Меню

Газ 21 волга берегись автомобиля

Та самая Волга Юрия Деточкина: все ее знаменитые роли

Ключ на старт


  • А на что ты готов ради Волги?

    Без дела в гараже «Мосфильма» Волга долго не простаивала и после первого яркого появления на экране снялась еще в целом ряде известных картин. Для советского человека ГАЗ-21 — это, прежде всего, автомобиль такси. Именно от этого и отталкивались впоследствии многие режиссеры, задействовавшие машину в кадре. Взять хотя бы мелодраму «Три тополя на Плющихе» (1967 г.) Татьяны Лиозновой о случайной встрече интеллигентного таксиста Саши (Олег Ефремов) и простой деревенской женщины Нюры (Татьяна Доронина). Здесь машина играет едва ли не главную роль наряду с именитыми актерами. Для этого фильма облик Волги немного изменили: на бока машины приклеили шашечки, перекрасили из бежевого в салатовый.

    В следующий раз в образе такси ГАЗ-21 предстает в фильме «Бриллиантовая рука» (1969 г.) Леонида Гайдая, для которого машина вновь становится бежевой. Спустя годы авто сменило цвет на серый, а на его капот водрузили фигурку летящего оленя. В таком виде Волга приняла участие в съемках ленты «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001 г.) Карена Шахназарова.

    Знаете ли вы, что в фильме «Бриллиантовая рука» снималось сразу две Волги? Одну водил актер Владимир Гуляев, исполнитель роли лейтенанта милиции Володи. Неподражаемый Анатолий Папанов с его «кто заказывал такси на Дубровку?» тоже водит Волгу, но это уже другой автомобиль — более раннего выпуска.


  • Чего вы не знали о легендарной «Волге» из «Берегись автомобиля»

    Автоколлекционер и шансонье Валерий Курас рассказал обо всех секретах культового советского седана.

    «ГАЗ-21 «Волга» — одно из самых удачных творений советского автопрома. Мой экземпляр непосредственно 1961 года выпуска. Для меня она замечательна тем, что сколько я себя помню, столько же я помню эту машину», — говорит Валерий Курас.

    Разработка автомобиля, который должен был стать преемником устаревшей «Победы», началась в 1952 году. Весьма примечательно, что изначально над дизайном седана параллельно работали две команды — одна под руководством англичанина Джона Уильямса, вторую возглавлял Лев Еремеев. Через год два варианта будущего автомобиля были представлены на суд экспертов. Макет англичанина был весьма продвинутым, но вариант Еремеева более соответствовал реалиям того времени. В результате для дальнейшей работы был выбран концепт советского художника. Это стало большой победой для отечественного автопрома, который до этого в основном заимствовал все у западных производителей.

    Таким количеством новых технологий, какое было реализовано в 21-й «Волге», не мог похвастаться ни один советский автомобиль. Впервые в истории отечественного автопрома на автомобиле было установлено гнутое лобовое стекло, благодаря которому увеличивалась обзорность. Рычажок переключения поворотников переместился на то место, где он находится и по сей день — на руль. За счет специальной обработки кузова «фосфатированием» автомобиль был практически не подвержен коррозии, а о материале кузова «Волги» ходили легенды благодаря его прочности, хотя он не отличался от западных аналогов.

    Однако хватало в «Волге» и недостатков, причем недостатков серьезных. К примеру, советские автопроизводители так и не сумели наладить массовое производство автоматических коробок передач. Управление автомобилем требовало больших физических усилий из-за отсутствия гидроусилителей руля и тормозов. Неэффективным был и стояночный тормоз, а при попытке аварийной остановки автомобиля он и вовсе ломался.

    Места под капотом в «Волге» полно, и это не только потому, что в моде были большие кузовы. Это сделано для того, чтобы был легкий доступ для ремонта. В те времена мало кто ездил на станции техобслуживания, это было мало доступно, и люди чинили все сами.

    Читайте также:  Замена двигателя для автомойки

    В 60-е годы ГАЗ-21 стал самым массовым советским автомобилем. Его использовали в качестве такси, карет скорой помощи и в массе других ипостасей. При мощности в 75 лошадиных сил автомобиль развивал максимальную скорость в 130 км/ч, будучи намного шустрее своего знаменитого предка — «Победы».

    «21-я «Волга» успешно экспортировалась на Запад. Правда, в западных технологиях за время производства машины появились такие вещи, которых у нас не было. Поэтому экспортировали «Волгу» через финскую компанию, которая модернизировала автомобиль и уже поставляла его в Европу. В частности, они устанавливали автоматическую коробку передач, гидроусилитель руля, тормозов, и «Волга» становилась комфортнейшей машиной», — рассказывает Валерий Курас.

    Валерий обратил наше внимание и на еще один интересный атрибут «Волги», который не шел в комплектации, но был практически на всех автомобилях в 1960-е годы — это резиновые накладки на ободках дворников. Сейчас сложно понять, для чего они нужны, а в то время без них автомобиль не оставляли. Дело в том, что дворники водители уносили с собой домой, боясь того, что их украдут. Резиновые накладки же надевались на ободки для того, чтобы они не царапали лобовое стекло.

    Новое в блогах

    Сообщество «АНТИСОВЕТСКАЯ ЛИГА»

    История легендарной «Волги» ГАЗ-21

    Автомобиль «Волга» ГАЗ-21, также как и «Победа», давно стал легендой. Это автомобиль времён шпионских страстей и модного, но запретного рок-н-ролла. В фильме «Берегись автомобиля» главный герой Юрий Деточкин воровал именно 21-е Волги.

    В ноябре 1953 года конструктор Александр Невзоров и дизайнер Лев Еремеев только начали работу над новым автомобилем, а уже в следующем году были собраны его первые опытные образцы. Если быть точным, то заводской индекс модели изначально обозначали ГАЗ-М-21, и только позднее (с 1965 года) как ГАЗ-21. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя не ахти как и в серийное производство не пошел).

    Главный конструктор автомобиля ГАЗ-21 Александр Михайлович Невзоров:

    Главный дизайнер автомобиля Лев Михайлович Еремеев (слева):

    Для нового автомобиля были разработаны две коробки передач – автоматическая и механическая. Обе были трехступенчатыми. Главная передача сначала была не гипоидной, как на моделях, выпущенных после 1957-го года, а конусной. У автомобиля была независимая передняя подвеска с рычажными гидравлическими амортизаторами. Задняя, обычное дело, независимая на продольных полуэллиптических рессорах. Шины 6,70-15. С капота автомобиля взмывал хромированный олень.

    От него по центру капота к лобовому стеклу шел широкий молдинг. Облицовка радиатора с 10 вертикальными отверстиями. Задние фонари включали в себя габаритные огни, тормозные и указатели поворота – три в одном красном рассеивателе и фонарь заднего хода в стальном хромированном окладе.

    «Волги» стали оснащать трехдиапазонным радиоприемником в качестве стандартного оборудования. Исключение составляли модификации такси – 21А (позже 21Т). На такси вместо цельного переднего дивана ставили два раздельных кресла. Не было в этих модификациях и прикуривателя. Большие круглые часы с надписью «Сделано в СССР» устанавливались на все версии автомобиля.

    ГАЗ-21Б на первомайской демонстрации с занятной надстройкой:

    Волга ГАЗ-21Т со встроенным таксометром:

    3 мая 1955 года начались государственные испытания трех образцов «Волги»: двух с автоматической трансмиссией и одного – с механической. Частью испытаний был пробег Москва – Крым и обратно. Журнал «Огонек» в июле писал: «В нескольких десятках километров от Симферополя, на территории совхоза «Путь к коммунизму», в густой чаще кустарников лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости».

    Читайте также:  Масло мотор киа соренто

    Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

    Сцену погони, надеюсь, припоминаете…

    Постановка ГАЗ-21 на конвейер была приурочена к Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве летом 1957 года. На «Волге» первого выпуска облицовка спереди была выполнена в том же стиле, что и на «Победе» последней серии (1955-1958) – три горизонтальных хромированных бруса. Верхний брус был проложен по капоту, а нижний замыкался по краям указателями поворотов. Композицию венчала пятиконечная звезда. Автолюбитель, особо не различавший модификаций, так и говорил: «Волга со звездой».

    Появление этой облицовки на машинах первой серии – отдельная история. На обязательном показе опытных автомобилей в Кремле оформление передней части автомобиля не понравилось маршалу Жукову. На завод из Москвы была дана срочная директива: переделать. Переделали. Звезда маршалу не могла не прийтись по вкусу. В 1958-м году, когда полководец попал в опалу, пришла новая директива – переделать. К тому времени было выпущено около 31 тысячи «Волг со звездой».

    Собственный двигатель автомобиль получил только в 1957 году. Это был верхнеклапанный мотор. В 1962 году «Волга» становится автомобилем 60-х. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. На шоферском сленге она называлась «китовый ус».

    Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

    С облицовкой были интегрированы новые габаритные фонари, заходящие на боковину крыла. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки.
    Птичка 1-ой серии:

    Птичка 2-ой серии:

    Птичка-ласточка 3-й серии:

    На капот больше не устанавливали продольный молдинг и фигурку оленя, который был причиной серьезных травм при наездах на пешеходов, но чаще сам становился жертвой вандализма. Новая эмблема на капоте была позаимствована у «Чайки». С той лишь разницей, что ее хромированный оклад имел два горизонтальных крылышка. Помпезность прошлых лет сменилась на легкость и стремительность. Автомобиль визуально стал восприниматься как совершенно новый.

    Про оленя и «оленеводов» немного поподробней:

    Знаменитый олень, украшавший капот «Волги» первой и вторых серий, в финальной серии не был использован, что объясняется не только озабоченностью о безопасности пешеходов. Он стал настоящим магнитом для воров, которые срывали оленя с автомобилей. Поэтому из-за её дороговизны и — главное — травмоопасности, уже в конце пятидесятых фигурку оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя её «каплей» — травмобезопасной обтекаемой фигурой вытянутой формы.

    Читайте также:  Сборка швейной машины brother

    В 1962 году все украшения с капота «Волги» убрали — и оленя с подставкой, и каплю, и продольный молдинг из двух частей. Есть сведения, что ГАИ порой заставляло владельцев первых-вторых выпусков снимать оленей во время прохождения техосмотра.

    Существует и другая причина: во время дождя, потоки воды, ударяясь об оленя, летели прямиком на лобовое стекло, что затрудняло обзор во время движения. Но владельцы ГАЗ-21 все равно сажали оленей на капоты своих автомобилей. Они покупали их в магазинах автозапчастей.

    Изменениям подверглась и передняя подвеска – вместо рычажных амортизаторов (победовская схема) стали устанавливать телескопические. Подвеска стала жестче. Тканевая обивка потолка была заменена на моющуюся – из искусственной кожи. Базовая модель получила обозначение 21Л – именно такую угонит Деточкин у Димы Семицветова «Берегись автомобиля»).

    В том же 1962 году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом ГАЗ-22 с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе выпускалась карета скорой помощи – ГАЗ-22Б.

    В 1965 году Эльдар Рязанов снимает «Берегись автомобиля». А в это же время Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21 модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых. Базовая модель с 75-сильным двигателем получила индекс 21Р, такси – 21Т, универсал – 22В, скорая – 22Д. Топ-моделями стали 21УС и 21С. Цена самой дорогой экспортной модификации 21С (85 л.с.) равнялась в 1965 году 6455 руб. Автомобиль с двухцветным кузовом стоил аж на 270 рублей дороже.

    Последняя «Волга» сошла с конвейера 15 июля 1970 года. Этот автомобиль модификации 21УС с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970 годы было выпущено 638875 автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-22.

    ГАЗ-21 с правым рулем:

    Да, даже и такие модели бывали. Правда, все это было напрасно. Даже правый руль и отсутствие звезды на решетке не сделали «Волгу» популярной в Англии, да и на западе, в целом. Бельгийский импортер Scaldia Volga даже экспериментировал и устанавливал под капоты ГАЗ-21 экономичные дизели от Peugeot и Rover, но и это не добавило автомобилю популярности.

    Рекламная афиша бельгийского импортера ГАЗа:

    Дело, во многом, заключалось в том, что «Волга» была несколько крупновата и прожорлива для западных стран. А такие ее достоинства, как плавность хода и комфортная езда по плохим дорогам, там особо не ценились, так как проблем с этим не было. Но зато ее очевидные плюсы оценили люди из наиболее близких по климату Скандинавских стран, а также из Греции, которая «славилась» своим плохими дорогами.

    ГАЗ-21, немного переделанная итальянским автомобильным ателье Ghia. Наибольшие изменения коснулись решетки радиатора. Вряд ли, итальянцы возьмутся за доработку современных российских машин, а «Волга» в то время удостаивалась даже такой чести:

    Если говорить в целом, то «Волга», несмотря на довольно-таки приятные отзывы, не добилась особой популярности на западе. Причины были самые разные. Одной из них являлась так не полюбившаяся звезда на решетке радиатора, которая намекала на происхождение автомобиля. Далеко не все западные страны хорошо относились к СССР в те годы, так как в нем они видели коммунистическую угрозу.

  • Adblock
    detector