Меню

Устройство поддерживающее скорость автомобиля

Круиз-контроль (система автоматического поддержания скорости): принцип работы и устранение основных ошибок

Удобство и комфорт при поездке за рулем автомобиля в данный момент выходит на первую роль при покупке легкового авто. Большинство автопроизводителей для многих комплектаций своих моделей предлагает различные системы и возможности, которые упрощают процесс езды, делают его более простым и безопасным. Одним из подобных сервисов является круиз-контроль. Возможность использования данного ассистента особенно важно при поездках на значительные расстояния между городами, поскольку суть опции сводится к поддержанию автомобилем одного и того же режима скорости движения без участия в этом процессе водителя. Конечно же, в условиях городского движения пользоваться системой не так легко, хотя современные технологии дают возможность задействовать круиз-контроль и здесь. А вот на трассе данный сервис оказывается весьма кстати и доставляет комфорт от поездки не только пассажирам, но и водителю.

Принцип работы системы круиз-контроля

В данный момент существует два возможных сервиса: классический, его еще называют пассивный, и адаптивный (активный) круиз-контроль. Систему пассивного круиз-контроля можно отнести к опциям первого поколения, которые в данный момент постепенно начинают уступать более прогрессивным возможностям. Пассивный круиз дает возможность автотранспорту просто поддерживать скоростной режим, независимо от того, какая дорожная обстановка вокруг, с какой скоростью двигаются попутные автомобили и т.д. Данный сервис состоит из клавиш управления, выведенных, как правило, на мультифункциональное рулевое колесо, контроллера и сервопривода, электромагнитных клапанов, а также привода дроссельной заслонки.

«АвтоВАЗ» озвучил изменения на производстве для адаптации будущих Lada под новую платформу CMF-B

Российский офис Chery дал комментарии по поводу пожизненной гарантии на двигатели: нет такого закона

Новыми кроссоверами Honda можно будет управлять без рук. Все благодаря платформе от General Motors

Основной принцип действия классического ассистента состоит в том, что при помощи установленного контроллера, который анализирует фактическую скорость автомобиля и сравнивает ее с заданной, происходит управление клапанами сервопривода, благодаря чему корректируется положение дроссельной заслонки и подается необходимый объем топлива. Именно так и выполняется достижение заданного режима скорости для авто в случае установки на нем пассивного круиз-контроля. Для данного сервиса существуют некоторые ограничения: его невозможно активировать при скорости ниже, чем 40 км/ч, а также он автоматически отключается при нажатии на педаль тормоза.

Сущность установленного адаптивного круиз-контроля значительно более широка. Данная система позволяет не только поддерживать соответствующий скоростной режим. Она способна оценить ситуацию на дороге, измерить скорость движения попутного автотранспорта и исходя из всех вышеперечисленных факторов поддерживать наиболее подходящий скоростной режим машины. Суть работы данного сервиса состоит в измерении скорости автомобиля, движущегося впереди, с помощью установленных видеокамер. Получив результаты движения автотранспорта, система адаптивного круиз-контроля самостоятельно подбирает необходимый скоростной режим. Второй вариант работы функции – ориентирование на разметку в занимаемой полосе, исходя из которой сервис направляет автомобиль в рамки одной полосы, при этом не корректируя его скорость. Такой вариант идеально подходит для незагруженной трассы.

В целом, адаптивный круиз-контроль работает в скоростном режиме от 30 до 200 км/ч и способен сигнализировать водителю о необходимости выполнить перестроение либо нажать на педаль тормоза. Наиболее «умная» система способна сама сбросить скорость, вплоть до полной остановки автомобиля, а затем возобновить его движение. Чаще всего она построена на определении скорости попутных автомобилей при помощи встроенных лазеров либо радаров. Недостатками можно назвать дороговизну радарных систем, а также неспособность полноценно работать лазерные датчики в условиях плохой видимости на дороге, загрязненности других машин и т.д.

Порядок применения системы и основные ошибки

Как правило, система круиз-контроля применяется на загородных трассах, где необходимо достаточно долгое время удерживать один и тот же скоростной режим. Не рекомендуется использовать сервис на дорогах, содержащих массу спусков и подъемов, поскольку автомобилю будет сложно постоянно корректировать мощность работы двигателя. Кроме того, нежелательно пользоваться данным опционалом на обледеневших и мокрых дорогах, в условиях плохой видимости и при прочих сложных ситуациях, поскольку это может привести к созданию аварийной ситуации. Сам механизм управления системой, чаще всего, располагается на рулевом колесе и представлен кнопкой включения/выключения, клавишей настройки скоростных показателей автомобиля и их постепенного увеличения либо уменьшения. Кроме того, деактивация работы данного ассистента выполняется при помощи нажатия на педаль тормоза.

Как проверить работоспособность системы и что означают коды ошибок

Если работа ассистента происходит с ошибками и сбоями, что наводит на мысль о ее выходе из строя, то водитель всегда может проверить его корректность и понять, что именно стало причиной поломки. Процесс испытания круиз-контроля выглядит следующим образом:

  • необходимо включить зажигание автомобиля;
  • активировать систему, нажатием кнопки включения;
  • зажать на 3-5 секунд клавишу Resume;
  • после этого, на экране бортового компьютера высветится код ошибки, из-за которой происходит сбой в работе системы.

Если же на дисплее никакие коды не высветились, то можно попробовать перезапустить сам круиз-контроль. Для этого понадобится с включенной системой набрать скорость в 16 км/ч, а затем отключить ассистента.

В случае, когда система выдала соответствующий код ошибки, водитель самостоятельно может понять в чем причина и попробовать устранить образовавшуюся проблему. Как правило, основные коды отказа круиз-контроля выглядят так:

  • код 01 – означает, что существует проблема с проводами, которые соединяют блок управления круиз-контролем с самой системой;
  • код 05 – нужно убедиться в том, что предохранитель системы в рабочем состоянии либо перепроверить провода, подходящие к блоку предохранителей;
  • код 07 – необходимо проверить насколько корректно работает датчик нажатия педали тормоза.
Читайте также:  Тест драйв авто hyundai

В целом, система круиз-контроля, а в особенности, адаптивного, достаточно популярна и активно применяется большинством компаний-автопроизводителей. Она позволяет получить комфорт от поездки не только пассажирам, но и водителю, а также способна предупредить ДТП, заблаговременно снизив скорость транспортного средства и предупредив об опасном сближении с впереди идущим автомобилем. Автор: Константин Старченко

Круиз-контроль

Система круиз-контроля (другое название «автодрайв» или «автоспид») — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для постоянного поддержания скорости автомобилем на определенном участке дороги. Хотя у некоторых автовладельцев возникают сложности с ее эксплуатацией, на самом деле настраивать это устройство не составляет сложностей.

Ее можно включить и настроить с помощью кнопок на руле или переключателей рулевой колонки (зависит от модели и марки машины). Что же касается неисправностей и проверок, то диагностика проводится с помощью электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. Также проверке подвергаются механические части комплекса. Далее мы приведем для вас полную информацию о назначении, преимуществах, настройках, диагностике Cruise Control System, а также другие полезные сведения.

Что такое круиз-контроль в автомобиле

Название круиз-контроль (сокращенно КК) происходит от английского выражения Cruise Control, которое означает постоянный контроль за скоростью движения. То есть, устройство предназначена для того, чтобы поддерживать постоянную скорость при движении автомобиля на дороге. Как правило, ее используют в длительных поездках. Ведь опытные водители знают, как тяжело долго держать ногу на педали акселератора. Cruise Control System устанавливают на автомобили как с автоматической, так и с механической коробкой передач.

Однако к функциям системы, кроме основного назначения, относится еще и экономия топлива. Ведь человек в процессе езды невольно то ускоряет авто, то замедляет его, постоянно ориентируясь на спидометр. Из-за этого расход топлива неравномерен. По статистике, расход топлива на трассе с включенным круиз-контролем уменьшается на 4-7% (по некоторым данным даже на 12%). Постоянная скорость также благоприятно сказывается на износе деталей и использовании расходных материалов. По подсчетам экспертов, затраты уменьшаются приблизительно на 1,5%.

Также современные Cruise Control System выполняют ряд дополнительных задач. В частности, они сканируют пространство перед автомобилем во время движения, и предупреждают водителя о возможной опасности. Нижний предел работы систем может быть разным, но обычно он находится в пределах от 30 до 50 км/ч. Верхний предел также может быть различным. Как правило, это 200. 220 км/ч.

Как работает круиз-контроль

Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда авто двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает Cruise Control, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.

Схема работы электронного круиз-контроля

Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.

Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.

Если Cruise Control установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.

Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный Cruise Control, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.

Типы круиз-контролей

Существует два основных вида круиз-контроля — пассивный (PCC) и адаптивный (ACC). Первый тип — это классическая система, используемая на машинах с механической и автоматической коробками передач уже более 40 лет. Она включается посредством кнопок или рычажков на руле и просто поддерживает постоянную скорость движения.

Однако гораздо интереснее адаптивный круиз-контроль. Что это такое? Это комплекс, которая не только поддерживает постоянную скорость движения, но и регулирует ее в зависимости от возникающих на дороге помех (едущего впереди транспортного средства, препятствия и так далее). Для этого она постоянно измеряет расстояние до едущего впереди транспорта (как правило, на расстоянии до 200 метров).

По принципу действия адаптивные круиз-контроли делятся на два типа — лазерные и радарные. Как понятно из названия, первые используют для своей работы лазерный луч, вторые — радиоволны. Лазерные системы стоят значительно дешевле, однако имеют существенные недостатки, из-за которых и не нашли широкого распространения. В частности. лазер плохо работает в пасмурную и туманную погоду, а также плохо различают грязные машины. Радарные, в свою очередь, лишены этих недостатков, поэтому их устанавливают на дорогие машины (бизнес и люкс класса).

Читайте также:  Жидкость для дым машин глицерин

Радиолокационный датчик АСС устанавливается за радиаторной решеткой и постоянно посылает сигналы, фиксируя расстояние до ближайшей впереди машины. Если она замедляется или между вашей и другой машиной появляется третий объект, то датчик посылает сигнал Cruise Control System о том, что необходимо снизить скорость. В данном случае используется не только двигатель, но и тормозная система автомобиля. Если дорога вновь очиститься, то скорость будет восстановлена. На Toyota и Lexus аналогичный датчик использует комплекс предаварийной безопасности. Об этом вы можете почитать в другом материале.

Ошибка системы PCS

Система предаварийной безопасности (PCS) отвечает за избежание столкновения и в случае выхода из строя датчиков или блока управления видает ошибку check pcs на панели приборов дабы предупредить водителя
Подробнее

Расстояние, на котором работает система — 200 метров, а диапазон скоростей 40. 210 км/ч (эти значения могут немного отличаться у разных автомобилей). Устройство может полностью остановить авто в пробке, и начать движение в течение первых трех секунд, когда дорога впереди освободится.

Кроме этого, АСС имеет ряд дополнительных функций. Например, с его помощью можно изменять скорость движения автомобиля. Это делается, пошагово увеличивая или снижая скорость на 1. 2 км/ч (в зависимости от модели машины). При этом комплексу на важно, насколько авто загружено или по насколько крутому склону вы подымаетесь. Также адаптивный контроль в случае опасности или вероятности возникновения аварийной ситуации извещает об этом водителя при помощи визуальных или звуковых сигналов (иногда того и другого).

Название автомобильной марки Название АСС
Toyota Radar Cruise Control
Mitsubishi Preview Distance Control
Mercedes-Benz Distronic (Distronic Plus)
BMW Active Cruise Control
VAG (Volkswagen, Audi) Adaptive Cruise Control
Honda Adaptive Cruise Control

Адаптивный Cruise Control всегда работает в паре с двумя системами безопасности автомобиля — ABS (антиблокировочной) и ESP (электронный контроль устойчивости) при их наличии. Если хотя бы одна из них не будет работать, то ACC не включится.

Как пользоваться круиз-контролем

Прежде чем мы перейдем к вопросу об использовании этой системы, необходимо определиться с том, где находится круиз-контроль. Как правило, на большинстве авто, оборудованных функцией контроля движения, кнопки управления находятся на мультируле. В более редких случаях управление ею ведется с помощью подрулевых переключателей. Примеры расположения вы можете посмотреть на приведенных здесь фотографиях.

Варианты расположения органов управления круиз-контролем

Многих владельцев подержанных (и не только) автомобилей волнует вопрос — как включить круиз-контроль? В этом нет ничего сложного, однако необходимо понимать, что на различных моделях машин некоторые нюансы могут отличаться. В целом же, алгоритм действий будет следующим:

Значок КК на приборной панели

  • необходимо разогнаться на машине до той скорости, на которой вы планируете продолжить движение (учтите, что для большинства Cruise Control System минимальная скорость работы составляет 40 км/ч);
  • активировать “круиз” путем нажатия на кнопку с изображением тахометра и стрелки или с надписью ON (в результате на приборной доске засветится аналогичное изображение, светящееся белым цветом);
  • ввести в действие систему путем нажатия кнопки или рычажка с надписью “SET/—” (на некоторых автомобилях название может незначительно отличаться, например, просто “SET”);
  • после этого машина перейдет в режим Cruise Control, а упомянутый значок на приборной панели засветится зеленым цветом;
  • если вы захотите увеличить или уменьшить скорость, воспользуйтесь, соответственно кнопками с изображениями “+” и “—”, при этом скорость будет изменяться пошагово на некоторое количество км/ч (обычно на 1. 2 км/ч, зависит от авто).

В некоторых машинах заложены более гибкие возможности. Достоверную информацию о том, как включить круиз-контроль и пользоваться им в дороге, вы сможете найти в мануале вашего авто.

Как пользоваться круиз-контролем

Управление круиз-контролем на Тойота Королла

Как отключить круиз-контроль, зависит от его типа. Для одних достаточно в процессе езды нажать на педаль тормоза. Это будет сигналом к отключению, и машина перейдет в обычный режим под полным ручным управлением. В других случаях (особенно это касается ACC), отключить Cruise Control также можно нажатием педали газа. В третьих для отключения необходимо воспользоваться предназначенной для этого кнопкой или рычажком. Подробную информацию об этом вы найдете в мануале.

Круиз-контроль отключается автоматически в случаях, если значение ускорения автомобиля превышает 1,5 м/с² (или резком увеличении скорости на 5,4 км/ч). Также он отключается в случае, если на машине с автоматической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение (обозначается буквой N).

Марка Модели с установленным КК (как по умолчанию, так и в дополнение)
Киа Рио, Сид, Спортейдж, Соренто, Оптима, Церато, Соул
Форд Фокус, Куга, Мондео, Транзит, Фиеста, Куга, Галакси, Эскейп, S MAX, Экоспорт
Хендай Крета, Солярис, Элантра, IX35, Гретта, Туссан, Санта Фе, Старекс, Соната
Тойота Королла, Камри, РАВ 4, Авенсис, Аурис, Прадо, Версо, Филдер
Рено Меган, Дастер, Сценик, Логан, Флюенс, Сандеро, Лагуна, Каптур, Степвей, Кангу
Лада Веста, Гранта, Х Рей, Калина
Опель Астра, Зафира, Вектра, Омега, Антара, Корса, Виваро, Мокка
Ниссан Кашкай, Х Трейл, Пример, Альмера, Тиида, Террано, Теана, Ноут, Жук, Мурано, Патфайндер, Серена
Пежо 307, 308, 408, Боксер, 406, 3008, Партнер, 407, 207
Мазда 3, 5, 6, СХ 5, СХ 7, 626, МПВ
Шкода Октавия, А7, А5, Фабия, Октавия Тур, Рапид, Суперб, Етти
Читайте также:  Масло мотора м43 бмв

Как проверить круиз-контроль

Что же делать, если не включается круиз-контроль? Или он включается, но машина не поддерживает заданную скорость в нормальном режиме? Для проверки существуют методы проверки, о которых далее.

Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику системы. Для этого нужен ноутбук с диагностическим кабелем и соответствующим программным обеспечением. В большинстве случаев это самый простой и эффективный способ проверки. Компьютер покажет вам коды ошибок при их наличии. Их расшифровку вы найдете в дополнительной литературе.

Что касается механической диагностики круиз-контроля, то рекомендуется проверить:

Тросы управления КК

  • целостность предохранителя, отвечающего за работу системы (находится или в стандартном блоке предохранителей или под капотом в коробочке с надписью FUSE BOX);
  • приходит ли вакуум при заведенном двигателе на вакуумник (если система имеет его, как правило, для этого используется тонкая трубка);
  • герметичность трубки, идущей от вакуумника на педаль тормоза (нужна для отключения круиз-контроля при нажатии на педаль тормоза, сбрасывает вакуум), это можно сделать путем ее отсоединения и выкачивания воздуха, если диафрагма не держит, значит вакуум уходит;
  • целостность проводов, идущих к кнопкам или рычагу управления КК (прозвонить их и осмотреть визуально);
  • контакты на органах управления (кнопках или рычагах, выполните их профилактический осмотр — чистку и смазывание);
  • исправность концевого выключателя на педали тормоза;
  • исправность вакуумного насоса.

В некоторых машинах возможна самодиагностика системы. Например, такую возможность дает круиз-контроль автомобилей Nissan Primera, Mazda Tribute, SsangYong Korando, Honda CR-V и прочие. В качестве примера приведем алгоритм действий для проверки на кроссовере “Хонды”:

  • включить зажигание автомобиля;
  • активировать Cruise Control нажатием кнопки ON;
  • если индикаторная лампочка на приборной доске засветилась — продолжаем дальнейшие действия, в противном случае лампочку необходимо заменить;
  • нажать на кнопку Resume Accel на время 3 секунды;
  • если поломок нет, то упомянутая выше лампочка индикатора должна включиться на 3 секунды, после чего погаснуть на 2 секунды;
  • в случае, если в системе есть ошибки, то индикатор будет выдавать световые коды ошибок, о которых мы поговорим далее;
  • чтобы сбросить режим самодиагностики, необходимо разогнаться на машине до скорости в 16 км/ч, либо просто отключить Cruise Control System путем нажатия на кнопку OFF.

Перед тем как перейти к описанию кодов, необходимо разобраться, как их считывать. Информацию дает мигающий индикатор включенной системы круиз-контроля. Между кодами существует длительная пауза, когда он не мигает. Если индикатор сообщает двузначный код, то между его цифрами существует короткая пауза, а количество коротких миганий соответствует передаваемой цифре.

Например, код 15 будет отображаться следующим образом: длинная вспышка, короткая пауза, пять коротких вспышек. Далее перейдем к описанию характерных ошибок, о которых вам может сообщить самодиагностика круиз-контроля автомобиля Honda CR-V:

  • Ошибка 01. Проблемы с проводкой, ведущей к актуатору, выключателю стоп-сигналов или датчика нажатия тормоза круиз-контроля. В первую очередь проверьте актуатор.
  • Ошибка 05. Проблемы с предохранителем круиз-контроля Stop или проводкой между предохранителем и системой КК.
  • Ошибка 07. Неисправен датчик нажатия тормоза или выключателя стоп-сигнала.
  • Ошибка 11. Проблемы с переключателем Cruise Control.
  • Ошибка 12. Аналогично
  • Ошибка 15. Проблемы с центральным блоком КК.
  • Ошибка 21. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 21 высвечивается, нажмите кнопку Resume Accel.
  • Ошибка 22. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 22 высвечивается, проверьте переключатели КК.
  • Ошибка 31. Нажмите педаль тормоза. Если код 31 высвечивается, проверьте датчик нажатия тормоза КК и выключатель стоп-сигналов.
  • Ошибка 35 (для машины с АКПП). Включите зажигание. Переключите селектор в положение P или N. Если код 35 высвечивается, проверьте переключатель в селекторе передач.
  • Ошибка 35 (для машины с МКПП). Включите зажигание. Нажмите педаль сцепления. Переключите трансмиссию в нейтральное положение. Если код 35 высвечивается, проверьте датчик нажатия педали сцепления или датчик нейтральной передачи.
  • Ошибка 37. Двигайтесь на автомобиле со скоростью 40 км/час или более. Если код 37 высвечивается, проверьте датчик скорости и его цепи.

В любом случае самую подробную информацию о диагностике и настройке круиза вашего авто вы найдете в мануале. Cruise Control System на разных машинах отличаются, поэтому невозможно дать универсальных рекомендаций по эксплуатации и проверке.

Итоги

Система КК в продаже

Круиз-контроль — удобная система, которая значительно облегчает вождение автомобиля на трассе. Если в штатной комплектации вашего автомобиля нет КК, то советуем купить и установить его дополнительно, особенно, если вы часто ездите по загородным трассам. Когда в комплектации автомобиля круиз отсутствовал, то после дополнительное его установки обязательно потребуется программная активация, а автомобилях VAG группы существует вася диагност, а вот на других иное программное обеспечение.

После установки не потеряйте инструкцию. По возможности храните ее в бардачке вашего автомобиля, чтобы в случае возникновения неисправности вы смогли прочитать необходимую информацию для ее устранения. Использовать систему следует аккуратно, и лишь на загородных трассах. Также не пользуйтесь Cruise Control в условиях плохой видимости, на мокрой, обледенелой дороге и ночью.