Акустическая диагностика автомобиля что такое
Об акустических методах диагностики
Акустика — наука о звуковых явлениях. Читателю, конечно, известно, что звук — это колебания воздуха. Однако он может распространяться не только в воздухе, но и в жидкости, и в твердых телах. Существенно, что для прохождения звука требуется упругая среда. В отличие от радиоволн он не может распространяться в пустом пространстве.
О среде, по которой передается звук, говорят, что в ней происходит волновой процесс. Звук идет от источника, например от говорящего человека, до приемника (слушателя) в виде волн. Поэтому акустика — это учение о волнах.
Волновые процессы часто встречаются в природе — свет, радиосигналы, землетрясения и т. д. Любой волновой процесс связан с колебаниями. При появлении волн щепка, плавающая в воде, начинает колебаться — она периодически поднимается и опускается. Такие же колебания совершает корабль в океане. Колеблется и датчик, установленный на корпусе механизма, при возникновении в механизме волнового процесса. В такт колебаниям он вырабатывает электрический сигнал. Поэтому акустика тесно связана с наукой о колебаниях. Ее можно назвать учением о колебаниях упругой среды.
Чтобы в среде возник волновой процесс, требуется вывести из состояния покоя одну или несколько ее точек — создать возмущение. Но не всякое движение вызывает волновой процесс. Если мы быстро сблизим ладони, то услышим хлопок, что свидетельствует о возбуждении волн в воздухе. Но если сведем ладони медленно, то хлопка не услышим — волны не появились. Падение камня в воду вызывает волны, а медленное его опускание — нет. Удар молотка по рельсу заставляет последний колебаться, но если мы просто надавим молотком на рельс, хотя и очень сильно, колебаний не будет. Данный пример имеет прямое отношение к диагностике. Используемые там сигналы своим рождением обязаны соударению деталей. Информация, которую они приносят,- это сведения об ударах деталей одна о другую.
Итак, мы наметили ряд вопросов, которые рассмотрим в этой главе. Речь пойдет о волнах, распространяющихся в материале машины. Они возбуждаются ударами деталей, соединенных в кинематические пары, и служат сигналами, переносящими информацию из недр механизма к диагностической аппаратуре, находящейся снаружи. Приемником волн служит датчик колебаний, устанавливаемый обычно на корпусе машины. Когда волны проходят мимо датчика он, как поплавок рыболова, колеблется вместе с поверхностью среды и вырабатывает электрический сигнал, повторяющий эти колебания.
Когда говорят об акустике, то прежде всего имеют в виду звуковые волны, распространяющиеся в воздухе. Поэтому может возникнуть вопрос, почему сигнал в акустической диагностике регистрируется датчиком колебаний, устанавливаемым на машину, а не микрофоном?
Соударения деталей, действительно, находят отражение в шуме машины. Именно его ловят «слухачи». Поэтому сигнал, принятый микрофоном, содержит информацию о состоянии машины, но эта информация будет из «вторых рук», а значит, менее надежна и достоверна. Шум, который мы слышим,- это вторичный эффект соударения деталей. В начале колебания возбуждаются в самом механизме, а уже затем этими колебаниями возбуждаются волны в воздухе. Кроме того, звуковой сигнал в воздухе — очень «капризный» переносчик информации. Его форма существенно зависит не только от колебаний механизма, которыми он возбуждается, но и от находящихся вблизи предметов. Стена сарая или дерево, около которых стоит трактор, могут до неузнаваемости изменить его шум. Вот почему в акустической диагностике предпочтение отдают датчику колебаний, а не микрофону. Даже при обычном прослушивании машины механик часто вооружается стетоскопом вроде медицинского. Иногда его заменяют простой палочкой: один конец ее приставляют к машине, а другой — берут в зубы. Стетоскоп и палочка позволяют воспринимать колебания, которые распространяются в самом механизме, а не те, что возбуждаются им в воздухе.
Методы акустической диагностики обладают рядом преимуществ перед другими методами. Во-первых, они позволяют получить о состоянии машины наиболее полные сведения. Акустический сигнал порождается силовыми взаимодействиями деталей. Но скорость их износа и разрушения также определяется этими взаимодействиями. Таким образом, акустический сигнал машины и ее разрушение — два параллельно протекающих процесса, вызванные одной и той же причиной. А заботясь о диагностике, мы прежде всего стремимся овладеть способом оценки скорости износа и разрушения деталей, чтобы иметь возможность предсказывать аварии и назначать машине тот ремонт и обслуживание, в которых она нуждается в данный момент. Следовательно, поняв, о чем шумит машина, мы получим сведения о ее состоянии из «первых рук». Такую информацию о состоянии деталей, которая содержится в акустическом сигнале, нельзя получить даже, если разобрать машину на части и измерить каждую деталь. Свойства деталей наиболее полно проявляются в процессе их взаимодействия, а о детали, вынутой из механизма, не всегда можно сказать с полной определенностью, насколько она хороша или плоха. Машиностроителям и ремонтникам, например, давно известно, что работоспособность одной шестерни существенно зависит от успешного подбора другой шестерни.
Рис. 22. Механизм — многоканальная система связи
Малое число используемых датчиков — второе преимущество акустической диагностики. Акустический сигнал отличается большой информационной емкостью, поэтому он один способен доставить информацию о состоянии всех кинематических пар механизма.
И, наконец, третье преимущество акустической диагностики — быстродействие приборов.
В основе теории акустической диагностики лежит почти тривиальная идея о представлении механизма в виде многоканальной системы связи. На ее входе кинематические пары генерируют сигналы, несущие сведения о их состоянии. Сигналы поступают в материал механизма и в форме упругих волн приходят к датчику колебаний, который превращает их в электрический сигнал и направляет его в диагностическую аппаратуру. Задача последней заключается в том, чтобы сначала разделить поступивший сигнал на составляющие, каждая из которых принадлежит только одной кинематической паре, а затем расшифровать их. Мы уже говорили, что первая задача значительно сложнее второй, поэтому основной нашей заботой будет выявление различий в сигналах, генерируемых разными кинематическими парами. Для этого рассмотрим, как передается информация о состоянии кинематической пары изнутри механизма к датчику, установленному на его корпусе.
Акустическая диагностика автомобиля
Существует интересный метод диагностики неисправностей в автомобиле, вполне доступный любому автолюбителю и не требующий обращения в СТО. Его применение позволит автовладельцу заранее обнаружить самые типичные неисправности и немного сэкономить на ремонте. Конечно, никто не отменяет страхование имущества, в данном случае движимого. И всё же использование этого метода настолько просто, что любой автовладелец может его быстро освоить.
Это метод акустической диагностики, то есть определение неисправностей по звукам и шумам, которые издаёт двигатель. Перед диагностикой проверьте навесные агрегаты и состояние их крепления, чтобы они не вносили помехи в процесс диагностики.
Что нужно из оборудования?
Нам понадобится медицинский стетоскоп. К мембране стетоскопа нужно прикрепить зонд из металла, чтобы защитить мембрану от повреждений из-за сильного давления.
Двигатель необходимо слушать прогретым на различных оборотах. Вот некоторые характерные звуки и неисправности:
- Тикающий звук на низких оборотах свидетельствует о неравномерности износа двух соприкасающихся поверхностей или о тепловом зазоре в клапанах.
Стрекочущий звук, возникающий при включении непрогретого двигателя и не пропадающий при прогреве, говорит о неисправностях в плунжерной паре одного из поршней.
Звук, похожий на тиканье часов, тоже может свидетельствовать об износе направляющих втулок клапанов.
Резкий звук возникает вследствие большого зазора между гнездом в головке блока и толкателем клапана. Он со временем пропадает при прогреве двигателя.
Глухой звук говорит о завышенном зазоре в подшипниках коленного вала. Если обороты двигателя снижаются, то этот звук усиливается.
Как видите, метод достаточно прост и позволяет надёжно диагностировать неисправности в условиях обычного гаража.
Диагностика подвески
Мы предлагаем своим клиентам диагностику подвески двумя способами
Диагностика на люфт-детекторе
Подразделения оказывающие данную услугу
Когда нужна диагностика подвески авто на люфт-детекторе?
Если, при движении автомобиля, в подвеске возникает стук, машина при движении «гуляет» по дороге, то необходимо провести такую диагностику.
Что это такое?
Диагностика на люфт-детекторе представляет собой имитацию движения автомобиля по неровной дороге (автомобиль находится на платформе, совершающей возвратно-поступательные движения). Тем самым выявляются люфты и износы в рулевых тягах, наконечниках рулевых тяг, шаровых опорах и в узлах подвески автомобиля.
Преимущества по сравнению с диагностикой в «гаражном сервисе»
При диагностике подвески мы не используем ломы, молотки и другие несоответствующие предметы. Диагностика производится на нагруженной подвеске, что дает наиболее объективные показатели её состояния.
Сколько занимает времени?
Диагностика занимает 5-15 минут.
Результат
В результате диагностики клиент получает «карту» неисправностей узлов подвески автомобиля с рекомендациями к их устранению.
Как попасть на диагностику?
Акустическая диагностика
Подразделения оказывающие данную услугу
Когда нужна акустическая диагностика?
В том случае, если на диагностическом стенде (люфт-детекторе) выявить люфт не удалось, т.к. на люфт-детекторе не определяются вертикальные люфты, как правило, применяется акустическая диагностика подвески.
Что это такое?
Акустическая диагностика проводится с применением специального прибора состоящиего из четырёх датчиков, объединенных общим блоком управления.
Как проводится диагностика?
На детали подвески, прикрепляются акустические датчики, провода от которых проводятся в салон автомобиля и подключаются к блоку управления. Автомобиль приводится в движение, во время которого специалист-диагност переключает сигналы с датчиков и выявляет наличие и интенсивность шумов и стуков в агрегатах и деталях на которых эти датчики закреплены. Обычно проводится от одной до трех поездок для того, чтобы определить дефект конкретной детали.
Сколько занимает времени?
Акустическая диагностика может занимать достаточно много времени — от 1 до 4 часов.
Как попасть на диагностику?
Обращаем ваше внимание! Данный вид диагностики подвески выполняется только в подразделении у м. Киевская!
Данный вид диагностики подвески осуществляет по записи. Для записи вам необходимо позвонить в наше подразделение и записаться.
Дополнительная информация
По вашему желанию возможна диагностика задней подвески.
Мы выполняем попутные работы связанные с ремонтом ходовой части автомобилей.
Акустические методы диагностирования
Для акустической диагностики применяют специальные шумомеры и анализаторы, позволяющие замерять уровень шума и его спектр. Основными элементами этих приборов являются микрофоны, воспринимающие звуковое давление усилителя с частотными характеристиками специальной формы, и выходные приборы, проградуированные в децибелах *
Измерительные микрофоны имеют в измеряемом диапазоне частот (100—1000 Гц) линейную частотную характеристику. Они не чувствительны к температуре, давлению и влажности окружающей среды.
Наименьший прирост силы звука, воспринимаемый человеческим ухом, равен примерно 1 дБ. Тихий шепот оценивается 10 дБ, тикание часов—20 дБ, речь средней громкости—60 дБ, шум поезда метро — 95 дБ. Шум двигателя автомобиля в зависимости от его технического состояния изменяется в пределах 60—100 дБ.
Выполненные измерения показывают, что с увеличением нагрузки показатели шума возрастают на 5—10 дБ. Наибольшие уровни шума наблюдаются в интервале частот 150—400 Гц.
Если в результате общего диагностирования поставлен отрицательный диагноз, производится локализация дефекта в несколько уровней в соответствии со структурной схемой (см. рис. 77). Методом последовательного перебора систем, существенно влияющих на работоспособность систем питания, зажигания, охлаждения, цилиндропоршневой группы и клапанного механизма, определяется дефектная система. Аналогично ведется поиск на третьем—пятом уровнях до локализации дефектной детали.
Техническое состояние кривошипно-шатунных и газораспределительных механизмов можно оценить по шумам и стукам с помощью простейших устройств, а.
Рис. 86. Зоны прослушивания (а) двигателя с помощью трубчатого стетоскопа (б): для а-1—зона клапанов, 2—поршней, 3—толкателей. 4—подшипников, 5—распределительных шестерен! для 61— стержень, 2 — мембрана, 3 — резиновые трубки, 4 — ушные наконечники
.* Децибел—единица, применяемая в акустике для измерения уровня звукового давления. Она соответствует такому уровню звукового давления, двадцать десятичных логарифмов отношения которого к условному порогу давления, равному 0,00002 Н/м 2 и принимаемому за нулевой уровень, равно единице.
также по анализу акустических сигналов с применением специальной виброакустической аппаратуры
По характеру стука или шума и по месту его возникновения можно определить ряд неисправностей двигателя. Простейшая проверка шумов и стуков двигателя выполняется стетоскопами. С их помощью можно определить увеличение зазоров в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала, между поршнем и цилиндром, клапанами и толкателями, клапанами и втулками, в подшипниках распределительного вала.
Наиболее характерные зоны прослушивания двигателя показаны на рис. 86. Стуки коренных подшипников появляются при зазорах 0,1—0,2 мм и прослушиваются на прогретом двигателе в нижней части блока цилиндров (вблизи плоскости разъема картера). Характер стука: сильный, глухой, низкого тона. Особенно хорошо прослушиваются стуки при резком изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Стуки шатунных подшипников более резкие и звонкие, чем стуки коренных подшипников, прослушиваются при резком из мененки частоты вращения. После выключения зажигания стук исчезает или значительно уменьшается.
Стуки поршневых пальцев прослушиваются при резко переменном режиме работы прогретого двигателя в верхней части блока цилиндров. Это резкий металлический стук, пропадающий при выключении зажигания. Наличие стука указывает ка повышенный зазор (0,1 мм) между пальцем и втулкой головки шатуна или отверстия для пальца в бобышке поршня.
Стуки поршня появляются в случае значительного износа поршня и цилиндра (0,3—0,4 мм) при работе недостаточно прогретого двигателя на малых оборотах холостого хода. Прослушиваются эти стуки в верхней части блока цилиндров со стороны, противоположной распределительному валу. Легче всего они обнаруживаются в момент перехода поршня через мертвую точку. Характер стука: сухой, щелкающий, уменьшающийся по мере прогрева двигателя. При сильном износе стуки поршня прослушиваются и на прогретом двигателе.
Стуки клапанов возникают при увеличении тепловых зазоров между стержнями клапанов и носком коромысла (толкателем). Эти отчетливые звонкие стуки хорошо прослушиваются на прогретом двигателе при малых оборотах. Ясно слышимые стуки подшипников распределительного вала обнаруживаются на малых оборотах холостого хода прогретого двигателя.
Способ оценки технического состояния двигателя с помощью стетоскопов нельзя считать достаточно надежным. Правильность диагноза в значительной степени зависит от личного опыта механика. По этой причине часто имеют место ошибки.
Стетоскопом или на слух можно зафиксировать изменение периодического шума, если его уровень превосходит основной уровень шума (аварийный стук в подшипниках, шестернях). Если уровни сигнала и шума одного порядка, этот метод диагностики становится непригодным.
Для оценки технического состояния газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов наиболее перспективны акустические или виброметрическне методы диагностирования специальной измерительной аппаратурой.
Виброакустические методы диагностирования агрегатов до сих пор окончательно не разработаны. В этом направлении еще предстоит выполнить значительные теоретические и экспериментальные исследования.
Акустические исследования влияния технического состояния агрегатов автомобиля на изменение параметров вибрации и звука затруднены, так как возникающие колебательные процессы (волны) распространяются в различных акустических средах, накладываются друг на друга, отражаются и преломляются. Поэтому разрабатываются преимущественно экспериментальные методы определения технического состояния агрегатов автомобиля без их разборки по параметрам зонального уровня вибрации и звука.
Лекция11.Диагностирование основных элементов конструкции двигателя и его систем.
9.1.Диагностирование ЦПГ и ГРМ
Определение герметичности камеры сгорания путем измерения компрессии в цилиндрах, по составу и давления картерных газов, по угару масла, по пульсациям давления отработавших газов на выпуске, по разряжению на впуске, по утечкам сжатого воздуха, впускаемого в камеру сгорания.
9.2.Диагностирование КШМ и ГРМ виброкустическими методами
Импульсный метод в вибродиагностике. Диагностика по частотным характеристикам акустических сигналов.
9.3.Диагностирование систем двигателя
Диагностирование систем воздухозабора и газовыхлопа, системы охлаждения и системы смазки, системы питания и системы топливоподачи дизельного двигателя.
Техническое состояние цилиндропоршневой группы двигателей оценивают по таким показателям: по угару масла и давлению газов в цилиндре в конце такта сжатия; разрежению во впускном трубопроводе; давлению газов в картере двигателя и по количеству газов, прорывающихся в картер двигателя; по утечке воздуха из цилиндров при подаче воздуха под давлением; степени дымления и загрязнения масла продуктами износа (концентрация железа в масле). Перечисленные признаки позволяют косвенно характеризовать степень износа цилиндропоршневой группы двигателя.
При износе цилиндров, поршней и колец двигателя угар масла возрастает в 10—15 раз по сравнению с исправным двигателем. Однако этот признак не применим для оценки технического состояния двигателя, работающего на стенде в течение 30—40 мин.
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 851 ; Мы поможем в написании вашей работы!
➤ Adblockdetector