Меню

Гайки колес грузовых автомобилей

Гайка колеса: прочный монтаж автомобильных колес

На многих современных автомобилях и иных колесных машинах колеса устанавливаются на ступицу или тормозной барабан с помощью шпилек или закладных болтов и гаек. Все о колесных гайках, их типах, конструкциях и применимости, а также о правильном подборе и использовании крепежа рассказано в этой статье.

Что такое гайка колеса?

Гайка колеса (колесная гайка) — резьбовое крепежное изделие, предназначенное для монтажа колесного диска на ступицу/тормозной диск; специальная гайка, форма и конструкция которой обеспечивают оптимальный прижим диска к ступице/барабану и его надежное удерживание во время движения транспортного средства.

Данный тип крепежа применяется на колесных транспортных средствах, в которых колеса устанавливаются на ступицу с помощью закладных болтов и шпилек. На каждом колесе устанавливается от 4 (у легковых автомобилей) до 12 (у грузовых) и более (у спецтехники до нескольких десятков штук) гаек в комплекте с болтами/шпильками. Именно от качества гаек и обеспечиваемого ими качества фиксации зависит надежность фиксации колеса, а значит — и безопасность транспортного средства. Поэтому при порче или утере гайки (или нескольких гаек) их следует как можно скорее заменить. Но прежде, чем покупать новый крепеж, нужно подробнее узнать о типах гаек, их конструкции и, что самое главное — применяемости.

Гайка колеса ЗИЛ-4331,МАЗ-4370,ГАЗ-3310 М20х1.5 тефлон MEGAPOWER

Гайка колеса М12х1.5х34 конус закрытая под ключ 21мм MP

Гайка колеса ЗИЛ-130,ГАЗ-53,УРАЛ М20х1.5 передняя правая резьба тефлон MEGAPOWER

Гайка колеса М22х1.5 ГАЗ,КАМАЗ,МАЗ ТАИМ

Гайка колеса HYUNDAI Solaris (10-) KIA Rio (11-) OE

Гайка колеса М12х1.5х33 конус-шайба закрытая под ключ 19мм MP

Гайка колеса М12х1.5х37 пресс-шайба закрытая под ключ 21мм MP

Гайка колеса HYUNDAI HD35 (17-) KIA Bongo 3 (06-) М14х1.5 заднего правая OE

Гайка колеса М12х1.5х36 секретки конус закрытая комплект 4шт. 2 головки 19/21мм TECHNOLOCK

Гайка колеса BPW DAF 95 М22х1.5 полуприцепа,тягача (юбка подвижная, H=32мм,SW32) FEBI

Типы, характеристики и применяемость гаек колес

Колесные гайки — это большая группа крепежных изделий, которые имеют различную конструкцию, тип прижимных (упорных) поверхностей, способ установки на автомобиль и применяемость, а также некоторые второстепенные особенности.

Конструктивно гайки делятся на две больших группы:

  • Обычные гайки со сквозной резьбой (стандартные);
  • Гайки-колпачки с закрытой резьбой (нестандартные).

Изделия первого типа — стандартные гайки со сквозным резьбовым отверстием и наружным шестигранником под ключ. Гайка несимметрична: в ее нижней части выполнена прижимная поверхность, обеспечивающая надежную фиксацию колесного диска, а на верхней части снята фаска.

Изделия второго типа — не стандартизированные гайки в виде колпачков с глухим каналом, в котором нарезана резьба. Такая конструкция обеспечивает дополнительную защиту и обладает улучшенными эстетическими качествами. Как и в предыдущем случае, в нижней части гайки выполнена прижимная поверхность. Наружная или верхняя поверхности гайки-колпачка могут выполняться под различные типы ключей:

  • Обычный наружный шестигранник под рожковый ключ;
  • Внутренний шестигранник под соответствующий ключ (Hex);
  • Под различные типы ключей TORX (обычные, с центральной точкой);
  • Под нестандартные ключи — гайки «секретки».
Читайте также:  Как самому заняться чип тюнингом

Оба типа крепежа изготавливаются из конструкционных сталей различных марок (в том числе легированных) методом холодной штамповки с последующей механической обработкой. Дополнительно гайка может подвергаться горячему цинкованию, либо электролитическому никелированию, хромированию, омеднению или покрытию иными металлами для достижения антикоррозийной защиты.

Гайки-секретки, имея аналогичные обычным гайкам характеристики, имеют особую функцию — защиту колес от несанкционированного демонтажа и кражи во время стоянки. Это достигается специальной конструкцией гайки — в ней выполняется поверхность сложной конфигурации под спецключ, без которого демонтировать крепеж невозможно (обычным ключом, пассатижами или иным способом). Наружная поверхность гаек может быть цилиндрической или конической. Монтаж секреток осуществляется по одной на каждое колесо автомобиля, их затяжка и ослабление выполняется ключом, который идет в комплекте.

Основная часть гайки колеса — прижимная поверхность, которой осуществляется упор, центрирование и прижим диска к ступице или тормозному барабану. Данные поверхности могут иметь различный профиль и особенности:

  • Тип A — сферический фланец увеличенного по отношению к размерам гайки диаметра. Гайки с такой поверхностью бывают уменьшенной высоты (с резьбой от М12 до М20) и увеличенной высоты (только с резьбой М22);
  • Тип B — плоский фланец увеличенного по отношению к размерам гайки диаметра;
  • Тип C — усеченный конус, широкой частью обращенный к гайке;
  • Тип D — невыпадающая шайба с плоским основанием увеличенного по отношению к размерам гайки диаметра.

Данные типы колесных гаек установлены отечественным стандартом, однако широкое применение находят и еврогайки конического типа — в отличие от обычного типа C, эти гайки имеют прижимную поверхность в виде конического фланца с увеличенным по отношению к размеру гайки диаметра.

Кроме того, на автомобили устанавливаются и иные нестандартные крепежные изделия:

  • Гайки увеличенной длины, в том числе и гайки-юбки для монтажа в глубокие колодцы легкосплавных дисков;
  • Стопорные гайки, укомплектованные дополнительной (дополнительными) рифлеными шайбами для достижения более надежного монтажа;
  • Изделия различных форм и размеров, предназначенные, в первую очередь, для достижения определенных декоративных эффектов при тюнинге.

При этом крепеж делится на две группы по применяемости:

  • Для стандартных штампованных колесных дисков;
  • Для легкосплавных (литых) и кованых колесных дисков.

Гайки для штампованных дисков имеют описанные выше конструкции (типы A — D). Крепеж для литых и кованых дисков выпускается преимущественно со сферической и конической прижимной поверхностью увеличенной площади — это обеспечивает более равномерное распределение сил по диску, предотвращая возникновение в нем внутренних деформаций. И для литых/кованых дисков представлено множество гаек нестандартной формы и размеров для тюнинга.

Читайте также:  Как отремонтировать лебедку автомобиля

Наконец, все колесные гайки делятся на три типа по стороне установки на транспортное средство:

  • Для левой стороны — с «правой» резьбой;
  • Для правой стороны — с «левой» резьбой;
  • Без указания стороны установки с «правой» резьбой.

Крепеж первого и третьего типа идентичен друг другу, он применяется для монтажа колес на обеих сторонах всех легковых автомобилей и коммерческих грузовиков, а также и многих современных грузовиков. Этими же гайками монтируются левые колеса грузовых ТС, а для установки правых колес применяются изделия с «левой» резьбой — такое расположение препятствует самопроизвольному ослаблению затяжки гаек в процессе эксплуатации автомобиля вследствие возникающих при ускорениях и торможениях моментов.

Характеристики и особенности гаек колес

Колесные гайки имеют три основных характеристики: размер под ключ, размер, тип и направление резьбы и класс прочности.

Размер под ключ. Выпускаются гайки размером 17, 19, 24, 27, 30 и 32 мм в соответствии с размером резьбы.

Размер резьбы, ее тип и направление. Изделия типов A, B и C имеют стандартизированный ряд резьбы: М12х1,25, М12, М14, М18, М20 и М22 с шагом 1,5 мм. Крепеж типа D выполняется только с резьбой М18, М29 и М22, все с шагом 1,5 мм. Все гайки могут иметь как «правую», так и «левую» резьбу.

Класс прочности. Стандартизированный класс прочности всех типов крепежа — 8 и 10, а гайки с невыпадающей шайбой должны иметь класс прочности от 10.

Данные характеристики, а также сортамент гаек колес и их конструкция регламентируются стандартом ГОСТ Р 53819-2010. Однако на рынке представлен крепеж иностранного производства, выполненный по иной стандартизации, поэтому он может отличаться по конструкции.

Как правильно выбрать и заменить гайки на колеса

Деформированные или утерянные колесные гайки следует менять с учетом типа колесного диска и типа транспортного средства. В идеальном случае необходимо ставить тот же крепеж, что был установлен автопроизводителем — так можно гарантировать, что колесо будет держаться надежно при различных условиях эксплуатации.

При установке новых колесных дисков гайки нужно подбирать конкретно под них. Например, со стандартными «штамповками» чаще всего применяются плоские, конусные или сферические гайки, а на грузовых автомобилях — гайки с невыпадающей шайбой. Для легкосплавных и кованых дисков лучшим вариантом станут гайки с увеличенной прижимной поверхностью. Для отечественных и многих зарубежных грузовых автомобилей дополнительно следует выбирать гайки с «правой» и «левой» резьбой для установки на разные стороны.

Главное условие при подборе гаек — чтобы они соответствовали стандартам по прочности, в противном случае крепеж будет ненадежным. Особенно это относится к разного рода крепежа для тюнинга — эти гайки имеют привлекательный внешний вид, но могут оказаться слишком слабыми или ломкими.

Читайте также:  Как поменять звук выхлопа у автомобиля

Выбор гаек-секреток тоже производится с учетом этих рекомендаций, но при этом следует учитывать стоимость автомобиля и особенности его парковки — для каких-то ситуаций достаточно гаек с простейшим механизмом защиты, а для каких-то лучше выбрать крепеж с уникальным спецключом (особенно для защиты дорогих колес).

Монтаж гаек следует выполнять в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля и общепринятыми правилами — производить затяжку крест-накрест с определенным усилием (не меньшим и не большим, так как в этих случаях гайка будет отворачиваться или чрезмерно затягиваться). Только в этом случае будет обеспечен надежный прижим колесного диска и его удерживание при активной эксплуатации транспортного средства.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.

На всех механических транспортных средствах помимо основных указателей поворота должны присутствовать вспомогательные огни — боковые повторители поворота. Все о повторителях, их классификации, устройстве, характеристиках и работе, а также о подборе и замене данного типа приборов — читайте в статье.

Adblock
detector