Меню

Анализ рынка оборудования по ремонту машин

Рынок оборудования для автосервиса: стойкая привычка к кризису

Российский рынок автосервисного оборудования продолжает страдать от падения спроса со стороны потребителей, который определяется ситуацией на рынке сервисного обслуживания. Но есть надежда на восстановление рынка к докризисному состоянию, так как понемногу растут продажи автомобилей.

Рынок автосервисного оборудования адаптировался к существованию в кризисных условиях после сокращения на 30–40% в 2016 году к показателям 2015 года.
При этом, рынок не успел сформироваться в полной мере до кризиса, так как автосервисный бизнес переживал бурный расцвет и в то же время быстро менялся состав автопарка в сторону более технологически совершеных иномарок, что заставляло предпринимателей искать и пробовать все новые виды и бренды оборудования. Кризис застал сервисные станции с большим разнообразием оборудования и инструмента, самых разных марок.
В кризис владельцы СТО привыкли не покупать дорогое оборудование, продолжая эксплуатировать надежное подержанное или же приобретать недорогую китайскую продукцию. Этому также способствуют неприемлемые для многих СТО условия лизинга, которые, гипотетически, должны бы помогать предпринимателям переживать тяжелые времена, позволяя покупать инвестиционные товары по доступным ценам.
Структура рынка с прошлого года не поменялась — импортное оборудование занимает по разным данным от 70% до 90% рынка, отечественное оборудование от 10% до 20%, noname — от 10% до 20%. В сегменте импортного оборудования безусловно преобладает китайское.
Рынок оборудования имеет и региональный аспект: сервисы Москвы и миллионников в техническом отношении более продвинуты, доля китайского оборудования меньше, чем в регионах, где китайская продукция занимает до 90% рынка по многим позициям.
Типичные особенности рынка оборудования можно рассмотреть на примере сегментов шиномонтажных станков, сканеров и подъёмников.
Шиномонтажные станки
Сегмент шиномонтажных станков чрезвычайно разнообразен. Оборудование импортное, ввезенное из более, чем 50 стран мира. Сегмент примерно на треть заполнен подержанной техникой европейских и американских марок, почти 10-летней давности. Среди наиболее популярных брендов — итальянские Sicam, Giuliano, Corghi, Teco, M&B Engineering, Fasep, Mondolfo,Ferro, немецкие Bosch, Hofmann, Beissbarth, Nussbaum, американские Hunter.
Китайских брендов оборудования в сегменте много, некоторые участники рынка считают, что в реальности они занимают до 95% сегмента станков. Среди них чаще используются станки Bright, Unite, Trommelberg, Ultra, Flying, Protector, Launch, Best, Puli, Miol. Есть и отечественные — ТМ Sivik, Sibek, Sorokin, ГАРО.
Характерная тенденция сегмента — наращивание доли китайского оборудования за несколько лет кризиса. В то же время, китайское оборудование становится выше качеством и уже не воспринимается как неэквивалентная замена европейским маркам.
Китайское оборудование уже конкурирует с подержанным европейским и американским более высокого уровня оборудованием. Так что и после восстановления рынка вряд ли китайская продукция уступит захваченные позиции. На руку китайским продавцам и производителям играет низкий уровень рубля к основным валютам.
Сканеры
На российском рынке диагностических приборов особенности рынка оборудования выражены особенно ярко. Сегмент оккупирован мультимарочными сканерами китайского производства в том числе китайскими копиями известных брендов и прямо контрафактным оборудованием.
Сканеры Bosch и Carman Scan, представленные в средней ценовой категории, многим не по карману, не говоря уже о дилерских устройствах. На цены оборудования этих брендов сильно влияет динамика курса валют. В результате, по разным данным, китайские сканеры занимают от 60% до 90% сегмента, а дилерские — не больше 10%.
Предпринимателям не на что надеется — избытка клиентов нет, продолжается миграция автовладельцев в гаражные сервисы, где никакие сканеры вообще не нужны, условия кредитования для предпринимателей неудовлетворительные.
Специалисты вынуждены компенсировать недостатки низкобюджетной продукции, которая не всегда полнофункциональна, собственным опытом в диагностике. В этом сегменте ведущим фактором выбора оборудования однозначно является стоимость.
Этот сегмент рынка, вероятно, наиболее быстро отреагирует на реальное восстановление авторынка и ускоренное обновление автопарка, в пользу более технически сложных автомобилей. Тогда от качества оборудования будет зависеть эффективность обслуживания автомобиля и низкобюджетным сканером уже не обойтись.
Подъемники
Цена является ключевым фактором выбора и подъемников. Этот вид оборудования абсолютно необходимым для любого мало-мальски серьёзного СТО, и это достаточно дорогостоящее оборудование. Подавляющее большинство сервисов легковых автомобилей ограничиваются приобретением стандартного 2-стоечного подъемника. Подавляющее большинство подъемников на сервисах электрогидравлические, так как они более долговечны.
Большую, а, по некоторым данным, преобладающую долю занимают в сегменте подъемники ДАРЗ. Как и во многих других сегментах, существенную если не преобладающую долю здесь занимает продукция китайского производства. Подъемники не столь технологически сложны, поэтому в данном случае китайское оборудование вполне приемлемо. Наиболее востребованный бренд, среди подъемников китайского производства, АТИС. Но также существенную долю занимают подержанные европейские подъемники Ravaglioli и OMA.

Игорь Галахов продукт-специалист Bosch по диагностическому оборудованию

Рынок начал восстанавливаться после затяжного падения. Видно оживление у покупателей. Появляется большое количество новых моделей оборудования. Это наблюдается как в традиционных сегментах (диагностика электронных блоков управления, шиномонтажное оборудование, оборудование для диагностики дизельных топливных систем и т. д.), так и в начинающих формироваться сегментах (например, устройства для калибровки систем помощи водителю — DAS). Наблюдается рост интереса у покупателей к оборудованию в новых сегментах, так как рынок услуг в них ещё не настолько насыщен, как, например, рынок шиномонтажных работ или работ по проведению ТО автомобиля.
Традиционная проблема — недостаток финансирования. Всё ещё достаточно дорогие кредиты и относительно сложные схемы приобретения оборудования в лизинг.

Читайте также:  Какое масло нужно заливать двигатель лада ларгус

Незначительную долю на рынке занимают Rotary Lift, MAHA, Nussbaum, AuTop. Сегмент подъемников на предполагаемое и всеми ожидаемое восстановление авторынка отреагирует, скорее всего, не так быстро, срок
службы подъемника относительно длительный. С другой стороны, в какой-то период, установленная в кризис техника потребует замены в массовом порядке, во многих СТО. И в то ж время, обслуживание более сложных автомобилей потребует и более продвинутых подъемников.
Перспективы
Рынку сервисного обслуживания в России ничего существенно не угрожает. Напротив, стареющий автопарк обеспечит сервисы загрузкой надолго. Но с другой стороны, старый автопарк, уход автовладельцев в гаражи или в самообслуживание уже негативно повлияли и продолжают влиять на рынок — обороты сервисов невелики и не позволяют покупать качественное оборудование известных брендов, способствуют процветанию контрафакта и вынуждают приобретать оборудование низкого качества, а это, в свою очередь, совсем не делает более безопасной эксплуатацию автомобилей.

Рынку сервисного обслуживания в России ничего существенно не угрожает. Напротив, стареющий автопарк обеспечит сервисы загрузкой надолго

Российский автопарк насчитывает более 50 млн автомобилей, активно эксплуатируется при этом 70% автопарка, 30 млн автомобилей требуют регулярного ремонта, профилактики, установки дополнительного оборудования. Автопарк продолжает расти, несмотря на то, что объем продаж пока небольшой, он есть и рост увеличивается за счет новых иномарок. Постепенное обновление автопарка происходит, оно неизбежно влечет за собой изменение рынка автосервисного оборудования.

Алексей Духовный Руководитель коммерческого отдела ООО «ТЕХА Диагностика»

Я бы сказал рынок в стабильно-тяжёлом положении, его уже не лихорадит, но приходится прикладывать очень большие усилия чтобы поддерживать заданные объёмы продаж.
При этом 2017 год показал замечательные результаты в сегменте установок для заправки кондиционеров, причём установок дорогих брендов. А из этого хочется сделать вывод, что время дешёвого оборудования проходит и люди, которые вкладывают деньги в собственное СТО, стали задумываться о таких вещах как: срок службы, стоимость ТО, наличие запасных частей, время ремонта и т.д.
Основная проблема стара как мир — это не побеждённое пиратство. Российский рынок диагностического оборудования завален пиратскими версиями и клонами оригинальных приборов, по очень низким ценам. К сожалению, очень многие крупные компании, работающие на рынке диагностического оборудования, пиратство поддерживают, продавая такие приборы.

Ожидается, что до конца 2017 года объем автосервисных услуг увеличится на 15–20% к показателям 2016 года. Это вряд ли повлияет на рынок оборудования в скором времени, даже докризисные объемы не восстановятся, но главное, что есть положительные тенденции и рано или поздно они повлияют и на рынок оборудования для автосервисов в лучшую сторону.

Итоги конференции «Автосервис – 2020. Сервис, запчасти, оборудование»: эксперты – о главном.

26 августа 2020 года

25 августа 2020 года аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело онлайн-конференцию «Автосервис – 2020. Сервис, автозапчасти, оборудование». Мероприятие проводилось в рамках онлайн марафона международной выставки MIMS AUTOMECHANIKA (Московская международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля). Стратегическим партнером мероприятия выступила компания «Avito Авто».

Уже в первый час после начала конференции к ней присоединилось более 700 человек: дилеры, представители крупнейших холдингов по продаже и обслуживанию автомобилей, владельцы независимых СТО, учебных центров и IT-компаний – все, кому интересны текущие изменения и тренды развития в этой отрасли.

По традиции, в начале конференции выступил Сергей Удалов, «АВТОСТАТ», с аналитическим обзором, в котором привел основные цифры по рынку автосервиса в России. Так, согласно данным «АВТОСТАТ», в 2019 году в России на запчасти для легковых автомобилей было потрачено 1 трлн 390 млрд руб., для грузовиков – 431 млрд руб. Этот рынок очень важен для всех сервисменов и для страны в целом, отметил эксперт. В отличие от рынка новых или подержанных легковых автомобилей, которые в июле только-только начали выходить из «минуса», для сервисов объемы работ в июне и июле существенно превысили уровень прошлого года.

Что же касается российского парка легковых автомобилей, то его средний возраст сегодня приближается к 14 годам. При этом 35% парка составляют автомобили старше 15 лет. Этот сегмент больше интересен частным СТО, а не официальным сервисам, считает Сергей Удалов. Он также привел данные о количестве точек продаж и обслуживания автомобилей на территории РФ, которых насчитывается более 75 тысяч, включая 3,5 тысячи официальных дилеров. Суммарный объем рынка по ТО и ремонту в России превышает 310 млрд руб., из которых 51 млрд руб. приходится на официальные сервисы, 97 млрд руб. – на независимые СТО, а оставшиеся 163 млрд руб. – это потенциал рынка. Ёмкость рынка запчастей в прошлом году также увеличилась и в Евро, и в рублях, при этом эксперты отмечают продолжающийся рост цен на запчасти.

Читайте также:  Замена брелка сигнализации автомобиля

Много внимания на конференции было уделено работе недавно созданного Союза автосервисов. Что это за организация и в чем заключаются ее задачи, рассказал председатель правления Союза автосервисов Александр Пахомов. Главным направлением деятельности Союза он назвал защиту интересов отрасли, а также установление в ней новых стандартов и организацию прямого диалога между сервисменами и производителями запчастей.

Тему продолжил Юрий Валько, генеральный директор «Гидравлика», который подчеркнул важность консолидации усилий всех участников рынка автосервиса для решения вопроса по изменениям в техрегламент. Как известно, сейчас этот документ рассматривается в Министерстве промышленности и торговли России, и регламентирует, в том числе, возможность использования при ремонте подержанных или восстановленных автозапчастей. По словам Юрия Валько, прежний техрегламент имел определенные недостатки, но его текущая редакция просто поражает количеством внесенных изменений. Если документ примут в таком виде, то под его действием целая отрасль нивелируется до уровня мелких мастерских. Основные проблемы, которые возникнут после внесения этих изменений в закон, таковы:

— регистрация всего дополнительного оборудования, устанавливаемого на автомобиль после покупки. Это, в том числе, проблема чип-тюнинга, который могут запретить полностью, внесение изменений в магнитолы и бортовые компьютеры, установка охранной сигнализации, добавление подкрылок или фаркопа, спойлеров и воздухозаборников, багажников и антенн на крышу – все эти мелочи нужно будет сертифицировать в специальных лабораториях, расстояние до которых часто измеряется сотнями километров. Например, ближайшая к Якутску лаборатория находится в Челябинске, а машину до нее должен везти эвакуатор. Это может окончательно «добить» нашу промышленность по производству «допов», считают в Союзе.

— использование восстановленных б/у агрегатов, в частности рулевых реек, глушителей, компонентов тормозной системы, подушек и ремней безопасности в сборе, иммобилайзеров, каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров. Все это хотят запретить на основании европейской редакции техрегламента, где прописан запрет на установку б/у деталей на НОВЫЕ автомобили. У нас же такой запрет предлагается распространить и на автомобили с пробегом. Напомним, что сегодня основным источником восстановленных деталей являются разборы и предприятия-утилизаторы, чья деятельность также регламентируется законом. Оборот таких деталей довольно большой, а за Уралом они вообще являются основным источником запчастей для машин.

— отсутствие понятия «право на ремонт», то есть раскрытие информации об автомобиле для НСТО. Зачем оно нужно? НСТО занимается ремонтом наравне с дилерами, но чем старше автомобиль, тем сложнее его ремонтировать без данных, которые есть у производителей и которых нет у НСТО. Без этой информации ремонт будет неполным. В основном это касается программируемых блоков управления, которые дилерская станция может перепрограммировать, а НСТО — не имеет на это права. В США и Европе, а также Бразилии, ЮАР и Турции закон обязывает производителя раскрывать такого рода информацию еще до момента продажи автомобиля, таким образом, НСТО могут устранять дефекты автомобиля наравне с официальными ДЦ.

Союз автосервисов категорически возражает против внесения таких изменений в техрегламент и работает над тем, чтобы его эксперты получили возможность участвовать в обсуждении этой темы в Минпромторге, отметил Юрий Валько.

Об особенностях продажи новых или б/у запчастей через удобную онлайн-платформу рассказал Александр Куроптев, руководитель категории Запчасти, Авито. Он подчеркнул, что сейчас на Авито продается все больше новых товаров, в том числе и запчастей, а для бизнеса предлагается широка линейка инструментов, помогающих привлекать новых клиентов и получать максимальную выгоду.

Тему продажи «допов», а также изменения к ним отношения со стороны потребителей раскрыл в своем докладе Виталий Новиков, директор по продажам франчайзинговой сети ЕвроАвто и исполнительный директор Союза Автосервисов. По его мнению, для официальных дилеров продажа «допов» сегодня является основным источником дохода, поскольку на продаже самой машины заработать почти невозможно. При этом зачастую неоригинальный «доп» оказывается конкурентнее оригинала, а например, для автомобилей LADA стоимость «допов» может быть сопоставима со стоимостью самой машины. Что же касается «изменения в головах клиентов», то еще вчера, покупая дополнительное оборудование в машину, они хотели «сделать лучше себЕ», а сегодня они стремятся «сделать лучше себЯ». И этот тренд – повод для мозгового штурма изготовителей дополнительного оборудования. Именно с такой точки зрения нужно предлагать этот товар сегодня, расширяя горизонты, рассказывая и показывая клиенту возможности автомобиля.

Возвращаясь к теме законодательного регулирования рынка автосервиса, Юлия Фахрудинова, менеджер группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности, Deloitte, рассказала об изменениях в налогообложении, которые коснутся большинства участников этого рынка. С 1 января 2021 года нас ожидает отмена Единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который сегодня дает возможность автосервисам не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и экономить на уплате налогов в бюджет государства. Однако, по мнению государства, ЕНВД изжила себя как система, и взамен нее предлагается выбрать один из трех возможных режимов, которые также позволят платить налоги в упрощенной форме: упрощенная система налогообложения (для ИП или юрлиц, численность персонала которых не превышает 100 человек), патентная система налогообложения (только для ИП с количеством работников менее 15 человек), применение налога на ИП (для тех, у кого нет наемных работников).

Читайте также:  Где поменять стс автомобиля

Кроме того, Юлия Фахрудинова перечислила возможные варианты легального снижения налоговой нагрузки: аренда оборудования у работников, заключение договоров подряда, создание резерва для ремонта оборудования – все это поможет средним и малым предприятиям по ремонту и обслуживанию автомобилей не превратиться в убыточные.

О том, как чувствуют себя независимые сервисы (НСТО) после пандемии, какое влияние они оказывают на рынок автосервиса и на каналы продаж запчастей, рассказали участники пятой сессии — Александр Гараньков, FIT SERVICE; Илья Николин, REAKTOR; Барно Турсунова, Вилгуд; Александр Кучеров, Eurorepar Car Service; Виталий Новиков, ЕвроАвто.

Большинство крупных «сетевиков» не ставят целью на этот год продолжить рост «вширь», скорее они предпочитают заниматься улучшением и «шлифовкой» внутренних процессов. Автосервисы быстрее других отраслей экономики восстановились после корона-кризиса, а некоторые уже превысили прошлогодние показатели по выручке в июне-июле и даже установили новые рекорды (Александр Гараньков, FIT SERVICE). При этом сервисмены отмечают, что за время пандемии научились работать по новым стандартам — принимать и ремонтировать автомобили в бесконтактном режиме, соблюдать дистанцию и т.д. Все эти нововведения остались внутри бизнес-процессов, но никак не сказались на лояльности клиентов, которые тоже стали более терпимыми и понимающими.

Что касается прогнозов на будущее, то и здесь участники конференции были единодушны: канал продаж запчастей через автосервисы станет основным уже через 2 – 3 года, благодаря, в том числе, росту сетевых сервисов. Так, Виталий Новиков уверен, что сети продолжат расти, потому что людям нужны простые рецепты и технологии, которых нет у частных сервисов. Его поддержал Александр Кучеров, который добавил, что очень скоро соотношение сетевых и несетевых СТО изменится в пользу «сетевиков», а в дальнейшем, по примеру Европы, в сервисах начнут выкупать автомобили с пробегом. Сегодня гарантийный парк становится все меньше, а парк постгарантийных машин, напротив, растет, поэтому официальным дилерам нужно учиться работать с сетевыми СТО, отметил Александр Кучеров. Эту идею разделяет и Барно Турсунова, которая прогнозирует более медленный, но при этом более качественный рост сетевых СТО. Она также считает, что покупка и продажа автомобилей в сервисах возможна, особенно при наличии некой платформы с данными и сервисами для работы в этом направлении.

Чем грозит такой «передел рынка» для официальных дилерских сервисов? Как они будут бороться за клиента? Какие программы лояльности внедрять? Своим видением ситуации поделились победители премии «Автодилер года — 2020» Владимир Мирошников, Директор по развитию, ГК «Рольф», Вячеслав Садонов, Директор по послепродажному обслуживанию Порше Центр Таганка, ГК «АвтоСпецЦентр» и Елена Шихова, менеджер по развитию бизнеса, руководитель группы проектов по привлечению и удержанию клиентов, БМВ Россия.

Вячеслав Садонов уверен, что конкурировать с «сетевиками» невозможно и бессмысленно. «Мы инвестируем в обучение персонала и оборудования, — сказал он, — а появление в ближайшее время электромобилей, таких как Porsche Taycan, приведет к тому, что ремонт можно будет делать только в ДЦ. Мы предоставляем клиентам качество и надежность, а также гарантию на сами запчасти и на работы по их установке». Что же касается цены такого сервиса, то, как отметил Владимир Мирошников, при сравнении ценовых предложений НСТО и официального ДЦ для автомобилей в среднем ценовом сегменте стоимость некоторых работ и узлов вполне сопоставима, а иногда НСТО даже дают цену выше, чем в ДЦ. «Именно поэтому для владельцев автомобилей старше 5 лет важна прозрачность ценообразования и позиционирование на рынке, — сказал Мирошников, — а что касается крупноагрегатного ремонта, то владельцы автомобилей возраста 7-8 лет все равно предпочитают обращаться к дилеру».

Кроме того, уже сегодня IT-решения помогают сократить время коммуникации между клиентом и дилером: клиенту удобно выбрать мастера, время и дату проведения ТО без лишних разговоров, только с помощью мессенджеров. А в дальнейшем создание искусственного интеллекта поможет персонализировать предложение для клиентов и подобрать для него продавца или технического специалиста по психотипу.

Adblock
detector