ВС РФ: потеря колеса в процессе движения автомобиля не означает, что произошло ДТП
Przemyslaw Szablowski/ Shutterstock.com |
Верховный Cуд Российской Федерации отменил административное наказание, назначенное водителю за употребление алкоголя после совершения ДТП согласно ч. 3 ст. 12.27 КоАП в силу отсутствия факта ДТП (постановление ВСРФ от 29 июня 2017 г. №92-АД17-2). Cуть дела заключалась в следующем.
У автомобиля во время движения лопнула шина левого переднего колеса. Вместо пробитого колеса водитель поставил «запаску». Но через непродолжительное время отвалилось и установленное запасное колесо. Водитель остановил автомобиль и связался с родственником, чтобы тот привез необходимые инструменты для починки колеса и забрал машину. Во время ожидания помощи автовладелец выпил немного пива.
До приезда подмоги водителя обнаружил патруль ДПС. Полицейские посчитали, что водитель совершил ДТП (утратил переднее левое колесо в процессе движения), после чего употребил алкоголь в нарушение ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ. Впоследствии мировой суд согласился с полицейскими и назначил автолюбителю за административное правонарушение, предусмотренное указанной нормой, штраф в размере 30 тыс. руб. с лишением на полтора года права управления транспортными средствами. Водитель не согласился с примененной к нему санкцией и обжаловал ее в районный и республиканский суды, но они оставили наказание в силе.
Однако ВС РФ, рассмотрев дело, счел, что факта ДТП установлено не было, а, следовательно, наказание подлежит отмене. По его мнению, для отнесения события к ДТП необходимо наличие движущегося по дороге транспортного средства, при этом ДТП должно влечь определенные последствия: гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов; причинение иного материального ущерба. А в данном случае машина стояла на автодороге без переднего левого колеса, которое лежало рядом, причем последствия, которые повлек этот факт, установлены не были.
Таким образом, Суд отменил наказание и прекратил производство по делу.
3 причины, почему у машины на ходу могут отвалиться колёса
Довольно часто можно наблюдать на дорогах, как у машин отваливаются колёса. Это очень опасно как для машины, оставшейся без одного колеса, так как и для остальных участников дорожного движения. Иногда потерянная покрышка улетает на встречную полосу и сталкивается с автомобилями, что может привести к серьёзному ДТП. Рассмотрим несколько причин, которые могут привести к потере колёс.
Плохая затяжка болтов
Современные водители посмеиваются над старыми требованиями по проверке машины перед каждой поездкой. Однако именно отсутствие контроля за затяжкой колёсных болтов или гаек наиболее часто приводит к потере колеса прямо во время движение. От постоянной вибрации гайки ослабевают и откручиваются, что и приводит к вылету колеса со шпилек. Подобное явление часто случается на грузовых машинах, где к вибрации добавляется и сильный перегруз.
Подшипники
Если водитель не уделяет должного внимания состоянию ступичных подшипников, то это может привести к потере колёс прямо во время движения. Достаточно распространённой является ситуация, когда из-за разрушения подшипников у машины возникал сильный люфт колеса, что и приводило к его отрыванию прямо на ходу.
Проблемы с подвеской
Колёса автомобиля прикрепляются к кузову небольшими элементами подвески. При сильном износе шаровых опор они могут просто оторваться, что неминуемо закончится потерей колеса. Также подобные случаи возникают при установке на машину подержанных деталей подвески или использовании некачественных запчастей при ремонте.
Отвалилось колесо
Просто представьте себе ситуацию – легковой автомобиль едет по дороге с нормальным асфальтовым покрытием со скоростью чуть превышающей 60 км/ч. Почему-то водителю понадобилось немного притормозить, а потом из-под автомобиля бодро выкатилось колесо и весело помчалось по дороге впереди автомобиля. Вряд ли можно будет передать удивление водителя словами, особенно цензурными. У встревоженного водителя немедленно возникнет один-единственный вопрос – какое это колесо впереди едет? Переднее или заднее? Как ни странно, это не столь важно – гораздо важнее как оно отвалилось, но об этом ниже.
Как только пройдет несколько секунд, необходимых для того чтобы распрямилась пружина подвески, наклоняя кузов, водитель почувствует удар, словно автомобиль наскочил на кирпич, бордюр или любую другую сопоставимую по размерам неровность. С этого момента по дорожному покрытию понесется «хромой» автомобиль, налево и направо высекающий снопы искр.
Подобную ситуацию можно было предугадать, почувствовав, как колесо вихляет при езде, однако, независимо от опыта, водитель может и не заметить этого, ведь на нормальной скорости километров 60-80 в час такая неисправность практически никак себя не проявит. Только если скорость движения будет ниже 50 км/ч, то в месте грядущей аварии появится беспорядочный стук, который может усиливаться дребезжанием декоративного колпака, если таковой имеется. Однако на наших дорогах (особенно это касается загородных трасс) машины могут развивать скорость и свыше 80 километров в час, в таком случае готовящееся отвалиться колесо будет резко, но не сильно бить в рулевое колесо, сопровождая это характерным цокающим звуком. Примерно так же (только без звукового сопровождения) ведет себя несбалансированная шина, а звук особенно явно проявляется, когда изменение скорости совпадает с изменением направления движения.
Случается, что отвертывается гайка оси и колесо устремляется вперед автомобиля с тормозным барабаном вместе. Особая опасность такого вида аварий заключается в том, что колесо сползает с подшипника во время маневров и окончательно оно может отвалиться прямо во время исполнения очередного маневра – в таком случае опасность опрокидывания значительно возрастает. Так же может сломаться поворотная цапфа колеса, тогда колесо забирает с собой не только тормозной барабан, но и остатки поворотной цапфы. При отрыве заднего колеса последствия тоже могут быть неприятными, хотя и не настолько, как при отрыве переднего колеса. В основном страдает автомобиль – тут повреждения заднего крыла, бензобака, глушителя и прочие сопутствующие поломки. Однако управление (передние колеса) остаются в таком случае в нормальном состоянии, и даже неопытный водитель в состоянии без дальнейших происшествий остановить аварийный автомобиль, а попадающая на дорогу тормозная жидкость из поврежденной тормозной системы не попадет под остальные колеса автомобиля.
Большую опасность представляет отрыв переднего колеса – управление нарушено, машина хуже слушается руля, а ее поведение предсказать довольно сложно. Что же нужно делать водителю, если колесо все-таки укатилось вперед автомобиля? В первую очередь нужно пресечь самую главную опасность – опрокидывание автомобиля. Для этого нельзя делать резких движений рулем – наоборот, автомобилю нужно позволить двигаться туда, куда его «ведет», но при этом не выпускать его за пределы своей полосы движения, особенно это важно, если вы двигались в плотном потоке машин. Тормозить можно, нужно, но делать это следует очень аккуратно, короткими, частыми и легкими нажатиями на педаль тормоза – выше писалось, что колесо могло уехать вперед с тормозным барабаном. Когда вы увидите катящееся впереди колесо, вряд ли у вас возникнет мысль присмотреться в каком именно месте оно отвалилось. В этом случае тормозные цилиндры будут открыты, а текущая из них при нажатии на педаль тормоза жидкость, попав под другие колеса, легко может нарушить их сцепление с дорогой. Кроме того, снижение количества тормозной жидкости в системе автомобиля может снизить эффективность торможения на одном-единственном уцелевшем колесе.
После того, как «хромой» автомобиль наконец-то остановился, можно оторвать руки от руля, облегченно вздохнуть и, включив «аварийку», отправиться ставить знак аварийной остановки.
Отлетело колесо на ходу. Что делать?
Дорога — вещь непредсказуемая. В пути может произойти все что угодно. У многих это вызовет удивление, но во время движения иногда отлетают колеса. Если сидеть в салоне автомобиля, то это поистине захватывающее зрелище. Только представьте: вы спокойно двигаетесь по трассе, мелькают встречные автомобили, и тут вдруг из-под капота вылетает колесо и начинает обгонять автомобиль. У кого-то начнет захватывать дух, кто-то не придаст значения. Но это длится несколько секунд. После чего же наступает нечто просто ужасающее: происходит сильный удар тормозным диском об асфальт. Это заставляет автомобиль тормозить. Слышно, как кузов царапается об асфальт. Если это произойдет ночью, то вы увидите настоящее фаер шоу из искр, которые будут лететь и рассыпаться по дорожному полотну. Прочувствовав все последствия, вы начинаете понимать, что у вас отлетело колесо и вы движетесь по непредсказуемой траектории.
Очень опасно во время езды потерять какую-то деталь автомобиля, тем более, если это колесо. Можно выделить ряд основных причин, которые способствуют откручиванию колеса:
- Колеса некачественно установлены.
- Болты колеса перетянуты, либо слабо затянуты.
- Перелом цапфы.
- Гайка колеса откручена или ослаблена.
Первые две причины можно устранить без посторонней помощи, своими силами. Но, если это случилось по двум остальным причинам, тогда самостоятельно никак не получится решить эту проблему. Нужно будет обращаться в автосервис. Но для начала нужно вызвать эвакуатор и доставить свою машину в нужное место. Здесь встает еще один вопрос: автомобиль без колеса нельзя буксировать. Поэтому эвакуатор нужен специальный, который будет транспортировать с частичной загрузкой или же полностью погрузив автомобиль на платформу.
О том, что колесо может отлететь, можно узнать не только по катящемуся рядышком собственному колесу. Двигаясь в плотном городском цикле, на небольшой скорости, можно ощущать некоторые симптомы, которые укажут на нестабильную работу колес. В основном это будут непонятный звук, а также необычное поведение автомобиля. Если водитель опытный, то он заранее услышит странный стук, а также заметит виляние машины по полосе. После раскрутки болтов или их ослабления колесо начнет вилять в разные стороны. Это вызовет непонятную вибрацию руля. Колпаки могут даже отвалиться — это первый признак, говорящий о необходимости срочной остановки. Руль начнет постоянно вырываться из рук водителя, поэтому его нужно держать крепко. Ощущения похожи на движение на не сбалансированных колесах.
Что нужно делать в такой ситуации. Основные варианты
Если же появляются какие-то неполадки, тогда опытный водитель, да и любой водитель, должны в первую очередь выехать из дорожного потока. После того как колесо отлетело, автомобиль трудно управляется, и вывести его к обочине будет тяжело. Но вот так случилось, что вам удалось вырулить и остановить машину на обочине. В таком случае нужно глушить двигатель, дернуть ручной тормоз, и, после того как включите аварийку, установить на дороге знак аварийной остановки. Это нужно сделать обязательно, что бы другие водители были уведомлены о вашей поломке.
Но так случилось, что колесо улетело очень неожиданно, и вы не смогли вовремя среагировать для остановки. В таком случае резкого торможения нужно избегать. Этим можно сделать только хуже. Опытные водители рекомендуют в таких ситуациях ничего не предпринимать, и давать автомобилю ехать в ту сторону, куда его тянет. Благодаря этому автомобиль не перевернется, а останется в своей полосе. После чего нужно плавно уводить автомобиль на обочину. Но это возможно лишь в тех случаях, когда движение не плотное и своими действиями вы не создадите дискомфорт для движения других автомобилей. Если действовать согласно этим рекомендациям, тогда можно избежать контакта кузова с асфальтом и удержать автомобиль в горизонтальном направлении.
Случай из жизни
У моего знакомого оторвалось колесо на трассе. Он двигался со скоростью 120 км/ч. Он даже не успел понять что случилось. Плавно начал останавливаться. Ему повезло, так как машина двигалась на трех колесах, даже не зацепив асфальт. Если бы на такой скорости произошел контакт с дорожным полотном — тогда было бы просто непоправимое. Этот знакомый около получаса гонялся за своим колесом. После чего ему подвезли 4 новых болта. Он поставил колесо на место, закрутил болты и поехал дальше. Что-то похожее, только на меньшей скорости произошло на этом видео:
После остановки нужно определить причину поломки. Если болты на колесе открутились или же диск был плохо установлен, тогда можно обойтись своими силами, поставив запасное колесо на место отлетевшего и закрутив его другими болтами. Также можно поискать старые болты и колесо, если оно далеко не укатилось (как в описанном случае). Для монтажа вам потребуется стандартный набор: баллонный ключ и домкрат. Ни в коем случае нельзя пытаться остановить катящееся колесо! Это запомните! Удар колеса, катящегося со скоростью 20 км/ч, сравним с лобовым столкновением автомобилей на скорости 30 км/ч. После этого можно двигаться дальше. Худшая ситуация, когда поломана цапфа или же утеряна гайка оси. В таких случаях нужна помощь профессионалов. Ваши действия: вызываете эвакуатор, после чего звоните в страховую компанию, и пусть они решают вашу финансовую проблему.
Мало кто проверяет затянутость колесный болтов каждый месяц, поэтому, чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно своевременно проходить ТО. Там проверят все до мелочей. Если у вас мало опыта, но нужно поставить на автомобиль колеса с зимними шинами, тогда лучше попросить помощи у бывалых водителей или же у специалистов. Самостоятельно можно перетянуть, либо не дотянуть болты. Также важно затягивать болты крест на крест. Это равномерно прижмет диск к ступице. Перед тем, как поддомкрачивать автомобиль для снятия колеса, нужно сбить гайки. Если вы этого не сделали — тогда вскоре поймете зачем этот совет.
Нужно помнить, что езда — это не просто удовольствие, а это тяжелый технический процесс, который по невнимательности может быть нарушен.
Является ли виновным участник ДТП, если его отлетевшее колесо повредило другой автомобиль?
У встречного автомобиля на ходу сломалась задняя ось, после чего колесо вылетело на встречную полосу, где врезалось в другое транспортное средство. Является ли виновником ДТП первое ТС?
Ответы юристов ( 5 )
Безусловно является. Обязанность содержать транспортное средство в технически исправном состоянии закреплена за собственником и водителем транспортного средства.
Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»
[Кодекс РФ об административных правонарушениях][Глава 12] [Статья 12.5]
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
4. Управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств.
4.1. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
5. Использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет с конфискацией указанных устройств.
6. Управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.