Технические характеристики трансмиссионного масла ATF
В данной статье мной было разобраны классические трансмиссионные масла АТФ и даны рекомендации по их использованию. Также я обладаю большим опытом обслуживания автомобильных коробок передач. Это позволяет мне с уверенностью говорить о своем опыте работы и навыках в процессе обслуживания авто.
Еще я считаю важным помочь читателям данной статьи и дать рекомендации для самих автомобилистов.
Прочитав текст — вы получите ответы на многие вопросы и сможете решить для себя различные спорные моменты в обслуживании трансмиссии. В тексте также есть советы по использованию других масел.
Масло трансмиссионное ATF
По своей сути — это современное, но в то же время доступное по своей стоимости масло для автомобильных трансмиссий автоматического типа. Такое масло предназначается для постоянного применения в качестве основного рабочего материала в автоматических коробках передач автомобилей легкового и грузового типа, в которых были рекомендованы подобные смазки со свойствами на уровне DEXRON 3 от компании ДМ.
Сделано данное масло на базе мультифункционального иностранного списка добавок одного из лучших компаний в мире. Также масло обладает слабым показателем зависимости значения вязкости от его постоянной рабочей температуры. Еще масло обладает высокой устойчивостью к своей деструкции по время работы.
Продукт обладает отличными противоокислительными и противопенными качествами в своей основе, а также сниженным показателем трения, что гарантирует более стабильную и плавную работу автомобильных фрикционных систем. Масла серии способны на лучшем уровне препятствовать созданию ржавчины и появлению коррозии в процессе работы.
Также масло способно на высшем уровне противостоять быстрому износу подвижных элементов. Кроме всего прочего, смазка достаточно нейтральна ко всем уплотнительным кожухам и резине в коробке передач. Разработана была с учетом основных норм мировых изготовителей смазок.
Обслуживание масла и советы по его использованию
Жидкость ATF предназначается для машин, которые работают на так называемой «автоматике». Трансмиссионная смазка с обозначением ATF несет ответственность за выполнение обработки многих рабочих механизмов в машине, например: масла с этим обозначением отвечают за бесперебойную работу кпп машины – за ее контроль и за состояние управления. Также смазка этой направленности отвечает за охлаждение многих деталей и за обработку мотора.
Важно помнить, что переход крутящего момента, идущего от двигателя автомобиля к коробке передач должен проходить как можно более плавно — это и обеспечивается маслом АТФ. Также масла направленности ATF обеспечивают общую работу фрикционных систем.
Некоторые специалисты приравнивают смазку к смеси, но характеристики ATF по своей структуре сильно отличаются по нескольким опциям. Для того, чтобы получить более стабильную смесь лучшего состава — эксплуатируют синтетические смазки, в составы которых стараются добавлять различные присадки.
Общеустановленное обозначение этой смазки для коробки передач — ATF серии A, которую использовали на многих автомобилях, оснащенных автоматической коробкой. В начале 1954 года данную рабочую спецификацию было решено убрать и со временем появилась более стабильная Suffix A.
Таким образом, в продаже есть такие виды ATF
Mercon – была внедрена фирмой Ford в восьмидесятых годах 20 века. Она по своей структуре сильно приближена к прочим спецификациям и часто идеально с ними совмещается. Главные отличия между маслами от корпорации GM и Ford скорее в том, что GM смотрит на скорость переключения передач и плавность работы всей коробки, Форд же скорее специализируется на скорости работы кпп.
Dexron – данная моторная смазка делалась компанией GM. Производилась смазка с начала 1958 года. По причине того, что при изготовлении этой смазки для моторов применялся китовый жир, ее производство пришлось резко снизить в течение пяти лет после начала. Кроме того, причиной низкого производства стали минимальные технические свойства продукта, поскольку эта смазка демонстрировала слабую переносимость критических рабочих температур.
В 1974 году на рынок вышло масло Dexron ІІС, в котором главной частью было масло из жожоба. Эта серия начала провоцировать образование ржавчины в трансмиссии автомобиля и даже коррозию некоторых его элементов. Последующее за этим продуктом масла, которые были оснащены химическими добавками, подавляли образование той же ржавчины — они получили наименование IID.
Данная смесь с обозначением IIE производилась до самого 1992 года. Кстати главная отличительная черта этого масла – присутствие в составе особых химических присадок, которые могли эффективно понижать гигроскопную избыточность в процесса работы коробки передач. Также передовым на то время стал выход нового продукта Dexron III (появился на прилавках в 1993 году). Продукт сохранял свои основные жидкостные характеристики даже при минусовых значениях температуры окружающей среды.
В 2004 и чуть позже на рынок вышло очередное поколение смазок с обозначением «VI». Разрабатывались данные трансмиссионные смазки ATF для использования на новых коробках с системами двойного сцепления. При этом коробки передач являлись шести диапазонными. Это масло имеет куда более долгий срок работы и заниженный показатель кинематической связываемости в процессе работы. Такое свойство дает возможность повысить топливную экономичность.
Когда стоить заменить трансмиссионную смазку?
- Жидкости ATF нужно время от времени заменять на новые, поскольку это даст возможность удлинить время службы как самой трансмиссии, так и всего мотора. Соответственно, требуется время от времени делать систематическую проверку количества смазки в трансмиссии.
- На периодичность замены будет оказывать влияние: пробег автомобиля, а также его условия работы. Немаловажную роль играет еще и стиль вождения.
- Профессионалы советуют делать замену трансмиссионной смазки в автомобиле спустя каждых 25 тысяч километров. Соответственно, данная операция должна проводиться в целом не чаще, нежели один раз в пару месяцев.
Разбираем трансмиссионные АТ масла от Мобил:
Проверка количества и состояния трансмиссионной смазки в АКПП
Эта процедура проводится разными способами – многое зависит от вида используемой в автомобиле трансмиссии. Проконтролировать количество смазки в трансмиссии можно не только на горячей, но также и на охлажденной трансмиссии, поскольку щуп имеет соответствующие метки с боков. Если вы хотите сами без чьей-либо помощи проводить эту операцию, в таком случае я бы рекомендовал вам не забывать о важности соблюдения точного количества смазки в системе.
Учитывайте, что масла Dexron IID не терпят особо холодные значения температуры, соответственно, данные смазки подойдут для применения лишь в тех странах, в которых в зимнее время температура на улице не опускается менее — 5 градусов.
Производитель пишет, что смесь способна в течение нескольких месяцев сохранять свою достаточную вязкость в процессе эксплуатации.
Эти моторные смеси предназначены для трансмиссий с высоким уровнем нагрузки. Смазки были создана согласно новым стандартам и последним технологиям моторных смесей для классических и самых современных кпп, к которым можно отнести последние моторные смеси «Fuel Economy» нормативов АСЕА и других. Моторные смазки ATF имеют все нужные допуски для стабильной работы в автомобилях. Моторные смазки серии являются по своей сути полностью универсальными, ведь продукты фирмы можно заливать в трансмиссии разных типов.
- Высокая текучесть смазок обеспечивает лучшую скорость всей системы двс, а также быстрый запуск коробки передач.
- Присадки этого масла дают возможность значительно корректировать показатель вязкости базовой жидкости в ту или иную сторону.
- Моторная смазка обладает довольно неплохой своем классе вязкостью, которой вполне хватит для гарантии беспрепятственного проникновения масла ко всем частям трансмиссии.
Трансмиссионное масло ATF, история создания и свойства
Смазка ATF это особый тип трансмиссионного масла жидкой консистенции. Продукт изготавливается на основе минералов и синтетики. Назначение технического вещества: защита трущихся деталей автоматической коробки переключения передач.
Сегодня, именно трансмиссионное масло ATF, будет предметом нашего рассмотрения. Мы коснёмся истории его создания, выясним, как работает жидкость, определимся с её типами. Рассмотрим отличие исследуемого продукта от других типов трансмиссионных смазок.
От китового жира к новым технологиям
Возможно, часть автомобильного сообщества будет удивлена информацией о том, что ранее производители изготавливали первые разновидности технической жидкости, используя жир, вырабатываемый из сала морских китов (ворвань). После выхода закона, запрещающего добычу гигантов корпорации вынуждены были искать другие компоненты и разрабатывать синтетическую основу. Сегодня масло для переключения передач автоматические коробки изготавливают многие компании. Лидерами производства качественного продукта и надёжным мировым импортёром считаются компании:
Сегодня смазка на минеральной основе для переключения передач автоматические коробки ATF считается наиболее качественным и перспективным продуктом.
Рождение Dexron
Первый продукт, о котором идёт речь, появился на рынке в 1968 году. Далее, на смену пришёл Dexron ІІС. Замена произошла в 1972 году. Сменный вариант предлагался с приставкой IID. Выпуск прекратился в 1993 году. Новое поколение выпускалось начиная с 2005 года с приставкой «VI». Продукт последнего поколения имеет большой эксплуатационный срок, низкую степень кинематической вязкости, что позволяет утверждать о его положительном влиянии на экономию топлива.
Масло или не масло
Вопрос лёгкий, с него и начнём: масло для АКПП – это масло или нет? Друзья, это жидкое трансмиссионное масло в жидком виде. Оно отличается от аналогичного продукта, который заливается в АКПП тем, что оно жиже. В нашем случае крутящий момент передаётся при помощи гидравлического трансформатора: понадобится высокое давление. Масло АТФ из-за высокой текучести принято называть рабочей жидкостью.
Трансмиссионный продукт для механических коробок отличается по допускам вязкости с градацией:
Обратите внимание при покупке на цифры: SAE 70W-85, SAE 80W-90. Проводя замену масла фактор сезонности необходимо учитывать.
К сведению. Механика разогревается до 600 С°. Автомат работает в ином t0 режиме: 90-100 и более, плоть до 1200С°.
Отчасти этим обусловлена установка радиаторов охлаждения на автоматические коробки. Нельзя допустить при высокой температуре пригорания вещества.
Как создавались жидкости ATF
Мы с вами, уже выяснили, что рассматриваемый нами продукт не похож ни на один вид смазывающего вещества, он отличается вязкостью масла. Его больше нельзя никуда заливать. Если это произойдёт, вас ожидают серьёзные поломки. Во избежание возможных казусов было принято решение окрасить жидкость в определённый цвет. В данном случае, красный. Вот почему АТФ яркого красного цвета.
Как работает ATF жидкость
Рабочие процессы напрямую связанны с определёнными условиями, такими как:
- Температура.
- Вспенивание и коррозия.
- Ресурс.
- Испарение.
Давайте выясним, что за столь короткими обозначениями кроется, раскроем, так сказать технические тайны влияния масла ATF на работу трансмиссий.
Температура
Среднестатистические показатели температурного режима в пределах 80-850С. При этом с наступлением жары, а также работе автомобиля в городских заторах, t° может достигать 150 градусов Цельсия. Всё дело в том, что у автомата отсутствует жёсткая передача момента от силовой установки. Вследствие чего двигатель выдаёт повышенную мощность не нужную колёсным парам, чтобы преодолеть сопротивление дорожного полотна. Следовательно, избыток скопившейся энергии должен поглощаться рабочей жидкостью и расходоваться на трение. Поэтому при таком раскладе нагрев просто зашкаливает.
Вспенивание и коррозия
Большие объёмы смазки, проходящие рабочий цикл под большим давлением, создают благоприятную среду для вспенивания. По цепочке этот процесс приводит к окислению жидкости и металлических частей рабочего органа. Для этого жидкость должна насыщаться определёнными присадками для минимизации негативного процесса.
Ресурс
Уникальный продукт может работать не одну тысячу километров. Ресурс эксплуатации в неблагоприятной среде от 50 до 70 тыс. км, после чего, положительные свойства смазки теряются и её необходимо менять.
Испарение
Трансмиссионная жидкость – это продукт, который легко улетучивается. Поэтому производители (ряд из них) устанавливают щупы для определения уровня рабочей жидкости на автоматах. Рабочий уровень может опуститься при выходе паров из вентиляционных полостей автоматической коробки (на автомобильном сленге «сапун»). Регулярная проверка уровня – традиционная обязанность водителя.
Почему ATF стоит так дорого
Многих интересует вопрос, почему универсальные масла обходятся водителям дороже других продуктов? Действительно, цена может колебаться от 700 до 800 руб. за один литр. Считаем: автомат поглощает при заправке 8-10 литров. Умножьте на стоимость и получите неприятную для семейного бюджета сумму – 8 тыс. р. Мы понимаем, что прогресс не стоит на места. За эволюцию нужно платить. Рис. 5.Рассматриваемый нами продукт совершеннее, чем обычное рабочее масло. Вывод: платим за качество. На стоимость также влияет эксплуатационный период, который составляет от 60 до 70 тыс. километров. К тому же, это работа на постоянной основе во вредной среде.
Типы ATF жидкостей представленных на современном рынке
Сегодня на автомобильном рынке реализуются следующие типы масел atf:
Давайте и мы с вами познакомимся с историей их создания и выясним, характеристики и типы трансмиссионной жидкости. Узнаем, в каких ситуациях используется тот или иной продукт.
Mercon
Жидкость выпускается известной во всём мире автомобильной компанией Ford. Отличие смазки GM и Ford в том, что американское предприятие GM делает акцент на плавном переключении, а концерн Ford сосредоточен на скоростных показателях. Смазка от концерна Форд в большей степени подходят к спецификации ATF.
Dexron
1968 год – это начало выпуска рассматриваемого продукта от GM. На разработку и приостановку исследований повлияло несколько факторов: недовольство защитников природы, а впоследствии запрет на вылов китов (об этом писалось раньше) и слабые технические характеристики: смазка слабо переносила высокие t°. Начиная, с 1972 года, появилась модификация смазки Dexron ІІС, где за основы изготовителя взяли масло жожоба. Это увеличило срок службу деталей трансмиссионного узла и частично приостановило процесс коррозии металла. Добавка снижала гигроскопичную избыточность.Ещё одно масло, которое имело присадки – это продукт, с приставкой IID. Техническая жидкость с индексом IIE реализовывалась на мировом рынке, вплоть до 1993 года. Долгий срок реализации вызван возможностью продукта сохранять жидкие свойства при отрицательных t0. При этом улучшались фрикционные характеристики.2005 год охарактеризовался появлением на автомобильном рынке нового поколения фрикционных характеристик. Масло для трансмиссии разрабатывалось для АКПП на 6 ступеней. Смесь обладала высоким эксплуатационным порогом и позволяла увеличить степень кинематической вязкости. Именно это позволило говорить о возможности повысить топливную экономичность.
Alison C-4
Это разработка концерна General Motors предназначена для коробок передач крупногабаритного транспорта. Жидкость ATF предназначалась для заливки в рабочий узел внедорожной техники и грузовых автомобилей.
Роль General Motors в создании первой ATF
Первая спецификация масел вышла пол брендом знаменитого концерна General Motors. В 1949 году продукт получил широкое распространение и массово поступил на автомобильный рынок. Технологии не стоят на месте. Дело в том, что именно эта компания разработала первую коробку автомат, официально заявив об этом в 1938 году. Позже, одним из приоритетных направлений американского концерна, стало изготовление новых трансмиссионных смесей. При этом к качеству технической жидкости были установлены жёсткие нормативы по составляющим компонентам. Компании повезло, ведь эта ниша оказалась свободной и GM стала законодателем технических характеристик ATF, установив свои правила игры.
Чем ATF отличается от других трансмиссионных масел
Все масла, такие как: моторные, редукторные, трансмиссионные и предназначенные для гидравлического усилителя, имеют некоторые схожие свойства. Они смазывают рабочие детали с целью увеличения трения рабочих (трущихся) поверхностей. Визуально их трудно определить. Часто возникают ошибки и/или по незнанию в автомат могут налить моторное масло, а в гидроусилитель тормозную жидкость. Automatic Transmission Fluid в корне отличается от других продуктов:
- Сложным составом.
- Повышенным смазывающим эффектом.
- Увеличивает силу трения фрикционных групп.
- Предотвращает процессы коррозии металла.
- Обладает гидрофобностью.
В зависимости от условий эксплуатации и других факторов при постоянной работе в негативной среде рабочий срок выше других видов смазки.
Как хранить: техника безопасности
Достаточно обратить внимание на рекомендации производителя, который указывает сроки эксплуатации, правила и особенности обращения. Нельзя допускать его хранения с бензином и другими горючими веществами.Что касается техники безопасности. В этом случае необходимо работать в защитных перчатках и не допускать попадания жидкости в глаза. Если это произошло, необходимо промыть лицо проточной водой, и обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Помещение, где хранится смазка, должно быть оборудовано противопожарной защитой и сигнализацией.
С чем связаны определённые сроки замены масла
На срок замены технической жидкости влияют:
- Пробег транспортного средства между заменой.
- Условия, в которых эксплуатировался автомобиль.
- Эксплуатационный характер и стиль управления авто (агрессивная манера вождения и/или спокойная).
На заметку. Масло со временем стареет. Поэтому если транспорт не эксплуатировался, смена жидкости должна проводиться не реже одного раза в 2 года. При активной эксплуатации автомобиля производители рекомендуют замену после прохождения 20-25 тыс. километров пробега.
Коробка автомат сконструирована таким образом, что при замене необходимо снимать поддон и чистить магниты от металлической стружки и мусора. При замене жидкости обязательно меняется фильтрующий элемент.Согласно регламенту эти работы выполняются специалистами СТО. Сервисные центры используют специальные приспособления для откачки отработки из системы. Самостоятельная смена рабочего вещества возможна. При этом жидкость в гаражных условиях выводится примерно на 50%. К слову сказать, часто желание экономии на сменном процессе продукта приводит к негативным последствиям, которые выливаются в ремонт и сопровождаются дополнительной тратой денег, имейте это ввиду. А замена уровня жидкости “наполовину” отрицательно влияет на работу узла и других механизмов.
Резюме
Настройка автоматов нынешнего поколения, начиная с 2003 года, весьма чувствительна к смене составляющих. Эту особенность нужно помнить и всегда учитывать. Если возникли сомнения в типе залитого ранее масла лучше не рисковать и провести полную замену отработки на новый продукт.