Меню

Устройство грузовых автомобилей диплом

Дипломная работа по устройству автомобиля

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Зауральский агропромышленный колледж

Выпускная квалификационная работа

Виды и классификация коробки передач из семейства ВАЗ

допущена к защите

ПЦК спец. дисциплин

« 17 » декабря 2018 г.

Низамова Гузалия Байраковна

обучающийся 3-тех. группы

ППКРС 23.01.03 Автомеханик

Руководитель: Карачурин В.З.

« 20 » июня 2019 г.

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Зауральский агропромышленный колледж»

ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

Низамова Гузалия Байраковна

Виды и классификация коробки

передач из семейства ВАЗ

Утверждена приказом по ГБПОУ «ЗАПК» от « 17 » декабря 2018г. № 1

, преподаватель спец. дисциплин, ГБПОУ ЗАПК

(Фамилия И.О., должность, место работы)

Срок представления ВКР к защите « 13 » июня 2019 г.

Срок защиты ВКР « 20 » июня 2019 г.

Руководителя выпускной квалификационной работы

Тема ВКР Виды и классификация коробки передач из семейства ВАЗ

Обучающийся Низамова Гузалия Байраковна

при выполнении дипломной работы проявил себя следующим образом:

1. Оценка умения точно ставить цели и ставить задачи_____________________________________________________________

2. Оценка умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и обобщать информацию ________________________________________________________

3. Оценка умения самостоятельно решать профессиональные проблемы (ситуации)

4. Оценка умения применять полученные знания, умения, навыки в профессиональной деятельности _________________________________________________________________

5. Оценка умения анализировать полученный результат относительно поставленной задачи ________________________________________________________________

6. Рекомендации ____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Заключение ___________________________________________________________________

Подпись руководителя ___________________Дата «___»____________ 2019г.

1 Состояние вопроса

1.1 Назначение коробки передач и предъявляемые к ней требования

1.2 Классификация коробок передач

1.3 Обзор известных конструкций коробок передач

1.4 Обоснование и описание выбранного варианта коробки передач

2 Конструкторская часть

2.1 Выбор компоновочной схемы коробки передач

2.2 Расчёт деталей коробки передач

2.3 Выбор материала деталей коробки передач

2.4 Расчёт зубчатой передачи второй ступени коробки передач

3 Промышленная безопасность и экология

3.1 Влияние изменений в коробке передач на комфорт и экологическую безопасность автомобиля

3.2 Требования безопасности, предъявляемые к оборудованию

Современный мир нельзя представить без легкового автомобиля, который давно стал средством передвижения и инструментом для обеспечения бюджетом семьи. Автомобиль сильно изменил с момента своего появления жизнь человека, создавая ее более динамичной. Вместе с тем, автомобиль привнес в окружающий нас мир и природу негативные последствия, связанные с ухудшением экологической обстановки. Но, автомобиль в наши дни это не просто транспортное средство, помогающее человеку совершить перемещение из точки А в точку В, но и работа, отдых развлечение, дом и ещё многое другое. И в этой связи потребитель становится всё более требовательным к предлагаемому ему автомобилю, что служит существенному ужесточению конкуренции на современном рынке автомобилестроения.

Поэтому, для обеспечения конкурентоспособности производимых автомобилей, встаёт вопрос о повышении эффективности их использования и экономичности в эксплуатации. Для этого проводятся постоянные работы по совершенствованию конструкции и улучшению характеристик автомобиля, в том числе и трансмиссии. Одним из направлений такой работы является поиск оптимального ряда передаточных чисел агрегатов трансмиссии, позволяющие добиться повышения показателей динамики, а при необходимости снижения потребления топлива и уменьшения токсичности выхлопов.

Целью данного дипломного проекта является изучение видов и классификаций коробок передач семейства ВАЗ.

Назначение коробки передач и предъявляемые к ней требования

Механическая коробка передач (МКП) предназначена для преобразования крутящего момента и скорости вращения, развиваемых двигателем, с целью получения различных тяговых усилии и скоростей вращения на ведущих колесах, что необходимо при трогании с места и разгоне автомобиля, при движении в различных дорожных условиях и при маневрировании автомобиля с возможно малой скоростью. Кроме того, коробка передач должна обеспечивать возможность движения задним ходом и отсоединения работающего двигателя от трансмиссии автомобиля. Необходимость преобразования крутящего момента определяется характером изменения крутящего момента двигателя внутреннего сгорания. Для этого устанавливают коробку передач, изменяя передаточное число в которой можно получить изменение крутящего момента в нужном диапазоне.

К коробкам передач автомобилей предъявляют следующие требования:

1) обеспечение необходимых динамических и экономических качеств;

2) наличие нейтрального положения для возможности длительного отсоединения двигателя от силовой передачи;

3) простота и удобство управления;

4) бесшумность работы;

5) высокий коэффициент полезного действия (КПД);

6) высокая надежность и простое техническое обслуживание;

7) несложная конструкции и малозатратное изготовление, а также минимальные веси габаритные размеры.

Кроме того, коробка передач должна обеспечивать возможность запуска двигателя путем буксировки автомобиля и торможения двигателем без выключения передачи. В ряде случаев должна обеспечиваться возможность отбора мощности.

Необходимые динамические и экономические качества коробки передач определяются количеством передач и значениями передаточных чисел. Так применение ускоряющей передачи с передаточным отношением 0,65—0,8, использующейся при движении по дорогам с хорошим покрытием, снижает число оборотов вала двигателя на 1 км пути, что способствует уменьшению его износа и снижает расход топлива.

Передаточное число заднего хода должно обеспечивать, наряду с

обеспечением возможности маневрирования с минимальной скоростью,

создавать на ведущих колесах высокое тяговое усилие, которое бы в

экстремальных условиях обеспечило возможность преодоления повышенных

Возможность длительного отсоединения двигателя от трансмиссии без

выключения сцепления в механических ступенчатых коробках передач

обеспечивается легко, что объясняет достаточно высокую популярность МКП.

В гидромеханической трансмиссии (ГМП) из-за действия

гидротрансформатора водитель при включенной коробке удерживает

автомобиль тормозами, т.к. не обеспечивается полное отсоединение двигателя от ведущих колес.

Бесшумность работы коробки передач обеспечивается применением

косозубых шестерен постоянного зацепления, а включение передач

синхронизаторами исключает скрежет зубьев шестерен.

Шестеренчатая коробка передач имеет достаточно высокий КПД,

составляющий при передаче полной мощности  0,95…0,98, что выше КПД планетарных коробок передач с гидротрансформатором, у которых он опускается до  0,85…0,90.

Автомобильная МКП должны надежно работать в широком диапазоне температур окружающей среды. Их проверят на работоспособность в условиях от минус 60° до плюс 40°. При этом считается, пробег 100-200 тысяч километров без капитального ремонта, вполне достижим без особых вмешательств. Установка синхронизаторов позволяет избежать износа зубьев основных шестерен. Однако отмечается повышенный износ конусных колец и зубьев подвижной муфты синхронизатора.

Многолетняя практика производства легковых автомобилей показала, что МКП, в силу своей простоты конструкции и низкой себестоимостью изготовления завоевала большую популярность, что определило достаточно большие программы ее производства.

1. 2 Классификация коробок передач

Коробка передач является важным узлом в устройстве автомобиля и предназначена для передачи мощности двигателя к ведущим колесам. В процессе передачи мощности, в виде крутящего момента, происходит его трансформация, изменение направления и т.д. Второе предназначение коробки передач – отключение крутящего момента от трансмиссии, исключение – механическая коробка.

Различают основные виды коробок передач:

• Механическая коробка (МКПП)

• Автоматическая коробка (АКПП)

• Роботизированная коробка (РКПП)

• Вариативная коробка (Вариатор)

По наличию ступеней коробки передач исполняются трех типов: бесступенчатые, вид которых приведен на рисунках 1.1 и 1.2, ступенчатые, изображенные рисунком 1.3, и комбинированные, вид которых приведен на рисунке 1.4. В качестве бесступенчатых передач чаще всего используются вариаторы: клиноременный, изображенный на рисунке 1.1 и торовый, представленный рисунком 1.2.

Читайте также:  Чем отремонтировать пластиковую панель автомобиля

Рисунок 1.1 — Клиноременный вариатор

По способу преобразования крутящего момента коробки передач применяют следующих типов:

1) механические – шестеренчатые, представленные рисунком 1.3, и фрикционные, представленные рисунками 1.1 и 1.2;

2) гидравлические — гидрообъемные и гидродинамические;

3) гидромеханические — сокращенно ГМП, вариант которой показан п на рисунке 1.4. Из механических КП на легковых автомобилях устанавливают ступенчатые, шестеренные, приведенные на рисунке 1.3 и бесступенчатые в виде клиноременного вариатора, изображенные на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 — Схема торового вариатора

Гидромеханическая трансмиссия, приведенная на рисунке 1.4, включают гидродинамический трансформатор (ГДТ) и механическую ступенчатую коробку передач (МКП), в которых бесступенчатое изменение передаточного числа формирует ГДТ. При автоматическом управлении такие коробки передач сокращенно называют АКП.

Рисунок 1.3 — Схема механической коробки передач

В чистом виде гидродинамические передачи получили небольшое применение, вследствие ограниченности максимального коэффициента трансформации.

Рисунок 1.4 — Гидромеханичекая КП

Значительно большее распространение имеют ГМП, поскольку ГДТ обеспечивает хороший разгон автомобиля. Преимуществами таких коробок передач являются: легкое управление и малая скорость движения, невозможность заглушить двигатель при перегрузках, плавность и быстрота разгона.

К недостатками следует отнести сложность конструкции и обслуживания и низкий КПД ГДТ. Так как в легковых автомобилях при применении гидротрансформатора увеличивали мощность двигателя, то практически это позволяло обходиться без гидротрансформатора на всех режимах, кроме разгона. Облегчение управления и уменьшение ударных нагрузок при установке гидромеханической коробки передач в ряде случаев может оказаться решающим, например, для автомобилей высокой проходимости и для грузовых автомобилей большой грузоподъемности. По числу валов МКП автомобилей исполняются трехвальными, соосными, которые приведены на рисунке 1.5, и двухвальными с параллельным расположением валов, приведенные на рисунке 1.3. При этом трехвальные КП в основном применяются на автомобилях классической компоновки, а двухвальные КП применяют на легковых автомобилях с передним приводом и на заднемоторных автомобилях с ведущими задними колесами. При этом двигатели могут располагаться как поперечно, так и продольно.

1 – первичный вал-шестерня; 2 – вторичный вал; 3 –промежуточный вал

Рисунок 1.5 — Схема трехвальной ступенчатой КП

Обзор конструкции механических коробок передач

Механические, ступенчатые коробки передач имеют еще весьма большое применение на легковых автомобилях, в том числе и с переднеприводной компоновкой. По числу ступеней такие КП могут быть четырех-, пяти- и многоступенчатые. При этом пяти- и шестиступенчатые КП спроектированы как на базе четырехступенчатой, у которой высшей передачей является четвертая, так и самостоятельно. В таких КП высшей передачей, при движении на которой достигается максимальная скорость, могут быть пятая или шестая передачи. Для получения шести и более передач или ставят дополнительный редуктор с двумя передачами, позволяющий в комбинации с основной коробкой передач иметь удвоенное количество передач, либо добавлять еще передачи, увеличивая тем самым общий диапазон передаточных чисел КП.

По положению осей механические шестеренные коробки передач разделяют на три основные типа: с подвижными осями шестерен или планетарные, один ряд которого приведен на рисунке 1.6, и с неподвижными осями шестерен, представленные рисунками 1.3 и 1.5, а так же комбинированные.

Рисунок 1.6 — Планетарный ряд, как элемент планетарной АКП

Рисунок 1.7 — Гидромеханическая коробка передач с автоматическим управлением

Наличие в планетарных коробках передач фрикционных элементов, обеспечивающих плавное и безударное переключение, упрощает управление, вследствие чего в гидромеханических коробках передач для механической части, имеющей обычно 3—4 передачи, планетарные схемы используются весьма часто в АКП, общий вид которой приведен на рисунке 1.7.

В МКП с неподвижными осями шестерен переключение осуществляют подвижными шестернями в передаче заднего хода и зубчатыми муфтами или синхронизаторами для включения передач движения вперед. В частности в базовой модели ВАЗ-2109 используется для включения заднего хода используется подвижная шестерня, а для включения передач движения вперед используются синхронизаторы.

По принципу управления подразделяют коробки передач на следующие типы: автоматические, полуавтоматические, преселекторные, командного и непосредственного управления.

Автоматическое управление применяется в бесступенчатых передачах. В гидротрансформаторе автоматически изменяются обороты турбины при

планетные механизмы фрикционы изменении нагрузки или степени нажатия на педаль управления дроссельной заслонкой. В ГМП саморегулирование происходит только на диапазоне работы гидротрансформатора, а остальные передачи могут включаться либо автоматически с помощью специального автомата, либо водителем. В последнем случае коробка передач является полуавтоматической. При наличии преселекторного управления водитель предварительно выбирает нужную передачу, но само включение осуществляется только после дополнительного нажатия на специальную педаль или после отпускания педали управления дроссельной заслонкой.

При командном управлении водитель перемещает рычажок на рулевой колонке, включающий соответствующий контакт, в результате чего электродвигатель осуществляет переключение передачи.

Рычаг переключения передач при непосредственном управлении устанавливают либо вблизи коробки передач на полу салона, либо смещенным в другое место с дистанционным приводом управления.

В автомобилях обычно применяют четырех- и пятиступенчатые коробки передач и реже шестиступенчатые. Коробки передач с меньшим числом передач устанавливают лишь на автомобилях с двигателями, имеющими высокий коэффициент приспособляемости.

Четырехступенчатые коробки передач с шестернями постоянного зацепления нашли большое распространение. Самые применимые схемы КП на легковых автомобилях двухвалные и трехвальные соосные. Так на рисунке 1.8 приведена двухвальная, полностью синхронизированная КП, устанавливаемая на первых переднеприводных автомобилях ВАЗ, в частности на автомобилях ВАЗ-2109.

Рисунок 1.8 — Двухвальная четырехступенчатая КП автомобиля ВАЗ-2109

На рисунке 1.9 приведена четырехступенчатая, трехвальная, синхронизированная КП, устанавливаемая на семействе автомобилей ВАЗ классической компоновки..

Рисунок 1.9 — Трехвальная четырехступенчатая КП автомобиля ВАЗ-2106

Вместе с тем, чем больше пар шестерен находится в постоянном зацеплении, тем больший момент инерции приходится преодолевать при переключении шестерен, т.е. тем больше нагрузка, действующая на зубья или трущиеся элемента синхронизаторов. Поэтому шестерни заднего хода, включаемой при неподвижном автомобиле и весьма мало используемой, часто делают скользящими.

Пятиступенчатые коробки передач. Высшая, пятая передача делается либо ускоряющей, либо прямой. Обе модификации можно получить, сохранив конструкцию коробки передач и изменяя лишь передаточные числа. Наибольшее возможное число синхронизируемых передач определяется числом пар шестерен постоянного зацепления. Двухвальная пятиступенчатая КП, представленная на рисунке 1.10, широко применяется на переднеприводных автомобилях ВАЗ. На рисунке 1.11 представлена трехвальная пятиступенчатая КП, устанавливаемая на автомобилях ВАЗ с приводом на задние колеса. Такие коробки передач имеют синхронизаторы на всех передачах движения вперед.

Рисунок 1.10 — Двухвальная пятиступенчатая КП автомобилей ВАЗ

В пятиступенчатых МКП с ускоряющей шестеня ведущего вала должна быть больше ведомой шестерни ускоряющей передачи, что сужает возможность роста передаточного отношения зубчатой пары. В четырехступенчатых коробках с подвижными шестернями это сделать легче, поэтому там передаточное отношение зубчатой пары первой передачисравнительно невелико, а передаточное число шестерен повода промежуточного вала увеличено. В сою очередь на повышение прочности зубьев шестерен снижение передаточного числа привода промежуточного вала влияет положительно. Это снижение обусловлено увеличением начального радиуса шестерни ведомого вала и уменьшением, соответственно, окружной силы.

Читайте также:  Руководство по эксплуатации двигателя снегохода

Рисунок 1.11 — Трехвальная пятиступенчатая КП автомобиля ВАЗ-21074

Валы коробок передач в картере устанавливают так, чтобы они располагались в вертикальной плоскости. За счет этого удается повысить жесткость самого картера при действии вертикальных нагрузках. Прочность и бесшумность коробки передач в большой степени зависит от жесткости валов и расположения опор.

Синхронизаторы переключения передач располагают обычно на ведомом валу, а механизм управления в крышке коробки передач, что упрощает привод от рычага коробки к механизму переключения. При переднеприводной компоновке автомобиля дистанция между рычагом переключения передач и механизмом переключения увеличивается, а конструкция управления МКП усложняется. В некоторых конструкциях коробок передач жесткость валов увеличена введением дополнительных опор.

Обоснование и описание выбранного варианта коробки передач

При установлении целесообразности разработки новой техники за базу принимается 5-ти ступенчатая коробка передач ВАЗ-2109. В настоящее время данная коробка передач устанавливалась на серийные автомобили семейств ВАЗ-2110 и ВАЗ-2108, в том числе ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115. Базовый вариант зарекомендовал себя технически надежным и долговечным, с хорошими эксплуатационными качествами. Однако появление в модельном ряду АО «АвтоВАЗ» автомобилей с повышенной мощностью двигателя, вызвало необходимость модернизации существующей коробки передач с целью более рационального использования потенциала двигателя. Отличительной особенностью представленного дипломного проекта является сохранение общей компоновочной схемы базовой коробки передач, что в свою очередь позволяет снизить затраты на усовершенствование, а унификация производства помогает избежать затруднений в обеспечении запасными частями эксплуатируемых автомобилей предшествующего периода выпуска. Необходимость модернизации конструкции коробки передач в выбранном проектном направлении возникает в связи с ужесточением международных норм по токсичности, связанных с увеличением числа эксплуатируемого транспорта и как следствие ухудшение экологической обстановки. К тому же внедрение новой модификации непосредственно повлияет на повышение конкурентоспособности и увеличение рынка сбыта, обусловленных желанием потенциальных покупателей иметь динамичный в городских условиях эксплуатации и экономичный за городом автомобиль.

Выводы по 1.3 Обоснование и описание выбранного варианта коробки передач

С использованием результатов проведенных расчетов проведено сравнение тягово-скоростных и топливно-экономических показателей автомобиля ВАЗ-2109 оборудованного серийной и модернизированной коробкой передач.

Сравнивая показатели тягово-динамических свойств и топливной экономичности автомобиля, можно сделать следующие выводы:

1. Время разгона автомобиля при использовании модернизированного ряда передаточных чисел трансмиссии сократилось при разгоне от 0 до 60 км/ч на 5%, при разгоне от 0 до 100 км/ч также на 5%, а при разгоне от 0 до 120 км/ч — на 6%.

2. Путевой расход топлива на высшей передачи при движении на высоких скоростях также сократился в среднем более чем на 3% (при движении на скорости 60 км/ч – на 3,85%, 75 км/ч – на 3,52%, 90 – на 3,27%, 110 – 2,6 %).

Таким образом, поставленные задачи по повышению динамики разгона автомобиля, а также экономичности его движения на высоких скоростях посредством изменения значений передаточных чисел коробки передач решены.

3.2 Выбор компоновочной схемы коробки передач

Поскольку темой данного проекта является устройство коробки передач переднеприводного легкового автомобиля, за базовый вариант принята КП серийного автомобиля ВАЗ-2109. Поэтому сохраняем компоновочную схему КП прежней.

Подвергшаяся изучению устройства коробки передач автомобиля ВАЗ-2109 следующего типа: механическая, 5-ти ступенчатая, двухвальная, с параллельным неподвижным расположением осей ведущего и ведомого валов.

Ведущий вал выполнен в виде блока шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с шестернями ведомого вала на всех передач переднего хода. На ведомом валу расположены шестерни и синхронизаторы передач переднего хода.

Все шестерни передних передач цилиндрические, косозубые, с эвольвентным зацеплением. Изменения затрагивают только шестерни второй, третьей передачи и пятой передач. Поскольку проведено изменение передаточных чисел второй, третьей и пятой передач, потребовалось изменение их геометрических размеров.

Передние подшипники валов радиальные роликовые, промежуточные и задние подшипники – радиальные шариковые. Коробка передач представляет собой единый агрегат с межколесным дифференциалом и главной передачей. Дифференциал конический, двухсателлитный. В главной передаче применена цилиндрическая зубчатая пара с косым расположением зубьев. Привод коробкой передач имеет рычага переключения с шаровой опорой, соединенный тягой, штоком выбора передач с механизмом выбора и переключения передач. Задняя крышка картера коробки передач отлита под давлением из алюминиевого сплава и снаружи оребрена для увеличения жесткости.

3.3 Расчёт деталей коробки передач

3.3.1 Выбор материала деталей коробки передач

Для производства косозубых эвольвентных цилиндрических колес выбираем сталь 20ХГНМ, применяемую при производстве зубчатых колес коробок передач в АО «АвтоВАЗ».

Термическая обработка: нитроцементация, закалка, низкий отпуск. Эффективная толщина закаленного слоя h = 0,4…0,7мм; 550HV. Твердость поверхности > 58 HRC. Твердость сердцевины у основания зуба 32…45 HRC.

3.3.2 Расчёт зубчатой передачи второй ступени коробки передач

Для передачи крутящего момента 2-ой передачи (U2 = 2,313) выбирается зубчатая передача с постоянным передаточным числом, с внешним зацеплением и линейным касанием, то есть косозубые эвольвентные цилиндрические колеса. Применение косозубых колес обеспечивает плавную работу зубчатого зацепления и их использование при окружных скоростях до 7 м/с. Вместе с тем, в косозубом зацеплении возникает осевая сила, для восприятия которой одной одна опора валов должна быть защемлена. Данное решение хорошо зарекомендовало себя в применении на выпускаемых коробках передач.

6.1 Влияние изменений в коробке передач на комфорт и экологическую безопасность автомобиля

Изучение устройства коробки передач в настоящем дипломном проекте заключается в изменении передаточных чисел второй, третьей и пятой передач трансмиссии автомобиля ВАЗ-2109. Значение передаточного числа второй передачи изменено с 1,95 на 2,313 (в то время как на серийной КП), третьей — с 1,36 на 1,478 и пятой – с 0,78 на 0,65. Данные изменения позволят снизить уровень шума и вибраций в автомобиле при высоких скоростях, поскольку включение пятой передачи обеспечит при движении на заданной скорости работу двигателя с меньшими оборотами.

Например, для движения со скоростью 90 км/ч двигатель при серийной пятой передаче работает при оборотах 2600 об/мин, а при изменённом значении передаточного числа при оборотах 2161 об/мин. В свою очередь, использование более высоких значений передаточных чисел второй и третьей ступеней коробки передач, позволяет снизить уровень шума и вибраций в автомобиле по следующим основаниям. При сопоставимом времени и пути разгона автомобиля в модернизированном варианте коробки передач можно «раскручивать» двигатель на второй и третьей передачи до меньших оборотов. В соответствии с ГОСТ Р 51616-2000, позволяющим произвести оценку внутреннего шума автотранспортных средств, допустимый уровень внутреннего шума для рассматриваемого автомобиля, на рабочем месте водителя и пассажирских сидениях, составляет 78 дБ А. Измерение уровня шума проводятся в следующих точках: — у сиденья водителя — микрофон, должен быть смещен от оси сиденья симметрии на 0,20  0,02 м в направлении центра автотранспортного средства согласно точке Б,

— у сидений пассажиров — микрофон устанавливают в точке А, указанной на рисунке 6.1. Измерения уровня шума транспортного средства проводят при его разгоне, а также при движении с постоянной скоростью.

Читайте также:  Двигатель зетор 8701 руководство

Рисунок 6.1- Положение микрофона относительно сиденья

На основании ГОСТ Р 52231-2004 «Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения», устанавливающем допустимый уровень внешнего шума для рассматриваемого автомобиля, относящегося к категории M1 он не должен превышать 96 дБА. Измерения уровня внешнего шума производят на неподвижном автомобиле. Основным источником внешнего шума является двигатель и его выпускная система, и, следовательно, его интенсивность при прочих равных условиях зависит от рабочих оборотов двигателя. Применение на исследуемом автомобиле пятой передачи коробки передач с уменьшенным в сравнении с серийным вариантом передаточным числом позволит при движении на высоких скоростях понизить значение максимальной частоты вращения двигателя, что, соответственно, позволит снизить уровень шума, исходящего от автомобиля.

Таким образом, можно констатировать, что реализованное в ДП изменение передаточного числа пятой передачи коробки передач автомобиля ВАЗ-2109 позволит в процессе эксплуатации автомобиля на высоких скоростях достичь повышения комфортабельности (снижения уровня шума) автомобиля, а также позволит снизить концентрацию вредных веществ попадающих в атмосферу вместе с выхлопными газами.

6.6 Требования безопасности, предъявляемые к оборудованию

Основными требованиями охраны труда, предъявляемыми при проектировании машин и механизмов, являются безопасность для человека, надёжность и удобство эксплуатации. Требования безопасности определяются системой стандартов безопасности труда.

Безопасность производственного оборудования обеспечивается правильным выбором принципов его действия, конструктивных решений, рабочих тел, параметров рабочих процессов, использованием различных средств защиты. Последние, по возможности, должны вписываться в конструкцию машин и агрегатов. Средства защиты должны быть, как правило, многофункционального типа, т.е. решать несколько задач одновременно. Так, конструкции машин и механизмов, станин станков должны обеспечивать не только ограждение опасных элементов, но и снижение уровня их шума и вибрации; ограждение абразивного круга заточного станка должно конструктивно совмещаться с системой местной вытяжной вентиляции.

Установки повышенной опасности должны быть выполнены с учётом специальных требований органов Госгортехнадзора РФ. При наличии у агрегатов электропривода последний должен быть выполнен в соответствии с Правилами устройства электрических установок; в случае использования

рабочих тел под давлением, не равным атмосферному, а также при конструировании и эксплуатации грузоподъёмных машин должны соблюдаться требования Госгортехнадзора РФ. Должны предусматриваться средства защиты от электромагнитных и ионизирующих излучений, загрязнения атмосферы парами, газами, пылью, воздействия лучистого тепла и т.п.

Надёжность машин и механизмов определяется вероятностью нарушения нормальной работы оборудования. Такого рода нарушения могут явиться причиной аварий, травм. Большое значение в обеспечении надёжности имеет прочность машин и агрегатов. Конструкционная прочность определяется прочностными характеристиками как материала конструкции, так и его крепёжных соединений, а также условиями его эксплуатации (наличие смазочного материала, коррозия под действием окружающей среды, наличие чрезмерного изнашивания и т.д.).

Большое значение в обеспечении надёжности работы машин и механизмов имеет наличие необходимых контрольно-измерительных устройств и приборов автоматического управления и регулирования. При несрабатывании автоматики надёжность работы технологического оборудования определяется эффективностью действий обслуживающего персонала. Поэтому производственное оборудование и рабочее место оператора должны проектироваться с учётом физиологических и психологических возможностей человека и его антропометрических данных. Необходимо обеспечить возможность быстрого и правильного считывания показаний контрольно-измерительных приборов и чёткого восприятия сигналов. Наличие большого числа органов управления и приборов вызывает повышенное утомление оператора. Органы управления должны быть надёжными, легкодоступными, хорошо различимыми и удобными в пользовании. Их располагают либо непосредственно на оборудовании, либо выносят на специальный пульт, удалённый от оборудования на некоторое расстояние. Все виды технологического оборудования должны быть удобны для осмотра, смазывания, разборки, наладки, уборки, транспортировки, установки и управления ими в работе.

Степень утомляемости работающих на основных видах оборудования в цехах машиностроительных заводов обусловлена не только нервной и физической нагрузкой, но и психологическим воздействием окружающей обстановки, поэтому большое значение имеет выбор цвета внешних поверхностей оборудования и помещения.

Результатом проведенной работы является изучение устройства коробки передач семейтва ВАЗ, используемой в настоящее время на серийных переднеприводных автомобилях 2-го класса выпускаемых ОАО «АвтоВАЗ». Цель заключается в изучении значений передаточных чисел 2-ой, 3-ей и 5-ой ступеней коробки передач с целью улучшения эксплуатационных показателей автомобиля семейства ВАЗ, таких как динамичность разгона в городском режиме движения и экономичности равномерного движения на высоких скоростях, при сохранении её общей компоновочной схемы. Данное техническое решение позволяет снизить себестоимость изготовления и избежать затруднений в обеспечении запасными частями эксплуатируемых автомобилей более раннего периода выпуска (унификация производства). Выполненная в ходе дипломного проектирования работа по модернизации серийно выпускаемой коробки передач соответствует тенденциям развития конструкции современных легковых автомобилей, оборудованных механическими ступенчатыми коробками передач с ручным упрвлением. Применение изменённого ряда передаточных отношений коробки передач на серийном автомобиле позволит существенно повысить динамичность автомобиля городском режиме движения и экономичность при равномерном движении за городом, что приведёт к большой конкурентоспособности автомобиля ВАЗ-2109.

1. Вахламов, В. К. Автомобили : конструкция и эксплуатационные свойства : учеб. пособие для вузов [Текст] / В. К. Вахламов. — М. : Академия, 2009. — 480 с. : ил. — (Высш. проф. образование. Транспорт). — Библиогр.: с. 475. — ISBN 978-5-7695-4202-2:

2. Иванов, А.М. Основы конструкции современного автомобиля. -М: ООО «Изд. «За рулем» [Текст], 2012.-336с. ISBN 878-5-903813-06-03.

3. Вахламов, В. К. Конструкция, расчет и эксплуатационные свойства автомобилей : учеб. пособие для вузов[Текст] / В. К. Вахламов. — Гриф УМО. — Москва: Академия, 2007. — 557 с. : ил. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 551. — ISBN 978-5-7695-3793-6: 323-00

4. Осепчугов, В. В. Автомобиль : Анализ конструкций, элементы расчета : учеб. для вузов [Текст]/ В. В. Осепчугов, А. К. Фрумкин. — Москва : Машиностроение, 1989. — 304 с. : ил. — Библиогр.: с. 303. — Предм. указ.: с. 303-304.

5. Скутнев, В. М. Эксплуатационные свойства автомобиля : учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «Автомобиле- и тракторостроение» [Текст]/ В. М. Скутнев. — Гриф УМО ; ТГУ. — Тольятти : ТГУ, 2011. — 139 с. : ил. – Библ.: с. 130. — 33-11

6. Расчет тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля: Учебн. Пособие [Текст] /Сост. Черепанов Л.А. – Тольятти: ТГУ, 2001. – 40с.

7. Гришкевич А.И. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник [Текст] / под общ. ред. А.И. Гришкевича.- М.: Машиностроение, 1984,-272с.

8. Проектирование технологических процессов сборки: учеб.-метод. Пособие [Текст]/Воронов Д.Ю. [и др] – Тольятти,: ТГУ,2011.-112с.

9. Кудрявцев, С.М. Основы проектирования, производства и материалы кузова современного автомобиля: монография[Текст] / С.М. Кудрявцев, Г.В.Пачурин, Д.В. Соловьев, [и др.]; под общей редакцией С. М. Кудрявцева. – Н. Новгород, 2010. – 236 с.

10. Лукин, П.П. Конструирование и расчет автомобиля: Учебник для студентов вузову, обучающихся по специальности «Автомобили и тракоторы» [Текст] / П.П. Лукин, Г.А. Гаспарянц, В.Ф.Родионов. – М. : Машиностроение, 1984. –376 с.

Adblock
detector