Кузовной ремонт со споттером: что может быть проще?
Содержание:
Что нужно для качественного кузовного ремонта? Умелые руки и надежное гаражное оборудование – простые аспекты, от которых зависит прибыльность автомастерской. Ведь отличный результат выполненных работ и довольный клиент лучше всякой рекламы!
Потребуется целый арсенал жестянщика, а помимо рихтовочного инструмента, еще и аппараты точечной сварки. Ведь с ними можно проводить не только сварочные работы при соединении двух металлических листов, например, при ремонте крыши или стоек, но и применять точечную сварку на разных этапах рихтовочных работ.
Особенно полезен споттер, когда нужно выправить вмятину на участке, подобраться к которому с противоположной стороны проблематично, например, если повреждение приходится на дверь или крыло. Большим преимуществом точечной сварки является локальный нагрев металла только в месте контакта с электродом, что позволяет снизить тепловое воздействие на материал и исключить его деформацию, появление трещин, ухудшение эксплуатационных свойств. При определенных навыках можно вернуть отремонтированной детали свойства, максимально приближенные к заводским!
Пример из практики авторемонтного дела
Сейчас аппараты точечной сварки используются не только в крупных специализированных центрах кузовного ремонта, но и в небольших частных мастерских. Кто-то скажет, что покупка такого оборудования для подобной деятельности не совсем оправдана. Ведь, скажем прямо, по меркам частника его приобретение потребует немалых затрат. Но практика доказывает, что все совсем наоборот.
Рассмотрим в качестве примера деятельность одного автогаражного мастера, который занимается ремонтом автомобилей и ведет блог в Интернете, где представляет результаты своих работ и делится опытом. Мастерская его находится в гараже, прилегающем к частному дому. Поэтому ее нельзя назвать автосервисом в широком смысле этого слова. Но есть свои клиенты, которые уже не первый год обслуживаются только здесь. Исправление дефектов на кузове занимает львиную долю всех работ, и со временем мастер понял, что использование так называемых «универсальных» полуавтоматов не всегда себя оправдывает. Чтобы предлагать более качественное и быстрое обслуживание, он приобрел мобильный аппарат точечной сварки – споттер.
Размещая фотографии выполненных работ с применением нового оборудования в своем блоге, мастер подчеркивает, что это выход на новый уровень. Работу теперь выполняет быстрее – с наименьшими усилиями можно вытянуть даже глубокую вмятину. Клиенты довольны, прибыль растет, и за несколько месяцев использования сварочного оборудования удалось окупить затраты на его покупку. А обучился мастер достаточно быстро, ведь работать со споттером очень легко.
Здесь мы не будем долго описывать технологию и устройство этих аппаратов, подробнее об этом Вы можете узнать, прочитав статью Споттер – качественная сварка за доли секунды! Сейчас наша задача – разобраться в том, как применять контактную точечную сварку при кузовном ремонте, и какие возможности это открывает перед мастером-жестянщиком.
Точечная сварка: основы основ
Вы купили споттер, но не успели толком с ним поработать? Или вы еще только собираетесь его приобрести? Наверняка, вы уже имеете о нем некоторое представление, но все-таки мы расскажем о самом важном в использовании аппарата точечной сварки. Зная базовые правила работы, можно избежать распространенных ошибок.
Начнем с того, что рабочее напряжение в электросети мастерской должно соответствовать параметрам споттера, рассчитанного на подключение к однофазной или трехфазной сети. Обязательно должен быть установлен автоматический выключатель. Кстати, есть и комбинированные аппараты, которые могут работать при напряжении в 220 или 380 В. Они подойдут в случае, если на предприятии трехфазная сеть, а также имеется однофазный резервный генератор.
Не забудьте! Всегда заземляйте ремонтируемый участок кузова, приваривайте шайбу заземления как можно ближе к месту сварки. Кстати, и это можно сделать с помощью споттера.
Что касается обслуживания конкретного автомобиля, то перед началом сварочных работ нужно изучить его характеристики, а именно, толщину кузовного металла на ремонтируемом участке. Исходя из этого, нужно выставлять на аппарате силу тока. Вы можете сделать это вручную либо внести в систему данные о толщине металла, и тогда споттер настроится автоматически.
Не сваривайте слишком толстые кузовные элементы, ведь каждый аппарат имеет максимально допустимый показатель по толщине металла, например, 1+1 мм (то есть можно сваривать два листа внахлест при толщине каждого в 1 мм или один лист толщиной в 2 мм). Как правило, у автомобилей толщина кузовного металла составляет 0,6 – 0,8 мм в несиловых элементах и может превышать 1 мм в таких кузовных частях, как крыша, пол.
Также нужно настроить продолжительность импульса. Для этого может быть предусмотрен автоматический таймер, который позволяет выставить время нагрева в пределах, например, от 0,1 до 2 секунд. Если Вы будете работать в ручном режиме, то время воздействия нужно контролировать нажатием на рычаг пистолета. Для новичков предпочтительным будет автоматический режим работы, ведь достаточно ввести параметры толщины металлических листов, и микропроцессор подберет оптимальное сочетание силы тока и продолжительности импульса. Тут уж точно не ошибешься! Сварная точка будет аккуратной, а с обратной стороны детали не будет выгорания.
Все приходит с опытом, в том числе, и навыки точечной сварки. В освоении этой технологии поможет ежедневная практика, а чтобы было легче на первых порах, почитайте статью Как работать точечной сваркой?
Один аппарат – множество возможностей
Из всех сварочных аппаратов споттер является наиболее функциональным, ведь с его помощью можно не только соединять детали, но и выполнять множество других задач в мастерской. Мы расскажем об основных работах, для которых его используют при кузовном ремонте, и о том, что применяют в качестве насадок. Они могут продаваться в комплекте с аппаратом или приобретаться отдельно.
Односторонняя точечная сварка
Используется, если нужно соединить два тонких металлических листа внахлест, например, при ремонте дверей с внутренней стороны и других не несущих кузовных частей. Также к этому способу прибегают при ремонте сквозных повреждений, когда нужно установить металлическую заплатку.
Для работы вам понадобится: держатель для электродов, электрод.
Закрепив электрод в держателе и выставив на аппарате значение силы тока, в зависимости от толщины свариваемых листов, поднесите кончик электрода к месту соединения под прямым углом, прижмите к поверхности и нажмите на кнопку пистолета – в месте соприкосновения появится сварная точка. Сделав несколько таких точек по всей длине через равный интервал, можно получить очень надежное соединение, которое будет выдерживать силовые нагрузки, вибрацию и прочие воздействия, оказываемые на кузов при езде.
Двухсторонняя точечная сварка
К этому способу прибегают при ремонте крыши или стоек автомобиля, когда нужно вернуть первоначальный внешний вид и эксплуатационные свойства кромкам.
Для работы вам понадобится: клещи для точечной сварки, два электрода.
Для этого нужно закрепить электроды в консолях клещей, поместить между ними детали и нажать на кнопку или рычаг – коротким импульсом будет обеспечен прижим с двух сторон и нагрев металла в местах соприкосновения электродов. Как и при описанном выше способе, сварные точки надо сделать по всему периметру ремонтируемого участка.
Приваривание колец для вытягивания вмятин
Случается, что вмятина расположена в таком месте, например, посередине двери или на крыле, что невозможно исправить ее без съема путем выстукивания с обратной стороны. Чтобы не тратить время на демонтаж внутренней обшивки, можно исправить ее, вытянув снаружи. Для этого по всей длине ремонтируемого участка вкручиваются в ряд крепежные элементы, за которые металл будет вытягиваться. Иногда это делается путем вкручивания саморезов, но это очень долгий процесс, а с помощью споттера можно сделать это за несколько минут.
Для работы Вам понадобится: держатель для крепежа, крепеж.
Кольцо или, как его еще называют, ушко, вставляется в держатель, зажатый в пистолете споттера. Под прямым углом крепеж прислоняется к ремонтируемому участку так, чтобы профиль кольца был расположен не горизонтально, а вертикально. Для приваривания крепежа нужно нажать и удерживать кнопку пистолета в течение нескольких секунд (пока не погаснет сигнальная лампочка или не сработает автоматический таймер). Потом в эти кольца вставляют металлический стержень, который подхватывается обратным молотком, и вмятый участок вытягивается при силовом воздействии молотка.
Осадка отрихтованного участка путем прогрева
После вытягивания вмятины на поверхности остаются деформации, которые можно устранить, осадив металл с помощью точечной сварки с локальным нагревом. Кроме того, это позволит вернуть металлу прочностные характеристики за счет небольших утолщений в местах сварки.
Для работы Вам понадобится: держатель для электрода, электрод.
Электрод подносится к поверхности и пользователь нажимает кнопку, обычно для выполнения этой работы используют ручной режим, то есть продолжительность теплового воздействия контролируется мастером. По всему отремонтированному участку нужно наставить множество сварных точек с интервалом в 0,5-1 см. Несмотря на то, что нагрев происходит локально, при установке множества точек на одном участке может быть усиленное тепловое воздействие, поэтому рекомендуется охлаждать поверхность. Например, многие мастера просто смачивают ее влажной тряпкой, но если в споттере есть встроенная система охлаждения, то этот процесс можно автоматизировать. Тогда охлаждающая жидкость будет подаваться на рабочую оснастку, охлаждая не только сварную точку, но и электрод, тем самым, снижая его износ. Потом участок можно выстукивать рихтовочным молотком, чтобы довести поверхность до идеально ровного состояния.
Мы описали основные задачи, для которых споттер применяется в мастерской кузовного ремонта. Естественно, на этом его возможности не заканчиваются, и более подробные описания того, что еще можно сделать с его помощью, вы найдете в инструкции своего аппарата. Овладев основными навыками, вы сможете задействовать точечную сварку на нескольких этапах рихтовочных работ и быстрее справляться с поставленной задачей. Несомненно, это повысит производительность и качество обслуживания. Клиент получит свой автомобиль в отличном состоянии и максимально быстро. А что еще нужно для успешной работы? Осталось только купить споттер. Если вы еще этого не сделали, то спешите сделать заказ в нашем интернет-магазине.
Аппараты точечной сварки: виды, как выбрать, лучшие модели
Что это такое?
В основе устройства лежит принцип точечной или контактной сварки. Основа ее — подача электрического тока в одной или сразу нескольких точках соединяемых элементов.
Для описанного соединения используют два электрода, подающих ток при одновременном сжатии деталей.
Однако при ремонте, особенно сложных пространственных конструкций, к примеру кузова автомобиля, особенно элементов крыла, подобное возможно далеко не всегда.
Выходом стал сварочный споттер способный работать лишь с одной стороны свариваемых элементов.
Само название прибора произошло от английского spot — точка. В английском техническом словаре так называют все типы точечных сварочных аппаратов.
На постсоветском пространстве название закрепилось за оборудованием, которое применяют для рихтовки автомобилей.
Как выбрать споттер?
Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.
Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:
- тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
- производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
- тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.
Как устроен и работает?
Главное отличие споттера от трансформаторного либо инверторного сварочного аппарата — создание импульсного тока силой 1500 – 3000 А.
Этот усовершенствованный аппарат для точечной (контактной) сварки, отличающийся большим числом настраиваемых параметров.
Кроме прочего, комплектующие для споттера составляют целый класс приспособлений. Сюда входят расходники, а также инструментальные насадки: держатели рихтовочных шайб, медные и графитовые электроды, магнитные контакты.
Если один контакт создает электрод споттера, то второй, заземление — специальная шайба или просто «земля». Ее крепят к той же детали на которой ведут работы самим споттером.
Заземление располагают как можно ближе к месту воздействия споттером. Не допускается устанавливать его на соседнем элементе кузова, даже присоединенном сваркой.
Рассмотрим, как работает споттер. Схема устройства проста. На входе установлен трансформатор, дающий ток необходимой силы и напряжения. Переменный ток трансформатора выпрямляется диодным мостом, затем подается на конденсатор, заряжая его.
Еще один, сварочный трансформатор формирует сварочный импульс. Ток на него подается кнопкой управления, открывающей тиристор. Импульс создает разряд конденсатора, а регулировку его силы — переменный резистор.
Продолжительность импульса регулируется от 0,01 сек до 1,8 сек (прогрев при отжиге).
При этом, если на входе прибора ток 50А при напряжении 160-230V, то на выходе импульс 2500-3000А, при напряжении 50-60V.
Принципиальная схема споттера приведена на рисунке:
Конструктивные особенности и рабочие параметры
Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.
Устройство сформировано следующими модулями:
- аппарат, благодаря которому ведется контактная сварка;
- заземляющий кабель;
- кабель подачи тока, на конце которого закреплен сварочный пистолет – основной рабочий элемент.
Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.
На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.
Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.
Основные разновидности
Устройства представлены следующими категориями:
1. Инверторные.
Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.
Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.
2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.
Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.
Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:
3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.
4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.
Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:
Принципы» выбора
Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:
- Для профессионального использования лучше выбирать максимально функциональное устройство, с обилием режимов работы. Оно позволит вести целый спектр работ по рихтовке, избавит от покупки дополнительных инструментов.
- Работа с листами металла толщиной более 1.5 миллиметров подразумевает использование моделей с двусторонней сваркой. Если указанное значение меньше, то достаточно и одностороннего варианта.
Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.
Изучим также краткий рейтинг споттеров:
- Серия GS от бренда Garwin. Достаточно демократичная цена и функциональный набор, вполне соответствующий даже профессиональной эксплуатации.
- Серия TT от компании Hammer. Высокий уровень безопасности, цифровое управление, позволяющее с максимальной точностью контролировать рабочие параметры. Мощность вполне достаточна для домашней эксплуатации.
- Gyspot. Качественная техника французского производителя.
Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:
Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:
Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.
SKODA RAPID — автомобиль, который смело можно назвать уникальным. Почему? Ответ очевиден – он подойдёт абсолютно всем! Динамичный характер модели и чёткая, отточенная управляемость в сочетании с интересным и стильным дизайном не оставит равнодушными молодое поколение.
Водители более зрелого возраста по достоинству оценят благородство «кристаллического» дизайна, который отчасти напоминает собой традиции лучших хрустальных мануфактур Чехии и столь любимую всеми жителями Праги архитектуру в стиле кубизм.
Выбираем
Ремонт споттером имеет узкую специализацию. Помимо сферы автосервиса он практически не востребован, разве в редких случаях ремонтов повреждений корпуса бытовой техники.
На сегодня российский рынок споттеров включает больше сотни моделей, различных производителей, отличающихся по мощности, цене, рабочим параметрам. Из них три основных:
- Приборы, изготовленные в КНР, Японии, Южной Корее .
- Устройства западноевропейских производителей.
- Отечественные аппараты.
Нижняя и средняя ценовая группа представлена в основном китайскими инструментами. К их плюсам стоит отнести тенденцию роста качества при стабильной цене. Если еще относительно недавно покупка китайского инструмента оправдывалась дешевизной, то сегодня его берут даже профи.
Из отечественных аппаратов стоит о, линейку «Споттер пилот», российской . Фирма выпускает продукцию как бытового, так профессионального сегмента. Имеет ряд патентов, поставляет изделия на рынки Канады, США и Европы.
В сегменте профессиональных моделей лидирую европейские производители. По многим показателям превосходящие аналогичные китайские и отечественные модели, аппараты отличает качество сборки, удачная эргономика. Существенный минус — высокая стоимость.
При выборе обратите внимание на расходники. Обычно китайские модели споттера для точечной сварки комплектуются полнее, однако, как правило в целях экономии часть электродов не медные, а омедненные, что снижает срок службы.
Для серьезной профессиональной деятельности по кузовному ремонту, лучше выбирать модель из европейских либо отечественных приборов соответствующего класса.
Лидер среди китайских производителей споттеров
Исключительно для ремонта авто разработано и выпускается оборудование Solary. Различные модели инструментов для рихтовки транспортных средств выпускает эта китайская компания, одна из лидирующих на азиатском рынке. Продукция этой компании стоит дешевле французских и немецких брендов и при этом достаточно качественна и надёжна.
Для выравнивания повреждённых поверхностей с ограниченным доступом с внутренней стороны используется Solary – споттер для кузовного ремонта. Модель Solary A6 имеет два режима:
- с постоянным включением, которое используется, когда ведётся работа углеродным электродом;
- с регулируемым по времени кратковременным включением, применяется при приварке ремонтных шайб и металлического электрода.
Инструментом модели Solary A6 очень просто пользоваться благодаря его конструкции. Приварка шайб и точечная сварка металлическим электродом позволяет вытягивать поверхность, а прогрев углеродным электродом осуществляет осадку металла. Также, споттер применяется для наложения заплат на повреждённые участки кузова.
Solary A6 оборудован термодатчиком, что позволяет ему не перегреваться при работе. Благодаря этому качеству продлевается и срок эксплуатации инструмента.
Чем хорош?
Для того, чтобы выправить вмятину с помощью споттера и примочек к нему, не требуется разбирать узлы и агрегаты кузова. В некоторых случаях возможно даже не снимать обшивку в месте повреждения.
Кроме того, по сравнению с обычными аппаратами для точечной сварки он способен:
- выполнять локальный нагрев элементов кузова, что делает возможным устранять выпуклости и замятия допущенные в процессе рихтовки;
- восстанавливать элементы креплений отделки кузова, срезанные или смятые при аварии, поврежденные в процессе рихтовки;
- приваривать гайки, крепления под саморезы, резьбовые шпильки, болты.
По сравнению с аппаратами газовой сварки оборудование не нуждается в громоздких баллонах, шлангах, хрупких манометрах.
По сравнению с обычной электросваркой споттер не перекаливает металл в месте крепления, ослабляя его. При работе аппарат не создает мощной дуги, способной повредить глаза.
Функциональность споттеров серийных моделей
Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:
- создают условия для использования ремонтных шайб;
- поддерживают соединение с электродом из металла для последующего вытягивания;
- сочетаются с графитными электродами: они полезны благодаря выполнению осадки железа (как нагрева, так и охлаждения);
- лёгкость обслуживания и комфорт использования;
- поддерживают два режима работы: длительный и кратковременный. При работе в постоянно активном режиме устанавливают углеродный тип электрода. Работа в непродолжительном режиме полезна для установки электрода из металла или ремонтных шайб. Длительность работы устанавливается тумблером на корпусе;
- система охлаждения. Конструкция имеет встроенный термостат, который контролирует температуру споттера и выполняет экстренное отключение устройства в случае перегрева. При охлаждении конструкция снова включается.
Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся
Особенности рихтовки
Рассмотрим, что такое споттер для рихтовки и как им пользоваться. Принцип устранения повреждений одинаков для вмятин не зависимо от их величины:
- Очистка и подготовка мест ремонта.
- Установка клеммы «земля».
- Фиксация наконечника электрода оснастки, либо расходной шайбы на вмятине.
- Вытягивание металла с помощью рычажных систем, пуллера, ударов обратного молотка, а также другими способами
- Последующая отделка.
Для небольших вмятин достаточно рычажного пуллера. С его помощью повреждение устраняют в один прием.
Вмятины, занимающие большую площадь, имеющие сложную форму рихтуют с помощью обратного молотка.
Устранение серьезных повреждений, например глубоких продольных вмятин, требует применения дополнительных расходных изделий.
Назначение и сферы применения оборудования
Споттеры являются стандартным оборудованием для автосервисов, т. к. их использование значительно экономит время и сокращает трудозатраты при рихтовке кузовных деталей с односторонним доступом. Кроме того, их применяют для осадки импульсным нагревом металла. Еще одной областью применения споттеров является двусторонняя сварка. В этом случае вместо пистолета используют специальные сварочные клещи. Одна из важных особенностей этого сварочного оборудования — небольшое энергопотребление; параметр ПВ (продолжительность включения) у таких аппаратов не превышает 5%.
Многие домашние мастера из тех, кто занимается кузовным ремонтом автомобилей, самостоятельно изготавливают споттеры из подручных материалов (в основном, на базе старых трансформаторов). В таких аппаратах чаще всего отсутствует электронный блок управления, а сварочный импульс формируется вручную, путем нажатия на кнопку отключения питания. Регулировки тока у них, как правило, тоже нет, поэтому подбор сварочных режимов производится опытным путем. Пистолеты и обратные молотки народные умельцы обычно изготавливают своими руками, а расходный крепеж приобретают в профильных магазинах. Тем не менее, с помощью таких устройств вполне успешно выполняются различные виды рихтовки.
Основные рекомендации при работе
Прежде чем начать работу ознакомьтесь как пользоваться споттером, а главное: чего нельзя делать в прилагаемой к аппарату инструкции.
Кроме этого, некоторые моменты, которые будут полезны начинающим:
- Перед подключением убедитесь, что сеть выдержит потребляемую устройством мощность.
- Не удлиняйте штатные кабели споттера, чем они больше, тем сильнее падение мощности, а значит хуже качество стыка.
- Тщательно зачищайте как место установки заземления, так места, которые предстоит рихтовать.
- Установку длинных расходных креплений (зигзагообразная проволока, гребенки) начинайте с дальнего от «земли» конца, чтобы избежать эффекта шунтирования.
- Рихтуя большие вмятины двигайтесь от меньшей глубины к большей по спирали (наподобие того, как рисуют линии одинаковых высот на карте). Если сразу начать вытягивать самые глубокие места, гарантировано получите излишнюю вытяжку или «хлопуна» — неустойчивую поверхность, которая может снова «вщелкнуться» назад.
Кроме обычных аппаратов существуют и споттеры по алюминию. Их устройство мало чем отличается принципиально, однако параметры его настройки и расходники совершенно другие. Такие аппараты нельзя применять для работы по стали и наоборот.
Преимущества использования споттера
Основное преимущество этого метода заключается в сокращении времени и затрат на ремонт. Ведь при использовании споттера исключается необходимость в замене кузовной детали, разборки и сборки салона. Как следствие, не требуется пугать клиента сроками на заказ ремонтной части и итоговой ценой всего ремонта; сроки и цена — это главное, чем интересуются при обращении в автосервис. А невысокая цена и простота использования дополняют его популярность.
- он позволяет ремонтировать элементы, которые до сих пор подлежали исключительной замене;
- значительно сокращает время ремонта;
- позволяет применение клеевых технологий и осуществление ремонта алюминиевых элементов;
- небольшая цены инструментов со сравнению с получаемым эффектом.
Сборка самодельного и комплектующих к нему. Схема устройства
Как мы уже говорили, основа споттера это обычный аппарат точечной сварки. Найти подходящую схему в интернете не составит проблем. Но перед этим стоит посмотреть по сторонам.
Возможно, у вас уже имеются некоторые из компонентов будущего агрегата. В таком случае рационально будет отталкиваться от их наличия. В первую очередь понадобится два трансформатора.
Питающий всю электронику подобрать не сложно, подойдет любой со входом 220 V, а напряжением на вторичной обмотке 12V. Сложнее найти достаточно мощный, сварочный.
В качестве основы можно использовать трансформаторы мощной бытовой техники, скажем микроволновки. Но скорее всего его придется перематывать.
В крайнем случае намотать сварочный трансформатор можно самостоятельно, подобрав подходящий сердечник.
Всю остальную электронику: тиристоры, конденсаторы, диоды, переменный резистор и пр. не проблема приобрести в специализированном магазине либо на радиорынке. Номиналы их зависят от выбранной вами схемы.
Все остальное сделать или приобрести относительно просто.
Корпус
В качестве корпуса используют подходящий по размеру металлический короб от старого оборудования.
Еще лучше приобрести лист тонкой жести, оцинкованной либо с порошковой окраской из которого вырезать и изогнуть подходящий кожух.
Для крепления используют заклепки и саморезы. Как вариант, разместив уже готовый споттер на временном шасси, использовать для изготовления кожуха контактную сварку.
Держатель с пистолетной рукояткой
Для основного держателя с рукояткой пистолетного типа подойдет старый паяльник мгновенного разогрева. Он хорош наличием место под контрольную лампочку (светодиод) и подсветкой.
Как вариант используют шприц-пистолет для силиконовой склейки. Несложно собрать грубый держатель из нескольких пластин гетинакса, вырезав и скрепив болтами. Но все же, если вы не против покупных изделий, лучше всего приобрести готовый держатель, пусть даже б/у. Особенно если работать предстоит достаточно часто.
Пуллер и инопуллер (обратный молоток)
Два основных рабочих устройства: пуллер для споттера, а также обратный молоток — инопуллер. Первый представляет собой миниатюрный домкрат. Как сделать пуллер для споттера своими руками? Для его изготовления подойдет старый рычажный шприц для работы с тубами силикона или клея.
Само крепление для тубы нужно обрезать, а шток развернуть в другую сторону, чтобы при нажатии рычага он не выходил, а наоборот вдвигался.
Дополнительно придется заказать токарю медный цанговый держатель для электрода, опорную втулку и сам упор с площадкой виде кольца с двумя стойками и верхним полукольцом куда вставляется втулка пуллера. Упоры различных размеров продаются отдельно в магазинах сварочного оборудования.
Изготовление пуллера подробно показано на видео:
Обратный молоток важная, но достаточно простая оснастка.
Он представляет собой шток, по которому скользит груз – боек.
Спереди штока навинчивается упорная гайка, делается прорезь для треугольного электрода. Между гайкой и грузом помещают пружину, для смягчения возможного удара бойка.
Задняя сторона служит для размещение ударного упора, рукояти с клеммой либо крепления для пистолетного держателя.
Из сварочного аппарата
Если у вас есть аппарат для ручной сварки, изготовление вернее модификация его в споттер не составит больших проблем. Задача сводится к добавлению к аппарату блока создающего импульс тока и дающий возможность регулировать его параметры.
Если повозиться, то возможно создать устройство способное переключаться как в режим обычного сварочного аппарата, так и споттера.
SKODA RAPID – любая поездка в удовольствие
Шкода Рапид – самый доступный автомобиль, из всей линейки SKODA представленной в России, однако он оснащён самыми современными опциями, обычно предлагаемыми для автомобилей классом выше. Внешность дорогого европейского автомобиля, в дизайне которого нет случайных деталей в сочетании с удобством и функциональностью, превзойдёт все ваши самые смелые ожидания. Всё продумано – до мелочей.
И дело не только в удовольствии, которое вы получите при скоростном прохождении связки поворотов – хотя и его SKODA RAPID с лёгкостью вам обеспечит. Множество деталей, которые способны сделать каждую поездку максимально удобной и комфортной – вот за что ценят автомобили SKODA более чем в сотне стран мира.
В целом, его можно назвать «горожанином» компактного класса. В то же время, Шкода Рапид — это семейный автомобиль, его просторный салон и вместительный багажный отсек отлично подойдёт для путешествий всей семьёй. Поместится практически всё и даже больше! А если места всё-таки окажется мало — багажную полку легко снять, а сиденья второго ряда — сложить.
Под капотом – тоже есть чем впечатлиться. Двигатели SKODA RAPID – это воплощение всей инженерной мощи автоконцерна «Volkswagen». Их экономичность и надёжность, проверенная временем, гарантирует вам годы бесперебойной работы в условиях самого напряжённого графика в самых сложных дорожных условиях.
Семейный автомобиль должен быть по-настоящему комфортным, причём не только на первом ряду, но и на втором. Ведь в настоящей семье должно быть одинаково удобно всем. SKODA RAPID – полностью отвечает этим требованиям, ведь это автомобиль, в котором каждый найдёт для себя удобное и комфортное место. Даже в самой длительной поездке.
Аксессуары и расходники
Сам по себе прибор мало что может. Основная работа основана на дополнительных комплектующих и расходниках для споттера. Часть из них— обратный молоток и пупллер мы уже упоминали описали. Существуют также различные рычажные домкраты, устройства, использующие гидравлику для вытягивания.
К аксессуарам нужно отнести приспособления для переноски комплектующих, перевозки самого споттера — различные кейсы и тележки.
Наконец — расходники. В их набор входят ремонтные шайбы различной формы, простые либо омедненные, волнистая проволока, штыри и пр. Расходники распределяют по площади вмятины, а затем зацепив пуллером, рычажным домкратом либо иным подобным механизмом производят вытяжку.
Принципиальная схема
Единственное, что заставит вас поломать голову, это принципиальная схема, в которой нужно разобраться. Это схема самого простого из разных видов споттеров.
Главным узлом споттера будет сварочный трансформатор, а напряжение, передаваемое на его обмотку, подается по диодному мосту, в котором присутствует транзистор. Управление данным сопротивлением происходит путем изменения напряжения передаваемого маломощным трансформатором.
Необходимые материалы для сборки
- Сварочный трансформатор;
- Питающий трансформатор;
- Диодный мост, способный работать при напряжении не менее 5-8 В;
- Набор диодов (12В);
- Тиристор (молоток);
- Переменное сопротивление, номинальное значение которого 100 Ом.
Самым труднодоступным элементом в данной схеме является сварочный трансформатор. При желании его можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно приобрести или изготовить магнитопровод, площадь рабочего сечени которого будет более 350 кв. миллиметров.
Чтобы защититься от болезненного удара током, и не допустить поломки, нужно во первых соблюдать инструкции по работе со споттером, и хорошо заизолировать обмотки самодельного трансформатора.
Для этой цели подойдут:
- Картон или бумага;
- Лакоткань;
- Пропитанная парафином ветошь.
Концы обмотки должны иметь достаточную длину, чтобы их было возможно соединить с клеммами, и с электрической цепью установки.
Работа с серьезными повреждениями
Серьезными повреждениями считаются вмятины, площадь изъяна которых превышает 100 мм. Выравнивание производят благодаря равномерному воздействию на всю длину неровности. Относительно того, насколько удобно для мастера расположение повреждения и имеется ли к нему доступ, есть возможность приварить волнистую проволоку. Так же работают со шпильками или крюками. К вмятинам, используя связки крюков, присоединяют обратный молоток.
Рихтовка споттеромможет пригодиться, чтобы произвести фиксацию порогов и других элементов. Зачистка после окончания работ займет незначительное время.
Если были удары большими предметами или столкновения с ними, то на помощь приходят обратные присоски, способные возвратить большую площадь металлической части на место.
Угольные электроды применяются, чтобы убрать ребра жесткости, возникающие в условиях загиба корпуса от удара.
Угольные электроды применяются, чтобы убрать ребра жесткости, возникающие в условиях загиба корпуса от удара
Типы сварки
Сварка – процесс, при котором детали соединяются при помощи плавления методом локального нагрева. Это наиболее прочный вид сращения материалов, так как связь происходит на межатомном уровне. Сваривать можно практически любой материал, но в автомобильном деле к этой процедуре прибегают, чтобы получить прочное механическое соединение металлов или сплавов. Чтобы расплавить металл, необходима высокая температура: для стали выше 1300 ° C, для меди – 1000 ° C, для алюминия – 660 ° C. Источники энергии для достижения таких температур могут быть различными:
- электрическая дуга;
- газовое пламя;
- ультразвук;
- электронный луч;
- лазер.
При точечном сварном соединении для плавления и соединения материалов используется электрическая дуга. В зависимости от используемого вида энергии различают три типа сварки:
- механическая, при которой используется тепловая энергия трения и давления на детали;
- термическая, когда материалы плавятся от высокой температуры, достигнутой горением газа или большой силой тока;
- термомеханическая: сочетание высоких температур и давления на детали приводят к расплавлению и слиянию материала.
Сварка гвоздей аппаратом
Тип соединения также определяется видом сплава.
«Хаммер»
Споттер «Хаммер» — это ручной аппарат, предназначенный для самостоятельного кузовного ремонта. Также он подходит для применения в условиях небольших СТО. Устройство отличается экономичностью за счет медной проводки. Судя по отзывам, это весьма качественное оборудование. Работать с «Хаммером» очень удобно – соответствующие индикаторы вовремя предупредят о перегрузках.
Споттер многофункционален, как говорят отзывы. С ним можно приваривать клепки, уничтожать вмятины, восстанавливать ребра жесткости. Это далеко не полный перечень возможных работ.
Особо можно выделить простоту устройства – оно оснащено специальной упрощенной настроечной системой. Для активации споттера нужно один раз нажать кнопку. Для комфорта производитель оснастил аппарат поворотным регулятором, который позволяет просто выбрать инструмент и затем менять уровень мощности. В комплекте имеется необходимый набор расходников для споттера.