Меню

Вязкость моторных масел sae дизельное бензиновых двигателей

Классификации моторных масел – полное руководство

Правильное моторное масло – основа долгой и стабильной работы двигателя. В главном механизме автомобиля оно выполняет важные функции:

  • герметизация – заполняет промежутки и предотвращает утечку газов;
  • охлаждение – образует масляную пленку и отводит часть тепла;
  • защита от коррозии – защищает от кислорода, влаги и кислот;
  • смазывание – снижает трение и износ, повышает КПД;
  • очищение – обеспечивает чистоту механизма.

Почему важно использовать правильное моторное масло, рекомендованное производителем автомобиля? Только оно обеспечивает три ключевых параметра – улучшенные рабочие характеристики, высокую надежность и увеличенный срок службы.

Видео о том, как работате масло в двигателе:

Как выбирать моторное масло?

Основными критериями при выборе технические показатели:

  • тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
  • сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
  • классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
  • классификация по стандартам качества ILSAC.

В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.

«Синтетика», «полусинтетика» или «минералка»?

Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий. Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры.

Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:

Минеральные Полусинтетические Синтетические
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя. Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях. Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества.
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости. Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды. Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива.

У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:

Особенности Свойства Преимущества
Повышенный индекс вязкости Оптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах. Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах.
Низкотемпературные

Сохранение текучести при пуске ДВС в условиях максимально низких температур. Быстрое поступление смазочного материала к важным частям ДВС. Снижение износа при пуске. Низкая испаряемость Минимальный расход масла. Экономия на доливках смазочного материала. Низкий коэффициент трения Равномерная молекулярная структура. Снижение внутреннего коэффициента трения. Повышение эффективности ДВС и снижение температуры смазочного материала. Усиленное термоокисление Замедление процесса старения масла при контакте с молекулами кислорода. Стабильные параметры вязкости и температуры. Минимальное образование нагара и отложений.

Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):

Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем.

Классификации масел ДВС

У каждого моторного масла, даже если речь идет о линейке одного бренда, есть свои отличительные параметры. Чтобы автовладельцам было проще подобрать материал для определенного двигателя, экспертами были разработаны три официальные классификации:

  • по классу вязкости, SAE – утверждена обществом инженеров автомобилистов;
  • по эксплуатационным качествам, API – введена американским институтом нефти;
  • по эксплуатационным качествам, ACEA – разработана ассоциацией европейских производителей.

Чтобы подбирать смазочный материал правильно, нужно разобраться в каждой из перечисленных спецификаций подробнее.

Классификация моторных масел SAE (по вязкозти): что выбрать?

Это классификация по классу вязкости в зависимости от температуры внешней среды. О чем идет речь? Об аббревиатуре, которая есть на любой этикетке. Например, вы видите надпись: 15w40. Это температурный диапазон, при котором жидкость будет работать оптимально.

Вот что обозначает эта аббревиатура:

  • Первая цифра (15) указывает на границу использования в зимний период. Подсчитать эту границу можно самостоятельно: 15 – 40 = -25. При более низкой температуре заводить автомобиль не рекомендуется, поскольку жидкость не прокачается через масляные каналы.
  • Разделительная буква W между двумя числами говорит о всесезонности применения.
  • Вторая цифра – технический параметр, который обозначает высокотемпературную вязкость. В случае с маслом, приведенным в качестве, примера, это +40 градусов. При высоких температурах оно должно оставаться густым, а при низких – текучим.

По стандартам SAE все моторные масла делят на 17 классов с обозначениями от 0W до 60W. Восемь разработаны для эксплуатации зимой, девять – для летнего периода. В этой таблице представлены самые распространенные индексы вязкости для использования зимой и летом в условиях нашего климата:

Также при выборе масла нужно обратить внимание и на такие факторы, как пробег автомобиля и климатические условия:

  • если пробег авто менее 25% от гарантированно заявленного производителем, то можно использовать жидкость с вязкостью 5W30 или 10W30 как летом, так и зимой;
  • при пробеге 25-50% выберите летнее масло с SAE 10W40/15W40, а зимой использовать масло стандарта 5W30/10W30;
  • в случае износа двигатели от 75% рекомендуются летние масла 15W40/20W40 и зимние жидкости 5W40/10W40;
  • если зимой температура воздуха не опускается ниже -20°С, то подойдут многие из предложенных на авторынке масел;
  • «проблемные» аккумуляторы и стартеры в морозы работают стабильнее с маслом 0W30, нежели с жидкостью 15W40.

Классификация моторных масел по вязкости SAE позволяет быстро подобрать масло на лето и на зиму с учетом основных параметров двигателя, состояния автомобиля и климатических условий.

Классификация моторных масел по API

Эту классификацию по качеству создал Американский институт топлива в 1969 году. Она разделяет все смазочные материалы на несколько категорий:

  • для бензиновых двигателей;
  • для дизельных моторов;
  • для двухтактных ДВС;
  • для трансмиссий.

Для каждой категории предусмотрены классы качества с фиксированным набором свойств. А на этикетке классы представлены в виде буквенно-цифрового кода, в котором первая буква кодировка обозначает вид масла:

  • «C» — для дизельных двигателей;
  • «S» — для бензиновых двигателей;
  • «T» — для двухтактных двигателей.

Многие жидкости применяются в нескольких типах ДВС и имеют два класса. Буквы в кодировке в таком случае разделяются чертой. Например, API SJ/CF-4. Первым ставится класс с предпочтительным применением. Например, разработанное для бензиновых моторов масло может использоваться и в дизельных ДВС.

Вторая буква в кодировке с учетом международной классификация моторных масел API обозначает уровень эксплуатационных качеств в зависимости от года выпуска. Буквы используются по возрастанию от начала латинского алфавита. Чем дальше буква, тем выше класс.

Вот как выглядит классификация API для бензиновых ДВС:

SAE, зимние масла SAE, летние масла
Класс Год выпуска ДВС Требования и особенности
SE* 1972 Аналогичные с классом SD, но защита двигателя лучше.
SF* 1980 Аналогичные с категорией SE, улучшенная защита от износа и окислительная стабильность.
SG* 1988 Аналогичные с категорией SF, улучшенная защита от износа, окисления и образования шлама.
SH* 1993 Аналогичные с категорией SG, обозначается символом API для подтверждения соответствия уровню SH.
SJ 1996 Аналогичные с категорией SH, защита от окисления при высоких температурах и от забивания катализатора улучшена.
SL 2001 Улучшенные моющие свойства, защита от низкотемпературных отложений и окислений, увеличенный интервал между заменами.
SM 2004 Улучшены общие свойства для максимального расширенного интервала замены, надежная защита от окисления и низкотемпературных отложений.
SN 2010 Повышенная защита от сажи и высокотемпературных отложений на поршнях.

А вот спецификация моторных масел API для 2-тактных ДВС:

Класс Год выпуска, особенности эксплуатации ДВС Требования и особенности
CD-II 1988, работающие в сложных условиях. Высокая защита от отложений и износа. Отвечает требованиям класса CD
CF-2 1994, работающие в сложных условиях. Усиленная защита от преждевременного износа поршневых колец и цилиндров.
CE** 1987, требовательные и высоконагруженные коммерческие ДВС. Усиленная защита от отложений и высокотемпературных отложений, контроль за расходом и окислением.
CF-4** 1991, требовательные коммерческие ДВС. Улучшенная защита против высокого расхода масла и отложений на поршнях.
CF 1994, моторы с непрямым впрыском. Оптимальны для использования в карьерной и строительной технике. Подходят для топлива с высоким содержанием серы.
CG-4 1995, коммерческие ДВС, работающие под тяжелыми нагрузками. Предназначены для ДВС с содержанием серы в количестве от 0,05 до 0,5%.
CH-4 1998, моторы под высокими нагрузками и пониженным уровнем выхлопов. Защищают от коррозии, износа, сажи и окисления, обладают высокой устойчивостью к вспениванию и сдвиговой стабильностью.
CI-4 2002, оборудование на топливе с низким содержанием серы. Увеличивают срок службы мотора и интервалы замены масла в 2 раза.

Действующие классы подходят для большинства дизельных и бензиновых моторов как для новых, так и для старых автомобилей. Новые классы поглощают старые.

Жидкости классов SM и SN можно использовать в турбированных моторах. Специфический класс масел API CF-2/4 разработан специально для двух- и четырехтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях.

Таблица классификации моторных масел по API включает основные классы жидкостей. Но часто случается так, что на этикетке нет информации о соответствии какому-либо из классов API. В таких случаях масло либо не имеет данного сертификата, либо класс качества устарел.

Классификация моторных масел по ACEA

Данная классификация представляет собой европейский аналог API и во многом пересекается с ее требованиями. Но требования к ряду параметров у европейских экспертов оказались более строгими. АСЕА учитывает практически все конструктивные особенности ДВС и режимы их эксплуатации в европейских условиях.

Перечень требований обновляется каждые несколько лет в ходе испытаний АСЕА. Последняя редакция 2012 года делит ДВС на несколько категорий:

  • A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
  • C для дизелей и бензиновых ДВС с высоким экологическим классом, сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами;
  • E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.

Вот как распределены классы и основные параметры в таблице классификации моторных масел по ACEA:

Класс моторного масла Тип двигателя Свойства моторного масла
A1/B1 Бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Обеспечивают увеличенный интервал для замены и низкий коэффициент трения.
A3/B3 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Обеспечивают увеличенный интервал для замены, подходят моторам в тяжелых условиях, всесезонные.
A3/B4 Высокофорсированные бензиновые и дизельные моторы. Гарантируют уменьшение расхода топлива.
A5/B5 Высоконагруженные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. Позволяют заменять масло реже даже при интенсивной эксплуатации машины.
C1 и С2 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. Обеспечивают низкий коэффициент трения, помогают экономить топливо, продлевают ресурс сажевых фильтров и катализаторов, могут содержать различные присадки.
C3 и С4 Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. Продлевают ресурс катализатора и сажевого фильтра, варьируются по количеству присадок.
E6 Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с нейтрализаторами и сажевыми фильтрами. Увеличивают интервал между заменами масла.
E7 Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров. Увеличивают интервал между заменами масла.
Е9 Инновационные дизельные ДВС с высокой нагрузкой и жесткими требованиями к экологичности, с сажевыми фильтрами и без. Увеличивают интервал между заменами масла.

Представленная спецификация моторных масел по API и ACEA отражает базовые требования к этим техническим жидкостям. Но каждый производитель вправе выдвигать дополнительные требования к маслам, которые он рекомендует для своих автомобилей.

Классификация моторных масел по ILSAC

Эту классификацию предложил Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов. Система разработана специально для ДВС легковых автомобилей производства США и Японии. ILSAC также осуществляет контрооль за соблюдением действующих норм и сертифицирует масла совместно с API.

У автомасел, сертифицированных по ILSAC, есть ряд отличительных особенностей:

  • позволяют экономить топливо и энергию;
  • стойкие к вспениванию и стабильные к сдвигу;
  • обладают низкой вязкостью и малой испаряемостью;
  • обладают фильтруемостью в условиях низких температур;
  • защищают системы снижения токсичности выхлопных газов.

В таблице классификации моторных масел по ILSAC представлены пять классов жидкостей, существующих на данный момент:

Класс Дата утверждения Особенности и плюсы
ILSAC GF-5 22.12.2009 г. Повышают эффективность всех узлов автомобилей, обеспечивают высокую защиту поршней и турбокомпрессоров от отложений, совместимы с уплотнительными материалами, защищают моторы с этанол-содержащим биотопливом, экономят топливо, увеличивают интервал замены масла.
ILSAC GF-4 14.01.2004 г. Уменьшают испаряемость масла, экономят топливо, обладают улучшенными моющими свойствами, отличаются высоким содержанием модификатора трения.
ILSAC GF-3 2001 год. Улучшенные характеристики по экономиии топлива, испарению масла, снижению высокотемпературных отложений, стабильной работе, оптимальной вязкости, истощению пакета присадок, нормам расхода жидкости в течение всего срока эксплуатации.
ILSAC GF-2 1996 год. Отличаются низкой рабочей температурой, высокой устойчивостью к образованию отложений и вспениванию. Соответствуют строгим требованиям к содержанию фосфора не более 0,1% в объеме.
ILSAC GF-1 1990-1992 гг. Первая классификация, согласно которой утверждены требования к моторным маслам касательно экономии топлива, снижения отложений, защиты систем снижения токсичности выхлопных газов к содержанию фосфора не более 0,12% в объеме.

Прежде, чем купить в интернет-магазине или на СТО новое моторное масло, внимательно изучите сервисную книжку и рекомендации производителя автомобиля, а также маркировку на канистре. Это поможет избежать сбоев в работе двигателя, которые вызывает неправильно подобранное масло.

Как выбрать моторное масло правильно?

Ознакомившись с классификацией моторных масел по SAE, API, ACEA и ILSAC, вам будет гораздо проще подобрать жидкость, оптимальную для вашего авто с учетом года выпуска, типа и износа ДВС, вязкости, а также условий эксплуатации. Но есть и другие критерии, которые придется принимать во внимание, изучая вот такие этикетки автомасел:

  1. Нагрузки на автомобиль. Ежедневные поездки в черте города и загородные путешествия по бездорожью оказывают различное влияние на двигатель. Где-то он быстро нагревается и даже перегревается, а где-то не успевает прогреться до рабочей температуры. Важно, чтобы моторное масло работало в разных условиях.
  2. Совместимость отдельных узлов ДВС с определенным видом смазочного материала. Если сальники изготовлены из нитрильной резины (чаще встречаются в наших «родных» авто), то синтетические масла заливать нельзя. Но если сальники заменить, то все будет в порядке. Аналогично и с другими деталями.
  3. Периодичность замены масла. Многие производители рекомендуют менять его через каждые 10 тыс. км пробега, если износ ДВС не превышает 25%. Но на практике менять масло лучше каждые 7-8 тыс. км, так как авто ездят в режиме «старт-стоп», а качество нашего топлива очень “хромает” в сравнении с европейскими стандартами.
  4. Объем двигателя. Классификации моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей включает классы, рекомендованные производителями для авто с малолитражными ДВС, вплоть до 3,5 л. При таком малом объеме даже «синтетику» нужно менять чаще, чтобы избежать преждевременного износа.
  5. Соответствие или одобрение. Лучше, если на этикетке есть пометка «одобрение»: это значит, что производитель этого смазочного материала получил специальное одобрение изготовителя вашего авто. Всегда ищите эту пометку у допуска на этикетке моторного масла.

В заключении

Подобрать оптимальное моторное масло просто, если вы знаете, как изучать этикету и на что смотреть в первую очередь. Главное – не ошибиться в основных моментах. Вот что мы рекомендуем:

  • Выбирайте масло с вязкостью, рекомендованной производителем. Не ниже и не выше. Если выберете вариант с низкими значениями, получите высокий расход материала и увеличение нагара. А если решите залить масло с высокими значениями, то обеспечите маслосъемным кольцам преждевременный износ.
  • Какая спецификация моторного масла правильная? Безошибочный выбор по API такой: для дизеля – не ниже СL-4 PLUS или СJ-4, для б/у иномарки с бензиновым мотором – SМ или SN. Но стоит обращать внимание на допуски производителей.
  • Следите, чтобы смазочные материалы были оригинальными. Иначе на механизме образуются отложения, что спровоцирует сбои в работе, преждевременный износ, дорогостоящий ремонт или затраты на покупку и установку нового ДВС. Последнее особенно неприятно, если у мотора небольшой пробег.

Чтобы окончательно разобраться в кодах и цифрах на канистрах, изучайте расшифровки спецификации моторных масел и требования производителя вашего автомобиля к смазочным материалам. Вы быстро научитесь определять продукты с необходимой вязкостью, оптимальными допусками по API, ACEA, ILSAC и другими параметрами.

Читайте также:  При поднятой машине колеса вращаются
Adblock
detector