Меню

Технологический процесс замены тормозных колодок автомобиля

Замена тормозных колодок

Если появились основные признаки износа колодок (уменьшение эффективности торможения, соответствующий сигнал от датчиков), то необходимо в ближайшее время произвести их замену. Ради этого необязательно обращаться в СТО, так как процедуру можно выполнить и самостоятельно в обычных гаражных условиях, хоть она и не является элементарной.

Примечание! Замена колодок осуществляется исключительно попарно.

Необходимый инструментарий и подготовка

Для начала следует отметить, что замена на разных автомобилях может отличаться в деталях, но общий принцип совпадает. Для того, чтобы поменять колодки, вам потребуются:

  • гаечные ключи подходящего размера (один для болтов колеса, другой для суппорта — наиважнейшей детали тормозной системы);
  • широкая отвертка (для отсоединения колодок);
  • смазывающая жидкость;
  • перчатки, респиратор, защитные очки (необязательно).

Когда приготовили нужные инструменты и приобрели новые тормозные колодки, можно приступать к подготовке. Процесс замены отличается для задних и передних колодок, но подготовительный этап у них все равно смежный и включает:

  • размещение автомобиля на ровной поверхности;
  • подставку под колеса противооткатные упоры, бруски или кирпичи;
  • ослабление колесных болтов примерно на две трети;
  • установку домкрата (желательно не полагаться только на него и дополнительно подставить под каркас авто кирпичи или нечто подобное);
  • откручивание и съем колеса (нужно потянуть его на себя).

Подготовка завершается откручиванием емкости с тормозной жидкостью и выкручиванием руля таким образом, чтобы иметь максимально свободный доступ к суппортам.

Примечание! Начинать подготовительную стадию допускается только на остывший автомобиль.

Замена дисковых (зачастую передних) колодок

Алгоритм действий по демонтажу следующий:

  1. Откручиваются болты суппорта с помощью гаечного ключа.
  2. Снимаются отверткой фиксирующие скобы (если они есть).
  3. Отсоединяется датчик износа (если установлен).
  4. Подвешивается суппорт проволокой или ремнем так, чтобы он не давил на тормозные трубки и не висел на них.
  5. Демонтируются колодки (поддеваются отверткой и достаются, возможно, потребуется усилие).

Примечание! Рекомендуется осмотреть тормозной диск на предмет повреждений и остальных следов износа. Если он тоже израсходовал свой ресурс, то лучше заодно поменять и его.

На очереди очищение посадочного места от грязи. Затем устанавливаются новые колодки с предварительно смазанной тыльной поверхностью. Также рекомендуется обработать смазкой и металлические элементы. Будьте внимательны: на фрикционное покрытие не должна попасть смазка, иначе ухудшатся характеристики торможения. Далее следует осуществить монтаж снятых деталей: сначала суппорта, а потом колеса и бачка с тормозной жидкостью. Те же самые операции выполняются с другим колесом.

Остался проверочный этап правильности установки. Сначала, когда автомобиль в нейтральном или парковочном положении, необходимо нажать на тормоз 10-20 раз. Затем предстоит проезд с маленькой скоростью (около 8 км/ч) и проверкой эффективности торможения. Если все нормально, то продолжаете увеличивать скорость (до 50 км/ч достаточно), периодически нажимая на педаль тормоза, проверяя его работу. При езде не должно быть лишних звуков, скрежета и т.п.

Замена барабанных (исключительно задних) колодок

Процедура начинается со снятия авто с ручного тормоза. Дальнейшая последовательность действий:

  1. Демонтаж барабана. Откручиваются гайки, снимается сама деталь (если плотно сидит, то потребуется постучать немного молотком).
  2. Запоминание расположения пружин, тяг и фиксаторов (для надежности лучше даже сфотографировать). Является отдельным и крайне важным этапом. Если затем соединить неправильно, тормоз не будет работать.
  3. Отсоединение тяг и пружин, после чего снимаются старые детали.
Читайте также:  Лего с мотором инструкция по сборке

В последнюю очередь ставятся новые колодки и осуществляется сборка барабанного тормоза в обратном порядке. До того, как машина убирается с домкрата, затягивается ручной тормоз для первичной проверки работоспособности — попытка прокрутить колесо руками. Если не удалось, то колодки установлены правильно и остается лишь тестирование на дороге по аналогии с дисковым тормозом.

Замена передних и задних тормозных колодок

Обслуживание тормозной системы автомобиля – это, прежде всего, периодический осмотр и при необходимости замена тормозных колодок. Конечно, можно доверить эти операции специалистам автосервиса, а можно выполнить их самостоятельно, сэкономив время и деньги и получив уверенность в качестве работ и удовлетворение от их выполнения.

В рамках данной статьи мы подробно рассмотрим вопросы, которые помогут проводить техническое обслуживание тормозной системы своими руками:

  • С какой периодичностью и как проводить диагностику тормозных механизмов?
  • Первые признаки, свидетельствующие о необходимости замены тормозных колодок.
  • Последовательность операций при замене и есть ли особенности у различных моделей автомобилей.
  • Отличается ли содержание операций при замене колодок дисковых и барабанных тормозов, и нужно ли проводить дополнительные действия после установки новых колодок?

А в конце статьи смотрите видео-инструкцию по замене передних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108-21099, 2110-2115, Лада Калина, Приора, Гранта.

Когда нужно менять тормозные колодки

Тормозная система автомобиля, как одна из самых ответственных с точки зрения безопасности, требует регулярного осмотра. Опытные автомеханики рекомендуют осматривать состояние тормозных колодок одновременно с проведением технического обслуживания автомобиля – каждые 10 тыс. км. Эта рекомендация особенно актуальна для автомобилей, вышедших из гарантийного срока.

Для принятия решения о необходимости замены колодок при осмотре обращают первоочередное внимание на следующие обстоятельства:

  1. Остаточная толщина фрикционного слоя. Единых правил здесь нет, однако приближение толщины к отметке 2 мм свидетельствует о необходимости скорой замены.

Как правило, тормозные колодки современных автомобилей оборудованы датчиками индикации недопустимого износа. Это могут быть как устройства механического типа (издают резкий скрип при достижении накладкой определенной толщины), так и электромеханического (индикация на приборной панели). Поступление соответствующего сигнала свидетельствует о необходимости немедленной замены колодок.

  1. Наличие механических повреждений не связанных с естественным износом колодок: сколы, трещины и т.д.
  2. Наличие повреждений «ответной» части (относится к дисковым тормозам): борозды, трещины, волнистость (приводит к неравномерному износу поверхности колодки).

Помимо результатов осмотра могут быть и другие внешние проявления необходимости замены колодок:

  • увеличение тормозного пути;
  • резкий шум (скрип, скрежет) при торможении не связанный с индикатором недопустимого износа;
  • неадекватная реакция автомобиля при торможении (резкие удары, толчки).

Среди факторов, влияющих на надежность тормозной системы в целом, необходимо отметить следующие:

  1. Качество изготовления и материалов колодок.
  2. Манеру езды водителя.
  3. Состояние дорог (преобладание чистого покрытия или агрессивной среды, грязи, абразивных включений и т.д.).
  4. Климатические особенности региона эксплуатации.
  5. Естественный износ при торможении.

Качественные тормозные колодки – это залог надёжной работы тормозных механизмов, и поэтому экономить на их стоимости целесообразно в разумных пределах. В самом деле, если экономия в 20% при покупке колодок обернётся 30% снижением их ресурса, то это будут скорее лишние затраты.

Читайте также:  Схема циркуляции охлаждающей жидкости двигатель 405

С другой стороны бытует мнение, что если качественные тормозные колодки (например, для автомобилей премиум-класса) «не совсем подходят» к конкретному авто, их можно «подогнать» (отрезать, подпилить, подточить). Делать это категорически не рекомендуется: любое механическое воздействие на фрикционный материал и подложку (кроме, разумеется, работы в штатном режиме) может привести к раннему разрушению колодки.

Рекомендация для выбора тормозных колодок проста: покупайте колодки хорошего качества и штатного размера для конкретной модели авто.

О том, какие тормозные колодки лучше, читайте здесь.

Кстати, при замене тормозных колодок новички часто задают вопрос: надо ли менять колодки с двух сторон, если с одной стороны они ещё находятся в удовлетворительном состоянии? Ответ однозначный – менять нужно одновременно с двух сторон, так как в противном случае появляется опасная ситуация неравномерного износа и не одновременного срабатывания тормозов.

Понятно также, что при агрессивной манере езды да ещё по грунтовым дорогам с повышенным содержанием абразива, осматривать состояние тормозной системы необходимо чаще рекомендуемых интервалов. То же относится и к автомобилям с автоматической коробкой передач – у них износ колодок, как правило, происходит быстрее, чем в машинах, оборудованных механической коробкой.

Замена тормозных колодок на передних дисковых тормозах

Перед тем как менять передние тормозные колодки необходимо выполнить ряд простых операций:

  1. Установите автомобиль на ровной поверхности и подложите под колёса упоры для предотвращения дальнейших перемещений машины.
  2. Откройте капот и снимите крышку бачка с тормозной жидкостью (чтобы облегчить впоследствии перемещение поршня рабочего цилиндра).
  3. Ослабьте крепление колеса, поднимите автомобиль домкратом и снимите колесо.

Далее, выверните рулевое колесо, чтобы обеспечить лучший доступ к суппорту (заодно и лучшую обзорность – на рисунке 1 выше дисковый тормозной механизм Toyota Camry) и осмотрите поверхность тормозного диска.

Конструкция крепления тормозных колодок в разных марках и моделях автомобилей может несколько отличаться, однако практически у всех моделей есть общие конструктивные элементы. К таким элементам следует отнести крепление суппорта или его части (крышки): ослабив один из болтов (2) и полностью вывернув другой, можно поднять крышку суппорта, освободив доступ к колодкам (3).

Так как суппорт соединен шлангами с источником тормозной жидкости, не допускайте, чтобы в процессе работы он повисал на них. Полностью или частично снятый суппорт желательно проволокой закрепить на деталях подвески, убедившись в отсутствии нагрузки на трубопроводы.

Следующий этап – демонтаж старых тормозных колодок и установка новых. После демонтажа следует внимательно осмотреть поверхность старых колодок, и оценить состояние тормозного диска.

Перед установкой новых колодок необходимо «вдавить» шток поршня рабочего цилиндра в прилегающую поверхность суппорта. Так как толщина новых тормозных колодок больше, чем у изношенных, поэтому им необходимо дополнительное пространство.

Эту операцию удобно проводить при помощи струбцины, как показано на следующем рисунке и на видео в конце статьи.

В качестве прокладки между штоком и зажимом струбцины можно использовать старую тормозную колодку.

Если струбцины под рукой нет, тогда старые колодки в суппорте (а значит шток поршня рабочего цилиндра) отжимают небольшой монтажкой (или большой плоской отверткой) до разборки самого суппорта.

Читайте также:  Чип тюнинг химиков 2

Следует помнить о необходимости закрывать крышку бачка с тормозной жидкостью. Дело в том, что тормозная жидкость гигроскопична и длительный контакт с атмосферой ей на пользу не идёт. Подробно о тормозных жидкостях читайте по этой ссылке.

Далее новые колодки устанавливают в суппорт и крепят их там так, как предусмотрено конструкцией авто. Дальнейшую сборку производят в последовательности обратной разборке.

По завершении замены тормозных колодок следует несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы убедиться, что всё стало на свои места.

Замена задних колодок на дисковых тормозных механизмах выполняется аналогичным образом.

Замена тормозных колодок на задних барабанных тормозах

Задние тормозные колодки барабанных тормозов меняются значительно реже более нагруженных передних колодок. И хотя конструктивно барабанные тормоза выглядят сложнее дисковых, замена их, как правило, даже несколько более простая процедура.

Главное в этой процедуре запомнить расположение всех пружин и тяг с тем, чтобы при сборке установить их точно так же, иначе тормоз работать не будет.

Последовательность операций такова:

  • Выполняются первые три пункта из процедуры замены дисковых тормозов. Важно при этом снять автомобиль с ручного тормоза, который является составной частью барабанных тормозов.
  • Отвернуть гайки, крепления барабана и если он «закис» стронуть его с места простукиванием и демонтировать.
  • Внимательно изучить расположение пружин, фиксаторов и тяг.
  • Освободить ручной тормоз и все пружины и тяги. Вынуть старые колодки.
  • Собрать новые колодки с тягами и пружинами;
  • Установить собранные комплекты внутри тормозного механизма.

После установки новых тормозных колодок выполняется обязательная проверка работы тормозов.

Проверка работы тормозов после замены колодок

При проверке работоспособности тормозов, прежде всего, следует удостовериться в качестве сборки механизма – тормоза должны работать плавно, без рывков и посторонних шумов.

Кроме того, и это особенно важно для передних дисковых тормозов, для новых колодок необходима приработка поверхностей трения (так называемая, «притирка»).

Если дисковые тормоза собраны правильно, то приработку осуществляют следующим образом:

  • первые 150-300 км пробега после замены используют серии так называемых мягких (не более 50% от максимального усилия на педали сцепления) торможений, которые носят кратковременный характер (чтобы избежать перегрева поверхностей трения);
  • в период приработки рекомендуется провести не менее 30-50 циклов остановки с постепенным незатянутым торможением и временем каждой остановки не менее 3-5 секунд (чтобы дать тормозным механизмам несколько остыть).

Проверка качества сборки ручного тормоза проводится ещё до снятия машины с домкрата: затягиванием ручника и попыткой провернуть колесо. Сборка барабанного тормоза в целом оценивается в процессе приработки на ходу.

Следует иметь в виду, что скрип и посторонние шумы не всегда бывают следствием некачественной сборки или некачественных колодок. Причинами таких шумов могут быть мелкие камушки, попавшие в тормозной механизм или погодные условия, связанные с повышенной влажностью или образованием конденсата.

Если неправильно подобран фрикционный материал накладок и новая колодка «пылит», то в барабанном тормозном механизме шумовые последствия этого обнаруживаются значительно скорее, чем в дисковом, так как пыли там просто некуда деваться.

Видео: замена передних тормозных колодок ВАЗ 2108-21099, 2110-2115, Калина, Приора, Гранта

Adblock
detector