Меню

Устройство грузоподъемных машин управляемых с пола

Грузоподъёмными машинами, управляемыми с пола.

1.1. К управлению грузоподъёмными машинами, управляемыми с пола, а также к подвешиванию грузов на крюк таких машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение и проверку знаний по профессии, прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, стажировку, проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности, сдавшие экзамен на соответствующие разряд и группу по электробезопасности, получившие удостоверения на право работы..

1.2. Инструктаж по управлению грузоподъёмной машиной, управляемой с пола, способам строповки, обвязки грузов и их подвешиванию на крюк должен производиться непосредственно перед началом работы и в сроки прохождения инструктажа по основной профессии рабочего, а также в случае нарушения данной инструкции.

1.3. Работники, пользующиеся грузоподъёмными машинами, управляемыми с пола обеспечиваются бесплатно спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

1.4. Рабочую и домашнюю одежду работники хранят в шкафчиках в гардеробной. Уносить спецодежду за пределы депо запрещается. Работник обязан следить за исправностью спецодежды, спецобуви, своевременно сдавая её в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в порядке. Запрещается работать в расстёгнутой спецодежде, с закатанными рукавами и не зашнурованными ботинками. Работающие на грузоподъемных машинах должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: комбинезон хлопчатобумажный; галоши диэлектрические; перчатки диэлектрические.

1.5. Правильно надеть полагающуюся по нормам и находящуюся в исправном состоянии спецодежду, спецобувь, при необходимости надеть защитные средства (очки, рукавицы и т.д.). В целях повышения безопасности работы в подкрановом поле грузоподъёмной машины, надеть защитную каску.

1.6. Осмотреть рабочее место, убрать из-под ног всё, что может помешать работе. Освободить проходы и не загромождать их во время работы.

1.7. Проверить исправность грузозахватных приспособлений, а именно:

§ наличие на них бирок или клеймения с указанием номера, грузоподъёмности и даты изготовления;

§ наличие обрыва отдельных проволок, износа и коррозии сверх установленных норм для стропов, изготовленных из стальных канатов.

Нормы браковки стальных канатов:

А)Находящиеся в работе стальные канаты (тросы) бракуют, если число обрывов проволок на длине одного шага свивки превышает нормы, указанные в таблице 1.

Б) Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди (см. рисунок I) наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечения каната (например, 6 в шестипрядном канате). На следующей после отсчета пряди (в данном случае седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точ­ками а и б) принимают за шаг свивки каната. У многопрядных тросов шаг свивки каната определяют по наружному слою прядей.

В) Канат, изготовленный из проволок различного диамет­ра, бракуют согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем число обрывов как норму браковки прини­мают условно.

При подсчете обрывов тонкой проволоки принимают за единицу, а обрыв толстой проволоки — за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначаль­ном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6х1 + 5х1,7 — 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1), и, следовательно, канат бракуют.

Г) Канат, конструкция которого не указана в табл. 1, бракуют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для кана­та конструкции 8х19=152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим яв­ляется канат 6х19=114 прово­лок с одним органическим сердечником. Для браковки каната 8х19=152 следует дан­ные табл. I (число обрывов на одном шаге свивки) для каната 6х19=114 умножить на коэффициент 1,33 (96:72), где 96 и 72 — числа проволок в наружных слоях прядей одного и другого каната. Число проволок в наружных слоях прядей берут из соответст­вующего ГОСТа или подсчитывают на канате.

Д) Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, кислоты, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют, даже если число обрывов проволок на одном шаге свивки вдвое меньше, чем указано в таблице1.

Если канат имеет поверхностный износ или коррозию, число обрывов проволок на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

При износе или коррозии, достигшей 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

Первоначаль- ный коэффи- циэнт запаса прочности при установленном отношении D:d * Конструкции канатов с одним органическим сердечником
6х19=114 6х37=222 6х61=366 18х19=342
Тип свивки
Крес- товая Одно- сто- ронняя Крес- товая Одно- сто- ронняя Крес- товая Одно- сто- ронняя Крес- товая Одно- сто- ронняя
До 6 6-7 Свыше 7

* D- диаметр барабана, мм; d- диаметр каната, мм.

Уменьшение диаметра проволоки в результате поверхностного износа при коррозии, % Число обрывов проволоки на шаге свивки в % от норм, указанных в таблице 1
30 и более

Примечание: Износ ряда коррозию проволок по диаметру определяют микрометром или достаточно точным другим инструментом. Для чего в месте обрыва на участке наибольшего износа отгибают конец проволоки и толщину проволоки измеряют после удаления с нее грязи и ржавчины.

Читайте также:  Откат для колес автомобиля

Е) Если число обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1, или определено согласно указаниям в пп. 3, 4, 5, 6, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва их канат может быть использован в работе при условии:

— тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров;

— смены по достижении степени износа, указанной в настоящих нормах.

Ж) Если груз подвешен на двух канатах, то бракуют в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната.

З) При обнаружении оборванной пряди канат использо­вать не разрешается.

1.8. Проверить исправность основных деталей и узлов грузоподъёмной машины:

— наличие и надёжность крепления защитного заземления (тросика) к корпусу кнопочного управления;

— наличие плаката на г.п. машине с указанием регистрационного номера, грузоподъёмности, даты следующего полного или частичного технического обслуживания;

— отсутствие заедания кнопок управления в гнёздах;

— состояние стального каната и правильность его намотки на барабан;

— состояние крюка (отсутствие трещин, разогнутость, наличие шплинтовки гайки и лёгкость проворачивания крюка в крюковой подвеске).

После указанных проверок включить рубильник.

1.9. Проверить работу ограничителя (концевого выключателя) высоты подъёма крюка.

1.10. Проверить работу тормоза грузом, близким к грузоподъёмности механизма подъёма данной машины, путём подъёма на высоту 200-300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 минут.

1.11. Проверить исправность освещения зоны работы грузоподъёмного механизма.

1.12. При обнаружении какой-либо неисправности грузоподъёмной машины или грузозахватного приспособления, а также по истечении срока очередного испытания необходимо немедленно сообщить мастеру и к работе не приступать. Устранять самому какие-либо неисправности механизмов и

1.13. Пользоваться только теми грузоподъёмными машинами, на которых работнику разрешено работать после получения инструктажа.

1.14. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

1.15. Зацепку и обвязку груза следует производить в соответствии со схемами строповки грузов.

1.16. Для зацепки поднимаемого груза применять стропы и др. грузозахватные приспособления, соответствующие весу и характеру поднимаемого груза. Не поднимать груз, масса которого превышает грузоподъёмность машины, указанную на трафарете.

1.17. Канаты и цепи подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 градусов.

1.18. Не допускать подъёма крюка грузоподъемной машины до ограничителя высоты подъёма. Ограничитель подъёма крюка предназначен для аварийных случаев.

1.19. При обвязке груза, имеющего острые рёбра (углы), нужно применять подкладки для предохранения стропов от повреждения. Обвязку производить так, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении.

1.20. Мелкоштучные грузы (заготовки, готовые детали и т.д.) перемещать в специально для этого предназначенной таре; при этом загрузка её должна быть не выше бортов. Тара должна быть исправной и иметь маркировку (номер, грузоподъёмность, собственную массу и назначение).

1.21. При подъёме и опускании груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, подвижного ж.д. состава, станка и др. оборудования, работник должен следить за тем, чтобы не было других людей между грузом и указанными частями здания и оборудования.

1.22. Не поднимать груз защемлённый, засыпанный землёй или примёрзший к земле, заложенный или залитый бетоном, приваренный сваркой.

1.23. При обнаружении неправильной и ненадёжной обвязки и зацепки груза отпустить его и произвести строповку вновь. Запрещается удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъёме или транспортировке, а так же поправлять их ударами лома, кувалды и молотка.

1.24. При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м. выше встречающихся на пути предметов. Груз поднимать и перемещать плавно, без рывков и раскачивания.

1.25. Не переключать движение механизма грузоподъёмной машины с прямого хода на обратный до полной его остановки.

1.26. Запрещается перемещать груз над людьми. Во время движения груза в горизонтальном направлении необходимо находиться от него на безопасном расстоянии, не проходить в стеснённых местах и по загромождённым проходам.

1.27. При перекосе не выравнивать поднимаемый и перемещаемый груз массой своего тела.

1.28. Для разворота, а так же для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных или громоздких грузов во время подъёма или перемещения, необходимо применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины.

1.29. Не подтаскивать груз по земле, полу или по рельсам при косом натяжении грузового каната грузоподъёмной машины. Для этой цели следует использовать специальные тележки, катки, приспособления, обеспечивающие вертикальное положение грузового каната.

1.30. Запрещается освобождать стропы краном и другой грузоподъёмной машиной.

1.31. Перед опусканием груза необходимо осмотреть место, на которое он должен быть опущен и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.

Читайте также:  Технический ремонт двигателя внутреннего сгорания

1.32. При перерывах в работе и по окончании её не оставлять груз в подвешенном состоянии.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

2.1. Выключить оборудование.

2.2. Вывесить табличку о неисправности оборудования и сообщить об этом непосредственному руководителю и дежурному по депо по тел.2162.

2.3. Не приступать к работе на данном оборудовании до полного устранения неисправностей.

2.4. При получении травм, отравлении и внезапном заболевании немед­ленно известить руководителя работ, который неотлож­но организует первую помощь согласно требованиям инструкции по оказанию первой помощи ИОТ-ТЧ-10-032-2002 и направит в медицинский пункт

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

3.1. Поднять крюк грузоподъёмной машины на высоту не менее 2 метров и выключить рубильник.

3.2. Убрать съёмные грузозахватные приспособления в отведённое место.

3.3. Обо всех неполадках, обнаруженных во время работы, сообщить мастеру, сменщику и сделать запись вахтенном и сменном журнале участка.

Грузоподъемные машины и механизмы

На производстве, в строительстве, на складах грузоподъемные машины и механизмы широко применяют для перемещения материалов, тяжёлых или объёмных конструкций, при обслуживании технологических агрегатов, его монтаже или ремонте. С их помощью перемещение по территории занимает минимум времени.

Для выполнения таких операций достаточно одного оператора. Производители предлагают широкий выбор техники с разным функционалом, набором подвесного оборудования, большим диапазоном характеристик. За счёт этого грузоподъемные механизмы используют в самых разных направлениях деятельности, учитывая при выборе особенности поставленных задач.

Сфера применения грузоподъемных машин и механизмов

Основной задачей, которую выполняют грузоподъемные механизмы, становится перемещение, подъём или опускание насыпных, штучных, пеллетированных материалов. Они широко применяются в машиностроении, сельском хозяйстве, в производственных цехах на строительных площадках. К отдельной категории принято относить приспособления, предназначенные для транспортировки людей (эскалаторы, подъёмники).

В зависимости от сферы использования разработана техника, отличающаяся по набору доступных функций, конструкции. К примеру, на СТО нужно поднимать автомобили на сравнительно небольшую высоту. При этом вес груза будет внушительным. С учётом этих особенностей эксплуатации разработаны домкраты. В зависимости от характера применения и характеристик поднимаемых конструкций мощность механизмов может существенно отличаться. Если есть необходимость в перемещении по свободной траектории, задействуются самоходные краны, оснащённые лебёдкой.

Учитывая тонкости использования, на предприятиях устанавливают грузоподъемную технику разной конструкции (существует более 20 типов агрегатов этого типа). Для работы с сыпучими материалами устанавливают машины циклического действия. Возможно движение по любой траектории, что позволяет учитывать особенности конкретного помещения. Вспомогательные функции при этом выполняют манипуляторы.

Основные характеристики оборудования

Выбор установки требует учёта особенностей её будущего применения, типа материалов и конструкций, с которыми она будет работать. К ключевым характеристикам грузоподъёмных машин относят следующие параметры.

  • Грузоподъёмность. Она показывает максимально допустимый вес, с которым техника сможет работать без перегрузок. При выборе рекомендуется изначально закладывать 15-процентный запас мощности агрегата, чтобы обеспечить большую надёжность и исключить вероятность возникновения ситуаций, связанных с повышенным износом привода механизмов.
  • Скорость перемещения, высота подъёма. Определяется исходя из особенностей технологического процесса и специфики выполняемых операций.
  • Вылет стрелы, пролёт для кранов. Эти параметры определяют расстояния, на которое возможно движение механизмов соответственно по отношению к оси вращения или между рельсами.
  • Доступные режимы работы. От них зависит продолжительность включения машин, коэффициент их использования.

Также принимают во внимание возможные ветровые нагрузки, если предполагается использование техники вне помещений. Этот параметр важен для того, чтобы исключить вероятность опрокидывания агрегата.

Виды грузоподъёмных машин

Все виды грузоподъемных машин и механизмов классифицируют по нескольким признакам:

  • назначение (транспортировка, подъём, разгрузка/погрузка);
  • степень подвижности (самоходные, статичные, передвижные);
  • типу материалов (сыпучие, пеллетированные, штучные, жидкие);
  • уровень автоматизации;
  • характер движения (непрерывное, периодическое).

Кроме того, выпускаются агрегаты, отличающиеся по принципу работы: ручные и электрические устройства, агрегаты с пневмоприводом.

Домкраты

Одно из основных преимуществ применения домкрата в качестве грузоподъёмного приспособления – точность позиционирования поднимаемых конструкций независимо от их геометрии, габаритов и веса. Выпускаются механические, гидравлические, электрические, пневматические модели с широким диапазоном характеристик.

При их выборе за основу принимается грузоподъёмность (для винтовых домкратов её максимум составляет 1 т, для гидравлических – 100 т) и высота подъёма (ход штока). Также предлагаются специализированные модели. Чаще всего они используются на СТО для опрокидывания машин на один бок, подставки, применяемые во время ремонта для страховки других удерживающих приспособлений.

Лебедочные грузоподъемные механизмы

К грузоподъемным машинам относят лебёдочные механизмы. Они применяются в строительстве, сервисном обслуживании, на производстве для перемещения конструкций в горизонтальном или вертикальном направлении. Выпускаются модели, оснащённые приводом разного типа:

  • червячные (они отличаются большим передаточным числом);
  • цепные, отличающиеся высокой эффективностью;
  • барабанные электроустройства с коммутационной аппаратурой с номинальным напряжением 220 или 380 В;
  • рычажные, которые выделяются минимальными размерами и весом.

Основные критерии при выборе – тяговое усилие, канатоёмкость барабана, скорость движения троса, возможности регулировки рабочих параметров, вес изделия, грузоподъёмность.

Предлагается большой выбор модификаций талей с широким диапазоном характеристик. Это позволяет подобрать технику, учитывая особенности будущей эксплуатации. Отличительные особенности этого вида агрегатов – высокая надёжность, сравнительно высокие показатели скорости и высоты перемещения, грузоподъёмности. Тали часто применяют как вспомогательное устройство в комплексе с крановой техникой любого типа.

Читайте также:  Замена задней подушки двигателя приора

Для обеспечения высокой производительности, если важна скорость выполнения операций, речь идёт о конструкциях с большим весом выбирают электрические модели. При возможных перебоях в электроснабжении, на площадках с невысокой интенсивностью работы преобладают ручные тали. Также стоит учитывать при покупке необходимость перемещения механизма: есть стационарные и передвижные агрегаты.

Тельферы

Эффективной заменой крановой технике при погрузочно-разгрузочных работах становятся тельферы. Выпускаются следующие типы таких устройств: цепные и канатные. Грузоподъёмность агрегатов составляет до 25 т при высоте подъёма до 70 м. Управление может быть ручным или дистанционным (с помощью пульта ДУ).

Комплектация кареткой повышает функциональность модели за счёт возможности перемещения тельфера по территории цеха или строительной площадки. При необходимости обеспечения повышенной скорости движения каната или цепи технику оснащают частотным преобразователем.

Блоки и полиспасты

Блоки широко применяются в качестве самостоятельного или вспомогательного агрегата для подъёма конструкций. Они выпускаются в одно- и многороликовом исполнении. По назначению блоки делят на отводные и грузовые. Первые применяют для изменения направления движения троса, вторые – для перемещения по прямой.

Полиспасты – составная часть подъёмных агрегатов, которая представляет собой систему соединённых канатами блоков. Разделяют скоростные и силовые устройства (выбор зависит от поставленных задач). В рамках одной грузоподъёмной установки может использовать одновременно несколько полиспастов. Такое решение более эффективно и позволяет снизить нагрузку на каждый из них за счёт равномерного распределения усилий.

Правила работы с грузоподъемными машинами и механизмами

К работе по подъему грузов допускаются агрегаты, у которых есть зарегистрированный допуск к эксплуатации. Документ оформляется на основании комплекса проведенных испытаний. Оператор должен иметь соответствующую техническую подготовку, пройти инструктаж. Особое внимание уделяется грамотной фиксации подвешенной конструкции, подъёмного навесного механизма.

При отсутствии постоянного крепления контроль положения во время перемещения выполняется напрямую стропальщиком, оператором, грузчиком. Для слаженной работы каждого из специалистов в условиях действующей стройки или производства часто используются заранее оговоренные сигнальные жесты.

В отдельных случаях возникает необходимость в дополнительной защите подвешенного товара от возможных повреждений, механических воздействий (особенно часто такие ситуации происходят при работе с веществами, которые представляют повышенную химическую, врыво-, пожароопасность). При автоматизации техники алгоритм движения зависит от параметров и свойств материала, особенностей технологического процесса.

Техника безопасности

Стандартные требования безопасности в работе с грузоподъёмными механизмами вне зависимости от их конструктивных особенностей и сферы использования – допуск лиц старше 18 лет в спецодежде, средствах индивидуальной защиты после прохождения обучения, инструктажа, сдачи экзаменов на наличие необходимых для выполнения поставленных задач навыков. Также необходимо выполнить следующие действия:

  • проверить исправность узлов агрегата, приспособлений для захвата;
  • убедиться в том, что уровень освещения достаточен для работы;
  • использовать для обвязки стропы, которые соответствуют по своим параметрам весу перемещаемых конструкций;
  • транспортировку мелких товаров выполнять в контейнере;
  • не оставлять подвешенными конструкции на время перерыва;
  • не допускать поднятия конструкций, которые примёрзли к земле, забетонированы, засыпаны землёй;
  • выдерживать при подъёме минимум 0,5 м до самой высокой точки стационарных конструкций по траектории движения;
  • не допускать перемещения над людьми.

После окончания выполнения запланированных работ крюк поднимают, выключают рубильник. Грузозахваты убирают в место, предназначенное для хранения. При выявлении любых неисправностей, о них сообщают сменщику или мастеру цеха.

Ремонт и обслуживание

Выполнение ремонта и техобслуживания грузоподъёмных агрегатов жёстко регламентировано ПБ 10-382-00 в соответствии с проектной документацией и техническими условиями, которые предоставляются заводом-изготовителем. Особое внимание уделяется используемым материалам. Их качество должно быть подтверждено сертификатом, выводом отдела входного контроля после проведения испытаний.

Лаборатория обязательно должна быть аккредитована.

Сварка металлоконструкций выполняется согласно госстандарту. К работе допускаются специалисты, которые подтвердили соответствующую квалификацию. При выборе сварочных материалов необходимо учитывать, что они должны соответствовать по их механическим свойствам (прочности, вязкости, угол загиба, относительное удлинение) основным элементам. Если требуется соединение двух разных материалов, за основу берут параметры с большим пределом прочности.

При сварке деталей грузоподъемных машин исключают воздействие сторонних неблагоприятных факторов. Если требуется выполнение работ на открытых площадках, потребуется выдерживание требований специальной технологии. Контроль качества полученных соединений заключается в проведении измерений, механических испытаний. Не допускаются свищи, смещения кромок, непроваренные участки, трещины, другие дефекты. Задействуют метод неразрушающего контроля.

Разрешение на введение в эксплуатацию после ремонта, реконструкции или техобслуживания агрегата выдаёт инспектор госгортехнадзора, исходя из полученных результатов испытаний. В паспорте фиксируют соответствующую информацию.

Периодическое освидетельствование выполняется частично с периодичностью до 1 года, в полном объёме – до 3 лет. Если агрегат используется редко, указанный срок может быть увеличен до 5 лет. Внеочередное освидетельствование может потребоваться после реконструкции, капремонта, замены несущих конструкций, замены стрелы. При этом проводится осмотр всех механизмов и узлов, их статические и динамические испытания.

Adblock
detector