На сегодняшний день антифриз – это тот расходный материал, который незаслуженно обойден вниманием автовладельцев. Причина в том, что срок его службы 3–5 лет и никаких ярких признаков некачественного антифриза в обычной эксплуатации Вы не увидите. На выходе мы получаем заблуждения: «Главное чтобы при доливке совпал цвет – это якобы гарантирует смешиваемость, а на полную замену можно лить любой – разницы для мотора не будет»
На самом же деле все совсем не так просто. Начнем по порядку.
1) Что же должен делать качественный антифриз и почему эти действия не всегда удаются некачественному?
Первая функция – гарантированное отведение тепла от горячих деталей двигателя в широком рабочем диапазоне температур, и как следствие гарантированная стойкость к замерзанию и вскипанию.
А вот здесь и начинаются первые проблемы. Качественный антифриз состоит из смеси гликоля, специального пакета антикоррозионных присадок (о нем мы подробно поговорим несколько позже) и воды. В некоторых современных рецептурах, если состав основан на этиленгликоле, его часть может быть заменена на глицерин, с целью снижения экологической опасности в случае утечки и при утилизации.
В дешевых антифризах чаще всего происходит замена дорогого гликоля на дешевый метиловый спирт. Такая смесь отличается меньшей термостойкостью и может вскипать при контакте с горячими деталями двигателя. В итоге поверхности системы охлаждения могут повреждаться кавитацией, в зоне паровых пузырей возникают зоны локального перегрева и т.д. Все это приводит к неравномерности тепловых деформаций цилиндров. И в итоге мы получаем ускоренный износ двигателя и повышенную нагрузку на масло (в зонах локальных перегревов, где страдает металл ему совсем тяжело).
Кавитация на стенках гильзы цилиндра
задиры на «зеркале» цилиндра
Оба этих фактора очень сильно уменьшают ресурс двигателя, но неприятности с некачественными антифризами на этом не заканчиваются.
Вторая функция – надежная защита от коррозии всех деталей системы охлаждения двигателя.
За эту функцию антифризов отвечают специальные присадки, состав которых подбирается под требования конкретного двигателя, обусловленные материалами системы охлаждения, особенностями конструкции двигателя и сроками замены охлаждающей жидкости. Неправильно подобранный, а тем более упрощенный пакет антикоррозионных присадок дешевых продуктов не в состоянии качественно справиться с этой задачей.
Коррозия гильзы цилиндра
Повреждение крыльчатки насоса
2) Как при доливке или замене антифриза не заработать проблем?
Как уже говорилось при доливке антифриза многие «знатоки» рекомендуют ориентироваться на цвет. В реальной жизни такой подход может быть чреват серьезными проблемами с системой охлаждения. С чем это связано и от чего зависит цвет антифриза.
Изначально все компоненты антифриза бесцветны, и цвет готовому продукту придается исключительно красителем, который никак не влияет на свойства продукта. А вот антикоррозионные присадки даже у качественных антифризов разных сортов и предназначения могут существенно различаться по химическому составу, в некоторых случаях, приводя к несовместимости различных антифризов друг с другом. Несовместимость компонентов пакета присадок в самых неприятных случаях выражается в образовании в смеси нерастворимых осадков забивающих каналы системы охлаждения.
Рассмотрим эволюцию антикоррозионных присадок на примере наиболее распространенной в России и Европе системе стандартов компании Volkswagen.
До середины 70-х годов ХХ века антифризы имели пакет присадок на основе неорганических соединений. Срок службы составлял около года, кроме того антифризы этого типа существенно ухудшали теплообмен в сравнении с обычной водой за счет образования на поверхностях деталей толстой защитной пленки. В середине 70-х Volkswagen стандартизует первый «гибридный» антифриз G11 на основе силикатов, в котором часть функций антикоррозионной защиты возложена на небольшое количество органических кислот. Это позволило улучшить теплообмен и увеличить срок службы антифриза до 2-3 лет. Следующим этапом стало появление в конце 90-х полностью органического «карбоксилатного» антифриза G12. Срок службы увеличился до 5 лет, а условия теплообмена были значительно улучшены. Но этот антифриз оказался не лишенным недостатков – одним из самых неприятных была полная несовместимость с поколением G11, приводящая к образованию большого количества осадка. В 2006 году с данной неприятностью справились и выпустили стандарт G12+, сохранивший все достоинства, но уже совместимый с предыдущими поколениями. Но химическая наука не стояла на месте и в 2008 году, переосмыслив роль неорганических антикоррозионных присадок при их использовании в небольшом количестве, смогли в «лобридном» стандарте G12++ существенно увеличить срок службы антифриза, сделав его «пожизненным», без ухудшения тепловых характеристик. Самое же современное поколение G13 появилось на свет в первую очередь благодаря заботе об экологии – при химически схожем с G12++ пакете присадок часть ядовитого этиленгликоля заменили безопасным глицерином, что позволило снизить вред от случайных утечек и упростить переработку.
Если в рамках стандартов одного автопроизводителя возможно закрепить определенные цвета за определенными рецептурами, то как быть с конкурирующими производителями, особенно если они расположены в других странах, а тем более в других частях света.
В качестве примера можно упомянуть антифризы для автомобилей концерна Peugeot – при схожей с G11 сине-зеленой расцветке продукт построен на основе соединений молибдена, и при смешивании с G11 может привести к выходу системы охлаждения из строя. Аналогичная ситуация зачастую обстоит и с японскими и с американскими антифризами – в каждом случае даже при совпадении цвета красителя крайне высок риск выпадения осадка при смешивании.
Поэтому при доливке антифриза нужно в первую очереди смотреть на соответствие доливаемого продукта спецификации залитого в автомобиль.
Помимо этого стоит отметить, что в качественных антифризах производители строго соблюдают требования спецификаций и не допускают нарушения рецептур, то в дешевом сегменте можно встретить случаи предложений с нарушением рецептуры
Отложения в системе
Все эти факторы еще больше усугубляют ситуацию с локальными тепловыми перегрузками современных высокофорсированных малогабаритных двигателей, что ведет к существенному сокращению их ресурса. В итоге экономия на антифризе получается более чем мнимой – выигрых нескольких сот рублей раз в 2-4 года может обернуться как минимум увеличением расхода топлива на 3-5% и сокращением ресурса моторного масла на 15-20%, а как максимум выходом из строя двигателя.
Компания LIQUI MOLY обновила линейку охлаждающих жидкостей в своем ассортименте. Обновленная линейка включает в себя 5 сортов антифризов, которые позволяют полностью удовлетворить запросы европейских автопроизводителей.
В линейку входят:
«Kühlerfrostschutz KFS 11» — Гибридный антифриз первого поколения (с содержанием силикатов). Это универсальный продукт для широкого ряда автомобилей предыдущих поколений.
«Kühlerfrostschutz KFS 12+» — Карбоксилатный (органический) антифриз. Универсальный продукт для широкого круга современных европейских автомобилей.
«Kühlerfrostschutz KFS 12++» — Лобридный антифриз (гибридный нового поколения с содержанием силикатов). Это продукт для новых поколений автомобилей концернов VAG и Mercedes. Допускается использование в азиатских автомобилях при обязательном условии полной замены с промывкой системы.
«Kühlerfrostschutz KFS 13» — Лобридный антифриз самого нового поколения с улучшенными экологическими параметрами. Этот продукт создан для новейших поколений автомобилей концернов VAG и Mercedes.
«Kühlerfrostschutz KFS 33» – Лобридный антифриз специально для автомобилей производства концерна PSA Groupe (Peugeot Citroën).
Таблица применимости продуктов:
Все антифризы обновленной линейки:
— не содержат в своем составе метанола
— изготовлены из высококачественных компонентов в строгом соответствии с требованиям рецептуры
— обеспечивают возможность точного подбора охлаждающей жидкости под требования автопроизводителей.
Это гарантирует высокую надежность и безопасность их применения.
Антифризы Liqui Moly: 4 вида защиты двигателя
Немецкая компания Liqui Moly – известный во всем мире производитель специальных автомобильных жидкостей, смазочных материалов и автохимии. Основана она в середине прошлого столетия, а на российский рынок вышла только в его конце. За двадцать лет представительства производитель успел заслужить уважение нашего потребителя.
Линейка антифризов Liqui Moly
В числе производимой Ликви Моли продукции – четыре вида охлаждающих жидкостей:
антифриз-концентрат Kuhlerfrostschutz KFS 2001 Plus G12;
В состав каждого из них входят этиленгликоль высочайшего качества, очищенная мягкая вода и присадки – разные для каждой из разновидностей, ведь они отличаются своими свойствами, сроком службы и предназначением.
Также компания Liqui Moly производит стоп-течь (для защиты от протекания масла) и очиститель Kuhler-reiniger. Это специальная жидкость, предназначенная для очищения системы охлаждения. Изготовитель рекомендует периодически использовать Kuhlerreiniger – при замене антифриза или при переходе с одного на другой, а также, если в системе обнаружены вредные отложения и осадок. Он добавляется к ОЖ, а после трех часов работы двигателя сливается вместе с нею.
Антифриз-концентрат Kuhlerfrostschutz KFS 2001 Plus G12
Этот концентрированный антифриз производится по технологии органических (карбоновых) кислот и относится к стандарту G12 для карбоксилатных жидкостей. Его ингибиторы быстро и целенаправленно устраняют возникающие очаги коррозии. Благодаря этому обеспечивается высокий уровень защиты.
Охлаждающая жидкость Liqui Moly Plus G12 рекомендована к применению без замены на протяжении пяти лет. Если, конечно, производитель ТС не рекомендует другого. Ее область применения – стационарные двигатели, грузовые и легковые машины, автобусы, специализированная техника и мотоциклы. В особенности рекомендуется заливать эту ОЖ в тяжелонагруженные моторы из алюминия.
Интересно! Цвет жидкости – красный. Благодаря такой яркой окраске можно легко обнаружить протечку и ликвидировать микротрещину. Антифриз концентрат Ликви Моли красный можно мешать с карбоксилатными и силикатными антифризами.
Поскольку это концентрат, то перед заливкой в систему его надо развести мягкой водой – желательно, дистиллированной или отфильтрованной. Степень защиты от замерзания будет зависеть от соотношения воды и концентрата. Так, например, в пропорции 1:1 ОЖ начнет кристаллизоваться не ранее чем при минус 40 градусах Цельсия.
Артикулы и фасовка: 8840 – 1 л, 8841 – 5 л, 8843 – 200 л.
Это вещество представляет собой antifreeze-concentrate, произведенный по стандартной гибридной технологии, соответствующий классу G11. Это позволяет сочетать в одном и силикатную составляющую, которая создает на поверхности деталей гладкую пленку, защищающую их от износа и отлично смазывающую. И органические ингибиторы коррозии, которые, как «скорая помощь», отправляются туда, где уже начались или вот-вот начнутся негативные процессы разрушения металла, давя их в зародыше.
Охлаждающая жидкость Ликви Моли G11 хорошо взаимодействует с ДВС и радиаторами из алюминия, легких сплавов, совместима и с чугуном. Ее область применения – охлаждающие системы любых двигателей легковушек и грузовиков, автобусов, сельскохозяйственной техники. Также подходит и для стационарных двигателей.
Цвет антифриза – синий. Жидкость можно смешивать с любыми аналогами, но нельзя мешать с ОЖ без силикатов в составе. Срок эксплуатации – 2 года.
Синий концентрат необходимо разбавлять перед применением очищенной мягкой водой строго по инструкции. В пропорции 1:1 продукт обеспечит защиту двигателя от перемерзания до минус 40 градусов Цельсия.
Артикулы и фасовка: 8844 – 1 л, 8845 – 5 л, 8847 – 60 л, 8848 – 200 л.
Этот хладагент сине — зеленого цвета – не что иное как готовая к использованию универсальная охлаждающая жидкость. В основе ее производства лежит традиционная гибридная технология, то есть – в состав входят силикаты и органические присадки (карбоновые кислоты). Силикаты создают на поверхности деталей системы охлаждения защитную пленочку и отлично смазывают, уменьшают трение. Карбоны действуют направленно, уничтожая очаги коррозии и не давая им развиваться. Продукт соответствует стандарту G11.
Универсальный антифриз Ликви Моли способен обеспечить защиту двигателя от замерзания и перегрева в температурном диапазоне от -40 до +109 градусов Цельсия. Также отлично защищает от коррозии, износа, пенообразования.
Liqui Moly Universal подходит для использования в охлаждающих системах любых двигателей (включая сделанные из алюминия). Применяется в легковых и грузовых транспортных средствах, специализированной технике, автобусах. Кроме того, такой антифриз может быть пригоден в стационарных двигателях и других агрегатах. Срок использования без замены – 2 года.
Жидкость полностью готова к применению, а значит – не требует разведения водой. Ее можно смешивать с любыми антифризами на базе этиленгликоля, за исключением тех, которые совсем не содержат силикатов.
Артикулы и фасовка:8849 – 5 л, 8850 – 200 л.
Долговременный антифриз Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL12 Plus
Современный антифриз красного цвета с длительным интервалом замены. Его длительность – от пяти лет и выше, если производитель автомобиля не рекомендует иного. Это готовая к применению охлаждающая жидкость, произведенная по карбоксилатной технологии. Относится к антифризам новейшего поколения и соответствует стандарту G12+ (plus).
Вещество эффективно защищает от перемерзания и перегрева в температурном диапазоне от минус 40 до плюс 109 градусов Цельсия. Быстро и качественно нейтрализует очаги коррозии, предотвращает их дальнейшее распространение. Чистит систему, благодаря отсутствию вредных веществ в составе не дает образовываться отложениям.
Красный антифриз Liqui Moly G12 Plus подходит для любых двигателей легковой и грузовой, специализированной, сельскохозяйственной техники, автобусов, мотоциклов и стационарных двигателей. В особенности рекомендована для моторов из алюминия, подвергающихся интенсивным нагрузкам.
Жидкость готова к применению, разводить водой ее не надо. Можно смешивать с антифризами стандартов G11 и G12, однако лучше этого не делать без крайней нужды.
Артикулы и фасовка:8851 – 5 л, 8852 – 200 л.
Технические характеристики антифризов Liqui Moly
Характеристики
Kuhlerfrostschutz KFS 2001 Plus G12
Kuhlerfrostschutz KFS 2000 G11
Universal Kuhlerfrostschutz GTL 11/ Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL12 Plus
Основа : этиленгликоль с ингибиторами
+
+
+
Цвет
Красный
Синий
Синий/Красный
Плотность при 20°C, г/см³
1,122-1,125
1,120-1,124
1,077
Вязкость при 20° C, мм²/с
22-26
24-28
Температура кипения,°C
> 160
мин. 160
Температура вспышки, °C
> 120
выше 120
Температура воспламенения, °C
—
—
>100
рН
8,2-9,0
7,1-7,3
Содержание воды, %
max. 3,0
max. 3,5
Температура застывания при смешивании с водой 1:1, °C
-40
-40
Защита от замерзания и перегрева, °C
от -40°C до +109°
Основные допуски и спецификации
Kuhlerfrostschutz KFS 2001 Plus и Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL12 Plus
Kuhlerfrostschutz KFS 2000 и Universal Kuhlerfrostschutz GTL 11
Catterpillar/ MAK A4.05.09.01
BMW/Mini GS 9400
Cummins IS series u N14
VW/Audi/Seat/Skoda TL 774-C bis Bj. 7/96
MB 325.3
MB 325.0/325.2
Ford WSS-M97B44-D
Porsche TL 774-C bis Bj. 95
Chevrolet
Rolls-Royce GS 9400 ab Bj. 98
Opel/GM GMW 3420
Opel GME L 1301
Saab GM 6277M / B040 1065
Saab 6901 599
Hitachi
Volvo Car 128 6083/002
Isuzu
Volvo Truck 128 6083/002
John Deere JDM H5
Fiat 9.55523
Komatsu 07.892 (2009)
Alfa Romeo 9.55523
Liebherr MD1-36-130
Iveco Iveco Standard 18-1830
MAN 324 Typ SNF/ B&W AG D36 5600/Semt Pielstick
Lada TTM VAZ 1.97.717-97
Mazda MEZ MN 121 D
MAN 324 Typ NF
Mitsubishi Heavy Industry (MHI)
VW-Bezeichnung G11
MTU MTL 5048
MTU MTL 5048
DAF 74002
Renault-Nissan Renault RNUR 41-01-001/- -S Type D
Suzuki
Jaguar CMR 8229/ WSS-M97B44-D
Land Rover WSS-M97B44-D
Volvo Penta 128 6083 / 002
Renault Trucks 41-01-001/- — S Type D
Volvo Construction 128 6083 / 002
VW-Bezeichnung G12/G12+
VW/Audi/Seat/Skoda TL-774D/F
Как отличить подделку
Бренд Ликви Моли следит за безопасностью своей продукции и борется с контрафактом. Однако и здесь есть случаи подделки – отзывы подтверждают это.
Заводского фальсификата пока замечено не было. Марку подделывают кустарным способом. Чаще используются б/у канистры от оригинального антифриза. В них заливается один из дешевых аналогов, либо жижа непонятного происхождения.
Поэтому нужно осмотреть канистру на предмет следов вскрытия. Крышка должна быть цельной, плотно соединяющейся с защитным кольцом, не прокручиваться. В области швов не должно быть проколов и грубых следов запайки.
Еще один вариант подделки – в канистре окажется тоже Ликви Моли, но более дешевый вариант. Например, вместо G12 будет G11. Такой вариант не особо выгоден, поэтому маловероятен, но все-таки стоит осмотреть этикетки. Если они были переклеены, то возможны неровности, складки, следы клея. Ну а распаковав канистру, можно отличить антифриз по цвету – у разных стандартов он разный.
Видео
Вебинар Liqui Moly | Антифризы и тормозная жидкость
Отзывы
Иван, 39 лет Меняю антифриз каждые два года, машину свою берегу, поэтому не экономлю на жидкостях для нее. Третий раз недавно залил антифриз Ликви Моли красный концентрат. Точно могу сказать, что 40 тыс. км проезжает машина на нем на ура. Сам антифриз цвет не меняет, внутри нет коррозии ни металлических частей, ни резиновых шлангов.
Сергей, 40 лет Зачем нужны концентраты? Только если на Крайнем Севере. В остальных условиях мало где температура ниже 40 опускается. Еще загвоздка в том, что перед заливкой надо промыть систему, и там после этого остается дистиллированная вода. В результате пропорции концентрата и воды рассчитать очень сложно. Пробовал с Ликви Моли – получилось только хуже. Поэтому я за готовую жидкость.
Василий, 29 лет Отличный антифриз Ликви Моли зеленый. Покупаю готовую к применению жидкость. У нее очень хорошие характеристики – защищает до минус 40, внутри не следа коррозии. Меня устраивает полностью.