Меню

Устройство подвески гусеничных машин

Устройство подвески гусеничных машин

Подвеска — устройство, соединяющее остов трактора с опорными катками. У гусеничных тракторов, используемых в сельском хозяйстве, наибольшее применение нашли две разновидности полужесткой подвески и одна упругая.

Полужесткая трехточечная подвеска (рис. 96, а). Оси

опорных катков жестко укреплены на раме и вместе с ней и опорными катками образуют гусеничную тележку.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Остов трактора с такой подвеской опирается на тележки в задней части через ось (одна точка), а в передней части через листовую (или цилиндрическую) рессору 2, расположенную перпендикулярно оси трактора и опирающуюся на обе тележки (остальные две точки) .

Каждый движитель может самостоятельно колебаться в вертикальной плоскости вокруг оси. Одновременно с этим толчки, получаемые движителями в вертикальной плоскости RB, поглощаются только в передней части трактора. Толчки, приложенные в горизонтальной плоскости Rr, поглощаются пружинами амортизирующих приспособлений направляющих колес.

Рис. 96. Типы подвесок гусеничных тракторов:
а — полужесткая трехточечная; б — полужесткая трехточечная с торсиона-ми; в — упругая, баланснрная четырехточечная: 1 — ось; 2 — пружина (рессора); 3—рама; 4 — опорный каток; 5 — передняя подвеска; 6 — задняя подвеска; 7 — пружина; 8 — опорные катки.

Жесткое крепление опорных катков к раме тележки не обеспечивает хорошей приспособляемости к неровностям почвы (см. рис. 96, а) и удовлетворительно работает только на тихоходных тракторах, предназначенных для использования на сравнительно мягких почвах.

Полужесткая трехточечная подвеска, подрессоренная спереди и сзади (торсионы*). При такой конструкции гусеничные тележки имеют такое же устройство, как было рассмотрено выше. Отличие заключается в том, что остов трактора с каждой из тележек соединяется в двух местах, образуя переднюю и заднюю подвески, имеющие примерно одинаковый принцип действия.

Передняя подвеска. Устройство. Подвеска состоит из трубы, присоединенной к остову (рис. 97, а) трактора. Внутри трубы помещены два торсиона, жестко соединенных между собой.

По концам торсионов укреплены рычаги, соединенные шатунами с кронштейнами рамы тележек.

Действие. Если одна из тележек, например правая, наедет на препятствие, она переместится вверх, и рычаг будет закручивать торсион. В результате этого часть энергии толчков будет поглощена и не будет передаваться на остов трактора.

Задняя подвеска имеет аналогичное устройство и действие, только торсионы закреплены в средней части трактора неподвижно и каждый торсион соединен только с одной тележкой. Торсионы с тележками соединены рычагами, направленными в одну сторону.

При наличии такой подвески тракторы могут работать на повышенных скоростях движения. Одновременно с этим жесткое крепление опорных катков не обеспечивает хорошей приспособляемости к неровностям почвы.

Упругая балансирная четырехточечная подвеска. Упругая, или как ее еще называют, эластичная подвеска, состоит из четырех одинаковых балан-сирных кареток, устанавливаемых на цапфы, которые укреплены на поперечных брусьях рамы трактора.

Рис. 97. Торсионная подвеска:
а — общий вид; б — схема расположения торсионов; 1,3 и 4 — рычаги; 2— остов; 5, 9 и 12 — трубы; б, 7 и 11—торсионы; 8 — рама тележек; 10 — кронштейн.

Устройство*. Каждая из кареток представляет собой четырехколесную тележку (см. рис. 95,6), состоящую из двух балансиров — внешнего и внутреннего, шарнирно соединенных между собой осью.

В нижней части каждого балансира на осях, свободно вращающихся в конических роликовых подшипниках, жестко укреплены опорные катки.

В верхней части между балансирами установлены амортизационные пружины.

Действие кареток показано на рисунке 95, е. Нетрудно видеть, что при наезде катка на препятствие (неровность) возникающие толчки Т заставляют балансиры перемещаться вокруг осей, при этом пружины будут сжиматься, поглощая тем самым эти толчки и не передавая их на остов трактора, но при этом возникают собственные колебания пружин каретки.

Внешний балансир своим центральным отверстием посажен на цапфу рамы трактора и зафиксирован от осевых перемещений цанговой гайкой.

Читайте также:  Пробег автомобиля до капремонта двигателя

Упругая балансирная четырехточечная подвеска обеспечивает наилучшее подрессоривание трактора, позволяет ему работать на больших скоростях, способствует высоким сцепным качествам. Однако наряду с большими преимуществами она обладает недостатком: давление силы тяжести трактора неравномерно распределяется на почву по длине опорной поверхности движителя, что увеличивает удельное давление гусеницы на почву.

Гидроамортизатор (рис. 98,а) предназначен для гашения колебаний пружин, возникающих при движении трактора по неровной дороге. Это, в свою очередь, делает движение трактора более плавным и улучшает условия работы тракториста.

Устройство. Гидроамортизатор устанавливают на передних каретках и состоит он из цилиндра (см. рис. 98,6), поршня, штока и компенсационного бачка. Внутренняя часть гидроамортизатора заполняется веретенным маслом АУ до уровня, определяемого щупом, установленным в пробке бачка.

Действие. При уменьшении нагрузки на каретку и разжатии пружин жидкость из полости А под действием поршня начнет перетекать в полость Б через каналы в поршне. В это время клапан открыт и пропускает жидкость из бачка в полость Б цилиндра в объеме, равном той части поршня, которая в данный момент выходит из цилиндра.

При увеличении нагрузки на каретку и сжатии пружины поршень будет двигаться в обратном направлении, заставляя жидкость из полости Б перетекать в полость А через те же отверстия. При этом часть жидкости, равная входящей в цилиндр части поршня, будет вытесняться через канал в бачок.

Рис. 98. Гидроамортизатор:
а — установка на каретке; б — пружина разжимается; в — пружина сжимается; 1 — шток; 2 — пружина; 3 — поршень; 4.9 — цилиндры; 5 — канал; 6 — бачок; 7,8 — клапаны; А, Б — полости.

Для того чтобы при резких толчках, когда масло не успеет быстро пройти через каналы в поршне, не произошла поломка деталей амортизатора, в поршне предусмотрен перепускной клапан 8, который при больших усилиях сжатия дополнительно открывает ряд отверстий для быстрого перетекания жидкости из полости Б в полость А.

Подвеска гусеничных тракторов

Подвеска гусеничных тракторов соединяет остов с движителями и может быть жесткой, полужесткой и эластичной.

Жесткая подвеска упругих элементов не имеет. Оси опорных катков жестко прикреплены к гусеничным тележкам, которые также жестко соединены с остовом трактора. Такую подвеску применяют на промышленных тракторах, движущихся с небольшой скоростью (трубоукладчиках, погрузчиках и т. п.).

Полужесткая подвеска может быть трех- и четырехточечной. В трехточечной полужесткой подвеске обе гусеничные тележки с жестко закрепленными на них осями опорных катков в задней части шарнирно соединены с остовом трактора. Передняя часть остова опирается на гусеничные тележки через упругий элемент — рессору. Подвеска обеспечивает упругую связь гусеничных тележек с остовом трактора и возможность поворота одной тележки относительно другой в вертикальной плоскости при переезде через препятствие. Такую подвеску применяют на тракторах Т-130М, Т-4А.

В четырехточечной полужесткой подвеске каждая гусеничная тележка с жестко закрепленными на ней осями опорных катков соединена с остовом в двух местах через упругие элементы — торсионы. При наезде одной из тележек на препятствие она перемещается вверх и закручивает торсион, смягчая толчки и удары на остов от неровностей дороги. Такая подвеска установлена на тракторе Т-70С.

Эластичная подвеска характеризуется тем, что остов трактора соединен с опорными катками через упругие элементы. На сельскохозяйственных тракторах широко применяют балансирную эластичную (упругую) подвеску. Она состоит из четырех одинаковых балансирных кареток, которые установлены на цапфах, закрепленных на поперечных брусьях рамы трактора. Каретка представляет собой четырехколесную тележку, состоящую из двух балансиров с двумя опорными катками и пружины (или пружин), которая распирает балансиры и служит упругим элементом подвески.

Все толчки, воспринимаемые опорными катками при движении трактора, поглощаются пружиной и не передаются на остов, обеспечивая хорошее подрессоривание трактора. Такая подвеска применена на тракторах Т-150, ДТ-75МВ, ДТ-175С.

Читайте также:  Поменял диск сцепления машина не едет

В подвесках всех типов толчки, приложенные в горизонтальной плоскости, поглощаются пружинами амортизирующих приспособлений направляющих колес.

Каретка подвески гусеничного трактора Т-150 с эластичной подвеской состоит из двух балансиров 8 ( рис. 117 ). Балансиры устанавливают на цапфы 11, которые запрессованы в кронштейн 10. Балансиры поворачиваются относительно цапфы во втулках 7, запрессованных в отверстия балансира. От осевого перемещения балансир удерживается шайбой 3 и болтом 4. Трущиеся поверхности цапфы и втулок смазываются маслом, заливаемым через отверстие в крышке 2, закрываем пробкой 5. Для предотвращенй течи масла установлены уплотне ние 9 и прокладка 6.

В двух конических роликовы подшипниках, размещенных в сту пице каждого балансира, вращается ось с двумя опорными катками 1. Верхние части балансиров распирают две концентрически расположенные цилиндрические пружины 12 смягчающие толчки при наезде трактора на препятствие.

На верхних частях балансиров передних кареток установлены гидроамортизаторы, которые предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении трактора. Жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие отверстия, вследствие чего амортизатор оказывает сопротивление, поглощающее энергию колебаний пружин.

Рис. 117. Каретка подвески трактора Т-150: 1 — опорный каток; 2 — крышка; 3 — шайба; 4 — болт; 5 — пробка; 6 — прокладка; 7 — втулка; балансир; 9 — уплотнение; 10 — кронштейн цапф; 11 — цапфа; 12 — пружина.

Гусеничная ходовая часть

Ходовая часть — комплекс элементов, который обеспечивает возможность перемещения спецтехники по поверхности земли.

Одним из вариантов ходовой части специализированной техники является гусеничный тип. На все элементы этой системы, во время эксплуатации машины, оказывается повышенная нагрузка, которая способствует ускоренному выходу из строя отдельных ее частей. Учитывая то, что функциональность спецтехники во многом зависит от исправности гусеничной ходовой части, не удивительно, что профилактические работы и возможность осуществления качественного ремонта — очень важные вопросы для каждого владельца подобного оборудования.

Качества, за которые ценится гусеничная ходовая часть

Существует несколько важнейших преимуществ, которым обладают машины, работающие на гусеничном ходу:

  • Гусеничная техника обладает большей проходимостью, нежели ее аналоги, использующие для передвижения колеса.
  • Использование гусениц позволяет обеспечивать лучшую плавность хода на неровных поверхностях.
  • Тяговое усилие подобной техники намного выше, чем у колесного транспорта.

Учитывая выше описанные преимущества, не удивительно, что люди, работающие в особо тяжелых, экстремальных условиях, предпочитают использовать именно спецтехнику ходовой части гусеничного типа. Это, прежде всего, работники горной и нефтяной промышленности, строительной, лесной, сельскохозяйственной сферы деятельности.

Ходовая часть гусеничного типа — что это?

При всем разнообразии гусеничной специализированной техники различного назначения, ходовая часть подобных машин состоит из одних и тех же элементов:

  • Гусеница — цепь, штампованные звенья, соединенные между собой втулками/звеньями.
  • Опорные, а также катки поддерживающего типа.
  • Башмаки, направляющее колесо, элементы крепления и фиксации.

Каждое гусеничное звено имеет с одной стороны специальные отверстия, предназначенные для монтажа башмака. Противоположная часть этого изделия выполнена в виде дорожки качения. Цепь необходима для обеспечения движения опорных катков.

В зависимости от типа техники, в составе ходовой части могут присутствовать небольшие различия:

  • Передача крутящего момента на экскаваторах осуществляется за счет применения звездочек на редукторе.
  • За обеспечение аналогичного процесса на бульдозерах отвечают специальные сегменты.

Опорный каток получил подобное название из-за того, что в своем рабочем состоянии данный элемент опирается на внутреннюю часть цепи гусеницы. Этот элемент принимает непосредственное участие в обеспечении возможности движения спецтехники, а также необходим для передачи нагрузки во время работы машины непосредственно на гусеничную ленту. Сам каток состоит из следующих элементов:

  • Втулки и штифты.
  • Ролик и ось.
  • Торцевые крышки и специальные уплотнительные кольца.

Существуют однобортные и двубортные опорные катки. Второй вариант применяется на особо тяжелой технике, вес которой превышает 20 тонн.

Вполне логично название и поддерживающего катка. Этот элемент системы обеспечивает поддержку верхней части гусеничной ленты и не позволяет ей провисать.

Механизм натяжения также играет важную роль в системе гусеничной ходовой части. Он состоит из трех элементов:

  • Ленивец, или натяжное колесо. Обеспечивает не только возможность натяжения цепи, но и смену направления движения.
  • Втулки и сам натяжной механизм.

В качестве элементов крепежа подобных систем применяются только особо прочные болты/гайки, которые имеют мелкий резьбовой шаг и класс прочности, не ниже 10,9 и 12,9. Гайки используются только с четырехгранной головкой.

Факторы, влияющие на износ элементов гусеничной системы

К сожалению, но процесс износа не отвратим. Идеальный вариант, когда все элементы подобной системы изнашиваются равномерно. В реальности достичь подобных результатов практически невозможно. Тем не менее, существует целый ряд факторов, которые ускоряют процесс износа. О них следует знать любому владельцу подобной техники:

  • Установка более широких башмаков, чем необходимо, способствует ускорению процесса разрушения этих элементов.
  • Неправильные башмаки, наличие грязи между звеньями гусениц и башмаком и некачественное закручивание болтов способствуют деформированию болтовых отверстий.
  • Необязательное перемещение специализированной техники является причиной ускорения износа гусеничных звеньев, особенно по не предназначенных для этого поверхностям.
  • Превышение уровня необходимой натяжки цепи и использование в системе увеличенных башмаков — прямая дорога к повреждениям звеньевых углов.
  • Неправильность расположения одного из элементов ходовой части способствует увеличению силы трения, что, естественно, ускоряет износ катков и звеньев гусениц.

Опять же, все те же непрофессионально подобранные башмаки, ширина которых не соответствует нормам, установленных для определенной массы спецтехники и видов выполняемых работ, способствуют ускорению износа втулок и проушин.

Как увеличить срок эксплуатации ходовой части спецтехники гусеничного типа

Естественно, залогом долговечности этой системы, которая при работе находится под постоянно повышенными нагрузками, являются периодические осмотры и профилактические работы. Любой человек, использующий подобную технику, должен знать ряд важнейших правил, которые позволят увеличить эксплуатационный срок годности отдельных элементов гусеничной системы, а также всей ходовой части в целом:

  • Постоянный контроль и поддержание чистоты в перерывах между эксплуатацией.
  • Стараться как можно меньше использовать для передвижения задний ход.
  • Техника должна работать. Если длительное время отсутствует подобная возможность, то рекомендуется периодически делать небольшие обкатки.
  • Надежность болтового крепежа желательно проверять после каждого использования спецтехники.

Кроме того, каждые 500 отработанных часов рекомендуется делать более серьезное обследование и заменять те элементы, которые наиболее подвержены износу.

Что делать, если ходовая часть гусеничной специализированной техники неисправна

Простой техники из-за неисправности ходовой части, не важно, гусеничного или колесного типа, — не допустим для владельца. Это прямым образом сказывается на уровне его доходов, поэтому крайне важно быстро организовать ремонтно-восстановительные работы. Что для этого необходимо:

  • Найти хороших специалистов, которые разбираются в подобных системах и готовы быстро и с гарантией восстановить работоспособность ходовой части спецтехники.
  • Обеспечить мастеров качественными запчастями.

Вторую проблему решить очень легко, если обратиться в компанию Trade-Service, которая предоставляет своим клиентам следующие преимущества:

  • Наличие максимально возможного ассортимента запчастей для восстановления работоспособности гусеничной ходовой части любой современной спецтехники.
  • Качественная, оригинальная продукция.
  • Аргументированная, выгодная для наших клиентов стоимость запчастей.
  • Оперативность доставки и квалифицированная помощь собственных специалистов.

Хотите, чтобы ваша спецтехника максимально быстро вернулась к возможности решать поставленные задачи? Хотите получить гарантии надежности и долговечности? Провести все запланированные работы, не накладно для своего бюджета? Тогда обращайтесь в специализированную компанию Trade-Service!

Авто © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.