Меню

Методические указания лабораторной работы ремонт автомобилей

Методические указания по выполнению лабораторной работы по МДК.01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
методическая разработка на тему

Методические указания предназначены для обучающихся в ходе изучения МДК.01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Указания могут использоваться как на занятиях, так и при самостоятельной внеаудиторной работе.

Скачать:

Вложение Размер
mu_lr_to_ab.doc 656.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ГОБПОУ «Грязинский технический колледж»

Методические указания по проведению лабораторной работы

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

«ТО аккумуляторной батареи»

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методические указания по проведению лабораторной работы «Техническое обслуживание и ремонт стартера» по МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Лукьянчикова О.Н. , преподаватель специальных дисциплин

Цикловой комиссией
технических дисциплин

_______________ /Э.Г. Тугуши./

Методические указания по проведению лабораторной работы предназначены для студентов ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для подготовки и проведения лабораторной работы, c целью освоения практических умений и навыков и профессиональных компетенций.

Методические указания по проведению лабораторной работы составлены в соответствии с программой профессионального модуля ПМ. 01 МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и требованиям к умениям и знаниям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Методические указания по выполнению лабораторной работы разработаны согласно программе профессионального модуля ПМ. 01 МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (МДК входит в профессиональный модуль) и требованиям к умениям и знаниям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Лабораторная работа направлена на освоение следующих практических навыков, умений и знаний согласно ФГОС.

иметь практический опыт:

  • осуществления технического обслуживания и ремонта.
  • разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;
  • осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач.
  • устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;
  • базовые схемы включения элементов электрооборудования;
  • правила оформления технической и отчетной документации;
  • основные положения действующей нормативной документации.

Методические указания по выполнению лабораторной работы содержат краткие теоретические основы, которыми студенты должны владеть перед проведением лабораторной работы; перечень приборов и материалов; технологию выполнения технического обслуживания элемента системы электрооборудования автомобиля, рекомендации по возможным неисправностям стартера.

Лабораторная работа рассчитана на 2 часа.

Методические указания к выполнению лабораторной работы

  1. К выполнению лабораторной работы необходимо приготовиться до начала занятия в лаборатории. Кроме описания работы в данном учебном пособии, используйте рекомендованную литературу и конспект лекций. К выполнению работы допускаются только подготовленные студенты.
  2. При проведении работ необходимо в заранее подготовленные таблицы записать порядок выполнения работы, зарисовать элемент.
  3. При обработке результатов замеров:

А) помните, что точность расчетов не может превышать точности прямых измерений;

Б) результаты измерений лучше записывать в виде доверительного интервала.

  1. Отчеты по лабораторным работам оформляются в письменном виде (в тетради для лабораторных работ или печатном виде), аккуратно и должны включать в себя следующие пункты:
  • название лабораторной работы и ее цель;
  • далее пишется «Ход работы» и выполняются этапы лабораторной работы (оформленные в виде технологической таблицы); согласно выше приведенному порядку (записываются результаты измерений, обработка результатов измерений, используемое оборудование, заполнение требуемых таблиц, по завершении работы делается вывод).
  1. При подготовке к сдаче лабораторной работы, необходимо ответить на предложенные контрольные вопросы.
  2. При оценивании лабораторной работы учитывается следующее:

— качество выполнения практической части лабораторной работы (соблюдение технологии, методики выполнения, получение результатов в соответствии с целью работы);

— качество оформления отчета по лабораторной работе (в соответствии с установленными требованиями);

— качество устных ответов на контрольные вопросы при защите работы (глубина ответов, использование специальной терминологии, знание методики выполнения работы).

  1. Если отчет по работе не сдан во время (до выполнения следующей работы) по неуважительной причине, оценка за лабораторную работу снижается.

Техника безопасности при выполнении лабораторной работы

— Вход в лабораторию осуществляется только по разрешению преподавателя.

— На первом занятии преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности и напоминает студентам о бережном отношении к лаборатории и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки лаборатории.

— При обнаружении повреждений оборудования, недостачи инструментов персональную ответственность несут студенты, выполнявшие лабораторную работу на этом оборудовании, применяющие этот инструмент. Виновники обязаны возместить материальный ущерб колледжу.

— При ознакомлении с рабочим местом необходимо проверить наличие комплектности оборудования и соединительных проводов (в случае отсутствия какого либо элемента, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю).

— Если во время проведения опыта замечены какие-либо неисправности оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю.

— После окончания лабораторной работы рабочее место следует привести в порядок .

Лабораторная работа № 23

ТО аккумуляторной батареи

Изучить и освоить методы выполнения работ технического обслуживания и ремонта по стартеру.

В результате выполнения работы студенты

  • осуществлять техническое обслуживание аккумуляторной батареи;
  • разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания АБ

— получить практические навыки по поддержанию

аккумуляторной батареи в рабочем состоянии

  • правила оформления технической и отчетной документации;
  • основные положения действующей нормативной документации.

Приборы, материалы и инструмент

аккумуляторные батареи, амперметр, вольтметр, зарядное устройство, набор инструментов, соединительные элементы.

Порядок выполнения лабораторной работы

Перед диагностированием аккумуляторной батареи необходимо произвести подготовительные работы: внешний осмотр на герметичность и очистка. В случае обнаружения трещин или сколов корпуса, нарушающего герметичность необходимо произвести устранение течи при помощи мастики или клеянием.

Очистка поверхности аккумулятора производится тёплой водой с применением щёлочей, затем верхняя часть протирается насухо. Очистка аккумулятора от загрязнений предотвращает утечку тока.

Очистка контактов и клемм осуществляется также тёплой водой отмачиванием, применение режущего инструмента для очистки не желательно, т.к. это приводит к изменению формы стержней и клемм.

Аккумуляторная батарея диагностируется по следующим параметрам:

  • Уровень электролита;
  • Плотность электролита;
  • Степень заряженности аккумуляторов.

Уровень электролита определяется по его удалённости от пробки аккумулятора, который должен составлять 15 мм. Измеряется уровень при помощи стержня или стеклянной трубки.

Плотность электролита определяется при помощи специальных приборов плотномеров или ареометров. Плотность электролита должна составлять для умеренного климатического района 1,27 г/см 3 .

Степень заряженности определяется нагрузочной вилкой в каждом аккумуляторе и должна составлять не менее 1,9В.

При отсутствии приборов работоспособность аккумуляторов проверяют по прокручиванию вала двигателя в режиме запуска. Работа стартера должна быть плавная.

  1. Определение величины напряжения бортовой сети автомобиля и её регулировка.

Величину напряжения бортовой сети определяют при помощи вольтметра мотор-тестора или при помощи обычного вольтметра со шкалой до 15…20 В, который подключается к клеммам аккумулятора. При 2000….3000 об/мин. коленчатого вала двигателя напряжение должно составлять 13-14, 2 В.

Регулировка напряжения бортовой сети. Если напряжение в бортовой сети автомобиля пониженное в первую очередь необходимо проверить состояние приводного ремня генератора; при его износе или повреждении — заменить, при ослаблении – натянуть.

При хорошем состоянии ремённой передачи пониженное напряжение указывает на неисправность реле-регулятора. Для этого необходимо снять крышку реле-регулятор и увеличивая жёсткость пружины контактов реле напряжения добиться величины напряжения пир нагрузке 13,8 – 14,5 В. При установке крышки напряжение снизится до 13 – 14 В.

Если напряжение повышенное в первую очередь необходимо проверить качество соединения реле –регулятора с массой и его исправность при помощи прибора (вольтметра) или контрольной лампочки на прохождение тока на входной и выходной клемме реле- регулятора. Если реле – регулятор исправен, необходимо ослабить жёсткость пружины рале напряжения до достижения номинального напряжения.

Примечание: при изменении жёсткости пружины необходимо помнить, что короткое замыкание её на массу приводит к выходу из строя предохранителя или обгоранию проводов, поэтому необходимо отключить аккумулятор (выключить зажигание).

3. Подзаряд аккумуляторной батареи целесообразно производить один раз в три месяца током от 1/10 до 1/13 номинальной ёмкости батареи. Есть два способа заряда аккумуляторных батарей:

  • при постоянной силе тока;
  • при постоянном напряжении.

В первом случае (рис.1) батареи присоединяют к зарядной сети последовательно группами через нагрузочные реостаты R. Группы подбирают одинаковой ёмкости. Заряжают батареи в две ступени. На первой ступени заряд ведут до тех пор, пока напряжение на зажимах одного элемента батареи не достигает 2,4 В, а на второй ступени – при уменьшенной на 50% силе тока.

Недостатками этого способа являются большая продолжительность заряда (10-14 ч.), необходимость одинаковых ёмкостей подключаемых батарей и ежечасный контроль величины тока.

При постоянном напряжении (рис.2) можно заряжать батареи различной ёмкости и степени заряженности, причём в группе подбирают батареи, имеющие одинаковое напряжение. Этот способ заряда менее продолжителен, но не обеспечивает возможность регулирования величин силы тока. Применяется для батарей, бывших в эксплуатации.

Заряд (подзаряд) может также производиться непосредственно на автомобиле с помощью установки модели Э –410 для ускоренного заряда аккумуляторных батарей. Форсированный процесс заряда достигается за счёт использования большого (50 А) зарядного тока. Длительность процесса заряда определяется по номограмме, имеющейся на приборе, и зависит от ёмкости и фактического напряжения батареи под нагрузкой.

Наиболее распространён метод заряда батареи от сети переменного тока, предварительно преобразованного в постоянный при помощи преобразователя, электродвигателя –генератора или выпрямителя.

Широкое применение на АТП получили твёрдые силовые выпрямители ВСА-111 и ВСА –5, обеспечивающие напряжение выпрямительного тока до 80 В при силе тока до 8А, и выпрямитель ВСА –5-64 В при силе тока 12 А.

Рис. 1. Схема заряда АБ при Рис. 2. Схема заряда АБ при

постоянной величине тока. постоянном напряжении

В «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» дан перечень работ по системе электрооборудования автомобиля:

ТО-1: очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи и следов электролита; прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надежность контакта наконечников проводов с выводными штырями; проверить уровень электролита.

При диагностировании АБ проверяют отсутствие трещин в баке и следов расплескивания электролита, чистоту поверхности батареи, крепление батареи в гнезде, прочность контактов наконечников проводов с клеммами батареи, чистоту вентиляционных, состояние штырей и зажимов, уровень электролита в каждом аккумуляторе, соответствие плотности электролита норме и работоспособность батареи под нагрузкой.

Аккумуляторная батарея предназначена для снабжения бортовой сети автомобиля постоянным электрическим током при неработающем двигателе. Исправность и работоспособность аккумуляторной батареи определяется степенью заряженности, которая зависит от плотности электролита, его количества (уровня) и состояния пластин с активной массой.

Уровень электролита в аккумуляторе контролируется по метка на прозрачном корпусе, специальному тубусу в заливном отверстии или при помощи стеклянной трубки устанавливаемой через заливное отверстие. Уровень электролита должен составлять 12…15 мм от защитной верхней сетки пластин. При снижении уровня необходимо доливать дистиллированную воду, электролит доливается только в случае утечки электролита из аккумулятора. Плотность электролита определяется ареометром или денсиметром (плотномером) и должна составлять при 20 о С 1,27 г/см 3 , разность не должна превышать 0,02 г/см 3 . При снижении степени заряженности аккумулятора плотность так же снижается, понижение плотности на 0,01 соответствует 6% разряженности. При разряженности 50% аккумулятор необходимо подзаряжать. Подзарядка производится током 0,1…0,07 от ёмкости аккумулятора. Если после зарядки аккумулятора плотность не соответствует норме необходима её корректировка добавлением дистиллированной воды или электролита плотностью 1,40 г/см 3 .

Степень заряженности аккумулятора контролируется при помощи нагрузочной вилки и должна составлять не менее 1,9 В, для необслуживаемых аккумуляторов определяется напряжение на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки 12,3…12,6 В и под нагрузкой 0,1 ёмкости – не менее 11,4 В.

Рис. 3. Диагностирование аккумуляторной батареи.

а- проверка уровня, б- проверка плотности, в- проверка степени заряженности.

Работоспособность аккумуляторной батареи определяется на автомобиле в режиме запуска при включенных фарах головного света. Если при запуске свет гаснет и при этом незначительное прокручивание коленчатого вала это указывает на разряженность аккумуляторной батареи, если яркость света незначительно гаснет- аккумулятор работоспособен (незначительное прокручивание коленчатого вала при этом указывает на неисправность стартера).

Отчёт о работе должен содержать название и цель работы, таблицу с порядком проведения работ (технологическую таблицу), результаты измерений, технические условия, рисунок Выводы по работе должны включать описание влияния технологических операций на работу АБ.

  1. Каковы признаки повышенной разряженности и других неисправностей АБ.
  2. Перечислите основные возможные неисправности АБ и их причины.
  3. Почему в каждой климатической зоне следует использовать строго определённую плотность электролита.
  4. Каковы причины «кипения» электролита в АБ на линии, как удалить инееобразный налёт от выделяющегося из АБ электролита.
  5. Назовите основные методы диагностики АБ, какие приборы при этом используются.
  6. Какова технология зарядки АБ, как оборудуются зарядные отделения в АТП.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению лабораторной работы №1 «Ознакомление с методикой измерения твердости материалов по Роквеллу и Бринеллю» предназначены для студентов специальности «Техническое обслу.

Методические указания содержат задания к лабораторным работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой практической работе, требования к знаниям и умениям. П.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий.

Финансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь человека через его руки проходит огромное ко.

Пояснительная запискаФинансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь человека через его руки.

Лабораторный практикум является неотъемлемой и существенной со­ставной частью учебного процесса по изучению дисциплины «Техническая механика». Его целью является:сообщить студентам нео.

Настоящие методические указания предназначены для изучения МДК.03.01. «Технология ремонта и обновления швейных изделий» и составлены в соответствии с требованиями Федерального государствен.

Читайте также:  Ходовая часть автомобиля ваз приора
Adblock
detector