Меню

Устройство погрузочно доставочных машин

Погрузочно-доставочные машины.

Различают погрузочно-доставочные машины (ПДМ): 1) ковшово-бункерного типа (рис. 3.38а); 2) ковшового типа (рис. 3.38б). Грузоподъемность (q) ПДМ составляет от 0,6 до 20 т.

Ковшово-бункерные ПДМ (рис. 3.39) – это машины легкого класса, используемые в выработках небольшой ширины и высоты. Производительность машин 80÷200 т/смену. Емкость ковша 0,12¸0,6 м 3 , вместимость бункера 1¸2,5 м 3 .

Отечественные ПДМ: ПТ-2,5, ПТ-4 – на пневмошинном ходу, грузоподъемностью соответственно 2,5 и 4 т.

Зарубежные ПДМ: фирмы “Атлас Копко” (Швеция) — Каво – 310 (2 т), Каво – 510 (5 т).

Наибольшее распространение на отечественных рудниках получили ковшовые ПДМ.

Отечественные ПДМ ковшового типа МПДД-1,5, МПДД-2, МПДД-4, МПДД-6 с соответствующими объемами и грузоподъемностью ковша 0,5-0,7 м 3 (1,5 т), 1 м 3 (2 т), 1,5-2 м 3 (4 т); 2-3 м 3 (6 т). Оснащаются в основном дизельными двигателями.

Выпускаются также ПДМ с электрическим приводом МПДЭ-2, МПДЭ-4.

Скорость движения ПДМ до 20 км/час, преодолеваемый уклон до 18 0 .

Наиболее распространены на отечественных рудниках зарубежные ПДМ фирм: “Буммер” (Польша): LK-1, LK-2; “Атлас Копко Вагнер” (Швеция): ST-1,5, ST-2А, ST-4А и т.д.;“Сандвик Тамрок” (Финляндия): Торо-350, Торо-500, Торо-007 и т.д.

При необходимости работы погрузочно-доставочных машин в высоких очистных пространствах применяют ПДМ с радиоуправлением. Выносной пульт размещается в доставочной выработке, откуда просматривается место погрузки руды, или в специальной камере – при оборудовании последней мониторами и установки видеокамер на ПДМ и в выработках.

На производительность ПДМ влияет множество факторов:

— размеры кондиционного и среднего куска, выход негабарита;

— условия погрузки руды (в погрузочном заезде из выпускного отверстия или из навала в широком очистном пространстве);

— состояние почвы погрузочных выработок (наличие или отсутствие покрытия; уклон в сторону черпания или наоборот);

— трасса движения (длина, уклон, конфигурация);

— разгрузка в рудоспуск или в транспортные средства;

— организационные факторы (количество обслуживаемых забоев, число одновременно работающих машин).

Различают конструкции днищ и доставочных горизонтов при применении ПДМ (рис. 3.40):

Для конструирования днищ при применении ПДМ применяются следующие основные параметры (табл. 3.4).

При трещиноватых и неустойчивых рудах, для усиления сопряжения дучки и заезда уровень последнего опускают ниже траншейного штрека.

Достоинства ПДМ: возможность обслуживания нескольких забоев; многофункциональность машин; высокая производительность; маневренность.

Недостатки ПДМ: повышенные требования к вентиляции (при применении дизельного привода); требуются рабочие высокой квалификации; высокая стоимость шин; необходимы большие поперечные сечения выработок.

3.11. Доставка руды питателями

Питатели и конвейеры являются стационарными установками непрерывного действия и применяются для доставки руд на рудниках с высокой производственной мощностью (от 2-3 млн. т/год). Питателями называются короткие конвейеры длиной до 6÷8 м, которые служат для погрузки руды в другие средства механизированной доставки или в откаточные вагонетки. На доставке руд применяются питатели вибрационные, качающиеся, скребковые, пластинчатые. Наибольшее распространение получили питатели вибрационные. Вибрационные питатели разделяют на питатели с направленными и ненаправленными колебаниями (рис. 3.41).

Вибропитатели с ненаправленными колебаниями имеют определенный наклон к горизонту α (см. рис. 3.41а), который обеспечивает перемещение рудной массы по лотку питателя под действием вибраций. Наклон питателя не превышает α = 15÷18 о при погрузке в вагонетки, чтобы не происходило их пересыпание.

К питателям с ненаправленными колебаниями относятся виброплощадки и виброленты.

При разработке рудных месторождений получили широкое распространение виброплощадкитипа: ВДПУ-4ТМ «Сибирячка», ВВДР. Виброплощадка состоит из жесткой рамы, которая колеблется под действием закрепленного на ней вибратора.

Установка вибропитателей может производиться с торцевой (рис. 3.42) или с боковой загрузкой (рис. 3.43). На откаточном штреке или орте ВДПУ располагают симметрично относительно друг друга или в шахматном порядке на относительно небольшом расстоянии друг от друга (см. рис. 3.42, 3.43).

При схеме с торцевой загрузкой питателя последний работает непосредственно под завалом. При схеме с боковой загрузкой вибропитатель не подвергается чрезмерным нагрузкам от веса навала рудной массы, но данная схема отличается более высоким удельным объемом подготовительно-нарезных выработок.

Читайте также:  Замена датчика уровня топлива газель бизнес двигатель умз 4216

Виброленты представляют собой металлический лист переменной толщины, который под действием вибраций совершает волнообразные колебания против хода разгрузки и обеспечивает перемещение по нему рудной массы.

Применение вибропитателей, по сравнению со скреперной доставкой, позволяет практически в 2 раза повысить показатели выпуска (табл. 3.5). Однако применение самых простых по конструкции вибропитателей возможно при выпуске не менее 20÷30 тыс. т с одного питателя.

Пример работы вибропитателя ВВДР-5 (шахта им. Губкина) (КМА). Баланс рабочего времени при погрузке руды за смену составляет:

— продолжительность погрузки руды (127 мин);

— подготовительно – заключительные операции – 15 мин;

— простои из-за негабарита – 13 мин;

— ликвидация зависаний – 24 мин;

— отсутствие вагонов – 127 мин.

Фактическая производительность достигает 800 т/смену, а при бесперебойной подаче вагонов производительность может составлять 2000-3000 т/смену.

Вибропитатели с направленными колебаниями имеют амортизаторы с заданным направлением деформации β, поэтому лоток может иметь незначительный наклон или устанавливается горизонтально. Эти питатели, вследствие громоздкой конструкции, требуют повышенных затрат на монтаж и демонтаж, поэтому на доставочных горизонтах, как правило, не применяются (установка данных питателей окупается при выпуске с одного устройства не менее 80÷100 тыс. т).

Качающиеся питатели состоят из желоба с поддерживающими устройствами, привода и передачи, сообщающей питателю возвратно–поступательное движение. Желоб изготавливается из листового железа толщиной не менее 4 мм.

При работе питателя желоб вместе с материалом движется по направлению транспортировки, а затем быстро возвращается в исходное положение, т.е. за одно качание материал перемещается на величину поступательного движения желоба.

Например, качающиеся питатели тяжелого типа КТ10, КТ12 (табл. 3.6) предназначены для равномерной дозированной выдачи нелипких сыпучих материалов с объемной массой насыпного груза до 2,6 т/м 3 из бункеров, воронок и других емкостей в технологические машины и другие транспортные устройства.

Конструктивно качающиеся питатели выполнены сборно-разборными и состоят из следующих основных функциональных частей: приемной части (короба), рабочего органа (лотка), общей рамы, привода, состоящего из электродвигателя, эластичной муфты, выполненной из конвейерной ленты и редуктора. Движение лотка осуществляется за счет перемещения катков, расположенных между направляющими лотка и рамы.

В условиях эксплуатации питатель устанавливается на фундамент и закрепляется анкерными болтами.

Недостаток качающихся питателей – массивность конструкций, поэтому применение их целесообразно в капитальных рудоспусках с большим сроком эксплуатации или в очистных блоках с высокой производительностью.

Скребковые и пластинчатые питатели из-за низкой надежности на доставке руд и больших затрат на монтаж не получили широкого распространения.

Конвейерная доставка

Конвейеры обычно служат для доставки рудной массы до рудоспусков, поступающей на них с других средств механизированной доставки (питателей, ПДМ, скреперных установок). Для доставки руд применяются конвейеры вибрационные, пластинчатые, скребковые и ленточные. Виброконвейеры типа ВР-80(100) работают, как правило, в составе виброкомплекса. Комплекс КВВ-2, включает в себя вибропитатель с направленными колебаниями ВН-2, виброконвейер ВР-80, виброгрохот. Вибропитатель работает непосредственно под навалом рудной массы и осуществляет погрузку на вибропитатель, который представляет собой последовательный ряд секций длиной 1,5÷2,5 м, имеющих единый или индивидуальный привод. При общем приводе длина конвейера не превышает 50 м. После выпуска руды комплекс передвигают с помощью тягальных лебедок. Размер куска руды не должен превышать 400÷500 мм. Производительность виброконвейеров составляет 500÷600 т/смену. Скребковые конвейеры характеризуются простотой конструкции, небольшой высотой. Состоят из натяжной и приводной станции, несущей рамы и рабочего органа, выполненного в виде тяговой цепи со скребками. Используются в основном в угольной промышленности и при разработке калийных солей. Пластинчатые конвейеры типа КПР-1, КПР-2 применяются обычно в комплексе с погрузочным оборудованием непрерывного действия (питателями). Тяговым органом является цепь с укрепленными на ней лоткообразными пластинами, образующими сплошной настил. Также чаще применяются при разработке угольных месторождений. Ленточные конвейеры находят применение на доставке легких руд (соли, марганец, апатиты). Применяют конвейеры с шириной ленты от 500 до 1000÷1200 мм. Как правило, ленточные конвейеры используют в сочетании с механической отбойкой руд (комбайновая выемка). Достоинства конвейерной доставки: высокая производительность; независимость от расстояния доставки; возможность автоматизации; непрерывность работы; не требует больших сечений выработок. Недостатки: необходимы устройства для загрузки; ограниченность области применения рудами малых плотности и кусковатости; загромождение выработок; высокие затраты на монтаж и демонтаж.

Читайте также:  Чип тюнинг шкода октавия 2020

Устройство погрузочно доставочных машин

Погрузочно-доставочные машины ПДМ

На угольных шахтах и рудниках многих зарубежных стран широкое распространение получили высокопроизводительные самоходные погрузочно-доставочные машины ПДМ.

По принципу действия погрузочного органа и аккумулирующей емкости такие машины можно условно разделить на две группы: ковшовые, с ковшовым исполнительным органом и бункером.

Машины различают по типу привода (дизельный, пневматический, электрический) и ходовой части (пневмоколесные и гусеничные).

Дизельные ПДМ имеют одинаковые конструктивные признаки: шарнирное сочленение рабочей и приводной частей, пневмоколесный ход.

Характерными особенностями большинства колесных ПДМ являются большая вместимость ковша, малые ширина и высота. Вместимость ковша в зависимости от мощности машин колеблется в широких пределах (от 0,76 до 11,5 м3). Способность погрузочно-доставочных машин выполнять несколько основных и вспомогательных операций дает возможность осуществлять комплексную механизацию работ. Высокая мобильность этих машин повышает эффективность их использования, так как одна машина может обслуживать несколько забоев.

В США изготовителями погрузочно-доставочных машин являются фирмы: «Вагнер», «Катерпиллер», «Элмэк», «Джон Кларк», «Роум-Индастриз», «Фостер Миллер», отделение фирмы «Эймко»; в Великобритании — фирмы: «Эймко», «Майнинг Дивелопментс», «Галлик Добсон».

Фирма «Эймко» занимает второе место в мире по производству по-грузочно-доставочных машин. Их типовой ряд включает машины с ковшами вместимостью 0,78—11,5 м3. Особенностью ряда моделей машин типа «Майнтэндер» является их многофункциональность. С помощью интегральной гидравлической системы машинист может за несколько секунд заменить рабочий орган для выполнения другого вида работ. В комплект сменного оборудования входят погрузочный ковш, вилочный захват, бульдозерный нож, контейнеры с плоским дном и боковыми панелями, модульные емкости с насосом для набрызгбетонирования, контейнер для отсоса пыли, платформа для перевозки людей, противопожарные средства.

В ФРГ изготовителями погрузочно-доставочных машин для горнорудной, калийной и угольной промышленности являются фирмы «ГХХ Штер
Краде», «Зальцгиттер», «Шопф машиненбау», «Фруш» и «МАН-ГХХ машинен унд анлаген».

Анализ использования ПДМ в угольных шахтах при проведении выработок показал, что эффективность возрастает при применении их не только для погрузки и транспортировки горной массы, но и для доставки в забой людей, оборудования, бетонной смеси, крепи и прочих материалов. Машинное время ПДМ достигает в этом случае 90%. Применение мощных ПДМ с электроприводом и кабельным барабаном на горнопроходческих работах в угольных шахтах безопасно и более технологично, чем при использовании переносного и рельсового оборудования и комплексов, состоящих из погрузчика и самоходной вагонетки. Проходческий забой при применении ПДМ на расстоянии до 100 м свободен от откаточных путей, конвейеров, что сокращает затраты на наращивание коммуникаций.

Тенденции совершенствования средств механизации погрузки горной массы при буровзрывной отбойке в угольной промышленности России и других угледобывающих стран одинаковы. В России планируют переоснащение парка путем приоритетного выпуска машин с боковой разгрузкой ковша, использование их доставочных функций существенно улучшает показатели проведения выработок. За рубежом машины с боковой разгрузкой ковша получили максимальное распространение. В угольной промышленности ряда стран широко применяют комплексы самоходных машин. Опыт эксплуатации последних показал, что при использовании самоходного оборудования темпы проведения выработок и производительность труда повышаются в 3—4 раза по сравнению с переносным проходческим и рельсовым оборудованием, значительно повышается безопасность работ, снижается себестоимость проведения выработок.

Читайте также:  Замена передней опоры двигателя ниссан альмера н16

Анализ имеющегося парка самоходных машин, выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью, показывает, что для комплексной механизации проходческих работ их выпуск недостаточен, а отдельные виды машин вообще не производят.

Опыт проведения горных выработок показывает, что сокращение времени выполнения проходческого цикла наряду с применением более совершенных погрузочных машин может быть достигнуто путем совершенствования устройств, ускоряющих процесс обмена вагонеток.

Погрузочно-доставочная машина

Погру́зочно-доста́вочная маши́на (ПДМ) — машина, служащая для погрузки и транспортирования отделённой горной породы при подземных горных работах.

По конструктивному исполнению ПДМ делят на две группы:

  • ковшового типа, с погрузочно-транспортным ковшом;
  • бункерные, с ковшовым погрузочным рабочим органом и аккумулирующим бункер-кузовом.

Широко используются ковшовые ПДМ. Основные преимущества: високая мощность и производительность, мобильность при автономном приводе (как правило, гидравлическом), способность преодолевать подъёмы с уклоном до 20° (порожняком), возможность одновременной работы в нескольких забоях.

Основные производители ПДМ: «УралСпецМаш» (Россия), «Автомаркет Майнинг» (Россия), «Atlas Copco» (Швеция), «Wagner», «Eimco» (США), «Jarvis clark» (Канада), «Gutenhoffnungshutte», «Schopf» (Германия), «ARA» (Фінляндия), «Equipment Miner» (Франция), «Kawasaki» (Япония).

Бункерные ПДМ предназначены для погрузки раздробленной горной массы и доставки её до места разгрузки на расстояние не более 100 м в основном при прохождении горно-подготовительных и нарезных выработок, когда по условиям вентиляции нельзя использовать более мощные дизельные ковшовые ПДМ.

Бункерная ПДМ состоит из пневмоколёсного шасси с приводом от пневмодвигателей вращательного движения, ковшового рабочего органа нижнего черпания ёмкостью 0,12-0,54 , самосбрасывающего бункер-кузова ёмкостью 0,75-2,5 и системы управления.

Литература

  • Погрузочно-транспортные машины — статья в Горной энциклопедии, издание БСЭ 1984—1990 годы
  • Мала гірнича енциклопедія. В 3-х т. / За ред. В. С. Білецького. — Донецьк: «Донбас», 2004. — ISBN 966-7804-14-3.
Это заготовка статьи о технике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Погрузочно-доставочная машина» в других словарях:

Камерно-столбовая система разработки — (a. room and pillar mining; н. Kammer Pfeilerbau; ф. exploitation par chambres et piliers; и. explotaciоn por cemaras y pilares) система разработки твёрдых п. и. (руда, уголь и др.) камерами, отделёнными друг от друга целиками,… … Геологическая энциклопедия

Технологическая схема горнодобывающего предприятия — (a. flowsheet of a mine; н. technologisches Schema eines Bergwerk; ф. schema technologique de l entreprise miniere; и. esquema technologica de empresa minera) совокупность осн. и вспомогат. производств. процессов в сочетании с… … Геологическая энциклопедия

Горизонтальными слоями выемка — (a. horizontalo slicing; н. Teilsohlenbruchbau mit scheibenweisem Abbau; ф. Telhode d exploatation par couche, procede d abattage par couche; и. extraccion por capas) разработка залежи п. и. с разделением её на слои, располагаемые… … Геологическая энциклопедия

Шахта «Родина» (Кривой Рог) — Шахта «Родина» одна из шахт в Кривом Роге. В свое время входила в состав производственного объединения «Кривбассруда», которое обеспечивало около 60 % потребности СССР в железной руде. Предприятие по стостоянию на 2008… … Википедия

Родина (шахта, Кривой Рог) — У этого термина существуют и другие значения, см. Родина (значения). Строительство ш. «Родина». 1970 г … Википедия

Шахта «Родина» — Строительство ш. Родина . 1970 г. Шахта «Родина» Узел измельчения шахты Родина … Википедия

Шахта «Родина» (Кривой Рог) — Строительство ш. Родина . 1970 г. Шахта «Родина» Узел измельчения шахты Родина … Википедия

Родина (шахта — Родина (шахта, Кривой Рог) Строительство ш. Родина . 1970 г … Википедия

ПДМ — Термин «ПДМ» может означать: ПДМ Погрузочно доставочная машина; ПДМ Противодесантная мина. Список значений слова или словос … Википедия