Меню

Устройство подвески автомобиля зил 130

Подвеска автомобиля ЗИЛ-130

Передняя подвеска ( рис. 44) состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов ( рис. 45).

Задняя подвеска ( рис. 46) состоит из двух основных и двух дополнительных листовых рессор.

На автомобиле установлены передние и задние рессоры из Т-образного профиля, повышающие долговечность рессор.

Уход заключается в смазке рессорных пальцев, проверке крепления рессор, амортизаторов.

Затягивать стремянки надо в следующем порядке: сначала равномерно затянуть обе передние гайки (если смотреть по ходу движения автомобиля), а затем обе задние. Момент затяжки должен быть 25-32 кгс-м (250-320 Н-м). Следует также проверять затяжку гаек стремянок крепления ушков передних и задних рессор. Затяжку нужно производить до сжатия пружинных шайб. После того как пружинная шайба полностью сжата, дальнейшая подтяжка не рекомендуется.

При износе накладки скользящего конца коренного листа рессоры рекомендуется накладку снять и дальнейшую эксплуатацию автомобиля проводить без нее.

Сухари 20 ( рис. 44) и 9 ( рис. 46) скользящего конца передних и задних рессор выполнены симметричными. Если сухарь В зоне контакта с накладкой коренного листа изношен более чем на половину толщины стенки, то его следует переставить так, чтобы накладка коренного листа опиралась на неизношенную часть сухаря.

В амортизатор надо заливать амортизаторную жидкость в соответствии с таблицей смазки.

Смена жидкости производится при снятом с автомобиля амортизаторе. Перед заливкой амортизатор надо поставить вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем. Подготовить 0,41 л жидкости и заполнить рабочий цилиндр доверху. Оставшуюся жидкость надо слить в резервуар амортизатора. Затем нужно собрать амортизатор в обратной последовательности и установить на автомобиль.

Разбирать и собирать амортизатор следует в мастерских в условиях полной чистоты.

При заливке жидкости надо следить за тем, чтобы в амортизаторы не попали грязь, песок и т. д., которые приводят к быстрому износу деталей и выходу из строя амортизаторов. Разбирать амортизатор без крайней необходимости не следует.

Иллюстрации к разделу

Рис. 45. Амортизатор

1 — кожух; 2 — резервуар; 3 — рабочий цилиндр; 4 — шток; 5 — направляющая штока; 6 — сальник направляющей штока; 7 — обойма сальников; 8 — проушина; 9 — верхний сальник; 10 — гайка резервуара; 11 — войлочный сальник штока; 12 — резиновый сальник штока; 13 — сальник гайки резервуара; 14 — клапан сжатия; 15 — отверстие перепускного клапана; 16 — корпус клапана сжатия; 17 — диск клапана сжатия; 18 — гайка клапана сжатия; 19 — ограничительная тарелка; 20 — стержень клапана сжатия; 21 — гайка клапана отдачи; 22 — поршень; 23 — клапан отдачи; 24-пружина перепускного клапана; 25 — ограничительная тарелка перепускного клапана

Рис. 44. Передняя подвеска

1 — передний кронштейн; 2 — стремянка ушка; 3 — рессора; 4 — фиксатор накладки; 5 — буфер рессоры; 6 — накладка; 7 — амортизатор; 8- буфер; 9-обойма; 10- проставка; 11 — задний кронштейн; 12 — стремянка; 13 — прокладка ушка рессоры; 14 – ушко рессоры; 15 — втулка ушка; 16 — палец рессоры; 17 — масленка; 18 — резиновая втулка; 19 — палец амортизатора; 20 — сухарь; 21 — палец сухаря; 22 — вкладыш; 23 — втулка стяжного болта; 24 — стяжной болт

Рис. 46. Задняя подвеска

1 — передний кронштейн; 2 — кронштейн дополнительной рессоры; 3 — стремянка

4 — накладка; 5 — дополнительная рессора; 6 — промежуточный лист; 7 — основная рессора; 8 — задний кронштейн; 9- сухарь; 10 — палец сухаря; 11 — вкладыш; 12 — втулка стяжного болта; 13 — стяжной болт; 14 — проставка; 15 — подкладка стремянок; 16 — масленка; 17 — палец рессоры; 18 — втулка ушка; 19 — стремянка ушка; 20 — подкладка ушка; 21 — ушко

Устройство ходовой части

Подвеска автомобиля ЗИЛ

В этой статье мы рассмотрим переднюю и заднюю подвеску автомобиля ЗИЛ-130, которая состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов. Задняя подвеска ЗИЛ-130 состоит из двух основных и двух допол­нительных листовых рессор. Передние и задние рессоры состоят из листов Т-образного профиля и установлены на шасси ЗИЛ-130.

Техническое обслуживание подвески ЗИЛ-130 включает в себя смазывание рессорных пальцев и проверку крепления рессор и амортизаторов.

Затяжка стремянок проводиться в следующем порядке:

1) равно­мерно затянуть передние и задние гайки с моментом затяжки 250-320 Н*м.

2) проверить затяжку гаек стремянок крепления ушков передних и задних рессор.

Затяжку нуж­но проводить до того как пружинные шайбы подвески ЗИЛ-130 сожмуться. Перетяжка не желательна.

3) Заливка амортизационной жидкости в амортизатор проводиться согласно карты смазывания. Амортизационная жидкость меняется на снятом амортизаторе.

Для заливки амортизационной жидкости поставьте амортизатор вертикально и закрепите его за нижнюю проушину. Поднимите шток амортизатора в верхнее положение, после чего отверните гайку резервуара. Для заполнения рабочего цилиндра необходимо вынуть шток с поршнем и залить в цилиндр 0,41 л амортизационной жидкости, которая должна полностью его покрыть. Лишнюю жидкость сливаем в резервуар амортизатора. Сборка амортизатора проводиться в обратной последовательности. При заливке жидкости не допускается попадание грязи и песка в амортизатор, так как это может привести к быстрому и преждевременному износу.

Подвеска автомобиля ЗИЛ: а — передняя; б — задняя; 1 и 25 — передние кронштейны; 2, 12, 27 и 35 — стремянки; 3 — передняя рессора; 4 — фиксатор накладки; 5 и 8 — буфера рессоры; 6и 2(9 — накладки; 7 — амортизатор; 9 — обойма; 10 и 33 — проставки; 11 и 32— задние кронштейны; 13и 36— подкладки ушек рессор; 14и 57— ушки рессор; 15 и 38— втулки ушек; 16 и 40— пальцы рессор; 17 и 39 — масленки; 18 — резиновая втулка; 19 — палец амортизатора; 20 и 41 — сухари; 21 и 42 — пальцы сухарей; 22 и 43 — вкладыши; 23 и 44 — втулки стяжных болтов; 24 и 45 — стяжные болты; 26 — кронштейн дополнительной рессоры; 29 — дополнительная рессора; 30 — промежуточный лист; 31 — задняя рессора; 34 — подкладка стремянок.

Передняя и задняя подвеска ЗИЛ-130

Передняя подвеска ЗИЛ-130 (рис. 46) состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов (рис. 47).
Задняя подвеска ЗИЛ-130 (рис. 48) состоит из двух основных и двух допол­нительных листовых рессор.
На шасси автомобиля ЗИЛ-130 установлены передние и задние рессоры из листов Т-образного профиля.
Уход за подвеской ЗИЛ-130 заключается в смазывании рессорных пальцев, проверке крепления рессор и амортизаторов.
Затягивать стремянки надо в следующем порядке: сначала равно­мерно затянуть обе передние (если смотреть по ходу автомобиля) гайки, а затем обе задние. Момент затяжки должен быть равен 250—320 Н • м (25—32 кгс*м). Следует также проверять затяжку гаек стремянок крепления ушков передних и задних рессор. Затяжку нуж­но проводить до сжатия пружинных шайб подвески ЗИЛ-130. После того как пружинные шайбы полностью сожмутся, дальнейшая подтяжка не рекомендуется.

Рис. 46. Передняя подвеска ЗИЛ-130:
1 — передний кронштейн; 2 — стремянка ушка; 3 — рессора; 4 — фиксатор накладки; 5 — буфер рессоры; 6 — накладка; 7 — амортизатор; 8 — буфер; 9 — обойма; 10 — проставка; 11 — задний кронштейн; 12 — стремянки; 13 — подкладка ушка рессоры; 14 — ушко рессоры; 15 — втулка ушка; 16 — палец рессоры; 17 — масленка; 18 — резиновая втулка; 19 — палец амортизатора; 20 — сухарь; 21 — палец сухаря; 22 — вкладыш; 23 — втулка стяжного болта; 24 — стяжной болт.

Читайте также:  Уаз патриот особенности двигателя

Рис. 47. Амортизатор ЗИЛ-130:
1 — кожух; 2 — резервуар; 3 — рабочий цилиндр; 4 — шток; 5 — направляющая штока; 6 — сальник направляющей штока; 7 — обойма сальников; 8 — проушина; 9 — верхний сальник; 10 — гайка резервуара; 11 — войлочный сальник штока; 12 — резиновый сальник штока; 13 — сальник гайки резервуара; 14 — клапан сжатия; 15 — поршень.

При изнашивании накладки скользящего конца коренного листа рессоры рекомендует­ся накладку снять и в дальнейшем эксплуа­тировать автомобиль без нее.
Сухари 20 (см. рис. 46) и 9 (см. рис. 48) скользящего конца передних и задних рессор выполнены симметричными. Если сухарь в зоне контакта с накладкой коренного листа изношен более чем на половину толщины стенки, то его следует переставить так, чтобы он опирался на накладку коренного листа неизношенной частью.

Рис. 48. Задняя подвеска ЗИЛ-130:
1 — передний кронштейн: 2 — кронштейн дополнительной рессоры; 3 — стремянка; 4 — накладка; 5 — дополнительная рессора; 6 — промежу­точный лист; 7 — рессора; 8 — задний кронштейн; 9 — сухарь; 10 — проставка; 11 — подкладка стремянок; 12 — стремянка ушка; 13 — под­кладка ушка; 14 — ушко; 15 — втулка ушка; 16 — палец рессоры; 17 — масленка; 18 — палец сухаря подвески ЗИЛ-130; 19 — вкладыш; 20 — втулка стяжного болта; 21 — стяжной болт.

В амортизатор в подвеске ЗИЛ-130 необходимо заливать амортизаторную жидкость в соответствии с картой смазывания. Менять жидкость надо при снятом с автомобиля амортизаторе. Пе­ред заливкой амортизатор следует поставить вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвер­нуть гайку резервуара и вынуть шток с пор­шнем, подготовить 0,41 л жидкости и запол­нить рабочий цилиндр доверху. Оставшуюся жидкость надо слить в резервуар амортиза­тора. Затем нужно собрать амортизатор в обратной последовательности и установить на автомобиль. Разбирать и собирать амортизатор в случае крайней не­обходимости следует в мастерских в условиях полной чистоты. При заливке жидкости надо следить за тем, чтобы в амортизатор не попали грязь, песок и т. п., которые приводят к быстрому изнаши­ванию деталей и выходу из строя амортизатора.

Устройство подвески автомобиля зил 130

ПОДВЕСКА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Передняя подвеска (рис. 46) состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов (рис. 47).

Задняя подвеска (рис. 48) состоит из двух основных и двух дополнительных листовых рессор.

На автомобиле установлены передние и задние рессоры из листов Т-образного профиля.

Уход за подвеской заключается в смазывании рессорных пальцев, проверке крепления рессор п амортизаторов.

Затягивать стремянки надо в следующем порядке: сначала равномерно затянуть обе передние (если смотреть по ходу автомобиля) гайки, а затем обе задние. Момент затяжки должен быть равен 250— 320 Н • м (25—32 кгс * м). Следует также проверять затяжку гаек стремянок крепления ушков передних и задних рессор. Затяжку нужно проводить до сжатия пружинных шайб. После того как пружинные шайбы полностью сожмутся, дальнейшая подтяжка не рекомендуется.

При изнашивании накладки скользящего конца коренного листа рессоры рекомендуется накладку снять и в дальнейшем эксплуатировать автомобиль без нее.

Сухари 20 (см. рис. 46) и 9 (см. рис. 48) скользящего конца передних и задних рессор выполнены симметричными. Если сухарь в зоне контакта с накладкой коренного листа изношен более чем на половину толщины стенки, то его следует переставить так, чтобы он опирался на накладку коренного листа неизношенной частью.

В амортизатор необходимо заливать амортизаторную жидкость в соответствии с картой смазывания. Менять жидкость надо при снятом с автомобиля амортизаторе. Перед заливкой амортизатор следует поставить вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем, подготовить 0,41 л жидкости и заполнить рабочий цилиндр доверху. Оставшуюся жидкость надо слить в резервуар амортизатора. Затем нужно собрать амортизатор в обратной последовательности и установить на

автомобиль. Разбирать и собирать амортизатор в случае крайней необходимости следует в мастерских в условиях полной чистоты.

При заливке жидкости надо следить за тем, чтобы в амортизатор не попали грязь, песок и т. п., которые приводят к быстрому изнашиванию деталей и выходу из строя амортизатора.

Рис. 46. Передняя подвеска:
1 — передний кронштейн; 2 — стремянка утка; 3 — рессора; 4 — фиксатор накладки; 5 —буфер рессоры; 6—накладка; 7 — амортизатор; 8 — буфер; 9 — обойма: 10 — проставка; 11 — задний кронштейн; 12 — стремянки; 13 — подкладка ушка рессоры; 14 — ушко рессоры; 15 — втулка ушка; 16 — палец рессоры; 17 — масленка; 18—резиновая втулка; 19- палец амортизатора; 20 — сухарь; 21 — палец сухаря; 22 — вкладыш; 23 — втулка стяжного болта; 24 — стяжной болт

Рис. 47. Амортизатор:
1 — кожух; 2 — резервуар; 3 — рабочий цилиндр; 4 — шток; 5 — направляющая штока; 6 — сальник направляющей штока; 7 — обойма сальников; 8 — проушина; 9 — верхний сальник; 10 — гайка резервуара; 11 — войлочный сальник штока; 12 — резиновый сальник штока; 13 —- сальник гайки резервуара; 14 — клапан сжатия; 15 — поршень

Рис. 48. Задняя подвеска:
1- передний кронштейн: 2 — кронштейн дополнительной рессоры; 3 •— стремянка; 4 — накладка; 5 — дополнительная рессора; 6 промежуточный лист; 7— рессора; 8 — задний кронштейн: 9— сухарь; 10— проставка; 11 — подкладка стремянок; 12 — стремянка ушка; 13— подкладка ушка; 14 — ушко; 15 — втулка ушка; 16 —. палец рессоры; 17 — масленка; 18 — палец сухаря; 19 — вкладыш; 20 — втулка стяжного
болта; 21 — стяжной болт

Подвеска автомобиля. Амортизаторы

Передняя подвеска состоит из двух продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с двумя телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А состоит из двух продольных полуэллиптических рессор с дополнительными рессорами.

Рессоры служат для смягчения толчков при наезде на различные неровности дороги. На грузовые автомобили устанавливают листовые рессоры, которые состоят из пакета упругих стальных полос различной длины (рис.61). На передних концах рессор автомобиля ЗИЛ-130 прикреплены съемные подушки, которыми рессоры закреплены к раме с помощью пальцев. Задние концы рессор опираются на съемную подушку и при изменении длины скользят по ней (рис.61).

Рессоры автомобиля ГАЗ-53А закреплены к раме кронштейнами с резиновыми подушками. Концы рессор с подушками зажаты в кронштейнах рамы. Удлинение рессор при их прогибе происходит за счет задних концов, так как передние концы рессор упираются в дополнительные резиновые подушки. Рессоры прикреплены к кожухам ведущих мостов или к оси стремянками. Листы в рессорах автомобиля ГАЗ-53А крепятся и центрируются стяжными болтами, а чтобы не происходило бокового смещения, листы закреплены хомутиками.

У автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ вместо стяжного болта в листах рессор выштампованы продольные выступы и углубления, которые препятствуют смещению листов рессор во время работы.

Рис. 61. Задняя рессора:

1— передний кронштейн рессоры, 2 — кронштейн дополнительной рессоры, 3 — стремянка, 4 —накладка стремянки, 5—дополнительная рессора, 6 — промежуточный лист, 7 — задняя рессора, 8 — задний кронштейн рессоры, 9 — сухарь, 10 — палец сухаря, 11 — вкладыш, 12 — втулка стяжного болта, 13 — стяжной болт, 14 — проставка задней рессоры, 15 — подкладка стрекянок, 16 — масленка, 17 — палец рессоры, 18 — втулка ушка, 19 — стремянка ушка, 20 — подкладка ушка рессоры, 21 — ушко рессоры

Читайте также:  Cdhb двигатель какое масло

Кроме основных задних рессор, на автомобилях ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А установлены дополнительные рессоры (см. рис.61), которые закреплены вместе с основной рессорой стремянками, а концы находятся против полок опорных кронштейнов. В разгруженном автомобиле дополнительные рессоры не работают, а при нагрузке, упираясь концами в кронштейны, несут нагрузку вместе с основными рессорами. В листовой рессоре между ее отдельными листами возникает трение. Чтобы уменьшить величину этого трения, поверхность листов рессор смазывают графитной мазью. Пальцы рессор смазывают смазкой УС-1 только в том случае, если втулки металлические. Резиновые втулки не смазывают.

Задняя подвеска автомобиля КамАЗ балансирная установлена на двух продольных полуэллиптическнх рессорах. Каждая рессора средней частью прикреплена стремянками к опоре оси балансирного устройства. Концы рессор входят в отверстия опор, приваренных к балкам мостов, что дает возможность при прогибе рессор скользить их концом по опорам».

Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму шестью реактивными штангами.

Балансирное устройство состоит из двух осей с кронштейнами и башмаков с запрессованными в них втулками из антифрикционного сплава. Шарниры реактивных штанг самоподжимные, состоящие из шаровых пальцев, внутренних и.наружных вкладышей и поджимающих их пружин. Все сочленения уплотнены самоподжимными сальниками и уплотнительными манжетами, чем предохраняются от попадания грязи.

Толчки, воспринимаемые рессорами, вызывают колебания автомобиля, которые продолжаются некоторое время после наезда колеса, на препятствие. Гашение колебаний осуществляют амортизаторы. На автомобилях применяют жидкостные амортизаторы, работа которых основана на сопротивлении перекачиванию жидкости из одной полости в другую через узкие каналы. Применяемые амортизаторы телескопические, двустороннего действия, оказывающие сопротивление при сжатии и отдаче рессор.

Телескопический амортизатор (рис.62) состоит из цилиндра, штока с поршнем, цилиндрического кожуха (резервуара) и клапанов. В нижней части цилиндра помещены впускной клапан и клапан сжатия с пружиной. В цилиндре находится поршень со штоком. Шток в верхней части имеет проушину, которой соединен а кронштейном рамы. В поршне размещены перепускной клапан и клапан отдачи с пружиной. Сверху цилиндр имеет гайку и сальники

резервуара и штока.

Рис. 62. Телескопический амортизатор:

1, 12 — монтажные кольца, 2 — гайка, 3, 4 — сальники, 5 — перепускной клапан, 6, 15 — отверстия в поршне, 7 — клапан отдачи, 8 — пру­жина клапана отдачи, 9 — впускной клапан, 10 — кла­пан сжатия, 11 — пружина клапана сжатия, 13 — отвер­стие впускного клапана, 14 — поршень, 16 — резервуар, 17 — рабочий цилиндр, 18 — шток поршня, 19 — отверстие слива жидкости в резервуар

При прогибе рессоры происходит сжатие, поршень перемещается вниз и жидкость через перепускной клапан перетекает в полость над поршнем. Так как в полости над поршнем помещен шток, занимающий определенный объем, и вся жидкость поместиться не может, то часть жидкости из полости под поршнем, преодолевая сопротивление пружины, откроет клапан сжатия и перетечет в полость между кожухом и стенкой цилиндра. Сопротивление перетеканию жидкости, создаваемое клапанами и каналами, обеспечивает необходимое сопротивление амортизатора при сжатии.

При отдаче рессоры амортизатор растягивается, и в полости над поршнем создается давление, под действием которого перепускной клапан закрывается и в поршне открывается клапан отдачи. Жидкость через отверстие в поршне и клапан отдачи поступает в полость под поршнем. Кроме того, часть жидкости через впускной клапан поступает из резервуара в ту же полость. Сопротивление перетеканию жидкости при отдаче рессоры больше, чем при сжатии.

Для заполнения амортизатора применяют масло веретенное АУ или смесь из 50% трансформаторного и 50% турбинного масла (ЗИЛ-130) или амортизаторную Жидкость АЖ-12Т (ГАЗ-53А, КамАЗ).

Колеса и шины

Колеса автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А (рис.63) состоят из диска и обода. Колеса автомобиля КамАЗ бездисковые. Обод колес у грузовых автомобилей плоский, имеет два бортовых кольца. Съемное бортовое кольцо неразрезное и закреплено на ободе разрезным замочным кольцом.

На дисках колес выполнены конические отверстия, которыми колесо устанавливают на шпильки. Гайки колес также имеют конус. Совпадением конусов гаек с конусными отверстиями на дисках обеспечивается точная установка колес.

У грузовых автомобилей на заднюю ось с каждой стороны устанавливают по два колеса. Внутренние колеса закреплены на шпильках колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой, а наружные колеса — гайками с конусом. Для предотвращения самоотвертывания гаек при ускорении и торможении автомобиля гайки левой стороны имеют левую резьбу, а гайки правой стороны — правую.

Колеса автомобиля КамАЗ устанавливают на конических поверхностях ступиц колес и крепят прижимами. Для установки колеса на ступице внутренняя поверхность обода имеет конус. Между ободьями сдвоенных задних колес установлено проставочное кольцо. Все шпильки колес автомобиля КамАЗ имеют правую резьбу.

Запасное колесо автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А устанавливают на откидном кронштейне на раме под передней частью грузовой платформы.

На автомобилях КамАЗ запасное колесо устанавливают за кабиной в специальном держателе с устройством для механического подъема и опускания.

Рессоры и амортизаторы не предохраняют автомобиль от мелких толчков, возникающих при наезде на небольшие неровности. Для поглощения небольших толчков и смягчения ударов при наезде на препятствия применяют пневматические шины. Смягчение ударов и поглощение мелких толчков осуществляется за счет сжатого воздуха в шинах и их упругости.Пневматическая шина состоит (рис.63) из покрышки, камеры и ободной ленты. Главной и наиболее сложной частью шины является покрышка, которая защищает камеру от повреждения и обеспечивает хорошее сцепление колеса с дорогой. Основными материалами, идущими на изготовление покрышки, являются резина и специальная ткань (корд) из очень прочных продольных нитей (основы) и разреженных поперечных нитей (утка).

Рис. 63. Колесо с шиной:

1- протектор, 2- подушечный слой, 3- каркас, 4- камера, 5- боковины, 6- стальной сердечник, 7- ободная лента, 8- ободная лента, 9- вентиль, 10- диск колеса, 11- разрезное запорное кольцо, 12- обод колеса.

Покрышка (рис.63) состоит из каркаса, беговой дорожки (протектора), боковой и бортовой частей. Каркас изготовлен из нескольких слоев ткани (корд) с резиновыми прослойками между ними. В покрышках диагонального построения нити корда расположены под углом друг к другу. Вдоль окружности по беговой части проложен протекторный слой из прочной износостойкой резины. Для хорошего зацепления колес с дорогой по поверхности протектора сделаны углубления, образующие протекторный рисунок. Форма рисунка определяется условиями работы автомобиля. Для хороших дорог применяют шины с мелким дорожным рисунком, а для плохих дорог и бездорожья — с крупным направленным рисунком.

При установке колеса, шина которого имеет направленный рисунок протектора, необходимо следить, чтобы стрелка на боковине покрышки соответствовала направлению вращения колеса. Этим достигается лучшее зацепление с дорогой и уменьшение износа покрышки.

Между каркасом и протекторным слоем размещен подушечный слой, состоящий из разреженного корда и эластичной прочной резины. Подушечный слой служит для обеспечения хорошей связи каркаса с протектором.

В бортах каркаса заделаны сердечники, изготовленные из проволочного, тросового кольца и резиновой ткани, образующие крыло. Крыло покрышки не допускает растягивания бортов. По бокам покрышки нанесен слой резины, защищающий каркас от повреждения и попадания влаги

это расположение называется радиальным. При таком расположении нити в смежных слоях не перекрещиваются, нагрузка от внутреннего давления на нити уменьшается по сравнению с обычными шинами вдвое, уменьшается также их нагрев. Для увеличения прочности шин типа Р подушечный слой изготовляют из трех-шести слоев малорастяжимого металлического или вискозного корда, нити которого расположены вдоль окружности.

Читайте также:  Масло для двигателя d4bh старекс

Камера изготовлена в виде кольцевого эластичного резинового рукава. Для наполнения камеры воздухом и удаления его в случае необходимости камера имеет вентиль, который состоит из корпуса, золотника и колпачка.

Корпус вентиля сделан из латуни в виде трубки с фланцем и закреплен к камере при помощи специальных шайбы и гайки.

Золотник — это клапан, пропускающий воздух только внутрь камеры; состоит он из ниппеля, клапана с резиновым кольцом, стержня и пружины. Золотник ввернут внутрь корпуса вентиля и сверху закрыт колпачком. Ободную ленту применяют в основном в шинах грузовых автомобилей, изготовляют ее из резины. Она имеет фигурную форму и служит для защиты камеры от повреждения ободом.

На каждом автомобиле устанавливают шины определенного размера. Размер шин определяется по диаметру профиля, внутреннему диаметру, соответствующему диаметру обода колеса, и внешнему диаметру шины. При маркировке шин вначале обозначается размер профиля, а затем через тире — внутренний диаметр. Эти размеры могут быть даны в дюймах (например, 8,25—20) или в миллиметрах (например, 260—508). Кроме размера шины, на покрышке, поставлено клеймо с указанием завода, выпустившего шину, года и месяца выпуска и номера. Например, ДШ 790079384, где Д — Днепропетровский завод, III — март, 79 — год выпуска и затем номер покрышки. На морозостойких шинах наносится надпись «север», у шин, предназначенных к шиповке — Ш, на покрышках с радиальным расположением корда Р.

Причины, вызывающие преждевременный износ шин.

Подбирая новые шины для установки на автомобиль, необходимо следить, чтобы покрышки имели одинаковый рисунок протектора. Покрышки, бывшие в употреблении, нужно подбирать по рисунку протектора и по степени износа. Износ шин неодинаков, задние шины изнашиваются быстрее, чем передние,-а левые меньше, чем правые. Чтобы износ шин был равномерным, их необходимо периодически, через каждые 5000—6000 км, переставлять согласно схеме на каждый автомобиль.

При конструировании и подборе шин для каждой модели автомобиля установлены нормы давления воздуха в шинах.

Допускается отклонение от норм давления в небольших пределах: для грузовых автомобилей ±0,02 МПа.

Отклонения в сторону уменьшения или увеличения давления больше допустимого сокращают срок службы шин.

Увеличение давления воздуха приводит к перегрузке нитей каркаса и их разрушению, протектор при этом изнашивается неравномерно. Особенно опасно уменьшение давления. Так, например, уменьшение давления на 25% сокращает срок службы шины на 50%. Особенно недопустима езда на спущенных шинах даже на незначительное расстояние, так как может полностью разрушиться покрышка. Перед выездом из гаража и в пути нужно следить за давлением воздуха в шинах. Давление воздуха необходимо проверять только при помощи манометра. Проверка давления «на глаз» не разрешается. Воздух в шины накачивают при помощи стационарной компрессорной установки — компрессора, установленного на автомобиле, или ручного насоса.

На каждом автомобиле шины рассчитаны на определенную нагрузку. Увеличение нагрузки приводит к увеличению прогиба шины, вследствие этого при работе шины происходят перегрев, расслаивание каркаса и отслаивание протектора. Перегруженная шина при наезде на различные предметы легко разрушается. Перегрузка шин может произойти от перевозки груза, превышающего норму нагрузки на автомобиль, неправильного размещения груза в кузове (смещение груза на одну сторону или назад), езды на одной шине при спаренных шинах, использования шин неодинакового диаметра и др. Состояние шин и их монтаж. Эксплуатация покрышек, имеющих пробоины и другие механические повреждения, приводит к попаданию влаги в каркас и его загниванию. Такую покрышку нельзя отремонтировать. Покрышки, имеющие даже незначительные механические повреждения, необходимо сдавать в ремонт.

Собирая шину, необходимо внимательно проверить покрышку изнутри, удалить песок и другие предметы. Покрышка внутри должна быть чистой и сухой. Перед сборкой необходимо покрышку изнутри припудрить тальком. Камеру перед укладкой в покрышку нужно проверить. Обод колеса должен быть ровным, без вмятин, поверхность чистой, без ржавчины и окрашенной.

При вращении колеса возникают большие центробежные силы. Если масса колеса по окружности будет неодинакова, то появляется биение и покрышка постепенно разрушается. На автомобилях ЗИЛ-130 и КамАЗ для балансирования колес имеются грузики, которые можно перемещать по окружности обода.

Мастерство вождения автомобиля, правильный выбор режима работы шин в различных условиях могут значительно увеличить их пробег. Езда с большой скоростью на поворотах и по плохим дорогам, резкое торможение и трогание автомобиля, пробуксовка колес, езда по трамвайным рельсам и вплотную к бровке тротуара вызывают порчу и быстрый износ шины. Во время работы и при постановке автомобиля в гараж нужно избегать наезда на разлитые нефтепродукты, так как они разрушают резину. При постановке автомобиля на стоянку на длительное время шины необходимо разгрузить, устанавливая автомобиль на козлы.

Нормы пробега шин и учет их работы. Срок службы автомобильных шин учитывают по их пробегу. Пробег шин зависит от условий эксплуатации и ухода за ними. Заводами, выпускающими шины, установлены нормы гарантийного пробега в зависимости от их размера. Для большинства диагональных шин грузовых автомобилей норма пробега составляет 50 000 км.

На автотранспортных предприятиях на каждую автомобильную шину заводят карточку, в которой указывают размер, сорт и заводской номер шины, марку и номер автомобиля, за которым закреплены шины, фамилию водителя, дату установки шины на автомобиль и показания спидометра в километрах на день установки. За каждый истекший месяц в карточку записывают пробег шины нарастающим итогом.

Снимая шину с автомобиля, необходимо отметить в карточке дату, показания спидометра, причину снятия и характер повреждения или дефекта. При сдаче покрышки в ремонт необходимо указать дату и куда сдана покрышка. При получении из ремонта нужно отметить в карточке дату приема, вид ремонта и его стоимость. Ремонт мелких повреждений шин производят на автотранспортном предприятии, а восстановление изношенного протектора выполняют на шиноремонтных заводах. Ремонт шин методом наложения нового протектора подразделяется на две группы. К первой группе относятся шины, не имеющие сквозных повреждений

Запасное колесо с шиной должно быть исправным, накачанным воздухом и закрепленным на кронштейне. Запасные камеры пересыпают тальком, сворачивают в рулоны и укладывают в холщовые мешки.

Эксплуатация автомобиля в условиях бездорожья требует применения дополнительных средств повышения проходимости, к которым относятся звеньевые и трактовые цепи противоскольжения, металлические колейные сетки и др. Наиболее распространенным средством являются цепи противоскольжения. Цепи должны быть хорошо натянуты и закреплены. Нельзя ездить с цепями противоскольжения по дорогам с твердым покрытием, так как от этого портятся покрышки и цепи.

Монтаж и демонтаж шин. Перед установкой шины на обод колеса грузового автомобиля в покрышку вкладывают камеру и ободную ленту. Собранную шину надевают на обод колеса, в паз обода вставляют вентиль. Приподняв шину со стороны вентиля, надевают ее противоположную сторону на обод, устанавливают бортовое кольцо, а затем замочное, вдавливают его в канавку до полной посадки. Смонтированные колеса помещают в защитное ограждение и накачивают воздухом до давления 0,06. 0,15 МПа. После этого борт покрышки расправляют ударами деревянного молотка по наружному краю замочного кольца. Борт шины должен полностью сесть на полки обода и кольца, после чего давление доводят до нормы. При демонтаже шины необходимо полностью выпустить воздух из нее, а затем, пользуясь монтажными лопатками, снять замочное и бортовое кольцо.