Меню

Автомобили эксплуатационные свойства практическое руководство каталожный индекс

Электронная библиотека

Ваша корзина пуста

Автомобили: Эксплуатационные свойства

Высшее профессиональное образование
Допущено Учебно-методическим объединением в качестве учебника

В учебнике приведен анализ эксплуатационных свойств автомобиля, связанных с его движением (управляемость, маневренность, устойчивость, проходимость и др.), их измерителей и показателей, влияния конструктивных и эксплуатационных факторов на эксплуатационные свойства.

Значительное внимание уделено тягово-скоростным свойствам, от которых зависит производительность автомобилей, и их топливной экономичности, оказывающей существенное влияние на себестоимость перевозок. Рассмотрены вопросы, связанные с повышением экологичности автомобилей.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Если у вас возникли вопросы, можете обратиться в службу поддержки клиентов, используя следующие контакты:

Телефон технической поддержки:

По вопросам приобретения: Форма обратной связи

Сайт ИП Бурцевой А.П. 2018 — Все права защищены.

Продолжая пользование данным сайтом, я выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных с использованием интернет-сервисов «Google Analytics» и «Яндекс Метрика». С «Политикой в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных» ознакомлен.

Устройство автомобилей

Основы теории автомобиля

Эксплуатационные свойства автомобиля

Один из гениальнейших выводов: «Автомобиль придумали умные люди для того, чтобы сделать веселее и красочнее жизнь менее умных людей. » С этим сложно не согласиться. Осталось только уточнить, — каким должен быть автомобиль, чтобы всеобъемлюще удовлетворять потребностям и любым прихотям своих потенциальных владельцев-эксплуататоров?
Для того, чтобы разобраться в этих незатейливых, на первый взгляд вопросах, необходимо изучить хотя бы основы теории автомобиля.
Приступим?

При эксплуатации автомобиль является частью системы «автомобиль-водитель-дорога-окружающая среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значение определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности использования автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т. е. от условий эксплуатации.
Условия эксплуатации определяются дорожными, транспортными и природно-климатическими условиями.

Дорожные условия характеризуются планом и профилем дороги, рельефом местности, видом и качеством дорожного покрытия, интенсивностью движения, различными помехами, режимами движения.

К транспортным условиям относятся: вид груза, объем перевозок, расстояние перевозок, способ погрузки и выгрузки, организация перевозок, условия хранения, техническое обслуживание и ремонт автотранспортного средства.

Природно-климатические условия определяются особенностью климатических зон, в которых эксплуатируется автомобиль (умеренная, холодная, жаркая, высокогорная).

Эксплуатационные свойства автомобиля – это комплекс свойство, определяющих степень его приспособленности к эксплуатации в качестве транспортного средства.

Эксплуатационные свойства автомобиля можно разделить на группы свойств, которые обеспечивают:

  • движение
  • тягово-скоростные и тормозные свойства;
  • топливную экономичность;
  • управляемость;
  • устойчивость;
  • маневренность;
  • плавность хода;
  • проходимость.

Эти свойства в решающей степени зависят от конструкции автомобиля и его составных элементов – двигателя, шасси, кузова.

Требования, предъявляемые к конструкции автомобиля

К конструкции автомобиля предъявляются производственные, эксплуатационные, потребительские требования и требования безопасности.

Производственные требования – соответствие конструкции автомобиля технологическим возможностям завода-производителя и современным технологиям машиностроения, низкий расход материалов для изготовления, приемлемая трудоемкость и себестоимость изготовления.
Иными словами, в эту группу требований входят свойства, удовлетворяющие практическим возможностям изготовить данный автомобиль на современном этапе научно-технического прогресса с учетом приемлемой товарной стоимости полученного изделия. Очевидно, что эти требования предъявляются, в первую очередь, изготовителями автомобиля.

Эксплуатационные требования – низкий расход топлива (топливная экономичность), курсовая устойчивость, управляемость, проходимость, плавность хода, маневренность, технологичность обслуживания и ремонта, невысокая себестоимость транспортных работ (перевозок).

Потребительские требования – низкая стоимость самого автомобиля и его эксплуатации, безотказность и ремонтопригодность, безопасность, комфортабельность, легкость управления.
Эксплуатационные и потребительские требования предъявляется, в первую очередь, пользователями автомобиля, для которых перечисленные свойства определяют рациональность и удобство его эксплуатации.

Требования безопасности включают в себя активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобиля.

Активная безопасность автомобиля – это свойство снижать вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП) при эксплуатации. Она закладывается в конструкцию автомобиля и проявляется при движении и в аварийной ситуации.
Этот вид безопасности характеризуется обзорностью, уровнем совершенства сигнализации, освещения дороги, эргономичностью рабочего места водителя, маневренностью, устойчивостью, управляемостью, скоростными и тормозными свойствами автомобиля.

Пассивная безопасность автомобиля – это его свойство снижать уровень тяжести последствий ДТП, если оно, все-таки, имело место.
Пассивную безопасность обеспечивают мероприятия, направленные на снижение травматизма водителя и пассажиров, направленные на снижение травматизма водителя и пассажиров, организации сохранности груза, снижение травматизма людей, находящихся вне автомобиля при ДТП.

Послеаварийная безопасность автомобиля – это его способность снизить тяжесть последствий аварии. Она зависит от наличия медицинской аптечки и огнетушителя, возможности быстрой эвакуации пострадавших из автомобиля и т. п.

Экологическая безопасность автомобиля определяется степенью вредного влияния на окружающую среду при его эксплуатации.

Требования безопасности определяются ГОСТами, требованиями ЕЭК ООН и должны учитывать не только при конструировании транспортного средства, но и контролироваться при его эксплуатации.
Различные требования безопасности нередко противоречат друг другу, поэтому реализовывать их в полной мере невозможно. Поэтому процесс конструирования автомобиля основан на принятии компромиссных решений, которые обеспечивают потимальнео сочетание различных свойств транспортного средства, отвечающих его назначению и предъявляемым к нему требованиям.

Автомобили имеют ограничения:

  • по габаритным размерам;
  • по массе;
  • по осевой нагрузке на дорогу.

Эти ограничения учитываются при строительстве автомобильных дорог и дорожных сооружений (мостов, тоннелей и т. п.).

Следует отметить, что в настоящее время перечисленные требования, предъявляемые к автомобилям, эксплуатируемым на дорогах России, несколько отличаются от аналогичных требований, предъявляемых за рубежом.
Так, максимальная ширина одиночного автомобиля не должна превышать 2,5 метра в России, но за рубежом допускается 2,6 метра; высота, соответственно, 3,8 м в России, и 3,6…4,15 м за рубежом; допустимая длина автомобиля в России – 12 метров, за рубежом – 10…12,2 м (в зависимости от числа осей).

—>Автозапчасти и СТО —>

Развитие автомобильной промышленности обусловило широкое применение автомобилей во всех отраслях народного хозяйства, строительства и обороны страны.

В современных условиях приобретает большое значение теоретическое изучение, связанное с практическими задачами дальнейшего развития, совершенствования и эффективной эксплуатации отечественной автомобильной техники.

К числу первых исследований законов движения автомобиля следует отнести работу знаменитого российского ученого Н.Е.Жуковского, впервые предложившего в 1917 г. обоснованное научное изложение движения автомобиля на повороте. Его исследования движения трехколесной тележки позволили установить основные явления, возникающие при качении жестко связанных между собой колес, имеющих различные диаметры. Эти исследования послужили началом дальнейших работ в области энергетических циркуляционных явлений многоприводных автомобилей.

Существенными предпосылками для создания теории автомобиля явились работы известных российских исследователей в области теплотехники и тепловых двигателей, таких как В.И.Гриневецкий, Е.К.Мазинг, Н.Р.Брилинг, А.С.Орлин и др., посвященные разработке теории двигателей внутреннего сгорания, а также работы ученых–железнодорожников (Ю.В.Ломоносова, Г.В.Лебедева, С.А.Чаплыгина и др.) в области тяговых расчетов поездов.

В 1918 г. был организована научная автомобильная лаборатория, на базе которой в 1921 г. был создан научный автомоторный институт (НАМИ). В этом институте были начаты первые в России планово организованные научные работы по исследованию и испытанию автомобилей.

Создание в эти годы ряда автомобильных кафедр, факультетов, вузов и специальных научно-исследовательских центров способствовало дальнейшему расширению научных работок в области автомобильной техники, в частности, в области теории автомобиля.

Наиболее фундаментальные работы по современной теории автомобиля связаны с именем российского академика Е.А.Чудакова.

Повышение технического уровня автотранспортных средств (АТС) и связанный с этим рост их скоростей движения обусловило дальнейшее развитие вопросов устойчивости, динамики и экономичности автомобилей.

Конечной целью любого исследования в области теории автомобиля является совершенствование конструкции современных автомобилей и повышения эффективности их эксплуатации.

При решении этих проблем возникают следующие основные задачи:

  • выбор оптимальной мощности двигателя для автомобиля заданного типа и класса;
  • рациональный выбор типа и параметров силовой передачи автомобиля;
  • снижение сопротивлений при движении АТС;
  • Читать полностью — Скачать материал (безопасно) формат *.doc, 112 листов.

1. Эксплуатационные свойства автомобиля

Эксплуатационными свойствами автомобиля называются свой­ства, характеризующие выполнение им транспортных и специ­альных работ: перевозки пассажиров, грузов и специального оборудования. Эти свойства определяют приспособленность автомобиля к условиям эксплуатации, а также эффективность и удоб­ство его использования.

1.1. Общие сведения

Автомобиль обладает целым рядом эксплуатационных свойств (рис. 1.1), которые составляют две группы, связанные и не свя­занные с движением автомобиля.

Тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная эконо­мичность, управляемость, Поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, плавность хода, Экологичность и безопасность обеспечивают движение автомобилей и определяют его закономерности.

Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, погрузочно-разгрузочным работам, посадке и высадке пассажиров во многом опреде­ляют эффективность и удобство использования автомобиля.

Что же представляют собой эксплуатационные свойства авто­мобиля. Дадим определения этим свойствам.

тягово-скоростными называются свойства автомобиля, опреде­ляющие диапазоны изменения скоростей движения и максималь­ные ускорения разгона в различных дорожных условиях при рабо­те в тяговом режиме.

Тяговым называется режим движения автомобиля, при кото­ром от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подво­дятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.

Тормозными называются свойства автомобиля, определяющие максимальные замедления при торможении в различных дорож­ных условиях и обеспечивающие неподвижное удержание его от­носительно поверхности дороги.

Топливная экономичность — это свойство автомобиля, опреде­ляющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.

Управляемостью называется свойство автомобиля изменять или сохранять параметры движения при воздействии водителя на ру­левое управление.

Поворачиваемость представляет собой свойство автомобиля от­клоняться вследствие увода колес от

Р ис. 1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля направления движения, за­данного рулевым управлением.

Маневренностью называется свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты.

Устойчивость — это свойство автомобиля сохранять направле­ние движения и противостоять силам, стремящимся вызвать за­нос или опрокидывание автомобиля.

Проходимостью называется свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средней скорости движения и производительности автомобиля в указанных условиях по сравнению с хорошими до­рогами.

Плавность хода представляет собой свойство автомобиля обес­печивать защиту перевозимых пассажиров и грузов, а также систем и механизмов автомобиля от воздействия неровностей дороги.

Экологичность — это свойство автомобиля минимально загряз­нять окружающую среду отработавшими газами и шумом.

Безопасностью движения называется свойство автомобиля дви­гаться с наименьшей вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий. Это комплексное эксплуатационное свойство, связанное с управляемостью, поворачиваемостью, манев­ренностью, устойчивостью и тормозными свойствами. Безопас­ность движения — важнейшее эксплуатационное свойство, от которого зависят жизнь и здоровье людей, сохранность автомоби­ля, грузов и других материальных ценностей.

Вместимость представляет собой свойство автомобиля, опре­деляющее количество грузов или пассажиров, которые могут быть перевезены одновременно.

Прочностью называется свойство автомобиля работать без по­ломок и неисправностей.

Долговечность — это свойство автомобиля работать без интен­сивного изнашивания отдельных деталей, механизмов и систем, вызывающего прекращение эксплуатации автомобиля.

Приспособленностью к техническому обслуживанию и ремонту называется свойство автомобиля, определяющее простоту и тру­доемкость этих работ, а также время простоя при их выполнении.

Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам представ­ляет собой свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.

Приспособленностью к посадке и высадке пассажиров называет­ся свойство автомобиля, характеризующее продолжительность остановки и удобство пассажиров при входе и выходе.

Читайте также:  Мотор редуктор для газ 31105

Авто © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector