улучшение комфорта не чувствуется, поскольку там используется эффективная многорычажная подвеска.

Скаты не спускают

Реклама гласит: молекула азота больше частицы воздуха, поэтому она не «пролезает» в микротрещины резины, неизбежно образующиеся в результате эксплуатации по неровным дорогам. Поэтому шины не спускают длительное время и не требуют подкачки.

Утверждение относится к разряду абсурдных. Разница между частицами воздуха и азота настолько мизерна (0,02 нанометра), что в случае возникновения трещины молекулы обоих газов свободно в нее проникнут. Что происходит на практике: за одинаковый промежуток времени «воздушное» колесо теряет 0,5 Бар, заполненное азотом – 0,47 Бар.

Повышение ездовых качеств и безопасности

Когда шины накачивают азотом, улучшается разгонная динамика и укорачивается тормозной путь автомобиля. Данный аргумент является логическим следствием не правдивого утверждения о повышении сцепления с дорожным покрытием. Значит, в реальности разгон и торможение машины остается неизменным, а преимущество – вымышленным.

Безопасность езды повышается на том основании, что «азотные» скаты меньше взрываются. Доля истины в подобных выводах есть: покрышки лопаются от большой нагрузки и нагрева, отчего давление воздуха в баллоне возрастает до критического. Азот более терпим к увеличению температуры и не дает роста давления, поэтому резина взрывается реже.

Очевидные недостатки

В целом накачивать шины азотом полезно. Не зря данный газ широко применяется в сфере кольцевых гонок и ралли. Минусов всего два:

  • приличная цена услуги;
  • невозможность подкачки и потеря азотной смеси в случае прокола колеса в пути.

По сравнению с обычным воздухом цена заполнения азотом выше в 5–10 раз в зависимости от региона. Зная, какие реальные минусы и плюсы дает эта процедура, вы примете верное решение о пользовании услугой. Вреда она точно не нанесет.

Зачем закачивают азот в шины, нужна ли эта услуга?

Все чаще и чаще на СТО можно найти одну странную услугу под названием «Закачка шин азотом». Для многих непонятно, как это происходит, для чего и есть ли эффект. Эти вопросы до сих пор остаются нераскрытыми, поэтому в этой статье постараемся ответить на них.

Одни автомобилисты считают, что такая услуга – это обычный лохотрон, ведь накачка колес азотом дороже, чем воздухом. Другие же утверждают, что такая процедура, несомненно, идет на пользу как покрышкам, так и автомобилю в целом. Кому же верить?

Читайте также:  Масло двигателя паджеро 4 двигатель 3 2

Немного теории

Итак, если спросить на СТО о такой услуге, как накачивание шин азотом, то мастера будут утверждать, что этот элемент в колесах гораздо полезнее обычного воздуха.

Однако они не уточняют, что в обычной смеси для закачки и без того содержится 21% Nitrogenium (азота), 1% углекислого газа, а оставшиеся 78% занимает воздух. Азотовая смесь предполагает 95% Nitrogenium и 5% воздушной массы. Вроде бы все ясно, если не учитывать того, что и в состав воздуха входит 78,2% объема Nitrogenium, поскольку этот элемент является главной составной частью воздуха. То есть платят автовладельцы, выбравшие эту услугу, грубо говоря, тоже «за воздух».

Зачем закачивают азот в шины

Так как самостоятельно это мало кто проверял, то информацию будем цитировать со слов работников СТО. Они утверждают, что колеса закачивают азотом для более стабильного давления, так как он практически не расширяется при сильном нагревании.

Также они отмечают, что благодаря ему ресурс покрышек увеличивается. И наконец, приводят такой довод, что даже в случае прокола шины не будут сдуваться, так как азотовые молекулы больше в размерах, чем воздушные. Мифы это или правда?

Разрушение мифов

Начнем с мифа, который гласит о стабильном давлении. Тут все просто, достаточно лишь вспомнить физику в школьные годы. В ней указано, что при нагревании любые газы расширяются одинаково, из чего следует, что Nitrogenium расширяется точно так же, как и кислород, а вместе с ним и другие газы.

Теперь рассмотрим теорию о том, что азот увеличивает ресурс покрышек благодаря своей чистоте, а точнее отсутствии пыли и влаги. Безусловно, благодаря этому шины лучше сохраняются с внутренней стороны, но ведь основной износ происходит с внешней части, а ее азотом защитить никак не получится, поэтому и в данном случае он бесполезен. Некоторые также отмечают, что этот химический элемент защищает корд от различных неприятностей, но в этом нет никакой необходимости, так как он находится глубоко под слоями резины.

Итак, если говорить о том, что благодаря азоту шины не спускаются, то стоит отметить, что молекулы азота больше молекул кислорода лишь на немного. Поэтому тут можно уверенно сказать, что если у шины имеется прокол, то азот не защитит ее от спускания. Покрышки без каких-либо дефектов не будут сдуваться и с обычным воздухом внутри. Если же имеются порезы или надрезы, то даже двухатомный газ в такой ситуации будет бесполезен.

Что лучше: воздух или азот

Итак, после того, как разобрались в ситуации, можно ответить на вопрос, что же лучше: азот или обычный воздух? Как выяснилось, азот никаких преимуществ перед обычным воздухом не имеет, а все достоинства, описываемые автосервисами, являются лишь уловками.

Теперь многим интересно, а зачем же они это делают? Тут все просто, ведь накачка шин азотом стоит дороже, чем традиционным кислородом, а времени на эти процедуры уходит одинаковое количество. Некоторые же работники решили поступать еще более хитрым способом и закачивают в шины простой воздух под видом двухатомного газа, тем самым получая прибыль на пустом месте.

Как удалось понять, закачка шин азотом бессмысленна. Не стоит верить красочным вывескам рядом с СТО о том, что в колеса закачивают азот для улучшения ходовых и прочих свойств. Разница в стоимости у этих услуг ощутимая, а толку никакого. Поэтому можно с уверенностью заявить, что обычный воздух в шинах лучше хотя бы потому, что он дешевле.

Читайте также:  Подборка масла по вин коду автомобиля

Что дает накачка шин азотом

Думаю часто сталкивались с ситуацией когда на СТО рекомендуют список дополнительных услуг, которые якобы способны улучшить характеристики вашего автомобиля, в их число и входит накачка колес азотом. Зачастую такое предложение актуально при «переобувке» или банальном выравнивании давления в шинах, путем подкачки.

Если вам также предлагали, то напишите в комментариях чем аргументировали потребность!

Мало кто ведется на данную манипуляцию, так как имеют опыт в вождении авто или просто хорошо подкованы в теме автомобилей. Но если бы данной услугой не пользовались, то ее и не предлагали. Поэтому потребитель, однозначно, есть. Несмотря на «жирный» ценник, колеса все же накачивают азотом. Так почему же ведутся и что дает накачка шин азотом на самом деле?

Разница между воздухом и азотом

Для автомобильных шин разница состоит лишь в химическом составе. Воздух, тот которым мы дышим, состоит на 78% из азота, в большей части, кислорода, углекислого газа и других летучих примесей. К тому же, он совершенно бесплатный. А вот азот, хоть и чистый, обойдется в сумму с 2 нолями, не меньше.

Как утверждают на автосервисах, азот имеет целых 5 преимуществ, которых недостает обычному воздуху. В них входит:

1. Стабильность давления

2. Возможность реже проверять давление

3. Устойчивость к взрыву

4. Препятствие коррозии диска

5. Легче, чем обычное колесо

Но действительно ли все так прекрасно, как нам говорят?

Миф и реальность

1. Давление в шинах будет также меняться, как если в них закачать воздух. Это банальная физика, в которой доказано, что давление газа напрямую зависит от температуры. То есть при нагревании и охлаждении колеса давление будет «скакать» в обоих случаях.

2. Азот, как и воздух, также хорошо проникает через трещины или проколы в шине. Если шина спускает, то он вам не поможет, а если с ней все в порядке – воздух будет держать давление, не хуже азота.

3. В обычной жизни шины взрываются крайне редко. Они могут лопнуть, но для взрыва и воспламенения нужно развить большую скорость, как у спорт-каров «Формулы 1». Азот способен препятствовать взрыву, но лопнуть оно может в обоих вариантах.

4. Благодаря азоту действительно диск колеса дольше не поддается коррозии, так как не поддерживает окисления внутри шины. Но так как современные диски делаются из литых сплавов легких металлов, то разницы от воздуха или азота не будет, ведь они сами сложнее поддаются коррозии.

5. Считается, что колеса с воздухом способствую перерасходу топлива. Вес колеса с азотом и колеса с воздухом отличается примерно на 3 грамма. В общей сумме до 12 грамм на весь автомобиль. Никакой речи о перерасходе топлива из-за веса быть не может.

Из 5 пунктов, лишь 2 оказались правдой и то частично. Настолько незначительна разница между воздухом и азотом, что вам просто незачем переплачивать, если вы конечно, не пилот «Формулы 1».

Если также считаете бесполезной такую процедуру – ЖМИТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ ! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ , чтобы регулярно читать статьи о ремонте и уходе за авто.

Азот в шинах не единственный бесполезный совет, еще такими являются:

Adblock
detector